Операции бизнес процессов это

Если операцию выполняет более чем один исполнитель операции, то это сложная операция. Операция может быть отработана в результате исполнения машинного кода. В этом случае нет выпадения операции из контекста бизнес-процесса. Просто мы считаем код инструментом, а оператором ИТ-службу.

Мы предполагаем, что один и тот же исполнитель операции (далее — оператор) в каждый момент времени может быть участником только одного процесса, в том числе и при сложной операции, когда операторов более одного.

Операция одновременно может принадлежать двум и более процессам или даже функции и подпроцессу принадлежащему двум и более процессам.

По завершении одной операции инструкция может требовать, чтобы этот же оператор осуществил следующую за ней операцию одного процесса. Либо, окончив текущую операцию оператор должен совершить операцию другого процесса.

При этом оператор может поменять свой статус на время исполнения этой следующей операции, например, применив делегированные ему права владельца процесса как контролёр в этом другом процессе.

Циклические операции

Выполняются одним и тем же оператором одна и та же операция или блок непрерывной последовательности операций.

Периодические операции

Выполняются регулярно через промежутки времени или циклы процессов в течение всего или части периода деятельности организации.

Условные операции

Выполняются при наступлении ожидаемых, вероятных но нерегулярных событий. Например, в соответствии с планом действий на случай чрезвычайных событий. Эти операции имеют целью сохранить процесс, довести функцию до конца и получить требуемое. При наступлении события такие операции, функции, подпроцессы встраиваются в бизнес-процесс и исключаются, как только влияние события падает ниже существенного уровня.

ВНД могут описывать процессы, состоящие полностью из условных операций.

Уникальные операции

Должны выполняться при наступлении событий, которые настолько маловероятны или не соответствуют направлению деятельности организации, что для них не разрабатываются заранее технологии, в силу неоправданность затрат. В таких случаях может потребоваться разработка и реализация проекта или привлечение сторонних специализированных организаций.

В качестве примера можно привести аналогии из области спорта. Бег в легкой атлетике является классическим примером циклических операций. Если рассмотреть бег с препятствиями, преодоление препятствий является периодическим процессом. Если сюда добавить спортивное ориентирование на местности, то добавятся условные процессы в форме водных препятствий или пересечённой местности. В случае же если представить, что прошли осадки и река разлилась и понадобится водный транспорт для её преодоления, мы получим уникальное событие, которое потребует привлечение специалистов с водным транспортом или проект по строительству плота.
Процессы конечно состоят из операций. Но в нотациях процессы записываются через события, функции, активности. То есть более крупные, чем операции, единицы.

Процессы проклассифицируем на основании их целей:

Управленческие. Внутренние процессы, состоящие из операций направленных на разработку и контроль выполнения требований к входу-выходу, квалификации, технологии, инструкций к операциям, функциям, процессам, затем последующему контролю, анализу отклонений и изменения требований.

На самом деле руководитель обычно не знает, что происходит на самом деле в текущий момент. Он имеет дело либо с уже прошлым, либо с желаемым будущим. Поэтому на практике достаточно часто наблюдается фиаско управления, потому что скорость процесса управления, обычно меньше скорости изменения внешних факторов, которые изменяются так, что владелец процесса видит недалекое прошлое организации как астроном наблюдает явления во Вселенной состоявшиеся тысячи и миллионы лет тому назад.

Вспомогательные или обеспечивающие. Внутренние процессы, состоящие из операций, направленных на обеспечение основных и управленческих процессов кадровыми, материальными, информационными и прочими ресурсами. Как правило, без этих процессов не возможны физически основные и управленческие процессы.

Читайте также:  Объединение и руководство предприятия малого бизнеса

Способность операции к автоматизации позволяет увидеть варианты изменения процессов в будущем. Что происходит с операцией, которая автоматизирована?

Автоматизированная операция не теряет оператора, меняется инструмент и среда исполнения. А коллективным оператором становится ИТ подразделение.

Процессы делятся на регулярные и нерегулярные. Нерегулярные процессы являются проектами.
Проект это процесс или набор процессов, состоящих из специально разработанных операций, направленных на создание, прекращение или изменение процессов, операций, субстанций, информации, программных кодов. В организациях, специализирующихся на проектной деятельности проекты могут быть типовыми или уникальными.

Типовые проекты могут разрабатываться специализированными организациями, которые получают потоки однородных событий являющихся для остальных фирм достаточно редкими, чтобы не тратить собственные ресурсы. Иногда требуется относительно недорогая адаптация и затраты на разработку существенно ниже цены для потребителя проекта.

Проект сам по себе может содержать циклические операции и функции. Если проект уникальный, то и операции могут быть уникальными и носить творческий характер. В таком случае возрастают требования и ожидания от исполнителя и владельца процесса.

В отличие от регулярного процесса, проект не содержит такого рода регулярностей и является способом внесения изменений в действующую систему. Поэтому управление проектом является управлением изменениями.

По аналогии с материальным правом мы разделяем права на процесс. Владелец процесса и собственник процесса являются различными ролями.

Владелец процесса, тот кто в рамках организации обладает легальным правом в рамках организации изменять любые параметры этого процесса с согласованием своего решения у собственника процесса или без такового. Согласование зависит от внутренней культуры и регламентов.

Собственник процесса делегирует владельцу процесса права, связанные с процессом, имеет право менять владельца процесса без согласования с кем бы то ни было.

Таким образом, Собственник процесса является владельцем процесса управления владельцами процессов.

Исполнитель операции (оператор) в течение наблюдаемого периода времени может, не изменяя свою локацию, участвовать в более чем один процессе.

Источник: habr.com

Операция бизнес-процесса

Операция бизнес-процесса — элементарное действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса (в качестве операции может выступать, например, подготовка письма, замена оборудования, оплата счета).

Операция бизнес-процесса не раскладывается на составляющие и, как и сам бизнес-процесс, предоставляет на выходе некоторый результат. Однако существует также понятие вложенного процесса, т.е. функция бизнес-процесса может представлять собой отдельный бизнес-процесс. Подобное явление возникает в случае, когда при описании бизнес-процессов имеет место многоуровневое моделирование.

Синонимом операции бизнес-процесса является функция. Бизнес-процесс состоит из последовательности операций (функций), которые выполняют сотрудники предприятия для достижения цели бизнес-процесса.

Совокупность описаний операций одного бизнес-процесса называется текстовым описанием процесса.

Совокупность операций или функций исполнителя во всех бизнес-процессах называется должностной инструкцией данного исполнителя. Обычно должностные инструкции заводят не для конкретного сотрудника, а для должности или роли, чтобы снизить зависимость выполнения бизнес-процесса от личности отдельного исполнителя. Таким образом, как роли, так и должности определяются соответствующим набором операций.

Если операция бизнес-процесса документально оформлена и является функционально-законченной, она становится бизнес-процедурой. Бизнес-процедура, как правило, подразумевает учет соответствующей операции.

Смотри также:

  • Бизнес-процесс
  • Описание бизнес-процесса
  • Модель бизнес-процесса

Источник: piter-soft.ru

Глоссарий по бизнес-процессам

Заводсков Сергей Вадимович

Что у нас нового?

Ваш сотрудник одновременно учится под руководством куратора и выполняет реальную работу над Вашим бизнес-процессом. Часто курс окупается экономическим эффектом уже во время обучения.
→ Читать программу курса

Читайте также:  Выращивание груши как бизнес

Основные понятия процессного подхода

Пойдём «снизу вверх».

Определение

Операция — это действие или ряд действий, которые:
• выполняет один человек
• разделение которых между двумя людьми или на два действия, выполняемые в разные промежутки времени, нецелесообразно для данного процесса
• можно измерить в виде какой то трудоемкости (в часах, минутах).
• имеет осмысленный внешне наблюдаемый и проверяемый результат

Операция включает:
КТО должен сделать, ЧТО должен сделать, КОГДА должен сделать.

Более глубоко операция может быть разбита на шаги, элементы, вплоть до отдельных движений. Например, в Макдональдсе операция «помыть руки» состоит примерно из 10 шагов. Однако не будет никакого смысла, если часть их сделаает один человек, а часть — другой.

Выработка и визуальное закрепление оптимального способа выполнения каждой операции — это услуга Стандартизация операций. А для регламентов имеет значение вопрос «кто что должен делать», т.е. кому отдать какую операцию, а не как именно её делать. Поэтому для бизнес-процесса операция — это минимальная содержательная единица. В регламенте операция является строкой таблицы и «клеточкой» блок-схемы.

Как правило, мы НЕ пишем шаги внутри операции, если нет проблем с выполнением операции (чтобы не «утяжелять» регламент), и ПИШЕМ, если процесс меняется или есть проблемы, и важен способ выполнения операции (жалуются получатели).

Примеры

«Прочитать договор» — это не операция, хотя результат «договор прочитан» теоретически может быть, но внешне он не наблюдаем.

А «зарегистрировать письмо» — это операция, хотя она и может состоять из нескольких шагов. Допустим: записать в журнал входящих, надписать на письмо входящий номер, отксерить письмо, открыть папку, вложить ксерокс в папку, папку поставить на место, оригинал вложить в папку «для ГД». (К операции мы относим «и передать следующему», чтобы окончание одной операции служило входом для другой.)
Выполнить ЧАСТЬ этой операции и остановиться — бессмысленно. Никакого полезного результата для компании, и даже ошибка возникает, если письмо, например, внесено в журнал, но по факту не передано никому или не вложено в архив.
Итак, зарегистрировать письмо — одна операция*.

Но, например, после этого «оригинал письма передать на рассмотрение директору» — это вторая операция, так как может выполняться другим человеком или в другое время, и выполняется она с другим объектом: не с письмом, а с папкой, где к тому времени лежит много документов, поэтому правильно звучит так: «папку для ГД передать на рассмотрение ГД».

*Всё равно остается некоторая условность выделения операций. Например, вышеизложенное верно, если всё это делает секретарь в обычной среднего размера фирме. И это же «зарегистрировать письмо», если выполняется в крупном отделе делопроизводства и разбито между несколькими людьми, может состоять из нескольких операций. Например, один сканирует и отдаёт другому и т.п. С увеличением количества участников процесс усложняется.

Тем не менее, операции — это то, что реально существует. А вот группировка их в процессы и в процедуры — достаточно условна. Совокупнсть операций может быть нарезана на процессы и процедуры разными способами.

Определение

Процедура — это совокупность операций, которая:
• объединена общим временым циклом (например, если часть операций выполнятся ежемесячно, а часть ежедневно — это это явно разные процедуры)
• делается с одним объектом
• имеет результат более крупный, чем операции, обычно имеющий некоторую полезность

Читайте также:  Как открыть бизнес с ндс

Мы рекомендуем разбивать так, чтобы из сложной разветвлённой схемы с циклами сделать простую, помещающуюся на лист А4.
Также для разбивки операций на процедуры и процессы может быть важно, кто владелец процесса, и должность, и человек (личность).

Определение

Процесс это совокупность операций или процедур, которая:
• регулярно поворяется
• приносит компании самостоятельно значимый результат

Процесс может выполняться как одним, так и многими людьми.
Процессы могут быть вложенными друг в друга. Чтобы не путаться с понятиями «подпроцесс», «надпроцесс» и прочее, мы всё это называем «процесс».

Обычно выделяют основные бизнес-процессы (те, которые приносят прибыль и связаны с непосредственным обслуживанием клиентов или выполнением заказа — например, продажи, производство, доставка) и обеспечивающие бизнес-процессы (поддерживающие основные — например, приём персонала, управление финансами, ИТ-обеспечение и т.п.).

Процесс называют сквозным, если он выполняется несколькими подразделениями.

Регламенты. В регламенте бизнес-процесса прописывается взаимодействие нескольких сотрудников и, как правило, нескольких подразделений. Как проходят процессы, кто что и когда делает, какой результат получает. Регламенты включают процедуры, а также полномочия и сферы ответственности участников, а также увязку процесса во времени.

Определение

Вход— это условие начала процесса, процедуры, операции (то, что запускает процесс) инициирующее событие.
Это то, что является результатом других процессов, процедур, операций (договор подписан), или то, что происходит само собой (наступила дата, обратился клиент и т.п.).

Выход — результат процесса, процедуры, операции.

Обычно («по учебнику») ко входам относят всё, что входит в процесс извне, а к выходам — всё, что получается в результате.
Но мы заметили, что пользователям регламентов такое воспринимать трудно, так как такого может быть много.
Мы это называем «побочными» входами и выходами. Никому, кроме аналитиков, они не нужны. В регламентах мы указываем только те входы и выходы, которые находятся на стыке разных процессов или процедур, или значимые для чего-либо.

Процедуры и процессы взаимосвязаны через входы и выходы. Для линейного процесса (неразвтвленного) выход предыдущей процедуры является входом следующей, вот так:

Структура бизнес-процесса по процедурам

Определение

Владелец процесса — тот, кто отвечает за результат и за ход процесса.
Это сотрудник, кому директор делегировал определенные процессы и определенные полномочия по их настройке.
Владельцы процессов создают регламенты и затем поддерижвают их актуальность, разбираются в случаях нарушений.

Некоторые различия между часто применяемыми терминами

Описание бизнес-процессов — это наиболее широкое понятие, связанное и изображением процессов, подразделений. С ним связаны:

ТерминЧто значит и для чего
Регламентация бизнес-процессовСоздание комплекта документов, описывающих, кто, что и как должен делать.
Оптимизация бизнес-процессовИзменение процесса или системы с целью улушения результатов работы.
Состоит из: анализа, описания процесса «как должно быть» и мероприятий по внедрению новых правил.
Моделирование бизнес-процессовИзображение процессов и систем с помощью определенных методов, для анализа или последующей автоматизации.
Автоматизация бизнес-процессовВнедрение компьютерной программы (системы электронного документооборота, ERP-системы и т.п.) для облегчения работы

Получайте полезные материалы

Инфографика и схемы процессов в рассылке

Наша рассылка «Приёмы и методы настройки бизнеса»

Выходит 1 раз в месяц:
→ Новые статьи в Базе знаний
→ Кейсы и примеры из практики
→ Инфографика
→ Чеклисты и формы

Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, изображений, текстов и др. допускается лишь с разрешения правообладателя и только с активной ссылкой на источник: spb-progressor.ru

Источник: spb-progressor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин