Бизнес-процессы или операционка — это то, что часто отнимает кучу сил и времени у руководителей, а при неправильном управлении — и у владельцев компании. Оптимизировать эту часть работы и повысить эффективность команды можно за счёт внедрения системы автоматизации бизнес-процессов. Что это такое и зачем это нужно предпринимателям, разберу в этой статье.
Какие цели помогает достичь автоматизация бизнеса?
Автоматизация бизнеса — это использование технологий и программного обеспечения для автоматизации рутинных и повторяющихся задач в производстве продуктов компании. Основная цель автоматизации бизнес-процессов — оптимизация. Но можно выделить ещё несколько задач, которые помогает решить внедрение различных технологий и инструментов.
Производительность
Автоматизация позволяет улучшить процессы и снизить время, необходимое для выполнения рутинных задач.
Снижение затрат
При помощи автоматизации снижается человеческий фактор, который обычно приводит к ошибкам. Благодаря этому вам не нужно тратить дополнительные ресурсы на исправление брака. Кроме того, автоматизация некоторых функций может снизить затраты на зарплаты сотрудникам.
Как выйти из “операционки” и перестать тушить пожары. Бизнес секреты | Бизнес Конструктор
Эффективное управление
Современные технологии и программы позволяют в автоматическом режиме ставить задачи сотрудникам, собирать данные об их работе и контролировать результаты.
Повышение качества продукта
Благодаря автоматизации можно в реальном времени мониторить качество товаров и услуг, повышать скорость обслуживания клиентов и получать обратную связь.
Масштабируемость
Внедрение автоматизации бизнес-процессов позволяет легко масштабировать бизнес. Например, готовые программные решения можно быстро распространить на новые филиалы компании.
Основные области в бизнесе, где нужна автоматизация
Финансовые процессы
Автоматизация учёта и отчётности позволяет сократить время и снизить ошибки в таких процессах, как бухгалтерия, управление налогами, финансовый анализ, управление кредитами и дебиторской задолженностью.
Производство
Самая распространённая область, где применяется автоматизация. Внедрение различных ПО позволяет сократить время на производство, повысить точность и качество продукции, а также уменьшить затраты на персонал и оборудование.
Маркетинг и продажи
При помощи автоматизации можно повысить эффективность привлечения и удержания клиентов, сократить время на обработку заявок и заказов, сделать анализ данных более точным.
Управление персоналом
В управлении персоналом автоматизация применяется для того, чтобы упростить и ускорить процессы найма, обучения, оценки и мотивации персонала. В управлении автоматизацию почему-то используют нечасто, хотя это в конечном счёте влияет на эффективность всего бизнеса.
Логистика и управление цепочкой поставок
Автоматизация логистических процессов позволяет повысить эффективность управления цепочкой поставок, сократить время на доставку товаров, повысить точность и своевременность учёта складских запасов, а также снизить затраты на доставку и хранение товаров.
Как выйти из операционки? Твой план действий
Очевидные, но важные плюсы автоматизации
Автоматизация бизнес-процессов компании имеет множество преимуществ, которые помогают предпринимателям развивать бизнес. Во-первых, она позволяет сэкономить время на рутинных задачах, освобождая собственника от операционки. Во-вторых, она улучшает эффективность бизнес-процессов, что снижает количество ошибок и повышает производительность.
В-третьих, автоматизация может снизить затраты на персонал и другие ресурсы, повышая точность и эффективность управления бизнесом. Кроме того, она улучшает качество продукции или услуг, повышает удовлетворённость клиентов и ускоряет доступ к данным, помогая принимать быстрые решения. Наконец, автоматизация позволяет масштабировать бизнес и управлять большим объёмом данных.
Как видите, автоматизация может помочь компании сделать огромный шаг вперёд, перейти на следующий уровень в развитии и обойти конкурентов. Поэтому не нужно бояться новых технологий и жалеть денег на внедрение современных инструментов управления бизнесом. Это ваша инвестиция в будущее компании.
А о том, какие бывают инструменты управления и автоматизации, можно узнать на моём мастер-классе «Как усилить команду и повысить эффективность бизнеса, чтобы выжить в трудные времена».
Источник: visotsky.com
Как выйти из операционных процессов, не пустив на дно компанию и что делать потом
Помните время, когда вы только основали свой бизнес (или начали карьеру)? Когда «горели» своим делом, посвящали ему всего себя и думали, что это цель всей вашей жизни. Расширялись, завоевывали новые рынки, тщательно подбирали сотрудников и настраивали новые бизнес-процессы…
Вдруг вы осознали, что операционные процессы стали поглощать все больше и больше времени. Пришла мысль, что слишком многое в компании «замкнуто» на вас, слишком много решений (даже незначительных) вы принимаете самостоятельно. Операционка поглотила вас. И вы уже сомневаетесь: та ли это цель, к которой вы стремились, действительно ли вам нужно все это?
Как с этим справиться? Выходить из операционки или нет? И если да, то как? Ответы на вопросы мы попробуем найти в этом материале.
На самом деле «бросаться в омут с головой» не обязательно. Многие воспринимают выход из операционки как «или/или». Но не обязательно резко рубить все связи с прошлой жизнью, есть и «промежуточные» варианты, которые мы сейчас рассмотрим.
«Бросить курить – это просто. Я делал это тысячу раз»
Марк Твен
Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей
Есть ли жизнь без операционки
Не все хотят жить, как рантье. Некоторым спокойная жизнь просто не свойственна. Но они все равно пытаются выйти из операционных процессов. Почему?
Люди действительно думают, что они этого хотят. Некоторым навязали свое мнение уже покинувшие свои должности знакомые. А многие считают, что это естественный ход событий, т.к. инфопространство просто переполнено инструкциями на тему «как выйти из операционки». И люди начинают считать операционку проблемой.
Но это проблема далеко не для всех. Побыв вне дел компании месяц-два, многие осознают, что операционка – это и есть их жизнь. И без личной организации бизнес-процессов эта жизнь неполноценна. Это и есть то, для чего они работали.
Поэтому для начала попробуйте взять «творческий отпуск» на пару месяцев. Если ваши партнеры действительно вас понимают, то воспримут это решение нормально (а если не понимают, что вы с ними делаете?). Если вы единственный собственник бизнеса, то оставьте надежного заместителя.
По истечении срока вы сами поймете, хотите возвращаться или нет.
Смена направления
Бывают ситуации, когда хочется участвовать во всех процессах, но однообразие заставляет задумываться о выходе из операционки. В этом случае подумайте о смене бизнеса.
«Если у вас производство, создайте с нуля музыкальную школу».
Никита Андросов — основатель digital-агентства Ingate
Новые вызовы, новый опыт и сфера деятельности. Возможно, это вернет вам ощущение того драйва и одержимости, которые вы испытывали, развивая свою первую компанию. А когда снова надоест? В мире невообразимое количество дел, которыми можно заняться. Как популярных, так и тех, которые даже вообразить сложно.
Для многих выход из операционки может означать просто вход в другую.
Поиск своей противоположности
Нередко собственники бизнеса готовы заниматься операционными процессами, но часть из них им не нравится, либо они просто не обладают достаточными компетенциями в этих направлениях. Например, руководитель очень хорошо считает и заранее видит, где «зарыта» прибыль, но совершенно не умеет работать с персоналом и, соответственно, собрать сплоченную команду.
Здесь разумным решением будет подыскать управляющего, компетентного в тех областях, которые вам даются с трудом. И в итоге разделить обязанности и продолжать заниматься любимым делом, выйдя из части процессов.
Окончательный уход
Если принято окончательное решение о полном отстранении от дел компании (возможно, кроме стратегических решений), то вам придется решить, на кого ее оставить, если у вас не было бизнес-партнеров.
Вариантов, на самом деле, только два.
- Оставить «на своих».
- Нанять управляющего (генерального директора, CEO).
Если вы хотите поставить на свое место кого-то из компании, то придется потратить время на обучение. Более долгий путь, но значительно более надежный.
Как нанять хорошего СЕО? Это вопрос, над которым годами бьются владельцы бизнеса, и простого однозначного ответа пока не найдено. В этом и есть главная проблема этого способа. Искать, возможно, придется долго и перебрать несколько кандидатов.
Проблемы, с которыми можно столкнуться
«Чтобы выйти из операционки в бизнесе, вам нужно изменить сознание, перестроить свой мозг».
Роман Адушкин — сооснователь производства промышленных батарей NRG Group
Ваш процесс перестройки мозга уже начался с того, что изменились жизненные ценности и цели. Вероятно, вы даже не обратили на это внимание, но ведь вы не хотите больше заниматься тем, чем занимались. И есть желание тратить свое время на что-то другое.
И как только меняются жизненные приоритеты, вы перестаете быть на одной волне с людьми, с которыми провели годы. Ваши партнеры перестанут понимать вас, ведь они по-прежнему хотят развивать бизнес. Могут появиться проблемы в отношениях с друзьями и семьей, ведь изменение вашего мышления коснется всех сфер жизни.
К этому нужно заранее готовиться. Вопрос ментальной подготовки к уходу многие просто игнорируют. Ищут пошаговый план по выходу из операционки и прочие простые пути решения своих проблем. Но самое простое решение проблемы крайне редко оказывается лучшим.
Было ли решение правильным
Как понять, хорошо ли для компании, что вы ушли? Самый очевидный маркер – финансовые показатели. Если все не рухнуло после вашего ухода, значит компания работает нормально.
У вас будет много соблазнов доказать новому управляющему, что вы лучше него понимаете, что делать. Вмешаться в работу новой команды и отдать «правильный» приказ. Избегайте этого. Вы можете только навредить, понижая авторитет нового руководителя в глазах работников.
Также вы будете слышать от своих (уже бывших) подчиненных, как хорошо было с вами, и как плохо при новом директоре. Эти речи можно слушать вечно. Но поддаваться им нельзя.
Единственный вариант, при котором вы можете вернуть себе контроль над операционкой – это снижающиеся финансовые показатели компании. Это означает, что вы ошиблись с управляющим и его нужно заменить.
Источник: atlanty.ru
Капитан у руля: как выйти из оперативного управления и не потерять бизнес
Бизнес в России — это очень личная история, чаще всего собственники не строят машину, а растят детище, поэтому ее владелец вписан в ДНК компании: он знает стоимость каждого коврика в офисе, имя каждого клиента за последние 10 лет, и без него бизнес работать уже точно не будет. При этом, по меньшей мере 25% (каждый третий по внутренней статистике R2 Private Leaders Club) всех собственников с годовым оборотом бизнеса от 400 миллионов задумываются о выходе из оперативного управления.
В России если руководитель отходит от дел — бизнес «растаскивают». Видя это, собственники остаются у руля до последнего. Продать такую компанию не как актив, тоже довольно затруднительно. Виталий Полехин, президент клуба бизнес-ангелов «Сколково» как-то сказал: «Продал – убил».
И это действительно так — 90% проданных бизнесов умирают, так как никто за исключением владельца не знает, как нужно управлять этой лодкой. Именно поэтому главный вызов для собственника – сделать так, чтобы бизнес работал сам по себе.
Один из наиболее успешных кейсов последних лет – история Владимира Моженкова, экс-генерального директора Ауди Центр Таганка. Несколько лет назад самый успешный дилерский центр Audi в Европе был продан за рекордные 172 млн долларов.
За 13-15 лет команда, возглавляемая Моженковым, создала идеально управляемую систему: они первыми в России внедрили структуру KPI, описали бизнес-процессы, оцифровали каждое микродействие. Новые собственники получили ключи от кабинета и на 100% управляемый бизнес, где структура принятия решений расписана на 10 лет вперед. Моженков передал новым владельцам декомпозицию целей и идеально работающий механизм, способный их реализовывать. К слову, сделка совершилась всего за две недели.
Но это — частный случай, в целом же статистика успешной передачи бизнеса в управление невелика. В основном, бизнесмены пробуют нанимать генеральных директоров и чаще всего терпят неудачу. Об этом свидетельствует не только опыт, но и статистика кадровых перестановок топ-менеджмента: только в крупных российских компаниях за год сменяется от 31 (2009) – до 17 (2016) управленцев (по статистике Ward Howell). Практически все успешные модели, при которых бизнес функционирует автономно, начинаются с фразы владельца: «Я изначально строил его так, чтобы не участвовать в «операционке». Так, например, действует основатель KupiVIP и Carprice Оскар Хартман: проектирует бизнес, чтобы затем передать его в управление, делает гендира миноритарием, а сам выступает инвестором, наставником, контролером для своего проекта.
При этом, собственник не застрахован от того, что, передав карт-бланш на управление компанией генеральному директору, на выходе он получит вовсе не то, о чем договаривались «на берегу». Что-то похожее сейчас переживает «Юлмарт». Экс-гендиректор Сергей Федоринов построил успешную компанию за счет своей воли, харизмы и интуиции, но построил ее под себя и объяснить собственникам, как управлять ей также успешно фактически невозможно. В результате, бизнес перекраивается по новым лекалам и это большой стресс для всех сторон.
Передать действующий бизнес в управление наемному топ-менеджеру — задача, сопряженная с массой рисков. Более безопасный сценарий предполагает рекрутинг будущего генерального внутри самой компании.
Любимая модель международных консультантов имеет право на существование и в российском бизнесе: действия такого управленца будет проще предугадать, а компания не потеряет лучших сотрудников из-за смены руководства – генеральный, прошедший долгий путь в компании, с большей вероятностью заручится поддержкой коллектива. Вопрос мотивации и лояльности генеральных директоров все-таки остается острым, даже если менеджер «вырос» в компании. В «Большой четверке», например, эту проблему решает формат партнерства. Партнеры — это миноритарии с небольшой долей, которые прошли карьерный путь внутри и получили свой процент в бизнесе в качестве инструмента удержания. McKinsey https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/343111-kapitan-u-rulya-kak-vyyti-iz-operativnogo-upravleniya-i-ne-poteryat» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]