Трансформация бизнеса сегодня является неотъемлемой частью развития и поддержания конкурентоспособности любой компании. Нефтегазовые компании не остаются в стороне от этого тренда. Руководитель центра развития системы управления операционной деятельностью (СУОД) «Газпром нефти» Евгений Булгаков в интервью Neftegaz.RU рассказал о том, как адаптировать бизнес к новым условиям, в чем смысл операционной трансформации и зачем вовлекать в нее всех без исключения сотрудников компании.
Евгений Юрьевич, в первую очередь хотелось бы поговорить о «Газпром нефти» как об одном из лидеров отрасли в сфере эффективности и технологичности. Показательным в этом плане стал 2020 год: несмотря на то, что на весь отечественный ТЭК давили такие факторы как волатильность цен на нефть и пандемия коронавируса, компания сохранила высокий уровень финансовой устойчивости бизнеса.
Что позволяет «Газпром нефти» эффективно отвечать на новые вызовы? На мой взгляд, отвечая на текущие вызовы, любая организация должна быть действительно адаптивной, гибкой, меняющейся, постоянно изыскивающей новые возможности и ответы на возникающие проблемы. Я думаю, что «Газпром нефти» как раз отлично удается это делать — причем осознанно и проактивно.
Фонд поддержки бизнеса — как это работает | Через край
В этом процессе нам помогают трансформационные программы: цифровая, операционная, организационная и, наконец, культурная, которая поддерживает, по сути, все остальные. Эти четыре программы реализуются взаимосвязано, являясь частями одного целого. Именно этот процесс трансформации и дает нам возможность адаптации бизнеса к новым условиям и вызовам — как существующим, так и потенциальным.
Мы стали первопроходцами в применении практик регулярного менеджмента в российской нефтяной отрасли
При этом важнейшую роль несет в себе именно операционная трансформация, которая в ходе ее реализации оказалась намного глубже, чем даже изначально предполагалось. И смысл ее заключается в развитии системы управления операционной деятельностью. СУОД призвана обеспечить результат как в устойчивости и эффективности нашего производства, так и его безопасности.
Что в связи с этим представляет собой СУОД: когда появилась система, какие задачи она решает и как работает? Наша система управления операционной деятельностью состоит из 12 элементов. В каждом из них есть требования к организации производственного процесса. Всего в нашем кодексе 98 требований.
Они определяют, как должны быть выстроены все производственные процессы, как должны быть оформлены процедуры, как на практике необходимо исполнять требования кодекса и какой должна быть производственная культура, чтобы система работала. Изучив и отфильтровав лучшие подходы к организации производственных процессов в разных активах нашей большой компании, мы выбрали эталонные или качественно отличающиеся и сформулировали свод наиболее оптимальных требований, которые и предопределили целевой образ результата производственной системы.
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДИРЕКТОР! Каким он должен быть?
Уже сейчас мы помогаем нашим подрядчикам осваивать ключевой инструментарий системы управления
Что касается структуры СУОД, все ее 12 элементов можно разделить на 3 крупных блока: один из них связан с операционной эффективностью, второй — с операционной надежностью, третий — с операционной культурой. Почему именно так мы видим агрегацию элементов СУОДа? Во-первых, для управления операционной эффективностью необходимо выстроить оптимизацию производства так, чтобы можно было знать свой потенциал и ставить амбициозные цели. Во-вторых, для монетизации потенциала и реализации производственных целей необходима система, которая обеспечивает надежность и гарантирует результат, купируя любые операционные риски, в том числе риски производственной безопасности. А, в-третьих, требуется создание особой производственной среды, которая позволяет вовлекать всех без исключения сотрудников в культуру непрерывных улучшений, при этом обеспечивая устранение производственных потерь и раскрытие новых возможностей.
Работая над такой масштабной системой, вы учитывали опыт других ведущих международных компаний, которые уже активно применяют Operations Management System в своей деятельности? Есть ли какие-то уникальные методики, которые появились уже в процессе внедрения в компании международного опыта?
И можно ли назвать вашу систему универсальным решением, который можно тиражировать, или это индивидуальный продукт? Для сравнительного анализа мы обратились практически ко всем существующим системам других компаний. Мы посмотрели на OMS1 и Exxon, Shell, BP и Chevron. Мы взяли лучшее, на наш взгляд, из тех принципов, которые лежали в основе их систем, посмотрели на это чуть шире, использовали опыт непроизводственных компаний и сверили наши задумки со стандартом — IOGP2. При этом, когда мы начали описывать свою собственную целевую систему управления, мы сделали ставку на адаптацию лучших практик, существовавших в нашей компании.
Когда мы начали описывать свою целевую систему управления, то сделали ставку на адаптацию лучших практик, существовавших внутри компании
Хотелось бы отметить уникальность некоторых конкретных инструментов. Конечно, нельзя сказать, что мы были первопроходцами, например, в применении практик регулярного менеджмента. С другой стороны, мы первые, кто предложил это в российской нефтяной отрасли.
Это практики, которые помогают одинаково успешно управлять производством не только сотрудникам, закончившим бизнес-школы и имеющим подтвержденную степень MBA, но и сотрудникам, недавно оказавшимся в роли руководителей. Это универсальные алгоритмы, которые помогают выработать единый терминологический язык в компании.
Например, эти практики описывают такие рутинные действия, как проведение совещаний, предоставление обратной связи, обсуждение эффективности, визуальное управление, делегирование, целеполагание и линейные обходы. За счет их применения повышается уровень доверия между сотрудниками, появляется готовность к решению любых производственных проблем.
Другой очень интересный инструмент — наш подход к оптимизации производственных цепочек через концепцию системного подхода3. Он родился изначально как инструмент управления производственными рисками, но постепенно перерос в нечто большее. Этот инструмент позволяет выявлять возможности по оптимизации производственных процессов.
При этом сохраняется его назначение по купированию операционных рисков. Достигается такой эффект за счет управления вероятными отклонениями от заданных параметров на каждом этапе производственного процесса. Инструмент может применяться и к картам потока создания ценности4, и к небольшим производственным цепочкам, создающим ту самую добавленную ценность, которая превращается в финансовый результат. Этот инструмент в какой-то степени уникален не только для нашей организации, но и для индустрии в целом.
- 1 OMS — Operating Management System (на англ. яз.)
- 2 The International Association of Oil https://neftegaz.ru/special/business-transformation/» target=»_blank»]neftegaz.ru[/mask_link]
Как операционные рычаги помогут бизнесу сохранить и увеличить прибыль
Операционные рычаги — инструмент, который помогает финансовому директору быстро показать команде, на каких метриках стоит сфокусироваться, а собственнику и топ-менеджерам — обратить особе внимание.
Фото из архива сервиса «Финансист»
Специально для блога «Помощник финансиста» СЕО «Финансиста» Станислав Кутузов рассказал, как с помощью операционных рычагов найти точки роста компании, улучшить прогнозирование и сохранить предприятие во время падении продаж.
Про операционные рычаги
- найти все точки роста;
- приоритезировать задачи и сфокусироваться на наиболее прибыльных;
- улучшить прогнозирование финансового результата;
- понять, как сохранить прибыль при падении продаж или предоставлении скидки.
4 способа подсчёта операционных рычагов
- ОР по объёму = Маржинальная прибыль / Операционная прибыль
- ОР по цене = Выручка / Операционная прибыль
- ОР по переменным расходам = Переменные расходы / Операционная прибыль
- ОР по постоянным расходам = Постоянные расходы / Операционная прибыль
Считать операционные рычаги можно по бизнесу в целом, а можно по конкретным товарам.При подсчёте очень важно разложить расходы на переменные и постоянные, иначе значения будут неточные.
Как это работает
- выручка — 1 000;
- переменные расходы — (600);
- маржинальная прибыль — 400;
- постоянные расходы — (300);
- операционная прибыль — 100.
На основе этих показателей мы можем посчитать все операционные рычаги:
Расчеты сервиса «Финансист»
Что это значит?
Значение операционного рычага показывает, на сколько процентов увеличится прибыль при увеличении показателя на 1%. Из предыдущих расчетов можно сделать вывод, что увеличение цены влияет на рост прибыли больше других показателей.В примере мы рассчитали, что операционный рычаг по цене равен 10. Это значит, что если мы увеличим цену на 1%, то операционная прибыль вырастет в 10 раз и составит 10%.
Как операционные рычаги помогают руководителю
Благодаря операционным рычагам можно составить. Можно составить таблицу с несколькими показателями-факторами и значением прибыли при их изменении. Пример такой таблицы ниже.
Расчеты сервиса «Финансист»
Расчеты сервиса «Финансист»
Когда руководитель видит такие расчёты, ему становится понятно, как работает бизнес и на какие рычаги можно воздействовать, чтобы увеличить прибыль. Обычный отчёт этого не даёт: там видно, какие у компании затраты и какая выручка, но нет очевидного решения, как сделать лучше.
Напоследок
Если вы знаете, из чего состоит ваша прибыль и насколько важны ее составляющие, можете управлять ею через эти показатели. С помощью операционных рычагов можно не просто увеличить прибыль, но и нивелировать негативное влияние одного из факторов, например, когда изменились условия окружающей среды.Подробнее узнать про операционные рычаги можно здесь. Там же вы найдете практический пример и табличку, которая поможет начать работу с финансовыми рычагами.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
Источник: spark.ru
Зачем бизнесу операционные рычаги. Как сохранить и увеличить прибыль
Операционные рычаги — инструмент, который помогает финансовому директору, собственнику и топ-менеджерам расставить приоритеты в бизнесе. Обсудили с СЕО и основателем «Финансиста» Станиславом Кутузовым, как с помощью операционных рычагов найти точки роста компании и сохранить предприятие во время падения продаж.
Про операционные рычаги
Операционный рычаг – инструмент, который показывает, как изменятся финансовые результаты компании при изменении объёма продаж, цены и затрат.
Этот инструмент позволяет топ-менеджменту коммуницировать с руководителем бизнеса и на показателях объяснять, как функционирует компания на верхнем уровне. Это позволяет выстроить приоритеты внутри команды.
С точки зрения бизнеса операционные рычаги позволяют:
- найти все точки роста;
- приоритизировать задачи и сфокусироваться на наиболее прибыльных;
- улучшить прогнозирование финансового результата;
- понять, как сохранить прибыль при падении продаж или предоставлении скидки.
4 способа подсчёта операционных рычагов
- ОР по объёму= Маржинальная прибыль / Операционная прибыль
- ОР по цене= Выручка / Операционная прибыль
- ОР по переменным расходам= Переменные расходы / Операционная прибыль
- ОР по постоянным расходам= Постоянные расходы / Операционная прибыль
Считать операционные рычаги можно по бизнесу в целом, а можно по конкретным товарам.
При подсчёте очень важно разложить расходы на переменные и постоянные, иначе значения будут неточные.
Как это работает
Чтобы было понятнее, посмотрим на примере компании «Весенняя капель», у которой:
- выручка – 1 000;
- переменные расходы – (600);
- маржинальная прибыль – 400;
- постоянные расходы – (300);
- операционная прибыль – 100.
На основе этих показателей мы можем посчитать все операционные рычаги:
Что это значит
Значение операционного рычага показывает, на сколько процентов увеличится прибыль при увеличении показателя на 1%. Из предыдущих расчетов можно сделать вывод, что увеличение цены влияет на рост прибыли больше других показателей.
В примере мы рассчитали, что операционный рычаг по цене равен 10. Это значит, что если мы увеличим цену на 1%, то операционная прибыль вырастет в 10 раз и составит 10%.
Как операционные рычаги помогают руководителю
Благодаря операционным рычагам можно составить таблицу с несколькими показателями-факторами и значением прибыли при их изменении. Пример такой таблицы ниже.
Когда руководитель видит такие расчёты, ему становится понятно, как работает бизнес и на какие рычаги можно воздействовать, чтобы увеличить прибыль. Обычный отчёт этого не даёт: там видно, какие у компании затраты и какая выручка, но нет очевидного решения, как сделать лучше.
Напоследок
Если вы знаете, из чего состоит ваша прибыль и насколько важны ее составляющие, можете управлять ею через эти показатели. С помощью операционных рычагов можно не просто увеличить прибыль, но и нивелировать негативное влияние одного из факторов, например, когда изменились условия окружающей среды.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.
- #бизнес
- #расходы
- #прибыль
- #учет расходов
- #управленческий учет
- #выручка
- #управление финансами
- #малый и средний бизнес
- #финансовый учет
- #финансовый анализ
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.
Источник: www.klerk.ru