Розничная торговля представляет собой процесс реализации товаров и услуг небольшими партиями конечным потребителям, которые приобретают их с целью удовлетворения личных ил семейных потребностей. Ее основной целью выступает содействие товародвижению продукции к конечным потребителям, в роли которых выступают частные лица.
На сегодняшний день сфера розничной торговли является одним из наиболее развитых секторов экономики. Число розничных торговых предприятий растет с каждым годом. Их главной целью выступает создание условий, обеспечивающих возможность покупки какого-либо товара при условии соблюдения соответствующего качества торгового обслуживания.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В процессе своего развития розничная торговля приобрела различные виды и формы. Рассмотрим их более подробно.
Организационные формы осуществления розничной торговли
В основе организации розничной торговли лежит формирование комплекса взаимосвязанных между собой элементов, которые способны обеспечивать эффективность реализации товарной продукции потенциальным потребителям. Свое практическое воплощение розничная торговля находит благодаря розничным продавцам, торговая деятельность которых может принимать различные формы.
Бизнес с Нуля: Как Выбрать Правильную Франшизу | Бизнес по Франшизе Интервью на BUYBRAND Expo 2023
В общем смысле форму организации розничной торговли принято отождествлять с системой элементов, на основе определенных правил, формирующих коммерческие торговые предприятия. К таким правилам относится ценовая политика, методы обслуживания покупателей и продажи товаров (услуг), способы информирования и привлечения потенциальных клиентов, размещения торговых предприятия, условия заключения договоров купли-продаж и т.п.
На сегодняшний день в сфере розничной торговли выделяется пяти форм организации предприятий розничной торговли, иначе именуемых формами организации магазинной торговли. К ним относятся:
«Формы предприятий розничной торговли»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- супермаркеты;
- универсамы;
- универмаги;
- магазины товаров повседневного спроса;
- специализированные магазины.
Супермаркет представляет собой предприятие розничной торговли, которое имеет значительные торговые площади (приблизительно вдвое больше, чем универсам) и наряду с полным набором продовольственных товаров предлагает товары, не требующие серьезных трудозатрат торгового персонала. Здесь может продаваться как продукция хорошо известных торговых марок, так и немаркированные товары или товары частных торговых марок. На полках супермаркета можно найти самую разнообразную продукцию – от тортов и кондитерских изделий до носков и швабр.
Под универсамами понимаются крупные предприятия розничной торговли, рассчитанные, прежде всего, на удовлетворение потребностей покупателей в товарах продовольственного назначения и домашнего обихода. Как показывает практика, в современном мире их ассортимент постоянно расширяется.
Оптовая и розничная торговля. В чем специфика, какие между ними различия?
Отличительной особенностью универсамов выступают:
- система самообслуживания покупателей;
- относительно невысокие цены;
- большие объемы продаж;
- довольно низкий уровень издержек.
К универмагам относятся крупные предприятия розничной торговли, которые предлагают своим покупателям широкий ассортимент различных товаров. Товарная продукция в универмагах подлежит сортировке и рассредоточению с учетом ассортиментных групп. По большому счету каждый из отделов универмага представляет собой специализированный магазин полного ассортимента.
Магазины, торгующие товарами повседневного спроса, чаще всего невелики по своим размерам. Как правило, они реализуют ограниченный товарный ассортимент, чаще всего – продовольственные товары (например, мясной магазин). Подобные магазины чаще всего располагаются неподалеку от потенциальных покупателей и чаще всего продают товары массового спроса.
Специализированный магазин представляет собой розничное торговое предприятия, реализующее соответствующую ассортиментную группу товаров определенной глубины. Так, например, магазин одежды или зоомагазин относятся к категории специализированных.
Таковы основные формы предприятия розничной магазинной торговли. Однако магазинная торговля является лишь одни из видов розничной торговли. Рассмотрим их более подробно.
Виды розничной торговли
Розничная торговля может принимать различные формы, при этом все они, в конечном счете, сводятся к двум базовым видам (рисунок1).
Рисунок 1. Виды и формы розничной торговли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, розничная торговля может быть магазинной или не магазинной.
Магазинная торговля реализуется в стационарных торговых объектах, которые способны обеспечивать покупателям комфортные и удобные условия для выбора товара и его покупки.
Внемагазинная торговля, соответственно, реализуется вне стационарных торговых объектов. Она может принимать следующие формы:
- аукционная розничная торговля;
- торговля по образцам;
- выездная розничная торговля;
- ярмарочная розничная торговля;
- дистанционная розничная торговля и пр.
В рамках аукционной торговли товары продаются на торгах, проводимых в специально назначенном месте в заранее установленное время. Покупателем среди присутствующих становится тот, кто предложит наиболее высокую цену за товар.
В основе организации розничной торговли по образцам лежит предложение потенциальному покупателю образцов товарной продукции и ее описания в рекламных буклетах, проспектах, каталогах и иных информационных источниках.
Розничная торговля выездного характера предполагает организацию процесса продажи товара на определенной территории в специально установленных местах вне постоянного места положения торгового объекта.
Ярмарочная торговля организуется в определенное время в определённом месте.
В основе дистанционной розничной торговли лежит организация прямого обращения к покупателям при помощи электронных и телевизионных средств связи. Ее основными подвидами выступают посылочная, электронная и телевизионная торговля.
Замечание 1
Помимо прочего выделяется смешанный вид розничной торговли, предполагающий объединение двух или более организационных форм сбыта товарной продукции конечным потребителям (к примеру, магазинная и электронная торговля, что в современном мире встречается довольно таки часто).
Источник: spravochnick.ru
Розничная торговля
Довольно часто начинающие предприниматели запускают свой первый стартап именно в розничной торговле, поскольку этот вид бизнеса они считают самым простым и понятным.
Таким образом, многие начинают с торговли, причем свои первые шаги делают, создавая именно розничный магазин. Затем, если бизнес оказывается успешным, предприниматели создают и развивают сеть магазинов.
Краткое описание и отличительные особенности розничной торговли
Бизнес розничных торговых компаний, как правило, строится на более-менее регулярных бизнес-процессах. Компании, занимающиеся розницей, зарабатывают на отлаженных цепочках поставки товаров от поставщиков до мест продаж (торговые точки, магазины, супермаркеты, гипермаркеты и т.д.).
Это значит, что каждый отчетный период (месяц или квартал) у розничных предприятий возникают операции, связанные с затратами на закупку товаров и с продажами закупленных товаров. Хотя могут быть ситуации, когда товар закупается большими партиями в одном отчетном периоде, а реализовываться может в течение нескольких периодов. Это может быть связано, например, с предстоящим сезонным увеличением объемов продаж или с планируемым увеличением цен поставщиков.
Примерная организационно-функциональная структура и концепция организации розничных предприятий
Розничная торговля это один из немногих типов бизнеса, когда компании могут очень сильно отличаться по масштабам. К рознице может относиться и одна небольшая торговая точка и крупная федеральная розничная сеть.
Поэтому и организационно-функциональная структура разных розничных компаний может очень сильно отличаться. В минимальном варианте это может быть всего лишь один человек: он же хозяин, он же и продавец магазина.
Количество сотрудников, работающих в этих отделах, зависит от объемов работ.
Часть функций розничные предприятия могут отдавать на аутсорсинг. К таким функциям могут относиться: транспорт и часть административно-управленческих функций.
Примерная структура активов и пассивов предприятий розничной торговли
Чаще всего у компаний, занимающихся розничной торговлей, имеются в наличии собственные или арендованные основные средства. В основном эти основные средства связаны с выполнением функций продаж (торговое оборудование и помещения, если они не арендуются, а принадлежат компании), а также логистических функций (доставка, складирование, хранение, отгрузка и т.д.). Хотя если часть функций (например, транспорт) отданы на аутсорсинг, то это уменьшает долю основных средств в активах розничной компании.
* формально в официальной отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.
Как правило, основную долю в активах розничных предприятий занимают товарные запасы, если места продаж компания арендует. Если же у розничной компании есть собственные помещения, то основную долю в активах будут занимать основные средства. Правда по официальным балансам эта недвижимость может учитываться по гораздо меньшей, чем рыночная стоимость.
Примерная структура расходов розничных предприятий
Как правило существенную долю в выручке предприятий розничной торговли занимает себестоимость проданных товаров.
Хотя если розничная компания ведет активную маркетинговую политику, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в выручке.
Что касается управленческих расходов, то они чаще всего имеют незначительную долю в выручке. Хотя это зависит от масштабов предприятия розничной торговли.
Также определенную долю в компаниях, занимающихся розничной торговлей, могут составлять проценты за кредит.
Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику розничных предприятий чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.
Примерная схема финансовых потоков розничных предприятий
При оценке финансового положения розничных торговых предприятий нужно учитывать, что их финансовые потоки, как правило, имеют более-менее регулярный характер (с поправкой на сезонность или другие существенные факторы).
Соответственно динамика финансовых потоков может незначительно отличаться в различные отчетные периоды (кроме всплесков, связанных с сезонностью).
Основные причины потребности в кредитных ресурсах розничных торговых компаний
Если розничные предприятия работают на условиях предоплаты поставщикам, а оборачиваемость товаров не очень высокая, то единственным источником финансирования (кроме собственных средств) могут выступать кредиты.
Если же поставщики отгружают товары с отсрочкой и сроки оборачиваемости товаров не превышают время отсрочки оплаты, то деятельность предприятий розничной торговли может финансироваться за счет кредиторской задолженности перед поставщиками.
А если период оборачиваемости товаров меньше периода отсрочки, предоставляемой поставщиками, то розничный бизнес может не нуждаться в кредитах для финансирования текущей деятельности. В таком случае кредиты могут понадобиться для реализации какого-то инвестиционного проекта, связанного с расширением действующего бизнеса (открытие нового места продаж) или созданием нового бизнес-направления.
Таким образом, на этой странице сайта содержится информация, которая может быть использована начинающими предпринимателями, планирующими создать свою розничную компанию.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Источник: smart-venture.ru
Общая характеристика торгового предприятия
Магазин «Лакомка» располагается по улице Советская 23. Помимо данного магазина на этой территории находится еще ряд торговых точек. Специализируется это предприятие в сфере розничной торговли продовольственных товаров. Общая площадь магазина 60 квадратных метров он представляет собой отдел, находящийся в области первого этажа пятиэтажного здания.
Данное строение имеет один вход – это непосредственный вход для покупателей и персонала, а так же для приемки товаров. Помещение отапливается от центрального отопления. Водоснабжение централизованное.
В магазине имеется ряд подсобных помещений, к ним относится кладовая, фасовочная и холодильник в котором расположены обычные бытовые холодильники типа «Юрюзань», «Полюс», «Атлант», где хранятся скоропортящиеся продукты.
Штат магазина составляет восемь человек: четыре продавца, водитель, экспедитор, бухгалтер, которая выполняет и роль кассира, а также администратор, которая является директором данного магазина. Заработная плата работников составляет в среднем 4500 рублей, выплата, которой осуществляется 24 числа каждого месяца. Должность товароведа в магазине не предусмотрена.
Внутреннее устройства магазина
Внутренний распорядок в магазине следующий: открытие магазина в будние дни осуществляется в 9.00, с 14.00 до 15.00 обеденный перерыв. В выходные дни магазин не работает.
Утром магазин открывает администратор, которая включает сигнализацию. На свои рабочие места сотрудники приходят в 8:45. Каждый продавец имеет собственную униформу с бейджами, где написаны их имена.
В связи с тем, что предприятие не велико, то адменистратору, которая является и хозяйкой, не составляет труда проверить и проконтролировать деятельность продавцов. За время прохождения практики мной не было отмечено случаев хищения или порчи товара и имущества работниками. Каждый работник предприятия несет материальную ответственность за хищение, порчу товаров. Если подобные случаи все-таки случаются, то стоимость товаров вычитается в полном объеме из заработной платы работников.
Раз в полгода каждый работник имеет право взять оплачиваемый отпуск сроком две недели (предусмотрено законом РФ). В случае не выхода на работу продавца без предупреждения и без уважительной причины, администратор фиксируется, и этот день не оплачивается. Если же причина не выхода на работу была уважительной, то есть в случае болезни, то больничные дни являются оплачиваемыми.
В магазине имеется ряд оборудований: стационарное, переносное и вспомогательное. К стационарному оборудованию можно отнести: стеллажи, витрины, разделочные доски, хлебные полки. Снаружи данная мебель облицована ламинарным шпоном, что в условиях магазина очень важно, с точки зрения санитарии.
Витрины на предприятие представлены двумя видами: холодильные и просто витрины (застекленные шкафы).
В первом случае холодильная витрина выполняет и роль прилавка. Еще одна холодильная витрина, более современной марки «Атлант». Витрина данного типа оснащена антибактериальной подсветкой, что способствует не распространению болезнетворных бактерий и неприятного характерного для холодильников запаха.
В подсобных помещениях распологаются бытовые холодильники «Юрюзань», «Полюс», «Атлант». Кроме стационарного оборудования в магазине имеется, и переносное оборудование, к которому относится контрольно – кассовая машина марки «ОКА».
Один раз в год производится поверка весов и месячная поверка контрольно – кассовой машины, в результате которой на данный прибор ставится клеймо. Поверку ККМ и весов производит Челябинский Областной Госстандарт. В результате поверки в журнале делается отметка.
В магазине кроме стационарного оборудования имеется еще и вспомогательное оборудование. Такое как: совки, для фасовки сыпучих товаров; разделочные доски; ножи для разделки мяса, рыбы, для резки сыра, монолита масла, для резки колбас. А так же ведра и ящики для хранения товара.
Метод продажи товаров, применяемый в торговом зале магазина, осуществляется при помощи продавца. Непосредственный доступ к товару покупатель не имеет его имеет только продавец.
Источник: studfile.net