1. 09.00.00.00 Предпринимательство и хозяйственная деятельность / 09.01.00.00 Законодательство о предпринимательстве / 09.01.01.00 Общие вопросы;
2. 09.00.00.00 Предпринимательство и хозяйственная деятельность / 09.01.00.00 Законодательство о предпринимательстве / 09.01.09.00 Государственная поддержка и защита прав предпринимателей]
1. Гражданское законодательство. Предпринимательство / Общие вопросы]
Комментарий LexUz
1. 09.00.00.00 Предпринимательство и хозяйственная деятельность / 09.01.00.00 Законодательство о предпринимательстве / 09.01.03.00 Индивидуальное предпринимательство]
1. 09.00.00.00 Предпринимательство и хозяйственная деятельность / 09.01.00.00 Законодательство о предпринимательстве / 09.01.09.02 Иные объединения (союзы, ассоциации, фонды и др.) предпринимателей / 09.01.10.00 Объединения (союзы, ассоциации и др.) предпринимателей]
1. 09.00.00.00 Предпринимательство и хозяйственная деятельность / 09.01.00.00 Законодательство о предпринимательстве / 09.01.02.00 Субъекты предпринимательства. Регистрация субъектов предпринимательства]
Актуальное в бизнесе Узбекистана на 2022 год
1. Гражданское законодательство. Предпринимательство / Регистрация субъектов предпринимательской деятельности]
1. 02.00.00.00 Основы государственного управления / 02.08.00.00 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного строительства / 02.08.07.00 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 07.29.00.00);
2. 07.00.00.00 Законодательство о финансах и кредите. Банковская деятельность / 07.14.00.00 Учет налогоплательщиков. Налоговая отчетность;
3. 07.00.00.00 Законодательство о финансах и кредите. Банковская деятельность / 07.29.00.00 Бухгалтерский учет. Финансовая отчетность / 07.29.05.00 Финансовая отчетность]
Источник: lex.uz
Определение малого бизнеса в узбекистане
Нередко налогоплательщики путают понятия субъект предпринимательства и малого предпринимательства.
Фото: Эльдос Фазылбеков / Spot
В некоторых указах и постановлениях президента Узбекистана, нормативно-правовых актах, часто применяется понятие субъект предпринимательства или субъект малого предпринимательства.
Нередко налогоплательщики путают эти смежные понятия, особенно это стало актуальным в 2019 году. Налоговый консультант Гульнара Эргашева разбирает все эти нюансы.
Гульнара Эргашева
Налоговый консультант, бизнес-тренер в Imperial School.
С 1 января этого года был установлен критерий перевода с упрощенного режима налогообложения для субъектов предпринимательства, имеющих годовой оборот по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года.
Удобно ли вести бизнес в Узбекистане?
В связи с этим статья 22 Налогового кодекса была дополнена абзацем поясняющая, что микрофирмы и малые предприятия — это юридические лица, которые по численности работников соответствуют установленному критерию.
До 2019 года у субъектов предпринимательства было четкое понимание что такое малый бизнес — это критерий численности работающий, который применялся к основному виду деятельности за отчетный период (отчетный период по ЕНП — это был квартал, а по НДС установили — месяц).
В связи с внесением изменений, понятие субъект малого предпринимательства при выполнении своих налоговых обязательств применял только для уплаты текущий авансовых платежей по ресурсным налогам (налог на имущество, налог на землю и налог на водные ресурсы).
А ведь именно, от отнесения к категории зависит правильность функционирования этого субъекта, в частности:
- исполнение налоговых обязательств — сроки предоставления налоговой отчетности и уплаты текущих платежей;
- применение налоговых льгот и преференций;
- сроки сдачи финансовой отчетности;
- формы финансовой отчетности;
- сроки сдачи статистической отчетности;
- проведение переоценки основных средств.
Согласно закону в новой редакции «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» субъектами предпринимательства являются юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Субъектами малого предпринимательства являются:
1. Индивидуальные предприниматели.
2. Микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, — не более 20 человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях — не более 10 человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более 5 человек.
3. Малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
- легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, предусмотренной законодательством, — не более 200 человек;
- металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более 100 человек;
- машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более 50 человек;
- науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы — не более 25 человек.
11 сентября глава государства подчеркнул, что во многих странах субъекты предпринимательства разделены на 3 категории — малый, средний и крупный бизнес. Государство реализует отдельную политику по поддержке для каждой категории.
В Узбекистане целиком отсутствует понятие среднего бизнеса, который сегодня играет особую роль в развитии экономики.
Кабинету Министров и соответствующим министерствам было поручено ввести категорию «средний бизнес», пересмотреть критерии малого и крупного бизнеса, а также в трехмесячный срок разработать конкретные предложения по государственной поддержке с отдельными для каждой категории механизмами.
12 декабря Министерство экономики и промышленности вынесло на обсуждение проект постановления президента «О мерах по развитию среднего бизнеса».
В нем начиная с 1 апреля 2020 года предлагается, что субъекты предпринимательства, независимо от формы собственности будут относится к категории среднего бизнеса:
- обрабатывающая промышленность — от 100 до 150 человек работающих;
- строительные организации — от 70 до 100 человек работающих;
- розничная торговля — до 40 человек работающих;
- сфера обслуживания — от 20 до 30 человек работающих;
В проекте также предлагается распространить все льготы и преференции для малого и среднего бизнеса. Кроме этого, предлагается, что хозяйствующие субъекты с годовым оборотом от 1 до 3 млрд сумов будут включены в категорию среднего бизнеса и они будут освобождаться от уплаты НДС.
А вот в проекте Налогового кодекса в контексте исполнения налоговых обязательств понятий микрофирма и малое предприятие, субъект предпринимательства или субъект малого предпринимательства отсутствует вообще.
В проекте Налогового кодекса используется критерий оборота налогоплательщика. Так в частности:
- по НДС — это налогоплательщики с оборотом товаров или услуг больше 1 млрд сумов и все остальные;
- по налогу на прибыль — это совокупный доход с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий текущему налоговому периоду;
- по земельному налогу — это разделение налогоплательщиков налога с оборота и всех остальных;
- по налогу на имуществу юридических лиц — это разделение налогоплательщиков налога с оборота и всех остальных;
- по налогу на водные ресурсы — это разделение налогоплательщиков налога с оборота и всех остальных, и сумм налога за налоговый период из расчет двухсоткратного размера базовой расчетной величины.
Кроме этого, у нас есть понятие крупные налогоплательщики. Это юридические лица отдельной категории, подпадающие под налоговое администрирование исходя из критериев, определенных Государственным налоговым комитетом. Критерии по крупным налогоплательщикам не предоставляют налогоплательщикам права выбора или изменения порядка налогообложения.
Юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, информируются об этом письменно в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения государственными налоговыми управлениями по месту постановки на учет.
К категории крупных налогоплательщиков относятся:
- предприятия, производящие товары, облагаемые акцизным налогом;
- коммерческие банки и их филиалы, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;
- ГП «Навоийский ГМК», АО «Алмалыкский ГМК» и входящие в их состав организации;
- организации, принимающие участие в выполнении работ по соглашениям о разделе продукции;
- юридические лица, чистая выручка которых от реализации продукции (товаров, работ и услуг) по итогам прошедшего календарного года составляет более 100 млрд сумов.
Источник: www.spot.uz
Что изменилось в классификации малого бизнеса
С 1 января 2017 года в стране вступает в силу новая классификация субъектов, относящихся к числу малого бизнеса. Чем она существенно отличается от действующей? Сравнительный анализ – в нашем обзоре.
Постановлением Кабинета Министров от 24.08.2016 г. №275 утверждена новая классификация организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Мы также знакомили читателей проектом этого документа, в то время, когда он находился на обсуждении в открытом доступе . Тогда некоторые из предложенных изменений были восприняты неоднозначно. Но обо всем по порядку.
Сначала классификатор, потом классификация
Новая классификация утверждена в связи с переходом на Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (далее — ОКЭД). Он в свою очередь разработан на базе статистической классификации видов экономической деятельности Европейского Союза (далее – КДЕС).
То есть логическая последовательность такова: КДЕС – ОКЭД – классификация организаций, относящихся к числу малого предпринимательства. Таким образом, утвержденная в Узбекистане новая классификация малого бизнеса взаимосвязана с КДЕС.
Что представляет собой КДЕС? Прежде всего, она базируется на постулате: «Экономическая деятельность имеет место, когда для производства конкретных товаров и услуг объединяются такие ресурсы, как материальные средства, труд, технологии производства или промежуточные продукты» 1 .
В рамках данной классификации все отрасли (секторы) промышленности подразделяются по уровню технологической интенсивности, а услуги – по наукоемкости. Такая градация рекомендована статистическим органом Евросоюза – Евростатом и применяется на территории ЕС, некоторыми статорганами стран СНГ и ЕЭАС.
Внедренный в нашей стране ОКЭД не предусматривает деления видов деятельности на производственную и непроизводственную сферы, не учитывает различия в форме собственности, юридическом статусе, не устанавливает различия между рыночными и нерыночными видами экономической деятельности.
Структурно все виды деятельности в нем сгруппированы следующим образом:
ХХ. — раздел
ХХ.Х — группа
ХХ.ХХ — класс
ХХ.ХХ.Х подкласс
Раздел
Группа
Класс
Подкласс
Наименование
ОКЭД
ОКОНХ
Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях
Выращивание сезонных культур
Выращивание зерновых культур (за исключением риса), бобовых культур и масличных семян
Выращивание зерновых культур (кроме риса)
Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности с комментариями и пояснительными материалами доступен в Информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».
Аналогичным образом структурирована новая классификация субъектов малого бизнеса. Соответственно она стала более детализированной, в ее содержании теперь имеются подробные описания каждого вида предпринимательской деятельности.
Было – стало
В утвержденной классификации изменился не только методологический подход к группировке данных. Она содержит обновленные предельные значения среднегодовой штатной численности сотрудников. По понятным причинам именно этот аспект волнует представителей малого бизнеса больше всего.