Оптимизация бизнес-процессов — частичное совершенствование существующих бизнес-процессов организации, которое происходит путем избавления от явных недостатков, таких как информационные петли, дублирование функций и т.п. Оптимизация бизнес-процессов оформляется соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.
Оптимизация бизнес-процессов применяется в тех случаях, когда предприятию необходимо улучшить свою работу: снизить затраты, сократить производственный цикл, уменьшить количество управленческих ошибок, принять неотложные меры по выходу из кризиса и т.п. Оптимизации, как правило, подлежат ключевые бизнес-процессы, т.к. оптимизация именно этих процессов дает наибольший эффект.
Оптимизации противопоставляют реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов направлен на революционное изменение процессов организации, который происходит однократно и выполняется совместно с внедрением новой информационной системы на предприятии. Его целью является резкое улучшение ключевых показателей деятельности компании.
Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов, в свою очередь, выполняется непрерывно и охватывает, как правило, узкую область на уровне функций. Она характеризуется более умеренными рисками и требует гораздо меньшего времени для проведения. Кроме того, реинжиниринг бизнес-процессов, в отличие от оптимизации, не рассматривает существующий процесс как начальную точку. Реинжиниринг проводится по принципу «от общего — к частному», а оптимизация — «от частного к общему». Таким образом, оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов различаются как по объему работ и скорости получения результата, так и по охвату бизнес-процессов и самой сути.
При оптимизации бизнес-процессов зачастую происходит изменение организационной структуры предприятия, т.к. в результате работы по оптимизации процессов происходит перераспределение функций подразделений. Появляется необходимость в новых подразделениях или в отказе от каких-то старых, в изменении подчиненности и т.д. Таким образом, в результате оптимизации бизнес-процессов улучшается взаимодействие между подразделениями и повышается эффективность деятельности и конкурентоспособность компании.
Как правило, оптимизация бизнес-процессов протекает следующим образом. Прежде всего, фиксируются четкие и однозначные описания существующих бизнес-процессов компании в виде модели AS-IS. Затем анализируются конкретные задачи исследуемых процессов, за которые отвечает определенные исполнители, и оценивается оптимальность выполняемых последними действий.
После выявления недостатков на этой стадии осуществляется переход к анализу оптимальности всего бизнес-процесса или группы бизнес-процессов. На следующем этапе разрабатываются предложения по исправлению обнаруженных недостатков, и строится модель TO-BE.
Завершается оптимизация оценкой возможных ухудшений от проведенных изменений, ведь не следует забывать о том, что устранение дефектов по одному критерию бизнес-процесса может привести к их появлению по другому критерию. Нужно уметь выявлять такие последствия и уметь оценивать их преимущества и недостатки. Не стоит упускать из внимания и человеческий фактор: поскольку оптимизация бизнес-процессов так или иначе влечет за собой усиление контроля исполнителей, это может вызвать сопротивление со стороны сотрудников. Подобные последствия также следует предусмотреть.
Как оптимизация бизнес-процессов помогает преодолеть хаос в работе
Для того чтобы оптимизация бизнес-процессов принесла ожидаемый результат, обновленные бизнес-процессы необходимо закрепить не только в регламентных документах предприятия (положениях и приказах), но и в управленческой информационной системе. Если на предприятии функционирует система управления бизнес-процессами (BPMS), то и оптимизация бизнес-процессов будет успешной. На платформе «1С:Предприятие 8» такой системой является программный продукт «ПитерСофт: Управление процессами», позволяющий не только смоделировать и описать бизнес-процессы предприятия, но и собрать статистику по выполнению бизнес-процессов (с использованием показателей KPI). На основании статистики, т.е. достоверных данных о жизнедеятельности предприятия, можно проводить оптимизацию бизнес-процессов и сразу закреплять результаты в информационной системе.
Смотри также:
- Бизнес-процесс
- Модель бизнес-процесса
- Описание бизнес-процесса
- Реинжиниринг бизнес-процессов
Источник: piter-soft.ru
Оптимизация бизнес-процессов
частичное совершенствование существующих бизнес-процессов организации, которое происходит путем избавления от явных недостатков, таких как информационные петли, дублирование функций и т.п.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Оптимизация бизнес-процессов»
Моделирование и оптимизация бизнес-процесса
Моделирование бизнес-процессов Определение 1 Моделирование и оптимизация бизнес-процесса – это.
В ходе подготовки к проведению оптимизации бизнес-процессов моделирование используется для: введения.
Оптимизация бизнес-процессов Определение 3 Оптимизацией бизнес-процессов называется процедура.
В ходе разработки мероприятий по оптимизации бизнес-процессов должны приниматься во внимание параметры.
Существуют различные методы оптимизации бизнес-процессов: исключать – уменьшать число уровней в процессе
Автор Юлия Валерьевна Шульгина
Источник Справочник
Категория Менеджмент
Статья от экспертов
Оптимизация бизнес-процессов
В статье затрагивается проблема оптимизации бизнес-процессов. В работе показана важность моделирования бизнес-процессов. Дается описание таких понятий как: бизнес-процесса, методологии описания бизнес-процессов, бизнес-модель. Рассматриваются основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов, цели моделирования бизнес-процессов, этапы описания бизнес-процессов.
Автор(ы) Кинтонова А.Ж.
Ким Е.
Источник Sciences of Europe
Научный журнал
Оптимизация системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе
процессами в туристическом бизнесе.
Результаты мероприятий по оптимизации должны положительно сказаться на состоянии всего бизнеса.
Оптимизация системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе должна проводиться на.
Для оптимизации системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе применяют такие.
Это является одним из главных шагов на пути к оптимизации системы управления логистическими процессами
Автор Ольга Владиславовна Алёхина
Источник Справочник
Категория Логистика
Статья от экспертов
Автоматизированная оптимизация бизнес-процессов
Введены понятия оптимальности потока управления и критерий его оптимальности. Представлен метод повышения производительности бизнес-процессов при помощи устранения неоптимальностей потока управления. Метод основан на реконструкции и последующем анализе потока данных процесса и их эволюции. Библиогр. 17 назв.
Ил. 5.
Автор(ы) Ольхович Л. Б.
Источник Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления
Источник: spravochnick.ru
Оптимизация бизнес-процессов компании
В России к поиску направлений оптимизации(1) бизнес-процессов обращаются всё больше и больше компаний.
Сам бизнес-процесс следует понимать как «одну или несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной и непроизводственной деятельности в рамках определённой организационной структуры» [12]. Роберт С. Каплан и Дейвид П. Нортон приводят следующую классификацию внутренних бизнес-процессов: 1) процесс управления производством; 2) процесс управления клиентами; 3) инновационные процессы; 4) законодательный и социальный процесс [9].
Я взял за основу понимание оптимизации бизнеспроцессов как определение более эффективной модели функционирования бизнес-единиц в процессе их взаимодействия друг с другом для достижения прогрессивного внутреннего и внешнего развития компании для увеличения прибыли за счёт разумного уменьшения издержек. Все методы оптимизации отталкиваются от ключевой роли бизнес-единицы в развитии компании, то есть развитие осуществляется за счёт реорганизации одного из направлений деятельности фирмы.
Направления оптимизации бизнес-процессовкомпании
Оптимизация на основе совершенствования IT-технологий. Нередко владелец фирмы при решении оптимизировать свой бизнес хочет понять, можно ли повысить эффективность бизнеса за счёт применения информационных технологий, и определить оптимальные затраты [4].
(1) «Оптимизация – определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть наилучшее состояние системы» [17]. «Оптимизация – процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных» [13]. Руководители компаний часто понимают оптимизацию как экономию всего и во всём [6], способы снизить себестоимость бизнес-процессов [3]. Если говорить об оптимизации бизнес-процессов, то тогда «оптимизация – это увязка разных бизнес-процессов друг с другом, то есть это не что иное, как описание и выявление недостатков в процессе взаимоотношения структурных элементов компании» [12].
Всё многообразие предложений по оптимизации с использованием IT-технологий можно условно разделить на три направления: программы безопасности (обеспечение информационной безопасности данных), аналитические программы (модели сбора и обработки количественных показателей) и программы стратегического управления (введение единого стандарта информационных систем).
Основной целью программ безопасности является защита информации от вредоносных компьютерных программ и попыток её похищения или внесения ложных данных, существенно влияющих на ключевые показатели жизнедеятельности компании. Эффект от вложения средств в разработку и внедрение таких IT-проектов заключается в том, что их возвращение происходит через предупреждение возможных убытки от своевременно выявленных и обработанных инцидентов информационной безопасности.
Аналитические программы, выдвинувшие IT-технологии в лидеры среди направлений оптимизации, отвечают за организацию учёта и поиска необходимой информации [1]. Объёмы необходимых руководителю данных постоянно увеличиваются.
Польза от внедрения информационных программ, способных собрать, распределить, архивировать данные и оперировать этим данными быстро с минимальной погрешностью, становится очевидной. Что касается направления развития стратегических IT-проектов, то их основной задачей является разработка и внедрение единых стандартов работы с информацией для всех бизнес-единиц компании. Зачастую существующая корпоративная информационная система (КИС) состоит из несвязанных приложений, находящихся на разных уровнях управления компании и решающих отдельные функциональные задачи. Каждый уровень предполагает различную методологию с использованием разных программных продуктов. Для того чтобы избежать несовместимости работы инструментов разных информационных продуктов, разрабатывается единая операционная система, которая осуществляет оперативный мониторинг реализации стратегического плана и предоставляет необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Статистика Butler Group свидетельствует, что доля проектов, приносящих бизнесу реальную выгоду, в России составляет не более 10%. Основной причиной является неумение IT-директоров разрабатывать правильную стратегию развития IT-структуры, измерять расходы на её поддержание, оценивать бизнес-риски, связанные с проблемами надёжности и доступности информационных систем [2].
Оптимизация на основе совершенствования системы управления фирмой. Если в основе IT-технологий лежат методы сокращения издержек при работе с информацией, то в основе совершенствования системы управления компанией рассматриваются подходы к процессу принятия, реализации и оценке эффективности управленческого решения. Разрабатываются и внедряются более совершенные модели управления организацией и её стратегическими бизнес-единицами. Наряду с традиционным подходом к управлению по целям, стоимости, процессного подхода и мотивации сегодня в практику оптимизации широко внедряется система сбалансированных показателей (ССП). «Система целей описывает стратегию развития компании. Система бизнеспроцессов призвана обеспечить оптимальную работу всех подсистем организации.
Система взаимосвязанных показателей, основывающаяся на концепции максимизации стоимости, оценивает успешность достижения поставленных целей и определяет конкретный вклад каждого в общий успех бизнеса. Установить прямую зависимость вознаграждения от результатов позволяет система мотивации» [15].
Что касается системы сбалансированных показателей, то данная модель разрабатывалась как система управления более высокого порядка. ССП – система стратегического управления компанией, целью которой является интеграция потенциалов всех её элементов [15]. Получила широкое распространение в коммерческих компаниях, в том числе и в России. Основная идея методики – донести до каждого сотрудника фирмы стратегические планы руководства, таким образом, побуждая его действовать согласованно с общими планами фирмы. Наравне с широким применением ССП развиваются и подходы к пониманию составляющих данной системы управления.
Например, в рамках такого критерия ССП, как обучение и развитие персонала, разрабатываются новые методики подхода к мотивации работников, повышению их лояльности к компании, в которой они работают, к значению их профессионального роста и пр. [18].
В рамках взаимодействия подразделений в процессе управления сегодня рассматривается метод делегирования полномочий как способ оптимизации затрат. Суть данного метода заключается в уходе от вертикальной иерархии и наделении большими полномочиями сотрудников подразделения компании. Эффект заключается в экономии времени, которое тратится в процессе согласования решения и его реализации.
Контроль за расходованием финансовых средств осуществляется через максимально прозрачную систему отчётности и мониторинга.
Развитие ещё одного направления внутри ССП также призвано повысить эффективность процесса управления компанией на уровне высшего руководства. Речь идёт о методе моделирования бизнес-процессов. Основным инструментом контроллинга выступает планирование (стратегическое, инвестиционное, финансовое и текущее). Эффект достигается за счёт сведения всех натуральных показателей в стоимостные, которые, в свою очередь, позволяют качественно оценить эффективность работы (результативность деятельности) компании и всех её структурных элементов [11].
Оптимизация на основе совершенствования маркетинговых программ. Общая тенденция перехода на усиление нематериальных средств воздействия на рынок (стоимости бренда, лояльности клиентов, конкурентных преимуществ, активности внедрения инноваций и других факторов) привела к усилению роли маркетинга. Сегодня популярностью пользуется концепция индивидуального маркетинга, где основу составляет изучение потребностей клиентов и составление «индивидуальных» предложений для продажи ценности.
В России в конце 1990-х гг. большой популярностью пользовался ребрендинг – изменение бренда. Ребрендинг как метод оптимизации бизнеса можно разделить на две составляющие: 1) изменение имиджа компании (начиная от внешнего вида популярных торговых марок фирмы, заканчивая внешним видом атрибутов компании и созданием отличительных стандартов для работы сотрудников); 2) активное закрепление нового имиджа в среде потенциальных и имеющихся клиентов. Малые и средние компании довольствуются рестайлингом, то есть изменением логотипов и внешних атрибутов компании.
Ступенью эволюции ребрендинга становится превращение торговых марок и брендов в lovemarks. Концепцию lovemarks придумали в Saatchi https://dis.ru/library/558/29911/» target=»_blank»]dis.ru[/mask_link]