В статье проведен анализ современного состояния малого бизнеса в России, выявлены основные тенденции его развития. Проанализирована роль сферы торговли в развитии малого бизнеса в России, рассмотрена динамика и структура малого торгового бизнеса. Среди основных направлений повышения конкурентоспособности малых торговых предприятий определены такие как выбор местоположения торгового предприятия, управление ассортиментом с учетом специфики малого бизнеса, повышение качества обслуживания, а также применение инструментов электронной торговли.
малый бизнес, оптовая торговля, розничная торговля, конкурентоспособность, электронная торговля
JEL-классификация: L26, L86, L81, M21
Цитировать публикацию:
Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 11. – С. 3493-3502. – doi: 10.18334/rp.19.11.39575
Bragin, L.A., Pankina, T.V., Аэтерна» , 2016. – 55-84 с.
Особенности, Ограничения и Поддержка малого бизнеса // Малый бизнес в России /14+
10. Каращук О.С. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле с использованием налоговых методов // Российское предпринимательство. – 2015. – № 11. – С. 1567-1578. – doi: 10.18334/rp.16.11.238.
11. Каращук О.С., Чибирев А.В. Перспективные направления развития собственной системы товародвижения торговых организаций // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 1. – С. 31-40. – doi: 10.18334/tezh.2.1.464.
12. Красильникова Е.А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. – 2015. – № 11. – С. 1607-1616. – doi: 10.18334/rp.16.11.241.
13. Куренкова В.П. Эволюция системы контрольно-надзорных мероприятий в торговле // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 725-736. – doi: 10.18334/rp.19.3.38836.
14. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2015. – № 11. – С. 1542-1556. – doi: 10.18334/rp.16.11.236.
15. Леонова Ю.Г. Сущность и слагаемые конкурентоспособности оптовых торговых организаций // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2012. – № 1(1). – С. 147-149.
16. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. – 2016. – № 2(15). – С. 111-122.
17. Майорова Е.А. Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – № 5(52). – С. 3-17. – doi: 10.12737/5360 .
Панасенко С.В., Алехина Е.С., Баклакова Е.В. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов). / Коллективная монография.Том книга 41. — Воронеж-Москва: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 185 с.
19. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 599-608. – doi: 10.18334/rp.19.3.38818.
Почему малый бизнес важен и его надо спасать
Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Роль торгового предпринимательства в социально-экономическом развитии страны // Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России: Материалы международной научно-практической конференции. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. Москва, 2016. – С. 67-69.
21. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка // Современная конкуренция. – 2017. – № 2(62). – С. 64-71.
22. Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. Assessment of customers’ perception of social responsibility of trade business // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2016. – № 2. – С. 158-163.
Источник: creativeconomy.ru
Государственная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы развития в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко О.В, Сивонина А.А.
В настоящей статье рассматривается вопрос государственной поддержки малого бизнеса в России. В настоящее время для российской экономики малый бизнес является существенным фактором роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения. И конечно, этому сегменту легче развиваться с поддержкой государства , в связи с чем проблемы, затронутые в статье, являются актуальными
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власенко О.В, Сивонина А.А.
Государственная поддержка малого бизнеса в России
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Политика поддержки субъектов малого бизнеса в регионе: роль банков и государства
Направления и формы государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области)
Использование финансово-кредитного механизма для активизации малого бизнеса и предпринимательства в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы развития в российской Федерации»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Власенко О.В, к.э.н.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В настоящей статье рассматривается вопрос государственной поддержки малого бизнеса в России. В настоящее время для российской экономики малый бизнес является существенным фактором роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения. И конечно, этому сегменту легче развиваться с поддержкой государства, в связи с чем проблемы, затронутые в статье, являются актуальными.
Ключевые слова: бизнес, малый бизнес (предпринимательство), предприниматель, государство, поддержка, фонды.
В нашей стране исследованию проблем малого бизнеса и его государственной поддержки уделяется, на мой взгляд, еще недостаточно много внимания. И, напротив, за рубежом исследованием этой темы занимаются уже давно. По мнению американских ученых, бизнес — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов.
Бизнес — рискованное дело, добровольное осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и пол свою ответственность. Бизнес ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.
Если рассматривать западные страны, то современный бизнес характеризуется как особый, новаторский, анти-бюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в России. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), констатирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.
Статьей 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в РФ» определены категории субъектов малого предпринимательства (бизнеса).К этим субъектам относятся, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственный и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства.
Средняя численность работников не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий, среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С точки зрения предпринимателей именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.). С точки зрения государства предприниматель привязан обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.). В области пересечений целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная
государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
Структура поддержки малого бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающих заказы на выполнение работ для государственных нужд. Кроме того в инфраструктуре присутствуют фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки, общественные организации, муниципальные и государственные фонды, венчурные фонды, а также центры занятости.
В виде схемы можно представить, как государство может влиять и помогать малому бизнесу (рис. 1).
Рисунок 1. Влияние и помощь государства малому бизнесу
Так же можно выделить муниципальные программы государства для поддержания малого бизнеса в России. Во-первых, грантовая поддержка начинающих предпринимателей.
Принять участие в этой программе могут субъекты малого предпринимательства, которым на момент подачи документов не исполнился один календарный год с даты регистрации. «Грант предоставляется на возмещение 70% от понесенных затрат, максимальная сумма гранта — 300 тысяч рублей.» Во-вторых, субсидирование части затрат по лизинговым платежам. Поддержка оказывается предприятиям независимо от длительности их существования. «Главное условия: должен быть заключен лизинговый договор, внесен первый платеж по договору.
Город по заявлению предпринимателя может возместить ему 25% от суммы договора купли-продажи предмета лизинга, максимальный объем от суммы договора купли-продажи предмета, лизинга, максимальный объем возмещения — 1 млн. рублей.» В-третьих, областной проект «Гарантийный фонд». Суть этого проекта: получение предприятиями поручительств по кредитам. Участвуют в нем субъекты бизнеса, существующие не менее полугода. «Условие: наличие положительного заключения банка о предоставлении кредита. Кредит должен составлять от 1 млн. рублей, максимальный объем поручительства — 10 млн. рублей. Прежде чем дать поручительство, в АГР внимательно изучают финансовые показатели предприятия.»
В 2012 году вступили в силу две новые программы: во-первых, грант малым инновационным компаниям — это субсидии юридическим лицам — субъектам малого предпринимательства, созданным не ранее 1 августа 2009 года, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, грант начинающим экспортерам -поддержка экспортно-ориентированных предприятий: частичная компенсация затрат.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что формы и программы государственной поддержки малого бизнеса достаточно обширны и эффективны в применении при определенных знаниях, умении воспользоваться поддержкой государства для чего естественно необходима квалификация, как самого предпринимателя, так и его сотрудников. И конечно у этих программ есть и свои недостатки, одно из которых, и я является именно сложность воспользоваться определенными льготами и помощью, из-за которых в полной мере эффективных программ поддержки государства.
Существует несколько проблем в сфере малого бизнеса. Главная нерешенная проблема — это несовершенство федерального законодательства, т.е. недостаточная нормативно-правовая база,
громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Также существуют проблемы финансирования и кредитования.
Сами банкиры утверждают, что поддерживать малый бизнес должно государство. Логично, ведь кредитные учреждения — не благотворительные фонды. Банк поддержит финансированием интересную предпринимательскую инициативу, имеющую чуткую деловую цель. Тогда как ключевая задача государства на сегодня — раскрутка института бизнес-инкубаторов.
Однако возможности программ поддержки слишком ограничены. Дело в том, что по статистике на государственное финансирование может рассчитывать всего лишь один из пятидесяти предпринимателей. И это крайне низкий показатель.
Также нельзя не уделить внимание проблеме кредитования. Сегодня около половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, социальной техники.» «Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость, либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес-кредитов банкиры отклоняют.
В течение 2010 года происходили постепенные изменения в национальном хозяйстве в лучшую сторону. На рынок кредитования вышли крупнейшие банки, обладающие обширной филиальной сетью. Некоторая активизация наблюдается и на региональном уровне. Как следствие, повышение уровня конкуренции повлекло за собой улучшение условий кредитования.
Очевидно, что в России нужно вдвое большее количество действующих малых предприятий. По этому показателю важно хотя бы немного приблизится к развитым странам, а для этого достижения данной цели требуется создание четкой структуры государственной поддержки.
При этом идет речь не только о законодательных изменениях и нововведениях, но и о конкретных действиях осуществляемых властями регионального и местного уровня. На сегодняшний день в России существуют все возможности для государственной поддержки бизнеса по лучшим мировым стандартам. Но, несмотря на это, отечественное предпринимательство характеризуется низкой активностью.
Так, по результатам социологических исследований, доля инновационно — активных предприятий в стране не превышает 12%. Лишь в 16% компаний сообщили, что внедряют новшества, существенно изменяющие и повышающие качество. А совершенствованием производственного процесса занимаются всего 9%.
В настоящее время не ослабевает после кризисное, 2008 года, состояние все российской экономики. Финансовый кризис нанес серьезный урон малому бизнесу. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но многие проблемы остались нерешенными. Среди них, в частности, финансовая безграмотность населения, административные барьеры и коррумпированность чиновников, неустойчивое экономическое развитие страны, высокий уровень региональной дифференциации.
Политика поддержки малого предпринимательства основывается на двойных стандартах. С одной стороны, представители государственной власти постоянно говорят о необходимости снижения административных барьеров. С другой стороны, законодатели принимают законы, существенно осложняющие жизнь малым предприятиям.
Так, в январе 2011 года вступил в силу Закон о замене единого социального налога страховым взносам. Предприятия платят за работников 34% их зарплаты. Такая нагрузка может оказаться неподъемной ношей для малого бизнеса. Поэтому существует высокая вероятность того, что подобная мера приведет к массовому возвращению фирм к серым зарплатам и уходу в тень. Другой пример излишних барьеров для малого предпринимательства — это излишний протекционизм.
В заключение хотелось бы отметить, что государство заинтересовано в развитии отрасли -малый бизнес и пытается поддерживать его, разрабатывая программы для улучшения работы. Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства, а, как упоминалось, на экономику в целом повлиял кризис 2008 года и на данный момент сегмент тоже отложил твой отпечаток.
Недоверие банков-кредиторов значительно влияет на развитие малого бизнеса. Если повысить доверие банков (одним из вариантов является более активное участие в государственной поддержки малого бизнеса оценочных компаний и страховые компаний), то процентные ставки будут понижаться, предпринимателям будет легче заниматься своей деятельностью и эта отрасль в РФ будет развиваться и данное действие будет выгодно для банка тоже, так как возрастет число клиентов, а, следовательно, и прибыль банков.
Так же квалификацию кадров и их развитие на региональном уровне необходимо анализировать комплексно, и уже после именно такого анализа делать выводы и принимать решения
о конкретных (относящемся к конкретному региону) проектах малого бизнеса. В таком случае государство будет поддерживать не только без рисковые проекты, но и проекты в регионах, в которых они необходимы и на условиях которые для этого региона реальны и выгодны.
Представляется важным проблема большого количества предприятий, которые не получают помощь от государства, на которую они могут претендовать в соответствие с российским законодательством. Решение данной проблемы — это повышение квалификации кадров и самих предпринимателей.
В такой ситуации предприниматели будут точно знать и понимать, как и при каких условиях, они смогут получать помощь. На наш взгляд, при создании образовательных программ их необходимо конкретизировать по категориям участников, а именно на начинающих предпринимателей; действующих предпринимателей-собственников малых предприятий; наемных менеджеров малых предприятий; персонал субъектов инфраструктуры малого бизнеса. С другой -важно обеспечить их взаимосвязь, определенную унификацию, обусловленную сущностью малого предпринимательства. Первое требование реализуется в форме достаточно широкого спектра программ различной продолжительности и уровня, а второе — через модульный характер их построения, при котором один и тот же курс с определенными модификациями может преподаваться несколькими категориями слушателей.
Так же можно выделить важный момент — направленность средств, сил и развития на конкретные недостатки или выгодные позиции малого бизнеса, а не пытаться поддерживать в целом, так как очевидно, что более углубленный анализ и более конкретизированная помощь принесет в итоге больше пользы и развития в эту сферу деятельности.
Конечно, весь ряд проблем охватить и решить в коротком исследовании не удастся, но даже попытка предложить решение проблем, предоставленные автором в этой работе позволяют сделать вывод о том, что эти вопросы требуют более глубокого изучения в дальнейших исследованиях.
1. Бирюков В.В., Власенко О.В. Развитие коммерческо-предпринимательской деятельности в современной России — Омск, 2007.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс.
3. Власенко О.В. Предвидение будущего. Разработка конкурентной стратегии коммерческо-предпринимательской структуры и прогнозирование ее развития // Российское предпринимательство. 2008. № 3. С. 60-63.
4. Коноков Д.Г.Организационная структура предприятий.
5. Лапуста М.П. Предпринимательство. — М., 2009.
6. Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика — Омск, 2011.
7. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы //Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 116-120.
8. Метелев И.С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 3. С. 80-85.
9. Метелев С., Мурзагаянова З. Малое предпринимательство нуждается в поддержке государства // Человек и труд. 2007. № 2. С. 79-83.
10. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент — Омск, 2011.
11. СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 12. 2012).
12. Строкова И.В. Государственное регулирование малого предпринимательства (на примере Омского региона) — Омск, 2009.
13. Федеральный Закон №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
14. Хаирова С.М. Организация предпринимательской деятельности — Омск, 2012.
Источник: cyberleninka.ru
Малый бизнес в сфере торговли (стр. 1 из 2)
Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности известны с времён появления торговли и её проявления в виде различных промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра 1 (1689-1725), а также в пореформенный период – 60-70-е годы 19 в., а в начале 20 в. оно приобретает массовый характер.
После революции 1917 г. предпринимательство как таковое перестаёт существовать. Возрождение отечественного предпринимательства приходится на 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес наряду с крупными предпринимательскими структурами и государственным сектором составляет единое целое.
Нельзя недооценивать значения малого бизнеса и его роли в становлении и развитии экономики, в удовлетворении и обеспечении населения необходимыми товарами и услугами, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.
По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, да и для многих других стран мира, которых захватила волна экономического кризиса, это весьма актуально. Создание и развитие сектора малого предпринимательства способно обеспечить здоровую конкуренцию, решить проблему занятости населения и способствовать переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на многочисленные проблемы, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.
Следовательно, можно утверждать, что при увеличении доли малых предприятий, улучшении инфраструктуры и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором в решении экономических, социальных задач и др. задач.
1. Сущность и роль малого предпринимательства в экономике.
Прежде чем говорить о малом предпринимательстве, надо ясно представлять себе его сущность. Рассмотрим современную трактовку понятия «предпринимательство» в рамках Гражданского кодекса РФ, части 1, образующей юридическую базу предпринимательства России. В соответствии с п. 1 ст.
2 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской относится «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке.» Предпринимательство — это производство, преимущественно рыночного типа (товарное производство), осуществляемое собственником условий производства в целях извлечения личного дохода (прибыли). В научных работах различного плана под малым предпринимательством понимаются предприятия, находящиеся под управлением одного собственника, а также деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц.
Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли – коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций.
Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности. Торговля и коммерческое дело тесно взаимосвязаны.
Стратегия коммерции должна быть направлена на доведение товаров до потребителей, сопровождаемое коммерческими действиями и операциями, тактика которых заключается в снижении текущих затрат. Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием её развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, то есть коммерческая деятельность. Её цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.
2. Особенности организации малого предпринимательства в сфере торговли. Предпринимательская деятельность в торговле имеет свои характерные особенности.
Коммерческий бизнес играет значительную роль в активизации экономических процессов, в частности: обеспечивает установление сбалансированного рынка, способствует формированию оптимальных пропорций между производством и смежными сферами, выявляет спрос на товары, стимулирует производственное предпринимательство, осуществляет эффективный товарооборот, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, стимулирует деятельность субъектов рынка, делает соответственный взнос в формирование доходов государственного и местного бюджетов за счёт уплаты налогов. Кроме этого, предпринимательство в сфере торговли позволяет всем участникам коммерческого оборота выгодно сотрудничать на основе планирования, заключения, реализации торговых операций, закладывает основу для формирования производственных программ и перспективных направлений касательно выпуска продукции по количественным и качественным параметрам, ассортиментной структуре. В торговле, как сфере товарного обращения, осуществляется большой комплекс разных процессов и операций. По характеру функций, которые исполняются в сфере товарного обращения, процессы и операции, которые совершаются в коммерции, можно разделить на два вида: производственные или технологические и коммерческие (только торговые).
Технологические процессы связаны с движением товаров и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, сортировка). Эти процессы отображают механизм управления материальным потоком грузов с включением производственно-технологических операций, которые сопровождают организацию продвижения товаров от производителя до конечного потребителя. Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой формы стоимости, то есть с куплей-продажей товаров. К коммерческим процессам относят и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование торгового механизма, в частности: организацию рыночных исследований, оценку инфраструктуры основных конкурентов. С учётом рыночных условий хозяйствования и расширения сущности хозяйственно-торговой деятельности субъектов предпринимательства в Украине к основным этапам предпринимательской деятельности в торговле следует отнести:
— изучение спроса, предложения и конъюнктуры рынка;
— поиск и выбор поставщиков;
— установление хозяйственных связей, заключение и регистрация коммерческих соглашений;
— приобретение или аренда складских помещений, торговых точек;
— формирование ассортимента товаров;
— организация и проведение ярмарок и выставок;
— заём денежных средств в кредит, уплата процента;
— получение и уплата услуг других организаций, посредников;
— сервисное обслуживание потребителей;
— реализация товаров покупателям;
3. Механизм и принципы предпринимательства в сфере торговли.
Предпринимательство в сфере торговли осуществляется на основе таких принципов:
— организационно-хозяйственная независимость – самостоятельность и свобода выбора субъектами хозяйствования организационно-правовых форм и видов торговой деятельности, характера отношений с другими субъектами рынка, специализации и ассортиментного профиля торговых предприятий, методов обслуживания покупателей;
— открытость – доступность торговых услуг для всех категорий потребителей, приоритетное рассмотрение их интересов, избежание дискриминации покупателей;
— цивилизованность – высокий уровень торгового обслуживания;
— самоокупаемость – возвращение субъектами хозяйствования расходов в процессе торговой деятельности, предотвращение банкротства и финансовой недееспособности предприятий;
— конкурентоспособность субъектов хозяйствования – эффективное функционирование в условиях конкурентной среды и конкурентной борьбы при условии не нарушения антимонопольного законодательства;
— регулируемость – соответственное реагирование торговой сферы на влияние координирующих и корректирующих внешних факторов через систему правовых, научно-технических, инвестиционных, других механизмов государственного регулирования;
— суровая материальная и финансовая ответственность контрагентов за выполнением взятых обязанностей.
4. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ.
Источник: smekni.com