Ошибки при покупке бизнеса

Очень многие предприниматели покупают готовый бизнес. Причины могут быть самый разные: расширение бизнеса, поглощение конкурентов. Или, человек не уверен в своей способности запустить проект, но уверен в управленческих навыках. Какая бы не была причина, ошибки часто бывают одни и те же. Сегодня мы о них и поговорим (в цитатах самих предпринимателей)

Надеются, что агентство всё проверит

Александр Медведев
руководитель отдела продаж в компании «Первый брокер»

Ответственность за предоставляемые данные по бизнесу несёт продавец, так как это его актив. Агентства гарантируют безопасность сделки и предоставляют покупателю возможность полностью проверить бизнес.

Что проверять и проверять ли вообще — решает покупатель. Хотя агентства по продаже бизнеса проводят для себя внутренний анализ компаний и служат фильтром объектов на продажу.

Денис Меламед
генеральный директор «Бис-Брокер»

Покупатель имеет право самостоятельно проверить приобретаемую фирму в официальных источниках — на сайте ФНС, Росстата, ФССП. Советую проверять, не попадает ли помещение фирмы под проект реновации — сейчас собственники активно их продают.

Максим Новицкий

ТОП ОШИБОК НОВИЧКОВ (при продаже бизнеса)


основатель компании «Альтера Инвест»

Приведу пример неудачного опыта. Вместе с действующим автосервисом предприниматель приобрёл землю и здание, где располагался автосервис. Через четыре месяца над землёй пустили линии электропередач, под которыми нельзя находиться ни коммерческим, ни жилым помещениям.

Человек по этой причине потерял и бизнес, и ценность купленных активов. А ведь в его интересах было проверить это заранее.

Покупают сложный крупный бизнес

Юлия Пескова
совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom

Максим Новицкий
основатель компании «Альтера Инвест»

И не стоит поддаваться эмоциям. Женщина-предприниматель сделала карьеру в коммерческой недвижимости. Там большие чеки, общение с серьёзными предпринимателями и хорошие комиссионные. После родов почувствовала тягу к чему-то креативному. Обратилась в «Альтера Инвест».

Мы подобрали хорошую фотостудию. Но когда женщина начала работать, её откровенно выбешивали две вещи: средний чек 3000 рублей и сами клиенты.

Через студию проходили модели, и типаж сильно раздражал предпринимательницу. В итоге она так и не смогла перестроиться. Ей не просто не понравился этот бизнес, он её злил.

Через полгода женщина закрыла фотостудию, даже не попытавшись продать.

Не учитывают внешние факторы

Юлия Пескова
совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom

Проверьте не только внутреннюю структуру покупаемого бизнеса, но и все внешние факторы, влияющие на него, — сырьё, рынок сбыта, конкуренцию, востребованность, актуальность. Ведь вам нужно нести этот бизнес в мир и с миром коммуницировать. А это может быть очень неожиданная история.

Я решила перенести швейное производство для готового бизнеса по продаже одежды из Китая в Россию, потому что логистика и таможня занимали много времени. Но не учла, что в России сырьевая база не так доступна и разнообразна, а производственный процесс сильно затягивается. Сыграли роль и отсутствие местных складов, и неадекватность сотрудников. Бизнес пришлось продать.

Покупают не все активы

Денис Меламед

Топ 6 ошибок при продаже готового малого бизнеса


генеральный директор «Бис-Брокер»

Следите, чтобы вам продали весь бизнес, а не только, например, оборудование. В договоре должны быть прописаны права аренды, материальные, и нематериальные активы, клиентские базы, логины и пароли к соцсетям.

Из практики. Звонит человек, купил диспетчерскую службу такси за 1 млн рублей напрямую у продавца.

В итоге вместо офиса, диспетчеров, телефонных номеров, клиентской базы и водителей ему достался только сайт.

Я спрашиваю: «Что в документах, есть ли договор купли-продажи?» Нет, только расписка о получении денег. А если нет документов, значит, с юридической точки зрения ничего не продавали. И даже в суд не с чем идти.

Не разбираются с вопросами правообладания

Юлия Иванова
владелец компании компании «ОСОМ Кофе»

Покупателю важно выяснить, кто правообладатель компании — продавать её должен тот человек, которому бизнес принадлежит. Например, когда продаётся ООО, то продавцом будет участник ООО или все участники, если их несколько. А вот гендиректор не имеет права продать ООО.

Я купила доли в уставном капитале у двух учредителей, и они вышли из состава ООО — это заняло две недели. Каждый учредитель по очереди написал заявление о выходе и заверил его у нотариуса, приказом меня назначили генеральным директором, и я относила все документы об изменении в ООО в налоговую — кстати, организация работы в московской налоговой приятно удивила.

Не проверяют жизнеспособность бизнеса

Денис Меламед
генеральный директор «Бис-Брокер»

Сложность проверки финансовых показателей зависит от того, как продавец ведёт отчётность. Но даже если её невозможно отследить по бумагам или возникают сомнения, есть способы узнать, что объект жизнеспособен. Например, прозвонить клиентов, зайти на сайт, прийти в кафе или салон и посмотреть, есть ли там люди.

Если учёт денег не ведётся, это не значит, что их нет.

Хотя не для всех покупателей важна финансовая сторона: например, если опытный стоматолог со своей командой и базой клиентов покупает стоматологию, ему нужно только место, лицензия и оборудование. Тогда финансовые показатели — дело десятое.

Максим Новицкий
основатель компании «Альтера Инвест»

Предприниматель самостоятельно нашёл пиццерию, вёл переговоры напрямую с собственником. Решил купить бизнес после изучения неофициальных финансовых отчётов (записи в тетрадях, Еxcel). После покупки оказалось, что у пиццерии уже целый месяц не работал даже указанный на сайте телефон. Активности на сайте не было, маркетинга не было, клиентов и прибыли — тоже.

Верят на слово

Сергей Троцкий
сооснователь компании «Финансовый Айсберг»

Бывает, когда покупатель верит в завышенную прибыльность компании. Например, профессиональный спортсмен решил диверсифицировать накопления. Ему посоветовали купить дистрибьюторскую компанию по продаже профессионального звукового оборудования.

Он не покупает компанию полностью: вкладывается в долю 50%, получает прибыль, все дела ведут партнёры.

Через четыре года спортсмен выкупает остальные 50% и становится единственным владельцем. Доля обходится в несколько миллионов долларов, обещают окупаемость через три года.

Уже после покупки сделали независимую оценку: срок окупаемости — больше десяти лет. Прибыльность оказалась сильно завышена. Разработали план для увеличения прибыли.

Зашли на личных связях в инсталляционные проекты, привлекли под них объём оборудования. Открыли три розничных магазина (до покупки доли был только один дистрибьюторский склад).

В результате за три года первоначальную бизнес-модель кардинально изменили. Вложения окупились, но не тем способом, которым предполагалось изначально.

Переплачивают

Пьер Поликарпов
финансовый директор инвестиционного фонда «Поляков Финанс»

Продавец часто завышает стоимость. В этой ситуации нужно не торговаться, а объективно, на пальцах объяснить, почему цена завышена.

Например, вам предлагают купить фирму за $10 тысяч. Бизнес работает за счёт оборудования. На техническую проверку вы пригласили специалиста, и он заявил, что оборудование необходимо поменять в следующем году.

Стоит эта замена $2000. Соответственно, стоимость бизнеса при покупке уже будет ниже — $8000.

Никита Земсков
старший брокер в компании «Бис-Брокер»

Другой способ заставить клиента заплатить завышенную цену — сказать, что есть другой покупатель, который готов купить бизнес за большую стоимость. Обычно эту ложь легко разоблачить: просто поискать это же предложение на разных сайтах и посмотреть цену.

Не страхуются от плагиата

Алексей Филиппов
генеральный директор GPC Pharmaceuticals

Через две недели после покупки проекта, связанного с интернет-маркетингом, в социальных сетях запустился его близнец, и администраторы пошли работать по тем же сообществам, лидерам мнений, клиентам, используя те же методики, предложив условия чуть лучше наших.

Кто-то из партнёров нашего проекта остался, пойдя на принцип, но не все люди добрые и честные, многие игроки нашего бизнеса ушли туда, где больше платили.

Не учитывают человеческий фактор

Александр Петерман
основатель сервиса Notify.Network

По договору у сотрудников могут быть обязательства, например, не выходить из проекта в течение шести месяцев после перехода фирмы к новому владельцу. Но как только наступит дата, зафиксированная в договоре, команда может разойтись. А в онлайн-бизнесе часто с уходом команды теряется продукт, и сервис перестаёт работать. Поэтому важно понимать, как будут действовать люди в случае продажи компании.

Александр Петерман
основатель сервиса Notify.Network

В Санкт-Петербурге покупатель приобрёл салон-парикмахерскую, не договариваясь с персоналом, даже не познакомившись с ним. После подписания сделки пришёл в салон и поставил мастеров перед фактом, что теперь они работают на него.

Оказалось, ведущий мастер уже два месяца планировал уйти и открыть собственную парикмахерскую.

Смена собственника выступила катализатором этого процесса. Это классическая ситуация для малого бизнеса: у тебя есть якорный сотрудник или менеджер, за которым уйдут клиенты. А если он ещё и неформальный лидер, как в случае с тем салоном, то за ним уходит и персонал.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Читайте также:  Сколько стоит бизнес класс в Турцию

Источник: medium.com

Какие ошибки допускают предприниматели при покупке готового бизнеса Статьи редакции

Ответственность за предоставляемые данные по бизнесу несёт продавец, так как это его актив. Агентства гарантируют безопасность сделки и предоставляют покупателю возможность полностью проверить бизнес.

Что проверять и проверять ли вообще — решает покупатель. Хотя агентства по продаже бизнеса проводят для себя внутренний анализ компаний и служат фильтром объектов на продажу.

Александр Медведев, руководитель отдела продаж в компании «Первый брокер»

Покупатель имеет право самостоятельно проверить приобретаемую фирму в официальных источниках — на сайте ФНС, Росстата, ФССП. Советую проверять, не попадает ли помещение фирмы под проект реновации — сейчас собственники активно их продают.

Денис Меламед, генеральный директор «Бис-Брокер»

Приведу пример неудачного опыта. Вместе с действующим автосервисом предприниматель приобрёл землю и здание, где располагался автосервис. Через четыре месяца над землёй пустили линии электропередач, под которыми нельзя находиться ни коммерческим, ни жилым помещениям.

Человек по этой причине потерял и бизнес, и ценность купленных активов. А ведь в его интересах было проверить это заранее.

Максим Новицкий, основатель компании «Альтера Инвест»
Покупают сложный крупный бизнес
Юлия Пескова, совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom

И не стоит поддаваться эмоциям. Женщина-предприниматель сделала карьеру в коммерческой недвижимости. Там большие чеки, общение с серьёзными предпринимателями и хорошие комиссионные. После родов почувствовала тягу к чему-то креативному. Обратилась в «Альтера Инвест».

Популярные ошибки покупателей бизнеса

Популярные ошибки покупателей бизнеса

Ошибки при покупке бизнеса
При покупке готового бизнеса самостоятельно, без участия специалиста, нередко бывает и такое, что люди ошибаются. Ошибки бывают различные: по невнимательности, по неосторожности или по отсутствию опыта. Для того, чтобы не попасть в подобную ситуацию, учиться на чужих ошибках — мы расскажем про наиболее популярные из них:

Читайте также:  Страйкбол идеи для бизнеса

1 — Не проверить документы
Зачастую покупатель не смотрит и не проверяет документы на аренду помещения, либо же необходимую документацию на собственность, землю. Ведь могут быть и такие ситуации, что после покупки готового бизнеса, арендуемое или собственное помещение может иметь обременения, иметь не соответствующее виду деятельности назначение, может быть незаконной постройкой, которую могут снести в ближайшее время.

2 – Не провести инвентаризацию и проверку оборудования
Нередко покупатели не проводят инвентаризацию и не проверяют наличие, состав, комплектность и работоспособность оборудования. Также зачастую часть оборудования может принадлежать арендодателю, и юридически не может быть продано покупателю бизнеса.

3 — Не провести необходимые встречи: с арендодателем, персоналом, поставщиками.
Иногда так случается, что отношения с кем-то из них испорчены, поэтому нынешний владелец бизнеса и вынужден продать его без ведома выше указанных людей.

4 — Не договориться с контрагентами об аналогичных условиях взаимодействия — Важно соблюсти идентичность условий аренды, финансовой мотивации сотрудников, условий отсрочки с поставщиками и т.п., тем самым не допустить ущерб своему бюджету;

5 — Не составлять договор или не придавать важности правильности его составления
Часто мы слышим про ошибки, связанные с составлением договоров, т.к. продавцы бизнеса прописывают условия, которые выгодны именно им. Для того чтобы обезопасить себя — существуют бизнес-брокеры, люди, которые помогут составить договор и соблюсти условия безопасного приобретения готового бизнеса;

6 — Не включить важные пункты в договор
Часто случается так, что в договоре не прописано ответственность за передачу недостоверной информации, не прописаны условия неконкуренции, прочие важные моменты. В случае спорных ситуаций, сложно будет доказать свою правоту.

7 — Не проанализировать финансовые показатели бизнеса
Может получится и так, что владелец бизнеса намеренно завысил выручу, или занизил расходы, чтобы увеличить чистую прибыль перед продажей. Так повышается риск «остаться ни с чем», не обладая необходимым навыками ведения бизнеса;

Читайте также:  Кроссворд финансовый бизнес чем он может помочь

8 – Не провести инвентаризацию товарного остатка
Даже если вы прописали сумму, на которую продавец обязан оставить товарный остаток, ошибка может случиться в том, что покупатель не проводит инвентаризацию и не проверяет наличие товарного остатка на обозначенную сумму, срок его годности и ликвидность.

9 — Не обсудить цену
Продавец намеренно может завысить стоимость, для того, чтобы получить как можно больше денег от покупателя. Если не провести самостоятельную оценку, переговоры и торги, то есть риск заплатить гораздо больше, чем стоит бизнес на самом деле.

Чтобы избежать данных ошибок и не потерять круглую сумму денег рекомендую пользоваться услугами бизнес-брокеров, т.к. именно они и будут той холодной головой, третьей стороной, которая поможет принять взвешенное решение и разобраться в каждом бизнесе более детально.

Учитесь на чужих ошибках

Источник: bmarket24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин