Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.
Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
Тема
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Основная мысль текста. Как ее определить?
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
- Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Источник: liveposts.ru
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
- Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
- Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Основная идея «Слова о полку Игореве»
Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве». Это памятник древней русской литературы. Время написания «Слова о полку Игореве» — конец XII века, но известно оно стало лишь в конце XIII века. С тех пор великая патриотическая поэма не раз занимала умы поэтов, ученых и художников. «Слову о полку Игореве» обязаны мы гениальной оперой Бородина, и знаменитой картиной Васнецова, великий Пушкин мечтал перевести «Слово о полку Игореве» на современный язык. Большое место занял бы перечень всех деятелей науки, поэзии и вообще культуры, чье внимание было привлечено этим удивительным поэтическим творением, созданным около восьми столетий назад в древней Киевской Руси.
Русь в XII веке страдала от двух основных бедствий: княжеских междоусобных войн и половецких набегов.
«Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Русской».
Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Не сумели русские князья выполнить разумные их советы. Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь.
Половцы, отодвинутые за Дон во времена Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской.
Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцу Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверский князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно.
Он был жестоко разбит и попал в плен. Страшное поражение имело своим последствием то, что половецкие ханы вторглись в русскую землю и подвергли ее опустошению. В тексте великой воинской поэмы есть потрясающего трагизма строки об этом: “тьма свет покрыла”.
С глубокой скорбью изображает поэт картину народного бедствия, нашествие врагов, скорбь русских вдов. Рассказ о неудачном походе Игоря и эпизод гибели Бориса Вячеславовича с братом ярко иллюстрируют идею автора о бессмысленности и опасности междоусобиц. Основной идеей «Слова о полку Игореве» является горячий призыв к единению русских князей.
Автор «Слова о полку Игореве» — неизвестный прогрессивный человек, видевший свою задачу в том, чтобы призвать русских князей к единению, к сплочению, народное и общественное мнение направить против княжеских междоусобиц, осудить князей за стремление к личной славе и удовлетворению своих эгоистических помыслов.
Поражение для автора — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей. Автор «Слова о полку Игореве» чувствует себя власть имущим, видя бедствия своего народа, недавно столь высоко стоявшего, зовет Всеволода Владимирского на престол Киевский.
Поэт уверен, что если бы Всеволоду удалось прибыть на юг, Родина избавилась бы от своих внутренних бед и внешних врагов. Но призыв горячего патриота остался только призывом: Всеволод не смог «поблюсти отня стола”. Общерусские интересы остались отодвинутыми на второе место. Узкая местная эгоистическая политика возобладала.
Князья продолжали ковать крамолу и губить Русскую землю. Людям, мечтавшим видеть свою страну объединенной и великой, пришлось ждать долго. Пришлось пережить удар жестокой татаро-монгольской Орды.
”Слово о полку Игореве” имеет грандиозное художественное значение. Пушкин А.С. восхищался «духом древности», которым веет от произведения. «Слово о полку Игореве” оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу.
Великая патриотическая поэма Древней Руси — это скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение конца XII века — не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.
Оставить комментарий Отменить ответ
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Краткий сюжет
Злая Гингема, ненавидящая людей, варит зелье, чтобы наслать на людей беды и несчастья. Своим колдовством она обрушивает на Канзас ураган. Мощный смерч уносит скромное жилище родителей Элли, вместе с самой девочкой, а также верным её спутником — Тотошкой. Но злой рок был против Гингемы и домик с маленькой героиней упал прямо на колдунью, убив её.
Таким волшебным образом оказалась Элли в стране чудес. Её жители проявили верх гостеприимства к девочке, как избавительницы от злой ведьмы. Однако Элли надо возвращаться, так как она очень любит своих родителей и знает, как сильно они переживают, там в Канзасе, об утрате любимой дочери.
Поэтому по совету Виллины, она направляется к волшебнику изумрудного города – Великому Гудвину, не забыв надеть серебряные башмачки, поверженной Гигнемы. На пути Эли встретила друзей: Страшилу, Железного дровосека и Льва. Вместе они проделывают нелёгкий путь и не единожды приходят на помощь друг к другу.
В Изумрудном городе каждому из друзей удаётся поговорить с Великим и Ужасным Гудвином. Он не блистает оригинальностью: в ответ на просьбу об исполнении заветной мечты каждый из друзей получает одно задание — уничтожить колдунью Бастинду.
Маленький, соломенный, железный и трусливый герои, проявили силу, любовь, смелость и смекалку, но вернувшись к Гудвину, их ожидает разочарование. Великий волшебник оказывается обычным человеком. Однако он «исполняет» желания Страшилы, Дровосека и Льва, и по злой неосторожности улетает из волшебной страны на воздушном шаре, без Эли.
Девочке впору пасть духом, но волшебница Стелла, подсказывает ей секрет серебряных башмачков, с помощью которых Эли и возвращается к родителям вместе со своим пёсиком. В сказке «Волшебник изумрудного города», юный читатель, воспринимая характеры героев, понимает, как важно верить в свои силы и не бояться трудностей, ценить дружбу и взаимовыручку. Писатель говорит, что только поступки человека говорят о нём правдиво, а настоящий друг проверяется не только в беде, но и в радости.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема- это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина. |
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
- Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
- Г. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
- М. А. Булгаков, «Собачье сердце»— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
- А. Грин, «Алые паруса»- жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
- А. Дюма, «Три мушкетёра» — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, «Война и мир», «Три товарища», «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера»).
Источник: mybagazh.ru
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
- Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
- Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Основная мысль и идея
Страстный призыв к единению пронизывает весь идейно-тематический комплекс поэмы. Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности. Уже тогда древнерусские монархи осознали национальную идентичность и стремились к централизации власти во благо отечества.
Мелкие княжества легче победить, чем одно большое и могущественное отечество. Тогда Русь действительно была очень уязвима, ведь внешний враг во все времена старался рассорить правителей и воспользоваться междоусобицей для набега. Поэтому основная идея произведения была политической и носила характер поучения. Получилось некое образовательное пособие для князей.
Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества.
Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Краткий сюжет
Злая Гингема, ненавидящая людей, варит зелье, чтобы наслать на людей беды и несчастья. Своим колдовством она обрушивает на Канзас ураган. Мощный смерч уносит скромное жилище родителей Элли, вместе с самой девочкой, а также верным её спутником — Тотошкой. Но злой рок был против Гингемы и домик с маленькой героиней упал прямо на колдунью, убив её.
Таким волшебным образом оказалась Элли в стране чудес. Её жители проявили верх гостеприимства к девочке, как избавительницы от злой ведьмы. Однако Элли надо возвращаться, так как она очень любит своих родителей и знает, как сильно они переживают, там в Канзасе, об утрате любимой дочери.
Поэтому по совету Виллины, она направляется к волшебнику изумрудного города – Великому Гудвину, не забыв надеть серебряные башмачки, поверженной Гигнемы. На пути Эли встретила друзей: Страшилу, Железного дровосека и Льва. Вместе они проделывают нелёгкий путь и не единожды приходят на помощь друг к другу.
В Изумрудном городе каждому из друзей удаётся поговорить с Великим и Ужасным Гудвином. Он не блистает оригинальностью: в ответ на просьбу об исполнении заветной мечты каждый из друзей получает одно задание — уничтожить колдунью Бастинду.
Маленький, соломенный, железный и трусливый герои, проявили силу, любовь, смелость и смекалку, но вернувшись к Гудвину, их ожидает разочарование. Великий волшебник оказывается обычным человеком. Однако он «исполняет» желания Страшилы, Дровосека и Льва, и по злой неосторожности улетает из волшебной страны на воздушном шаре, без Эли.
Девочке впору пасть духом, но волшебница Стелла, подсказывает ей секрет серебряных башмачков, с помощью которых Эли и возвращается к родителям вместе со своим пёсиком. В сказке «Волшебник изумрудного города», юный читатель, воспринимая характеры героев, понимает, как важно верить в свои силы и не бояться трудностей, ценить дружбу и взаимовыручку. Писатель говорит, что только поступки человека говорят о нём правдиво, а настоящий друг проверяется не только в беде, но и в радости.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
История создания
На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:
- В 10 веке ее написал один просвещенный монах, который был в курсе описываемых событий. Тогда только обладатели духовного сана были достаточно грамотны для этого. По средневековым канонам автор не имел права подписывать свои работы, так как считал себя всего лишь средством для донесения божественной воли, поэтому работа анонимна. Безымянный священнослужитель был обеспокоен последствиями феодальной раздробленности, когда брат шел на брата из-за дележки власти и богатства. Он не смел давать наставления правителям, зато решился оставить послание их потомкам, где прямо указывал на необходимость единения перед лицом внешней угрозы. Со временем рукопись затерялась, но в 18 веке (в 1788 году) ее нашел дворянин Мусин-Пушкин в Ярославле. Он был ошеломлен масштабом находки и переписал содержимое древнего документа, дабы все могли оценить произведение, не повреждая оригинал. Он уже было собирался подарить шедевр императрице, как вдруг в усадьбе разгорелся пожар, и пламя уничтожило драгоценные свитки. От них остались лишь те переписанные варианты, которые сделал Мусин-Пушкин. В дальнейшем они были переведены с древнеславянского наречия на современный русский язык. Другая версия сообщает о том, что оригинал был передан на хранение представителям царской династии, но была уничтожена во время пожаров 1812 года.
- Вторая версия гласит, что изложенная выше история создания произведения – выдумка Мусина-Пушкина, который написал «Слово о полку Игореве» самостоятельно. В его время было модно сетовать на отсутствие русской национальной культуры, а все знатные люди говорили на иностранных языках и стремились коверкать даже родную речь, чтобы она звучала с акцентом. Дворянина и патриота это задевало, он хотел вселить в своих соотечественников гордость за страну. Тогда-то он и замыслил «случайно найти» древнейшую книгу, которая поразит всех своим великолепием. Он был достаточно образован, чтобы написать историю о походе князя Игоря старославянским языком, да и подделать то, что никто, кроме него, не видел, тоже не составило труда. Потом он во всем винил пожар, в котором трагически решилась судьба рукописи. Историю его рассказа мы уже знаем: все с радостью согласились с тем, что на Руси был аутентичный эпос, а перед ними – его прекрасный образчик. В пользу этой консперологической теории говорит то, сообщение о нахождении такого важного документа окутано таинственностью пожравшего берестяные свитки пламени: никто, кроме самого открывателя, не видел первоисточника. Кроме того, книга написана в стиле, превосходящем манеру написания более поздних литературных изысканий. Например, та же самая «Задонщина», которая по логике должна была быть написана интереснее и лучше с точки зрения художественности, — сказка про белого бычка на фоне «Слова…». Таким образом, Мусин-Пушкин перестарался и написал то, что было бы уместно в его веке, но никак не в 10-ом.
В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).
Источник: vzryvmozga.ru