. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса.
. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х гг. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой и необходимой.
Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.
. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.
Тема 16. Лекция 1. Социальная ответственность бизнеса.
Аргументы против социальной ответственности
. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям. 6
. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции.
. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность.
Чтобы говорить о начале энвайронментализма, нужно определить, чем он является — общественным движением, политической, научной доктриной, идеологемой или всем сразу? Скорее всего, последний ответ будет наиболее верным, хотя сами его последователи считают, что история энвайронментализма начинается в то же время, что начинается и история уничтожения природы, превращения её в ресурс. Однако, если мы говорим о нём как об общественном движении, его начало следует отсчитывать с XX века.
Если обращаться к истории научной парадигмы энвайронментализма, то следует обратить внимание на несколько обстоятельств: влияние исторической школы Анналов, антропологических и археологических открытий. На этих научных основаниях выстроена сама возможность говорить о научном подходе к изучению связи между природой и культурой, человеком и природой.
С другой стороны, научными инструментами можно изучать и собственно строение природы как системы. Нередко принципы взаимодействия элементов природы переносятся на общество, поскольку устойчивые системы склонны развиваться сходным образом.
Об этом подробно рассказывал на семинаре в клубе «Экономика заслуг» профессор Всеволод Александрович Твердислов: » «Ведьмин круг» в лесу- это автоволны в активной среде в почве. Мы живем в мире тысяч активных сред. Теперь социальное: пробки в городе. Остановили дорогу, проспект закрыли. Сбоку машины не могут выехать и волна пробок прошла по городу, фазовый переход — это автоволна». 8
Если говорить об истории движения, то следует упомянуть о книге Рэйчел Карсон «Тихий источник», вышедшей в 1962 году. Книга описывает вред, приносимый пестицидами и обращает наше внимание на то, что вред — не только для растений и животных, но и для человека, который, в конечном счёте, оказывается потребителем. В книге уже содержатся как будто предсказания будущих траекторий развития энвайроменталистского движения. Часть будет ориентирована на потребительский рынок и защиту права пользоваться экологически чистыми продуктами, другая превратится в активистов-антиглобалистов, третья будет создавать теоретическую подоплёку для деятельности остальных.
Вообще, разговор о вреде и пользе природы ещё задолго до появления термина энвайронментализма, стал значительным сюжетом в культуре. Это знаменитые «Буколики» и романтические произведения о европейском лесе, подражания восточной поэзии с её свойством «схватывать» свойства природы и передавать тем самым переживания человека и другие подобные произведения. Напротив, многие христианские мотивы, а порой, как ни странно, сказки, рассказывают о том, как герой, воплощающий в себе человеческое, побеждает природное начало. То же разделение остаётся в современной культуре, хотя нужно признать, что энвайронментализм побеждает противоположную тенденцию, например, это очевидно по массовому кинематографу. «Аватар», «Валли», «Планета обезьян», мы легко назовём десяток-другой произведений, где говорится о том, что природа — это хорошо, но едва ли вспомним столько же сюжетов о покорении лесов и животных.
Определяя само явление, нужно соотнести все его составляющие и попытаться их упорядочить. Во-первых, энвайронментализм является идеологией, и, следовательно, включает ряд принципов. Согласно этим принципам, человек не должен относиться к природе как к бездушной субстанции, но должен уважать её, не нарушая порядок вещей, существовавший до его вмешательства. Из этой идеологической позиции происходит несколько практических выводов. 9
Энвайронментализм как движение — это инициатива¸ предполагающая распространение идеологии. Для лоббистов на уровне государств и крупных компаний это означает, например, переработку мусорных отходов, уменьшения выбросов в атмосферу,отказ от тестирования продукции на животных и так далее. В частной жизни принципы энвайронментализма претворяются в практику, связанную с вегетарианством или по крайней мере сокращением количества поедаемого мяса, предпочтением товаров местных производителей, натуральных тканей и продуктов питания, использование вещей, предполагающих длительное использование. Важную роль играет внимание к местным сообществам, в первую очередь с точки зрения экономики. Малый бизнес, местные производители и продавцы с большей вероятностью действуют в рамках своей «экологической ниши», едва ли они начнут массовую вырубку леса или будут заготавливать для своих соседей целое поголовье коров.
В рамках идеологии и практики энвайронментализма сложилась система знаков, праздников, публичного представления себя. Традиционный цвет движения — зелёный, резолюцией ООН принят День Земли. Всё более популярным становится Час Земли, он происходит в последние выходные марта, и все, кто его отмечает, выключают электроприборы, тем самым снижая нагрузку на энергетическую систему.
Энвайронменталисты как активное движение немногочисленны, но людей, сочувствующих их идеям, становится всё больше. Практики активистов иногдастановятся частью массовой культуры, а иногда оказываются уделом небольшой группы. Например, во всём мире распространены сторонники естественного родительства . Они представляют альтернативу «официальной» медицинской позиции, связанной с рождением и воспитанием детей, считая рождение и здоровье детей делом скорее семьи, чем врачей. С другой стороны, «зелёное» потребление является частью современной системы маркетинга, всё большую популярность имеют фермерские продукты, эко-товары, а также вещи, обозначаемые такими знаками.
Самые привлекательные образы будущего нередко имеют «зелёный цвет». На семинаре в клубе «Экономика заслуг» Павел Лукша рассказывал о том, что вероятно появятся «новые зеленые технологии, то есть то, что позволяет нам по-другому выстроить баланс с природой, и со сменой этики». Это понятие технологий трактуется расширительно, и экологичность — это не только качество отношений с природой, но и отношений внутри человеческих групп.
В шестидесятые годы движение энвайронменталистов начиналось как маргинальное левое движение, наравне с активистами борцов за права альтернативного образа жизни, гомосексуальных отношений, политических прав для людей всех рас и национальностей. Сегодня «зелёные» — это глобальные фонды, партии в парламентах, активные лоббисты и политический фактор.
Не менее сильны и тенденции изменения потребительского рынка. Здоровая и экологически чистая еда, одежда, перерабатываемая продукция — это одновременно знак уважения покупателя к природе и прекрасный маркетинговый образ для многих товаров. Этика вегетарианцев, рассказывающих о почти человеческих страданиях коров на бойнях и протесты знаменитостей, в рамках акции РЕТА, фотографирующихся обнаженными со слоганом «Я лучше буду ходить без одежды, чем носить мех»- всё это сегодня не маргинальная среда, а мэйнстрим. При этом среди сообществ учёные снова замечают тенденцию к укреплению локальности, но распространение местных инициатив стало возможным только после развития энвайроментализма как глобальной сети.
Неудивительно, что такая активная позиция, пропаганда и вовлечение новых и новых соучастников вызывает и обратную реакцию. Так, проходят научные дискуссии о действительном влиянии «озоновых дыр», многие учёные уверены, что роль человека в изменении окружающей среды сильно преувеличена. Также продолжаются споры о том, какие изменения оказывают наиболее сильное влияние: вырубка лесов, геологические трансформации или воздействие на атмосферу.
Критику вызывает и сама убеждённость энвайронменталистов, из-за которой их обвиняют в сектантстве. Краткую формулировку этого обвинения высказал, например, писатель Майкл Крайтон: «экологическое движение необходимо, но оно не слишком эффективно, так как приняло форму религии». Обвинение в «религиозности» связано с тем, что энвайронментализм имеет немало черт, роднящих движение с религиозным течением. Там присутствует идея «золотого века», когда человек был не так активен в уничтожении лесов, загрязнении вод и уничтожении животных. Сами практики, жертвенность, изменение статуса человека — всё это трактуется как принципы скорее религиозного мышления, чем светской этики.
В дополнение к этим идеологическим обвинениям звучит и критика с точки зрения христианства. И дело не только в том, что энвайронментализм заставляет расширительно толковать традиционное религиозное представление о любви к ближнему, включая в него животных и растения. Но и в том, что это связано с антропоцентризмом, не свойственным классическому христианскому мышлению. Сложность для религиозного мышления заключается ещё и в отношении к прогрессу: ведь энвайронментализм становится идеологией, когда его сторонники признают, что наука и техника не смогут справиться с проблемами экологии. Следовательно, намнеобходимо не развивать систему знаний и их применения, а менять своё сознание, принимать другую веру.
Наконец, в критике энвайронментализма присутствует и отношение к природе не как к домашнему запуганному зверьку, а как к дикому пространству и в каком-то смысле даже силе, способной привести к необратимым последствиям. Природа непредсказуема и опасна, поэтому нам по-прежнему нужна защита от неё — эта максима особенно часто повторяется после стихийных бедствий, извержений вулканов и других катаклизмов.
Между тем, «телевизионное поколение ожидает, что природа будет действовать в соответствии с его представлениями о ней». Современный человек относится к природе с сочувствием, но при этом можно забыть о том, что при всей своей силе, человек не может управлять ею, и едва ли может защитить себя. Несмотря на века прогресса, мы так и остались одними из самых слабых млекопитающих на планете. И подтверждения тому можно найти в том, с какой лёгкостью стихия уничтожает все преграды, созданные человеком.
Энвайронментализм: за и против
Идеология энвайронментализма действительно очень популярна, но популяризация делает некоторые теоретические основания движения уязвимыми. Ведь нужно в каждом отдельном случае уточнять, что значит «естественное», какое состояние человека и общества органично, а какое — навязано кем-то, и кто сумел это навязать самому обществу. Когда речь идёт об отдельных сферах или сообществах, понятно, как могут применяться принципы внимательного отношения к среде. Поэтому одна из ключевых идей, связанных с современным энвайронментализмом (помимо деятельности по защите окружающей среды)- это понятие устойчивого развития.
Если же рассматривать энвайронментализм как глобальное движение, способное навязать свою идеологию всем и каждому, то нужно признавать и актуальность критических замечаний. Инициатива по защите окружающей среды в таком случае может обернуться тоталитарной идеологией. Основной риск связан с тем, что в энвайронментализме оказывается размыт сам образ «других», тех, кому становится лучше от деятельности движения. И когда малое сообщество начинает оценивать дела для всей планеты, заслугами может быть признано то, что другое сообщество сочло бы преступлением.
.6 Основы социального маркетинга
Социальный маркетинг — это направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как отдельных людей, так и всего общества в целом. Первоначально социальный маркетинг был направлен на убеждение людей заниматься спортом, правильно питаться, бросить курить, практиковать безопасный секс для предотвращения распространения СПИДа, вступать в ряды доноров и т.д. В настоящее время под термином социальный маркетинг, также понимается работа коммерческих компаний, направленная на одновременное продвижения бренда и социальных ценностей. Ключевыми элементами такого маркетинга наравне с изучением, формированием и удовлетворением потребностей покупателей является разработка, реализация и контроль социальных программ, направленных на продвижение социальных идей, движений или реализацию практических действий.
Социальный маркетинг — маркетинг, заключающийся в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности неких социальных идей, движений или практических действий. Обычно социальный маркетинг используется государственными и общественными организациями.
Социальная реклама — особый вид рекламы, которая представляет общественные и гос. интересы и направлена на достижение благотворительных целей (ст. 18 ФЗ «О рекламе» от 18 июля 1995 г.). В С. р. не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Впервые термин «социальный маркетинг» был впервые использован в начале 70х годов XX века и обозначал комплекс мероприятий, направленных на решение социальных проблем.
В настоящее время социальный маркетинг рассматривается как один из элементов точечного маркетинга и в нем выделяют три ключевые составляющие: фандрайзинг, спонсорство(продвижение брендов), стимулирование продаж.
В начале XXI века серьезным инструментом социального маркетинга стало создание специальных версий продуктов компаний, нацеленных на благотворительность.
Рис.3 Принципы социального маркетинга
Одной из самых известных организаций, занимающаяся этим является Product Red, сотрудничающая с крупными компаниями и привлекающая средства для Международного фонда по борьбе со СПИДом. Основателем компании является вокалист группы U2 Боно, а свою продукцию в сотрудничестве с «Red» выпускали такие гиганты как Apple, Armani, Microsoft, Dell, Motorola, The Gap, American Express и многие другие. Деятельность компании Product Red четко демонстрирует разницу между социальным маркетингом и благотворительностью, поскольку затраты на продвижение товаров Product Red значительно превышают суммы, переводимые на благотворительность. Однако при этом реклама и продвижение Product Red одновременно является продвижением идей социального маректинга, поскольку если бы они просто пожертвовали эти деньги, то это не привлекло бы значительного внимания публики.
Европейский фонд Fair Trade, занимающийся поддержкой стран третьего мира, сертифицирует производителей шоколада, если они покупают какао по комфортным для фермеров Доминиканской республики ценам. В результате получается «социальный шоколад» с особым брендом Max Hyvalaar, который хотя и стоит на 2-4% дороже обычного, но занимает на высококонкурентном рынке прочную нишу за счет «ответственных потребителей» Европы. Аналогичным образом обстоит дело с «зелеными» товарами народного потребления — их позиционируют как менее вредные, чем «обычные», например, автомобили со сниженным расходом топлива или еда в бумажной, а не пластиковой, упаковке. Как сообщает New York Times, крупный американский стройритейлер Home Depot сделал в своих гипермаркетах специальные отделы под 2,5 тыс. «зеленых» товаров. На право быть размещенными в этих отделах претендовали 60 тыс. продуктов.
Большинство отечественных компаний самостоятельно реализует программы социального маркетинга, интегрируя их в свои компании или напрямую коммуницируя с целевой аудиторией. В настоящее время основными агентствами, занимающимися социальным макретингом профессионально являются Агентство Социального Маркетинга в Москве и Эффективный маркетинг в Санкт-Петербурге. 12
Посетители гипермаркетов сети «Реал» (российское отделение немецкой сети Real, одно из ведущих подразделений группы компаний Metro Group) уже привыкли: приобретая определенные товары для детей, а также со специального промо-стенда, они автоматически становятся участниками благотворительной акции — передачи детских товаров, купленных на сумму пожертвований, в дома малютки в городах, где расположены магазины «Реал».
социальный этика ответственность энвайронментализм
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net
Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организаций.
1. Создаются благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия фирм улучшают жизнь местного сообщества или устраняют необходимость государственного участия. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, то в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, так как у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный имидж компании.
2. Изменение потребностей и ожиданий со стороны общественности (широкой публики). Связанные с бизнесом социальные ожидания изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом компаний, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Так как бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, то ему необходимо передавать их часть на социальные нужды.
4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Компания является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять её поведением. Подобно индивидуальным членам общества, компания должна действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Законы не могут охватить все случаи жизни, компании должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.
Аргументы против социальной ответственности.
1. Нарушение принципа максимизации прибыли.
2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками.
3. Недостаточный уровень отчётности перед общественностью. Управляющие не являются выборными лицами, они не подотчётны широкой общественности. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели компаний и плохо – их социальную вовлечённость. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчётности ему компаний, последние не будут участвовать в социальных действиях., за которые они не считают себя ответственными.
4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любой компании лучше подготовлен к деятельности в сфере экономики, рынка и техники. Но у него нет опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера.
Основные подходы.
Четыре основных подхода к корпоративной социальной ответственности:
1) рыночный подход;
2) подход с позиции государственного регулирования;
3) подход с позиции «корпоративной совести»;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
4) подход с позиций «заинтересованного лица».
Рыночный подход.
Действенность подхода в том, что он обеспечивает готовую форму регулирования деятельности корпорации, устраняя надобность в бюрократическом вмешательстве государства. Согласно рыночному подходу, как только мы поручаем регулирование деятельности корпорации чему-либо, кроме рынка, мы таким образом открываем ящик Пандоры с бюрократическим управлением и экономической неэффективностью.
Таким образом, решая одну проблему, мы создаём много новых. Однако, проблема «последствий», или побочных эффектов, конечно же немалая. И ещё менее привлекательным будет выглядеть рыночный подход, если мы откажемся от представления о свободной конкуренции на рынке и признаем существование многих форм давления на рынок со стороны олигархов и монополий. Но тем не менее такой подход к корпоративной социальной ответственности приобрёл много последователей в США и других странах.
Подход с позиции государственного регулирования.
Многие аргументы «за» и «против» этого подхода зависят от представления конкретного человека о правительстве и человеческой природе. Большинство приверженцев этого подхода рассматривают государственные структуры как правомочных надзирателей над деловой жизнью, хотя государственное регулирование необязательно является совершенным. Боле того, они считают, что люди по своей природе обычно нуждаются в довольно сильных устрашающих средствах, чтобы удержаться от греха (различными юридическими способами).
Аргумент в пользу этого подхода: закон часто используется как основа для принятия этических решений, несмотря на то, что плохо приспособлен для этих целей. Причина этого, по-видимому, в низком нравственном уровне большинства граждан.
Закон не может выполнять благую роль нравственного воспитателя в обществе, это должен быть «хороший» закон, то есть, хорошо продуман, четко сформулирован и последовательно проводиться в жизнь. Большинство законов редко удовлетворяют хотя бы одному из этих требований. Это значительно понижает нравственно-воспитательную роль государственного закона. Уголовное законодательство грешит непоследовательностью, а гражданское в большинстве стран уступает уголовному в ясности.
А также хотя на какое-то государственное ведомство возложена задача по регулированию деятельности какой-либо отрасли промышленности, чаще всего оно само попадает в зависимость от отрасли.
1. Отрасль требует специфического подхода в управлении и государственным служащим приходится прибегать к помощи экспертов, работающих в этих отраслях, что приводит к отсутствию должной критичности, к самообслуживанию в управлении.
2. Служащие попадают в государственные управленческие структуры из соответствующей отрасли и по окончании государственной службы вновь возвращаются в отрасль. У служащего возникает внутренний конфликт.
Подход с позиций государственного регулирования показал себя эффективным в некоторых отраслях управления бизнесом (особенно в защите прав потребителей). Более того, мы не знаем как сильно могут ухудшиться дела, если бизнес хоть в малой степени не будет регулироваться государством.
Подход с позиции корпоративной совести.
Сила этого подхода в том, что его критерием является моральная ответственность, возникшая внутри корпорации, не какой-нибудь фактор внешний по отношении к ней. Таким образом, есть возможность для саморегулирования, не регулирования спроса и предложения государственными структурами. В свете вышесказанного, т.е. неспособности государства и рынка к стимулированию высокоэтичного поведения подход с позиции корпоративной совести представляет собой многообещающий способ внешнего регулирования.
Двигатель этого подхода – здоровая , этически выдержанная корпоративная культура. Ценности этой культуры могут быть сведены в этический кодекс корпорации или просто отразиться в её репутации. В таком случае данный подход опирается на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководство, и подчинённые.Аргументы из статьи К.Э. Гудпастера и Дж. В. Мэтьюза-мл «Является ли корпорация морально обязанным лицом?».
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организаций. От 250 руб
- Контрольная работа Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организаций. От 250 руб
- Курсовая работа Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организаций. От 700 руб
Источник: students-library.com
Позиции противников и сторонников социальной ответственности бизнеса
Модель социальной ответственности предпринимательства перед обществом более широко охватывает весь спектр проблем, порождаемых функционированием крупного бизнеса. В рамках концепции социальной ответственности предпринимательство как социальный институт расширяет свои функции и роли до обеспечения функционирования других социальных институтов – прежде всего образовательных, научных, здравоохранения, культуры, а также до гарантии базовых прав индивида. Происходит расширение сферы деятельности предпринимательства далеко за пределы экономики, что вызывает неоднозначные оценки.
Позиция противников социальной ответственности бизнеса. Противники возложения на бизнес социальной ответственности, среди которых преобладают предприниматели и ученые – приверженцы экономического либерализма, в числе которых, например, Милтон Фридман, настаивают на том, что прибыль и выгода акционеров остаются главной функцией бизнеса. Именно прибыль и удовлетворение интересов акционеров составляют главную цель усилий менеджеров и управляющих, и возложение на них дополнительных, не относящихся собственно к деловой сфере проблем, может препятствовать достижению этой цели. С точки зрения либеральных теоретиков, сферы ответственности бизнеса и общества разграничены на основе своего рода «социального контракта», пересмотр которого в направлении навязывания бизнесу социальной ответственности был бы несправедливым и безнравственным.
Таким образом, противники социальной ответственности бизнеса исходят из достаточно жесткой дифференциации различных социальных сфер – экономики и предпринимательства, политики, государственного управления и социальной защиты и т.д. С их точки зрения, наделение бизнеса социальной ответственностью по сути дела означает перенос на него части функций правительства или других государственных структур, что представляет угрозу для демократии, поскольку дает слишком большую власть над обществом в руки представителей бизнеса, не избранных демократическим путем и не обремененных обязательствами перед обществом.
Важным аргументом против обременения бизнеса социальными проблемами является следующее из него ограничение его свободы в чисто деловом плане. Социальная и собственно деловая ответственность часто вступают в конфликт, и необходимость отдавать приоритет первой может привести к ущербу для выполнения основной задачи любого бизнеса – обеспечения прибылей акционеров.
Позиция сторонников социальной ответственности бизнеса
Сторонники социальной ответственности бизнеса исходят из того, что он есть часть общества, зависит от общества, следовательно, должен заботиться об обществе. Благо для бизнеса есть благо для всего общества («Что хорошо для “Дженерал Моторе”, хорошо и для Америки»).
В XX в. в США на основе этики ответственности сложилась концепция «корпоративного гражданства», предполагающая добровольные социальные инвестиции компаний, ориентированные на запрос со стороны общества. Целями корпоративного гражданства являются сохранение и воспроизводство в современных условиях либеральных ценностей и институтов минимального вмешательства государства в экономику и в жизнь общества.
Бизнес добровольно берет на себя решение проблем социального обеспечения, развития образования, науки, спорта и т.д., чтобы предотвратить избыточную заботу государства, а значит, и контроль с его стороны. В России ситуация принципиально иная. По данным социологов, у нас в стране продолжает сохраняться запрос на активную роль государства как в обеспечении социальной справедливости, так и в жизни общества в целом в качестве института, воплощающего интересы общности, отражаемой понятием «народ». Именно государство, органы власти различных уровней являются главным «заказчиком» социально ответственных действий бизнеса, причем они используют административные ресурсы для принуждения к участию в благотворительной деятельности. В результате этих усилий государственных органов российский бизнес в целом затрачивает больше средств на социальные нужды, чем его западноевропейские и американские коллеги.
Главная причина повышенного спроса на социальную активность бизнеса в России состоит прежде всего в унаследованной от советской системы обремененности предприятий и других хозяйствующих субъектов социальными обязательствами, наличие на их балансе социальных учреждений, коммунального хозяйства и т.д. Советская практика создания крупных градообразующих предприятий, ответственных за социальное благополучие целых городов, а иногда и регионов, вынуждает новых хозяев также содержать социальную инфраструктуру. В этих случаях большую роль играет давление местных властей, которые за счет социальных инвестиций компаний компенсируют недостаточность бюджетного финансирования.
Источник: studme.org