В статье подчеркивается значимость малого и среднего предпринимательства для современного общества. Выделены формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая, консультационная, информационная, организационная, имущественная поддержка).
Изучены состояние и структура малого и среднего предпринимательства на примере Волгоградской области. Авторы выделяют экономические виды деятельности, наиболее сильно нуждающиеся в государственной поддержке. На основе корреляционно-регрессионного анализа обоснована взаимосвязь качества и количества государственной поддержки на уровень развития малого и среднего предпринимательства. Авторы предлагают такие стимулирующие мероприятия, как разработка четкого и эффективного механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, повышение степени заинтересованности государственных и других органов в обеспечении положительной динамики развития данного сектора экономики, мониторинг действующей инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства, ликвидация «лишних» и создание необходимых дополнительных структурных элементов. Предложен механизм развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях, включающий механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, экономический механизм воздействия, правовой и политический механизм воздействия, инновационный механизм воздействия, институциональный механизм воздействия.
малое и среднее предпринимательство
формы и виды государственной поддержки
финансирование
1. Базовая Ю.И., Соколова С.А. Развитие малого и среднего предпринимательства (на примере Волгоградской области) // Актуальные проблемы современных общественных наук: диалог общества и власти: материалы IV Международной научно-практической Интернет-конференции молодых ученых. – Волгоград, 2014. – С. 10-16.
2. Беляев М.К., Соколова С.А., Управление организационными изменениями: учебное пособие. – Волгоград, 2016. – 90 с.
3. Волгоградская область в цифрах. 2015: краткий сборник. – Волгоград: Волгоградстат, 2016. – 376 с.
4. Паращенко А.А., Соколова С.А. Значение инвестиций и инноваций в процессе модернизации экономики // Novainfo, 2016. – Т. 3. – № 41. – С. 68-71.
5. Соколова С.А., Арутюнян Д.Р., Игитханян О.С. Инновационное развитие Волгоградской области в условиях кризиса // Гуманитарные научные исследования, 2016. – № 4 (56). – С. 283-285.
6. Точка Опоры. Владимир Путин определил направления поддержки малого бизнеса // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/11/16/putin.html (дата обращения: 29.12.2016).
В условиях рыночных отношений уровень развития малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых индикаторов, характеризующих зрелость и стабильность общества. Поэтому проблеме поддержки данного сектора экономики уделяется большое внимание, в том числе на самом высоком уровне власти.
Так, президент России В. В. Путин не раз подчеркивал важность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, необходимость расширения реализуемых мероприятий, способствующих его развитию. Во время своего выступления на встрече с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» он отметил, что власти должны стремиться к повышению доли малого предпринимательства в ВВП. В экономически развитых странах мира доля малых предприятий в структуре валового внутреннего продукта превышает долю крупных предприятий и составляет более 70 %. В нашей стране этот показатель равен лишь 20 % [6]. В связи с этим стимулирование развития малого и среднего предпринимательства представляется особенно важным в современных условиях.
К изучению проблем развития предпринимательства обращались П. Друкер, Р. Кантильон, К. Маркс, А. Маршалл, Л. Мизес, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Й. Шумпетер и т.д. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства рассматривалось в трудах российских ученых Г.Л. Азоева, Т.А. Алимовой, А.Н. Асаула, Г.Л. Багиева, А.В. Бусыгина, Е.М. Бухвальда, Д.Н. Землякова, Г.Б.
Клейнера, С.П. Куща, М.Г. Лапусты, М.Е. Омарова, Б.П. Сапсая, С.А.
Сосны, Ю.Л. Старостина и др. Среди зарубежных ученых к этой проблеме обращались В. Ананд, Дж. Брикли, Ф. Дарк, Ж. Дельтей, Ф. Лафонтейн, В. Мерфи, Я. Мюррей и др. Однако несмотря на большое количество трудов, посвященных вопросам функционирования и развития предприятий, в том числе малых и средних, эффективный механизм развития малого и среднего предпринимательства не выработан.
Актуальность данной темы позволяет сформулировать гипотезу, определить объект и предмет исследования. Основная рабочая гипотеза заключается в том, что количество и качество государственной поддержки малого и среднего предпринимательства влияет на уровень его развития. Объектом исследования является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Волгограде, а также в других городах-миллионниках России (Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Ростов-на-Дону). Предмет исследования – комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В рамках данного исследования намеренно не рассматривались такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург для обеспечения сопоставимости данных и получения достоверных результатов, поскольку условия функционирования провинциальных регионов сильно отличаются от крупных столичных центров.
Сущность государственной поддержки предпринимательства. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, характеризуется количеством и качеством ее форм (видов), объемом финансирования и уровнем развития обеспечивающей инфраструктуры [2, 4, 5 и др.]. Основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства представлены на рис. 1.
Структура малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в Волгоградской области, в процентах [3, с. 149]
Источник: science-economy.ru
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Семиряк В.В. 1 , Королев Д.Е. 1
1 Северо-Восточный государственный университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сегодня, в эпоху стремительных перемен, особая роль в экономике отводится малым предприятиям, как субъектам экономики, которые наиболее чутко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Однако, не смотря на это, они также являются и наиболее уязвимыми перед воздействием на них неблагоприятных экономических процессов, в связи с чем нуждаются в особом к ним отношении со стороны государства.
На деятельность малого и среднего предпринимательства оказывают влияние различные внешние факторы, из которых важнейшее значение принадлежит государственной политике в области поддержки предпринимательства. Роль данного фактора многократно возрастает в период ухудшения социально-экономической ситуации в стране.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
«Решение каждого малого вопроса помогает американской экономике в целом», — в этой короткой фразе отражена вся сущность государственной поддержки и отношения к малому бизнесу в США. Малые компании составляют основу американской экономики. Более 65% новых рабочих мест в частном секторе создаются малыми компаниями. Более 50% работающего населения Америки являются владельцами или сотрудниками малых предприятий. [1, с. 96]
Отличительной чертой господдержки малого предпринимательства в США является облегчение его доступа к капиталу. Не менее важной особенностью американской политики в данной области экономики является дифференцированный подход и бережное отношение к малому бизнесу. Поддержку получают не только инновационные бизнес-проекты, но и традиционные, уже нашедшие свою нишу и потребителя, малые предприятия.
Также в США большую роль в развитии малого бизнеса отводится системе распределения госзаказа. «В США почти четверть (23%) государственного заказа распределена между малыми предпринимателями.
Одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки является программа гарантирования займов, которая позволяет заметно увеличить приток заемных средств в малый бизнес.
В США Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) имеет такую программу в своем арсенале. По ней средства возвращаются кредитору с помощью гарантийного фонда, если заемщик оказывается неплатежеспособным.
В качестве платы за гарантию и снижение риска банк платит АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого заемщиком.
По кредитам до одного года плата за предоставление гарантии — 0,25% от суммы кредита. По кредитам сроком более одного года плата за предоставление гарантии составляет 2% от суммы гарантийного обеспечения, если она составляет 80000 долларов и менее, а при сумме свыше 80 000 долларов она определяется по прогрессивной шкале, начиная с 3%. Когда предприниматель обращается в финансовое учреждение с просьбой о предоставлении кредита, кредитор изучает заявку и принимает решение: соответствует ли она его собственным требованиям, либо нуждается в дополнительной поддержке в виде гарантии. Обеспечение кредита гарантией может быть затребовано кредитором. [2, с. 212]
В итоге малое предприятие получает возможность привлечь финансовые ресурсы, недоступные в обычных условиях, а кредитор — выдавать ссуды и в случаях, не отвечающих общепринятым критериям целесообразности.
Несмотря на то, что экономика США сейчас находится не в лучшем состоянии, меры, принимаемые для поддержки малого предпринимательства, являются достаточно разносторонними и сбалансированными, что в будущем должно привести к “оздоровлению” экономики в целом.
Отдельно стоит отметить опыт такой передовой страны как Япония. Ее экономика, несмотря на отсутствие огромных запасов полезных ископаемых и небольшую территорию – одна из самых сильных в мире. Лидирующую роль она приобрела во многом благодаря развитию малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий — это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП — около 55% (около 3 триллионов долларов), в капитальных вложениях — около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%. [3, с. 115]
В Японии достаточно легко можно начать собственный бизнес. Чтобы работать как индивидуальный предприниматель, нужно только зарегистрироваться. Регистрация юридического лица стоит чуть больше $1. На старт предприятия принято брать кредиты в банках либо в торгово-промышленных палатах. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту — 3–5 %. В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий:
- Центральное правительство (разрабатываются программы, связанные с предоставлением ссуд и займов, налоговых льгот);
- Местные органы власти (кредитные гарантии и страхование);
- Крупный бизнес;
- Самостоятельные объединения мелких предприятий. [4, с. 123]
Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационное обслуживание, подготовка кадров и прочее.
На сегодняшний день в России только начинает формироваться система субсидирования кредитов, гарантий и поручительств за малый бизнес. Такой способ поддержки неплохо себя зарекомендовала в ряде стран Восточной Европы. Вместе с тем он полностью проблему не решает. Существенным подспорьем на пути развития кредитования малого бизнеса может стать принятие закона о потребительском кредитовании, не меньшее значение будет иметь и совершенствование налогового законодательства, а также разработка закона о кредитной кооперации.
Основным стимулом развития любой компании в России выступает комплекс мер, направленный на поддержание малого и среднего бизнеса в устойчивом состоянии, организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка малых компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламных акциях. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.
В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлена на новых предпринимателей, в первый год после начала деятельности. Им доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов. [5, с. 84]
Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации должна быть направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Недостаточная ресурсная обеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:
- финансовая поддержка (формирование государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные льготы и т.д.);
- материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);
- консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);
- создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.).
Таким образом, важность малого бизнеса в экономике страны трудно переоценить. От того, в каком состоянии он находится, зависит степень развитости государства, его материально-техническая обеспеченность и положение на международной арене. Однако без адекватных, своевременных и комплексных мер со стороны правительства невозможно успешное функционирование малых предприятий и, как следствие, поддержание конкурентоспособной рыночной экономики.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Особо актуальна данная проблема в России, в связи с тем, что рынок в нашей стране еще продолжает формироваться и соответственно, малые предприятия нуждаются в особом отношении и поддержке со стороны государства.
Список используемой литературы:
- Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса / Учебное пособие. –М.: БГЭУ, 2012. – 335 с.
- Томилов В. В. Культура предпринимательства: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2013. – 256 с.
- Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. –М.: ДМК Пресс, 2011. – 205 с.
- Хасбулатов Р.И. Международное предпринимательство. 2-е издание: Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 181 с.
- Арустамов Э.А. Основы бизнеса: Учебник. – М.: Дашков и К, 2015. – 230 с.
Источник: scienceforum.ru