Основные формы организации международного бизнеса

Многолетний опыт коммерческой деятельности на зарубежных рынках способствовал появлению разнообразных форм организации международного бизнеса. Международная кооперация производства, контрактные и долевые соглашения, отношения сотрудничества и партнерства в большей степени используются крупным бизнесом. Поэтому традиционно основной классической формой осуществления международного бизнеса являются ТНК. Их диверсифицированная деятельность на мировых рынках, доступность статистической и фактологической информации позволяют показать масштаб их деятельности, выявить основные характеристики и тенденции развития.

Современная конъюнктура рынков, ужесточение мер их регулирования при одновременной разработке механизмов упрощения торговли привела к широкому использованию новых форм межфирменных взаимодействий – совместных предприятий, СА и др. Кроме того, сложная типология и конфигурация рынков, появление узких ниш выявила целесообразность привлечения фирм малого и среднего бизнеса прежде всего к субконтрактной деятельности на зарубежных рынках, что, в свою очередь, усиливает международную специализацию производства и ускоряет процессы транснационализации. Описанные выше обстоятельства актуализируют рассмотрение форм организации международной коммерческой деятельности.

Основные формы организации международного бизнеса

Хозяйственное и географическое расширение предпринимательской деятельности за пределы национальных границ получило название «транснационализация бизнеса». Под транснационализацией бизнеса подразумевается форма интернационализации хозяйственной жизни, предполагающая использование механизмов международной внутрифирменной и межфирменной кооперации. Для нее характерно переплетение капиталов за счет создания новых иностранных и совместных компаний, реализации международных механизмов СиП фирм, установление прочных долговременных связей национальными структурами в зарубежных странах.

Международная производственная деятельность предполагает использование следующих организационных форм:

  • – зарубежное производство:
  • – аутсорсинг отдельных коммерческих операций зарубежным контрагентам;
  • – создание международных объединений, осуществляющих совместную производственную деятельность.

Углубление международного разделения труда, усиление конкурентной борьбы между странами на рубеже тысячелетий повлекло за собой формирование новых механизмов взаимодействия субъектов мирового хозяйства. Изменилась и структура самих участников международного бизнеса. Острая конкуренция привела к реструктуризации производства, рационализации снабжения и сбыта, росту производительности труда. Отмеченные качественные изменения происходят прежде веего на уровне главного субъекта международного бизнеса – международных корпораций. ТНК расширяют свой международный бизнес путем приобретения или создания за рубежом новых компаний, организации СП либо благодаря формированию другого рода объединений и альянсов.

В российской и зарубежной экономической литературе [1] к современным организационным формам международного бизнеса, основанным на сотрудничестве и партнерстве, относят альянсы, СА, деловые союзы, СП, СиП, международные переплетения [2] .

Формы бизнеса определяются двумя видами соглашений: контрактными и долевыми. Их структура показана в табл. 6.1.

Современные деловые соглашения [3]

Новые прогрессивные формы

Работы по стандартизации

Без создания новой компании

При создании новой компании

Независимое СП или дочерняя компания ТНК

К долевым соглашениям относятся разделение компаний, СиП. В рамках СА устанавливаются более тесные отношения, чем при контрактных соглашениях. Вместе с тем новые прогрессивные контрактные соглашения являются областью СА. Альянс отличается от контрактного соглашения большей степенью сотрудничества и не относится к разделению, СиП компаний. С правовой точки зрения СА находится между прогрессивными контрактными соглашениями и сотрудничеством с созданием новой компании.

Читайте также:  Интернет магазин или маркетплейс бизнес

Малый бизнес, и особенно малый инновационный бизнес, в большей степени интернационализируется. Он вносит существенный вклад не только в повышение занятости, социальной и политической стабильности, но становится инновационной силой, обеспечивающей конкурентоспособность. Такое возрождение малого предпринимательства находит свое проявление в его существенном влиянии на экономический рост.

Вопросы практики

В 1999 г. в ответ на признание важной роли малого бизнеса и предпринимательства в обеспечении экономического роста был образован некоммерческий академический исследовательский консорциум «Global Entrepreneurship Monitor» (GEM), в который вошли Babson College, Babson Park (оба – США), London Business School (Великобритания), Ewing Marion Kauffman Foundation (США; глобальный спонсор – Фонд Кауфмана). GEM является единственной организацией, которая проводит полномасштабные исследования предпринимательской активности по всему миру [4] .

Использование различных по содержанию и размерам форм организации международного бизнеса способствует реализации фирмами многообразных стратегий на мировых рынках. Поэтому при явных преимуществах реализации международного бизнеса в форме ТНК не следует оставлять без внимания малый бизнес и контрактные соглашения.

  • [1] См., например: Солодков Г. П„ Рубинская Э.Т., Рубинская Э. Д. Международный бизнес. Организация и управление. С. 144.
  • [2] Международные переплетения представляют собой совместное владение несколькими ТНК ценными бумагами друг друга.
  • [3]Солодков Г. П„ Рубинская Э. Т„ Рубинская Э. Д. Указ. соч. С. 160.
  • [4]Черкашов E. М. Международный бизнес: учеб. пособие. Тюмень: ТГУ, 2007. С. 83. Результаты исследований публикуются в ежегодном отчете GEM Global Report и на сайте gemconsortium.org

Источник: studme.org

Организация международного бизнеса

Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

Читайте также:  Открыть свой бизнес музей

Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987

Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

Основные формы организации международного бизнеса

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:

лицензионный договор — использование авторского права, товарного знака, патента;

сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями;

совместное предприятие — одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

многонациональная компания — наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.

Источник: studbooks.net

Основные формы организации международного бизнеса

Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия Ю.А. Григорьев «Практика внешнеэкономической деятельности», М.: «Паимс», 2009.

Читайте также:  Как создать бизнес на маркетплейсах

Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987.

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:

лицензионный договор — использование авторского права, товарного знака, патента;

сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями;

совместное предприятие — одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

многонациональная компания — наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.

Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности МСА:

1. корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

2. ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

3. наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;

4. бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином «многонациональный» для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия «мировой» или «глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

5. применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

6. стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;

7. ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

Источник: studentopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин