В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:
1. Компьютерные программы и обучающие системы (ИТО).
2. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM.
3. Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.
4. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.
5. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.
6. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.
7. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.
Информационные технологии современного бизнеса
8. Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий – задает один из аспектов, процессов или явлений.
9. Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).
При создании компьютерных обучающих средств могут быть использованы различные базовые информационные технологии. Новые возможности, открываемые при внедрении современных информационных технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиа-технологий. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинном носителе.
Они могут быть разделены на следующие группы:
10. Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер.
11. Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.
12. Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.
КАК использовать информационные технологии в бизнесе?
13. Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.
14. Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся.
Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К сожалению, это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.
В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера – это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления.
Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.
Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя. Поэтому в настоящее время разработаны и широко используются специальные инструментальные средства.
Большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников. Более правильным является использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование.
Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты.
Все существующие образовательные сайты можно разделить на две группы: «стихийные» и «организованные».
«Стихийные» сайты, пользующиеся большой популярностью, содержат рефераты, курсовые, дипломы и т.п. Они однотипны по своей структуре, как правило, включают тематические рубрики. Наиболее известны из таких WEB-ресурсов следующие адреса: www.referat.ru; allreferats.narod/ru; www.referatov.net, htpp://www.km/ ru//education.
«Организованные» сайты, имеют определенную структуру, направленную на решение ряда образовательных задач, и ориентированы на более широкий круг пользователей (преподавателей, учащихся, родителей).
Портал «Поколение.ru» (www.pokoleniye.ru) включает разделы, являющиеся полноценными сайтами со своей структурой: «Учитель.ru», «Родитель.ru», «Писатель.ru» и др.
Сайт http://all.edu.ru представляет официальную информацию Минобразования РФ, Федерации образования в Интернете, «Учительской газеты» и других организаций об образовании.
Сайт emigrant.com.ru рассказывает о возможностях образования в Интернете за рубежом. Следует отметить, что дистанционное образование в Интернете, является бурно развивающимся направлением, приносящим большой доход.
Основные достоинства такого обучения: низкая себестоимость, большая пропускная способность и интеграция в мировое образовательное пространство.
Источник: infopedia.su
Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития
Слова из книг Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха вынесены в качестве эпиграфа перед «Введением» не просто так. Руководитель, планирующий или начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон иллюзий. Для этого имеется несколько оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы «под ключ » за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать «все путем», хорошая команда исполнителей. Однако при столкновении с действительностью оптимизм уменьшается — информационные «концы» не связываются, время уходит, фирмы- интеграторы исчезают, не выполнив и части работ , затраты растут, система стремительно усложняется, сотрудники открыто или неявно начинают саботировать нововведения, конфиденциальная информация теряется или попадает не к тем к кому нужно. Величина разочарования в таких случаях прямо пропорциональна величине стартовых иллюзий или превышает их.
Основными критериями успеха в бизнесе стали профессиональное управление, умение обеспечить эффективную работу персонала, правильно идентифицировать, проектировать, реализовывать и совершенствовать бизнес-процессы , эффективно вести организационно-административную и хозяйственную деятельность . В этих условиях современные информационные технологии и создаваемые на их основе интегрированные информационные системы становятся незаменимым инструментом в обеспечении достижения стратегических целей и устойчивого развития компаний и организаций.
Влияние информационных технологий на менеджмент , на культуру управления, на общество трудно переоценить. Стремительное развитие вычислительной и телекоммуникационной техники, накопление колоссальных объемов информации и чрезвычайно высокая скорость информационного обмена сформировали к концу ХХ века новое понятие — глобальное информационное общество. Это привело к коренной ломке прежних социальных понятий: фокус деятельности компаний переместился с технологий на потребителя.
Информационные технологии изменили не только способ работы — они изменили способ делового стратегического мышления. Первые быстродействующие компьютеры использовались предпринимателями в основном для автоматизации процессов, которые раньше выполнялись вручную большим числом сотрудников невысокой квалификации; типичный пример — обработка данных. Сегодня новая техника и технологии применяются не только для автоматизации сбора и обработки данных, но и для реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества. Распределенные информационные системы и сетевые технологии сузили мир до размеров рабочего стола и экрана монитора, безгранично увеличив деловые возможности за счет быстрого и простого доступа к огромным объемам информации и инструментам работы с ней.
Новые менеджеры делают ставку на осознанный выбор стратегий и целей на базе информационной оценки ситуации и компьютерного моделирования , на целевые команды исполнителей, объединяющих профессионалов высокого класса, на оптимальную координацию проектных и рабочих групп , ориентируются на запросы и ожидания потребителя. Аналитики с помощью экспертов и консультантов, используя математические методы и соответствующие программные приложения, тщательно исследуют ситуации, разрабатывают варианты деловых решений с оценкой рисков и вероятности успешной реализации, проводят деловые игры, проверяя построенные модели. Именно информационные технологии и информационные системы широкого профиля делают возможным такой стиль гибкого и эффективного управления и всячески стимулируют его развитие.
Информация и информационная культура
Информационные технологии, ИТ ( Information Technology — IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям формирования и управления процессами работы с данными и информацией, в том числе с применением вычислительной, компьютерной и коммуникационной техники.
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС ( Information System — IS) — система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать следующие средства для протекания информационных процессов:
- сбор информации,
- преобразование и обработка,
- анализ,
- хранение и защита,
- передача для использования.
Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами. По мнению одних авторов, ИС включает в себя персонал, ее эксплуатирующий, по мнению других — нет. В самом общем случае: информационная система — это взаимосвязанная совокупность определенной идеологии работы с информацией, методов, технологий, технических средств, используемых для сбора, обработки, хранения и выдачи информации потребителю в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает применение компьютера в качестве основного технического средства переработки и использования информации.
Источник: intuit.ru
Основные направления использования информационной технологии
Информационнаятехнология предполагает использование ВТ и систем связи для создания, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни.
Информационная технология является приоритетным направлением научно-технического прогресса на ближайшую перспективу. Освоение обществом информационного ресурса немыслимо без развития и внедрения информационной технологии во все сферы жизни человека.
Информационная технология (ИТ) — это совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, а также преобразования, распространения и использования этой информации. Новая коммуникационная технология (НКТ) — обобщающий термин для обозначения современных средств коммуникации и связи. Объединяет разнообразные электронные сети и подключаемые к ним устройства, благодаря которым сейчас возникла возможность общения уже не компьютеров самих по себе, а людей через компьютеры.
В мировой практике выделяются следующие области использования информационных технологий:
ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ
· Системы обеспечения бизнеса
В ходе современной НТП ускорились процессы образования новых отраслей. Среди них особое место занимает информационный комплекс.
Сегодня производители компьютерной техники должны создавать информационно-вычислительные системы и сети в интересах пользователей информации и вместе с ними базовое и прикладное программное обеспечение, его внедрение, налаживание, сервис и обучение кадров. Всё это должно представлять многоотраслевой информационный комплекс, который включает в себя:
· Сбор, передачу, поиск и предоставление информации
· Проектирование автоматизированных информационных технологий
· Создание и распространение программного обеспечения
· Производство, налаживание, техническое обслуживание ПК
· Комплексное инженерное обслуживание по разработке и внедрению автоматизированных информационных и управленческих систем.
Информационный комплекс должен на основании применения передового комплекса технических средств и информационной технологии расширяться и превращаться в важнейший элемент производительных сил общества, занимать всё больший удельный вес в национальном богатстве страны, оказывать всё большее влияние на конечные результаты функционирования экономики.
Концепция информационного общественного производства
Целенаправленная организация процесса информатизации возможна лишь на основе общегосударственной программы. Проект Концепции информатизации общества был принят в 1990 году на период до 2005 года.
В современных условиях количественного роста информации и качественного изменения её содержания, существующей перегрузки и возникающих в условиях перестройки информационных потребностей в сфере управления, а также требования всестороннего развития личности обуславливают необходимость применения наиболее прогрессивной техники, средств коммуникаций, создания новых информационных технологий.
Социальная роль информационных технологий проявляется в том, что они становятся основой информатизации общества – перехода его в новое качественное состояние.
Информатизация предполагает более широкий – не узкотехнический, а технологический подход к компьютеризации, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развёртывания информационных процессов в обществе – как создание соответствующей технической базы, так и модернизацию организационно-экономических, юридических и «человеческих» факторов. Иными словами, это целостный процесс формирования новой автоматизированной информационной среды, как необходимого условия эффективного задействования ЭВМ, их сетей, робототехнических комплексов, банков данных.
Информационное обслуживание будущего сегодня мыслится на основе подключения коллективных и индивидуальных пользователей, находящихся в любой точке земного шара или даже в космосе к разветвлённым электронным системам, опирающимся на гигантские банки информации. В перспективе возникает глобальная всеобъемлющая сеть (INTERNET). Она включает социальную информацию всех видов: экономическую, политическую, организационную, научную, техническую, производственную, демографическую, художественную, культурную и т.п.
Концепцией информатизации общества предусматривалось три этапа совершенствования сети.
Первый этап — создание аналогово-цифровой сети с использованием импортного оборудования и организацией опытных зон в крупных городах.
Второй этап — начало функционирования в опорных зонах выделенных коммутируемых цифровых сетей, которые позволяют абонентам обмениваться информацией со скоростью до 64 Кбит/час; одновременно организация новых зон в других городах.
Третий этап — завершение строительства интегральной сети связи емкостью 150-200 тысяч номеров, которая совместно с сетью коммутации пакетов и сообщений будет удовлетворять потребностям таких абонентов, как банки, биржи, акционерные общества, предприятия, учреждения с предоставлением широкого набора услуг.
Развитие сетей создают необходимые предпосылки для формирования информационных систем и технологий, обеспечивающих поддержку формирующихся в стране рыночных структур и отношений. Наряду с информатизацией рыночных отношений в программе серьезное внимание уделяется социальной сфере, информатизации правоохранительных органов, налоговой инспекции и других служб, которые начнут активно функционировать в условиях стабилизации экономики страны.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 1033 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net