Налоговое законодательство представляет собой весь комплекс правовых норм, принятых государственными органами государства, в которых регулируются общественные отношения в сфере начисления и уплаты налогов. Нормативно-правовые акты могут приниматься законодательными органами страны, органами исполнительной власти и местными органами самоуправления в рамках полномочий, предусмотренной Конституцией.
Основные принципы функционирования налоговой системы
Налоговое законодательство устанавливает перечень налогов и сборов, размеры налоговых ставок, методы налогового контроля, а также ответственность субъектов за нарушения НПА.
Основные нормативные документы в Российской Федерации
Это Налоговый кодекс РФ, в котором указано, что система законодательства по налогам нашей страны делится на несколько уровней:
Федеральные нормативно-правовые акты К этому уровню относится сам налоговых кодекс, а также законодательные акты о налогах, принятые парламентом страны. Региональные законы и подзаконные акты Сюда входят местные законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Местные акты Регулируют налоги и сборы для местных бюджетов.
Урок 16. Виды нормативно-правовых актов
Иногда нормы, которые составляют налоговое законодательство, могут находится в законах и подзаконных актах, прямо не связанных с этой сферой. Например, Конституции РФ.
Главным нормативно-правовым актом по налогам является налоговый кодекс, принятый в полном объеме в 2000 году.
Налоговый кодекс состоит из двух частей:
- Общей. В ней описываются основные принципы функционирования налоговой системы, система налогового права и налоговые платежи, которые уплачиваются в федеральный бюджет.
- Особенной. В ней определяется порядок начисления и взимания конкретных налоговых платежей. Там же указаны ставки налогов.
Кодификация налогового законодательства
Дала возможность отменить действие огромного количества документов, которые ранее регулировали порядок начисления и взимания налогов. Эта сфера стала более понятной для плательщиков, что позволило оптимизировать процесс уплаты обязательных платежей и повысить качество контроля за ними.
Источником налогового законодательства выступают также Решения Конституционного суда
Помимо кодекса и законодательных актов Российской Федерации, они обязательны для применения в практике обычных судов и разъясняют порядок применения некоторых норм. Не следует забывать и о международных соглашениях и договорах России. Некоторыми из этих документов также устанавливаются различные налоги и порядок освобождения от них или предоставления льгот при внешнеэкономической деятельности.
Источник: kskgroup.ru
Юридические аспекты перехода на ЭДО: нормативное регулирование и подготовка
Переход на электронный документооборот — это не только решение программно-технических вопросов. Юридические аспекты важны на всех стадиях его внедрения — от подготовки регламента, оформления ЭП и подключения к оператору до согласования электронного взаимодействия с контрагентами, органами власти и другими участниками документооборота.
ЮРПРОСВЕТ. Часть 3. Правовые основы создания бизнеса. Основные нормативно-правовые акты
Елена Ефимова
17 Июля 2020
Подключиться
Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП
В какой-то степени все организации и ИП используют электронный документооборот, но внедрение ЭДО — это не просто замена бумажных документов на электронные для удобства и сокращения затрат. Это система бизнес-процессов и коммуникаций, которая рассчитана прежде всего на внешний юридически значимый документооборот. Конечно, она включает и внутренние коммуникации между сотрудниками и подразделениями компании. Но разница существенна: локальные процессы, связанные с обменом документами, можно подчинить своим корпоративным правилам, а вот построить внешний ЭДО без учёта действующей нормативной базы нельзя.
Юридически значимые документы, в том числе электронные, должны отвечать требованиям, установленным законами и подзаконными актами. Это касается содержания, оформления и подписания документов, процессов их отправки, получения, использования и хранения.
Основная нормативно-правовая база ЭДО:
- Федеральные законы «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ.
- Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и другие законы, регламентирующие среди прочего использование электронных документов и ЭДО в определённых направлениях: сделки, учёт, отчётность, участие в госзакупках и т. д.
- Нормативно-правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, регулирующие отдельные направления ЭДО — по аналогии с федеральным законодательством, но в целях его исполнения и более конкретизировано. Например, к компетенции ФНС РФ отнесено утверждение форм и требований к документам, предоставляемым для совершения регистрационных действий, для сдачи отчётности, для получения госуслуг по линии налоговой службы.
- Региональное законодательство. Оно ограничено территориальным действием и, как правило, касается вопросов электронного взаимодействия с региональными и местными органами власти.
На локальном корпоративном уровне ЭДО регулируется регламентом (положением, правилами и т.д.). Принятие такого документа необязательно, но он серьёзно упрощает жизнь. Это упорядочивание бизнес-процессов, инструкция для сотрудников и юридическая база для внутреннего контроля и управления. Чем больше компания, количество вовлечённых в ЭДО сотрудников и подразделений, больше и разнообразнее документооборот, тем больше потребность в разработке и утверждении такого документа.
В России полностью сформирована нормативно-правовая база для перехода компаний и ИП на ЭДО. Возможно как полное, так и частичное внедрение электронного документооборота — это вопрос исключительно потребностей и возможностей конкретного бизнеса.
Главное, что нужно знать:
- Электронные документы юридически идентичны бумажным. Конечно, если соблюдены все нормативные требования к их форме, содержанию и подписи. Но такие же требования предъявляются и к бумажным документам.
- Электронная подпись — аналог собственноручной подписи. Разница только в том, что собственноручная подпись — одна и единственная, а типов ЭП несколько, поэтому нужно соблюдать требования, предъявляемые к подписанию конкретного юридически значимого документа.
ЭДО можно распространить на все юридически значимые направления и бизнес-процессы, включая:
- регистрационные действия, получение разрешительных документов;
- заключение, изменение, исполнение и расторжение договоров (контрактов, соглашений);
- участие в госзакупках;
- ведение бухучёта, подготовку и сдачу бухгалтерской и налоговой отчётности;
- обращение за госуслугами;
- переписку с госорганами;
- участие в судебных процессах.
Первоначальная задача перехода на ЭДО — определить, в каких направлениях он нужен. Ведущими считаются три: работа с контрагентами, взаимодействие с органами власти, обязательный учёт и сдача отчётности (бухгалтерия, налоги, кадры и статистика). Эти направления актуальны для всех юридических лиц и предпринимателей. Остальные определяются в соответствии со спецификой бизнеса и его частными потребностями.
Оформление перехода на ЭДО
Не существует инструкции по переходу на ЭДО, которой обязательно нужно было бы следовать. Но есть определённые юридические процедуры, с помощью которых оформляются практические этапы перехода на ЭДО.
Чтобы начать переход на электронный документооборот, необходимо:
- Определить и назначить ответственных лиц. Как правило, для этого издаётся приказ. Если привлекаются сторонние специалисты, с ними или с компанией, в которой они работают, заключается договор оказания услуг (выполнения работ).
- Обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязью РФ, оформить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и приобрести средство криптографической защиты (СКЗИ).
- Заключить договор с оператором ЭДО для организации безопасного электронного документооборота, его автоматизации, обработки и хранения документов.
- Разработать и утвердить регламент электронного документооборота и использования электронной подписи (подписей). Одновременно нужно внести изменения в локальные акты, которые затронет переход на ЭДО. Речь может идти об изменениях в учётной политике, штатном расписании, должностных инструкциях и т. д. Возможно, потребуются разработка и утверждение новых локальных актов.
- Оформить переход на ЭДО с контрагентами. По текущим договорам это делается путём подписания дополнительного соглашения. Условия использования ЭДО в новых сделках определяются условиями договора, заключённого по итогам согласования сделки.
- Подключение к электронному документообороту с ФНС, ПФР, другими контролирующими организациями и органами власти (при необходимости), в том числе регистрация в ЕСИА — для доступа к электронному взаимодействию при получении госуслуг.
В зависимости от специфики деятельности компании или ИП дополнительно может потребоваться регистрация в различных федеральных или региональных информационных системах и сервисах. Включать такой этап в процесс внедрения ЭДО целесообразно сразу, если планируется интеграция внутренних систем и сервисов с внешними системами. Но сделать это можно и позже, по мере необходимости.
Источник: iitrust.ru
Налоговый кодекс РФ (НК РФ)
Налоговый кодекс в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по НК РФ. Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей.
[ действующая редакция ]
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Кодексы РФ
Популярные материалы
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по НК РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»
Законы Российской Федерации по НК РФ
Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ
Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа»
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ
Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2023 N 1026-р «О проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»
Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р (ред. от 20.04.2023) «Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета»
Распоряжение Правительства РФ от 02.07.2020 N 1723-р (ред. от 18.04.2023) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Корпоративное управление, специальные административные районы, оценочная деятельность»»
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по НК РФ
Приказ Минюста России от 19.05.2023 N 118 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 21.06.2018 N 125 «О бюджетных полномочиях администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2023 N 73431)
Приказ Госкорпорации Роскосмос от 18.05.2023 N 164 «О внесении изменений в приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 25 марта 2022 г. N 88 «Об утверждении типовых форм договоров в Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
Источник: rulaws.ru