Основные подходы социальной ответственности бизнеса

Организации не имеют понятия этики, но они строят свои отношения со своим окружением теми путями, которые часто включают этические проблемы и их решения. Социальная ответственность может быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует. Организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом. Мы рассмотрим каждую из них поочередно.

Подразделения организации

Определяются как люди и другие организации, которые подвергаются прямому воздействию поведения организации и которые заинтересованы в ее показателях. Сюда входят покупатели, кредиторы, поставщики, служащие, владельцы/инвесторы, национальное правительство. Для того, чтобы сохранить социальную ответственность перед инвесторами, например, требуется, чтобы финансовые управляющие выполняли надлежащие процедуры учета, обеспечивали участников компаний соответствующей информацией по финансовым показателям компании и руководили организацией, в пользу прав и интересов держателей акций. Торговые операции, проводимые людьми, обладающими конфиденциальной информацией, незаконное манипулирование акциями и утаивание финансовой информации являются примерами неэтичного поведения, которое проявилось в последнее годы во многих компаниях.

социальная ответственность бизнеса

Окружающая среда

Все больше внимания уделяется окружающей среде. Примерами вопросов, которые здесь поднимаются являются:

· разработка возможных путей, позволяющих избежать кислотных дождей и глобального потепления;

· разработка альтернативных методов переработки сточных вод, опасных отходов и обычных отходов;

· разработка политики обеспечения безопасности, которая сведет на нет аварии с потенциально катастрофическими последствиями для окружающей среды;

· разработка планов управления в кризисных ситуациях,

· использование перерабатываемого сырья для контейнеров и упаковочных материалов.

Расширенное общество

Многие специалисты убеждены, что предприятия должны способствовать росту благосостояния общества. Примерами этого являются:

· вклады в благотворительные, филантропические организации, некоммерческие фонды и ассоциации;

· поддержка музеев, симфонических оркестров, общественного радио и телевидения;

· активное участие в деле общественного здравоохранения и образования;

· действия по преодолению существующего в мире политического неравенства, например, протест против государств, в которых диктаторское правление или режим апартеида.

Вопрос 2. Подходы к социальной ответственности и управление ею

Гриффин (1993) определяет четыре позиции, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. Они могут быть размещены вдоль оси, идущей от низшей до высшей степени социальной ответственности.

· Социальная обструкция: В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды.

Лекция 1. Сущность и основные подходы к корпоративной социальной ответственности

· Когда они пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий.

· Социальные обязательства: Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более.

· Такой подход совместим с аргументами, используемыми против социальной ответственности, которые мы привели в предыдущем задании. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело -создавать прибыль.

· Социальный отклик: Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований.

Читайте также:  Тиражирование в бизнесе это

· Она может добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают поддержки.

· Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей.

· Социальный вклад: Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад.

Существует формальный и неформальный пути, которые организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности.

Формальные пути включают:

· Правовое соответствие: Это степень соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и банках.

· Этическое соответствие: Это степень, до которой служащие организации следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы.

· Филантропические пожертвования: Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.

Данные пути описываются как формальные, так как они заранее планируются и являются инициативой со стороны организации.

Неформальные пути включают:

· Лидерство и культуру организации: Лидерство, практика и культура организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной ответственности, который выбрала организация.

· Доносительство: Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы донести свою информацию, и могут даже быть уволены за их усилия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

4.Подходы к пониманию социальной ответственности

Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры. [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами.
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам партнеров (стейкхолдеров) в и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.
  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.
  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.
  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.
Читайте также:  Промсвязьбанк бизнес старт описание тарифа

16.04.2015 271.99 Кб 49 Тема 6 Лекция 7 Стратегическое и тактическое планирование.wbk

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Подходы корпоративной социальной ответственности

Концептуальные основы корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность (КСО) по своей сути представляет участие бизнеса в решении социально важных вопросов и принятие на себя ответственности за свою деятельность на добровольной основе. Основные направления КСО отображены на рисунке 1.

Рисунок 1. Базовые направления КСО.

КСО находится в активном развитии. На сегодня уже сформированы некоторые подходы в понимании ее сути и назначения.

Достаточно условно они разделяются на основные и все остальные. Основные также подлежат разделению на подкатегории (рисунок 2).

Рисунок 2. Основные концепции КСО

Наибольшей популярности между остальными подходами получил интегрированный подход и подход корпоративной социальной восприимчивости.

Ниже приведена более подробная характеристика этих подходов.

Основные подходы КСО

Считается, что основная часть руководящего звена имеют образование в сфере менеджмента и управления и являются профессионалами в своей отрасли. Но при этом они предпочитают работать по найму, не имея при этом собственных активов и несут ответственность за свою работу перед руководством компании. Основным приоритетом в их деятельности есть налаживания эффективной работы в условиях реализации политики работодателя.

Такое понятие в политической науке называют «корпоративным эгоизмом». Основным его разработчиком принято называть Милтона Фридмана. Он считает, что все собственники корпораций преследуют одну единую цель – получение прибыли. Достижение этой цели возможно лишь при условии рационального использования инвестиционного капитала. В этом случае социальная ответственность является прерогативой управленческого звена, а не самой компании.

banner

Не нашли то, что искали?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Тип работы
Узнать стоимость
это быстро и бесплатно

Читайте также:  Как начать свой бизнес ночной клуб

Учитывая все вышесказанное, ответственность предприятия сводится к стремлению удовлетворить запросы акционеров на увеличение их прибыли. Этот подход считается достаточно ограниченным и это является его основным недостатком. Проявляется она, в первую очередь, в том, в перспективах получение выгоды и издержки бизнеса отличаются:

  • При социально ориентированном поведении в краткосрочной перспективе предприятие несет определенные затраты;
  • В долгосрочной перспективе компания улучшает свой имидж зав счет сталого

развития отношений с местными организациями.

Замечание 1

В стратегии развития бизнес должен учитывать свою социальную ориентированность. И для этого в краткосрочной период компания должна понести определенные растраты.

Теория «корпоративного альтруизма» является вторым подходом и полной противоположностью первой. Суть ее состоит в том, что корпорации должны быть ориентированы не только на получение прибыли, а и проявлять заботу об окружающей среде и социуме, в котором они функционируют.

В деятельность любых предприятий, особенно крупных, вовлечены разные заинтересованные стороны, так называемые стейкхолдеры. Они, в свою очередь, бывают двух видов:

Внутренние – это собственники предприятия, его менеджерский состав и рядовые сотрудники. Внешние представлены товаропотребителями, поставщиками, заказчиками, конкурентами, органами государственной власти и обществом в целом.

Подход «корпоративного альтруизма» предусматривает ответственность корпораций не только перед внутренними стейкхолдерами, а и перед внешними. Это касается вложения бизнесом средств (в первую очередь денежных) в сферы социальной жизни, требующие внимания извне. Это, в основном, сферы культуры, науки, образования, спорта, охрана природных ресурсов, экология, экономное энергопотребление.

Замечание 2

Автором и разработчиком этого подхода выступает Комитет по экономическому развитию Соединенных Штатов Америки. Этот подход предполагает удовлетворения запросов общества путем денежного вливания со стороны доходной части бизнеса.

Последней из основных теорий социальной ответственности бизнеса является теория «разумного эгоизма». Здесь имеется ввиду ведение «хорошего бизнеса». Базовым постулатом этой теории выступает идея. В которой значительное место отведено социализации бизнеса, как гарантии его успешного развития в долгосрочной перспективе.

Принцип теории «разумного эгоизма» заключается в следующем: вложения бизнеса, связанные с поддержкой благотворительности, приводят к определенным потерям текущей прибыли, но при этом создают благоприятную почву в долгосрочной перспективе, гарантируя этим стабильную прибыль.

banner

Сложно разобраться самому?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Источник: spravochnikvs.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин