В конце XIX века итальянский экономист Вильфредо Парето исследовал распределение доходов населения в Италии. Если упростить его выводы, то получалось, что 80% богатства сосредоточились в руках 20% жителей. Такое распределение встречалось во многих дальнейших исследованиях. Например, часто в бизнесе 20% клиентов приносят 80% прибыли.
Иногда в исследованиях цифры могут не быть круглыми (25 на 75 или 31 на 69). Но считается, что такой порядок распределения — это естественный закон природы, который соблюдается во всех сферах жизни.
Как использовать в своей жизни
По закону Парето получается, что 80% доходов нам приносят только 20% нашей деятельности. И на своем примере я поняла, что это действительно так.
Сейчас я сижу в декретном отпуске с малышом и большую часть времени работаю из дома. И открылся удивительный факт: за четыре часа работы я успеваю написать и отредактировать столько же текстов, сколько и за рабочий день в офисе. Конечно, это не 20% от рабочего дня в офисе, но аналогия понятна. Потому что когда работаешь дома, не надо отвечать на кучу писем, большая часть из которых бесполезна, и тратить время на переговоры с коллегами, которые, признаем, тоже нечасто ведут к грандиозным результатам. Просто берешь и делаешь дела, которые точно принесут результат.
1.2.1. Десять принципов экономики
Понимаю, невозможно построить свою жизнь так, чтобы не затрачивать 80% лишних усилий (все равно иногда приходится отвечать на письма и писать их самой).
Но точно стоит задуматься о том, что из вашей работы приносит наибольший результат. И заниматься этим в первую очередь.
Правило 10/10/10
Не экономический закон, но тоже очень полезное правило, когда вам нужно принять сложное решение. Если вы сомневаетесь, как поступить, подумайте о том, как сегодняшнее решение повлияет на вашу жизнь через:
10 дней;
10 месяцев;
10 лет.
Это поможет увидеть ситуацию с разных перспектив — краткосрочной и долгосрочной.
2. Правило Базермана
Как работает
Не знаю, называет ли кто-то так это правило официально. Но стоило бы, потому что профессор Гарвардской школы бизнеса по имени Макс Базерман придумал самый наглядный способ показать, что люди, теряющие деньги, начинают вести себя неадекватно.
Каждый год он проводил со своими студентами аукцион по продаже купюры в 20 долларов. От обычного аукциона его отличало одно правило: проигравший студент обязан отдать профессору сумму, которую он заявлял в аукционе. Например, купюра профессора в 20 долларов была продана за 18. Предпоследняя ставка равнялась 17 долларам. Тот, кто предлагал эти 17 долларов, должен отдать их.
За годы эксперимента ни разу не бывало так, чтобы 20 долларов были проданы за цену меньшую, чем номинал. Как-то раз Базерману даже удалось выручить за купюру 204 доллара.
Дело в том, что когда в игре остаются только двое, и ставка приближается к 20 долларам (то есть с экономической точки зрения покупка становится бессмысленной), игроки пытаются уменьшить свои потери. Тот, чья ставка перебивается и кто рискует отдать профессору свои деньги просто так, повышает ставку, надеясь, что выиграет все-таки эти 20 долларов и хотя бы потеряет меньше.
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЗА 6 МИНУТ. Финансовая грамотность для каждого
Например, последняя ставка равняется 20 долларам. Игрок, предлагавший 19, предлагает профессору 21. Потому что если он победит, то потеряет всего 1 доллар. Если же выйдет из торгов, то потеряет 19 долларов, отдав их профессору.
И вот так в попытках потерять меньше, чем его соперник, участники продолжают повышать ставки.
Это наглядно демонстрирует, что, желая избежать потерь, люди в итоге теряют больше.
Как использовать в жизни
Самый очевидный способ — вовремя выходить из убыточных сделок. Если вы вложили деньги в то, что принесло убытки, не надо докладывать дополнительные деньги, чтобы отыграться. Самый яркий пример — казино или карты. Сколько людей теряли так состояния в попытке отыграться.
В быту это правило тоже может помочь. Как-то раз мы с мужем решили начать новую жизнь и записаться в спортзал. Мы знали, чего хотим: я — бассейн, танцы и хамам, а он — тренажеры. Мы все продумали, нашли хороший клуб с адекватными ценами. Была одна проблема: клуб находился в получасе езды на машине от дома.
Но мы придумали отличный план: будем заезжать в клуб после работы и оттуда вместе ехать на машине мужа.
Оказалось, этот план не работает: у нас разный график, и подстроиться, чтобы всем было удобно, получалось максимум раз в пару недель. А еще вместо того, чтобы заставлять друг друга ходить в клуб, мы честно признавались друг другу, что сегодня что-то совсем не хочется, и шли смотреть сериал.
При отказе от абонемента клуб удерживал 30% его стоимости. Их совсем не хотелось терять. Поэтому мы никак не могли решиться вернуть хотя бы часть денег и уверяли себя, что пойдем на следующей неделе. Не знаю, сколько это продолжалось бы, но тут я вспомнила про правило Базермана и поняла, что мы ведем себя неадекватно. И из-за этого можем потерять все потраченные на спортзал деньги.
Просто надо признать, что эта сделка не удалась, и выйти из нее с наименьшими потерями. На той же неделе мы закрыли абонемент и отправили оставшиеся деньги в фонд походов в рестораны. И, кстати, те деньги были потрачены с пользой.
3. Равновесие Нэша
Как работает
Пожалуй, это самый известный экономический закон, потому что он фигурировал в фильме «Игры разума» с Расселом Кроу. Помните сцену с блондинкой в баре, когда главный герой, математик Джон Нэш, придумывает, как лучше с ней познакомиться? Именно за это открытие он потом получит Нобелевскую премию.
Равновесием Нэша называют набор стратегий в игре (то есть в процессе, в котором принимает участие как минимум две стороны с разными интересами), когда ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, если другие участники своих стратегий не меняют. Лучше всего это объяснить на примере игры, которая называется «Дилемма заключенного».
Двоих преступников подозревают в совершении преступления. Их разделяют по разным камерам и предлагают одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, каждый получит по полгода. Если оба заговорят, то по 2 года.
Самое выгодное в этой ситуации — молчать обоим (тогда достигается то самое равновесие Нэша). Во всех остальных случаях преступники рискуют получить максимальный срок.
Как использовать в жизни
Можно, конечно, использовать это правило при знакомстве в барах. Хотя лично мне кажется, что если в бар зашла Та Самая Девушка (или Мужчина Мечты), надо наплевать на все правила и идти знакомиться. Иначе всю жизнь потом будешь жалеть.
В некоторых статьях советуют пользоваться дилеммой, решая, сотрудничать или враждовать с коллегами.
Глобально равновесие Нэша помогает взглянуть на ситуацию исходя не из своей выгоды, а из выгоды группы людей, к которой вы относитесь, например семьи. Потому что почти всегда есть способ решить проблему так, чтобы было выгодно всем. Надо только его найти.
Выводы
Экономика пока далека от спасения мира, но некоторые правила объясняют нашу жизнь. Главное — уметь посмотреть на обыденность с рациональной точки зрения.
Источник: www.raiffeisen-media.ru
Бизнес-план 6.8. Важнейшие принципы экономического управления
Без соблюдения этих трёх условий предприятие, даже при успешной маркетинговой деятельности, не может успешно конкурировать и ставит под сомнение уже своё ближайшее будущее. Еще поэтому без знания экономических основ ведения бизнеса шансы начинающего предпринимателя состояться в этой роли невысоки.
Управляя своим бизнесом, даже будучи компетентным в своей профессиональной сфере, не избежать и таких четырех экономических вопросов:
- Вопрос первый – о планировании. Как правильно спланировать работу своего предприятия? Планировать – это отвечать на три вопроса: Что из себя представляет Ваш бизнес сегодня? Каким Вы хотите видеть его завтра? Что и в какой последовательности нужно сделать для того, чтобы из сегодняшнего состояния перейти к состоянию завтрашнему? Ответы не могут быть уклончивыми. Их нельзя свести к общим рассуждениям, поскольку речь идет о конкретных и жизненно важных моментах – ценах, количестве клиентов, численности и составе персонала, выручке и расходах, разовых затратах на создание так называемых материальных и нематериальных активов Вашей фирмы. Кто предвидит, тот планирует успех. Кто этого избегает, тот планирует неудачу.
- Вопрос второй – об организации. Как вдохнуть жизнь в только что составленный план, распределив поручения по его выполнению между отдельными сотрудниками? Иными словами, как сделать, чтобы каждый из Ваших помощников (и в первую очередь Вы сами) отчетливо представлял, что и как он должен делать сегодня и завтра. Причем нужно учитывать способности и умения конкретного человека, а главное, работать на тот конечный результат, который шагом раньше Вы поставили в графу «план». Речь о закреплении за каждым сотрудником его полномочий. По сути надо составить и довести до сведения каждогоработника его должностную инструкцию, дополнив графу плана «Что и когда сделать» графой «Ответственный за выполнение».
- Вопрос третий – о мотивации. Командовать, даже весьма умело, для эффективного управления мало. Нужно еще осознанное и мотивированное желание того, кем управляют, делать порученное ему дело так, как того требуют интересы бизнеса. То есть нужна заинтересованность в результатах труда. Если же связать это со вторым и первым вопросами, то нужно говорить не только о размере зарплаты (хотя и о ней тоже). Каждый сотрудник должен четко знать, что именно его ждёт за выполнение (или невыполнение) закрепленных за ним должностных обязанностей – премирование (депремирование), участие в дополнительно заработанной прибыли, бонус за новый заказ, санкции за брак в работе, повышение (понижение) по службе. На первый взгляд, применительно к малому бизнесу это кажется преувеличением. Но только на первый взгляд. Ведь наказание невиновных и награждение непричастных – метод не для Вас.
- Вопрос четвертый – о контроле. Планировать без сравнения полученного фактического результата работы с планом – почти то же самое, что мчаться по ночной извилистой дороге с выключенными фарами. Три задачи контроля – измерить, сравнить и понять. Говоря проще, предстоит дополнить таблицу планового бюджета Вашего заведения еще двумя колонками – «факт» и «отклонение факта от плана». А вслед за этим напрашивается и ждёт своего заполнения еще одна колонка, в которую предстоит записать честный ответ на вопрос: «по чему это отклонение произошло?».
Ответы могут быть разными. Разными будут и Ваши решения при получении тех или иных ответов:
• Был неверно составлен первоначальный план? – Тогда при следующем планировании эту ошибку постарайтесь не повторить
• Тот или иной исполнитель не до конца выполнил то, что ему надлежало сделать? – Тогда побеседуйте с исполнителем: четко ли он уяснил порученную ему задачу, правильно ли мотивирован, подходит ли эта работа ему или он этой работе
• Допущены просчеты в более «фундаментальных» вопросах: определение местоположения, целевого клиента, ассортимента услуг? – Тогда не ищите виновных вокруг, а признайте собственный просчет. В таком случае лучше вернуться к началу и внести существенные коррективы в первоначальный бизнес-план
Заметим, что все четыре перечисленных вопроса (планирование – организация — мотивация – контроль) снова и снова повторяются на каждом цикле управления. И если Вы снова и снова уклоняетесь от их решения, рассчитывать на успех Вашего бизнеса, по меньшей мере, наивно.
Приведенные соображения весьма полезно не только принимать во внимание при разработке бизнес-плана создания и развития Вашего предприятия, но и использовать уже в ходе реализации самого проекта.
Следующие разделы бизнес-плана:
6 Как составить финансовый бюджет
Источник: для специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» — Санкт-Петербургский Фонда развития бизнеса
Источник: bishelp.ru