Батуро А. Ю. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 281–285. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970383.htm.
Аннотация. Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной государственной поддержки.
Ключевые слова: прибыль, государственная поддержка, малый бизнес, выручка, налоговые каникулы
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батуро Анна Юрьевна,студент 2 курса ФЭФ БГУ им. акад. И.Г. Петровского,г. Брянск
Научный руководитель:Беспалова О.В.,к. э. н., ст. преподаватель
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Аннотация.Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной государственнойподдержки.Ключевые слова:малый бизнес, выручка, прибыль, налоговые каникулы, государственная поддержка.
На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики. Это объясняется многими факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономическиеусловия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового внутреннего продукта (рис. 1). Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Так, для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП[2].
Рис.1.Доля малого бизнеса России в составе в ВВП, %
Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной финансовокредитной поддержки.
И на сегодня в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Прежде всего,ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величиной активов субъектов малого предпринимательства.
В дополнение к этому наблюдается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачиваемости капитала, снижение рентабельности производства. Несмотря на кризисные тенденции, наблюдается значительное усиление роли и значимости малого предпринимательства в экономике и социальной сфере регионов России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономикоправовой системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритетным задачам государства.
С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[3]. В данном законечетко прописываются основные субъекты предпринимательской деятельности, цели и принципы государственной политики в данной области, основное нормативноправовое регулирование, а также полномочия органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего бизнеса.
В данном законе также определены критерии, по которым предприятия делятся на малые и средние, в свою очередь, малые предприятия делятся на малые и микропредприятия. Государственные органы власти также должны оказывать финансовую, информационную и имущественную поддержку органов власти.
В данном нормативноправовом документе выделены отдельными статьями основные виды предпринимательской деятельности, для которых будут применяться меры государственной поддержки; среди них можно отметить ремесленную деятельность, инновации и промышленное производство, сферу образования, виды предпринимательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и поддержку сельского хозяйства. Особая роль при поддержке малого бизнеса отводится сельскому хозяйству.
Так, крестьянским и фермерским хозяйствам возмещается немалая часть стоимостивсех произведенных затрат, в отдельных случаях предоставляются субсидии, предлагается также кредитование на льготных условиях, помощь в приватизации земельных угодий и т. д. Также на сегодняшний день поддерживается развитие молодежного предпринимательства. Существует ряд программ, которые позволяют молодым специалистам реализовать свои возможности в разных сферах экономики. Теперь обратимся к основным терминам, которые помогут нам отличать малый бизнес от среднего и крупного. Итак, малый бизнес, или малое предпринимательство, –это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый субъектами рыночной экономики на основе соответствия следующим критериям:для юридических лиц –суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать ста человек за предшествующий календарный год, а для микропредприятий такой показатель не должен превышать 15 человек;выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства: микропредприятия –60 млн рублей; малые предприятия –400 млн рублей [2].На сегодняшний день перед государством остро стоит вопрос о развитии малого бизнеса. В Послании Президента России четко были определены приоритеты развития экономики на долгосрочную перспективу, которые заключаются в следующем:предоставление налоговых каникул для начинающих бизнесменов; так, например, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогообложения или патентную систему налогообложения, налоговые ставки по налогам, уплачиваемым при применении указанных специальных налоговых режимов, в размере 0% в течение двух налоговых периодов. Субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и средней численности работников;
возможность открытия своего дела за 2–3 дня;амнистия при возврате капитала из офшорных зон;отсутствие проверок надзорных органов в течение3летнего периода с момента открытия своего дела;получениепатента для «самозанятых» граждан;расширениедоступа малых предприятий к закупкам госкомпаний, субъектам естественных монополий, госкорпораций и др.;возможность проводить коммерческую и некоммерческую деятельность в рамках одного юридического лица;сохранениесобственности от кредиторов и рейдеров;отсутствиелицензирования для многих видов деятельности, в том числена проведениебанковских операций и т. д. В рамках программы Министерства экономического развития предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:поддержка лизинга малых компаний (субсидированиелизинговых платежей и уплаты первого взноса –до 10 млн рублей, предоставлениелизинггранта начинающим –до 1 млн рублей на одного получателя поддержки);модернизация производства (субсидированиерасходов по уплатепроцентной ставки, приобретениеоборудования до 10 млн рублей на одного получателя поддержки);грантовая поддержка начинающих (предоставлениебезвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размередо 300 тыс. рублей);созданиеи развитиемикрофинансовых организаций;созданиеи развитиегарантийных фондов;развитиесоциального предпринимательства (субсидированиерасходов насозданиецентров инноваций социальной сферы в размередо 5 млн рублей; созданиечастных дошкольных учреждений в размередо 10 млн рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн рублей);развитиемолодежного предпринимательства, в том числесозданиецентров молодежного инновационного творчества (предоставлениесубсидий на созданиецентров в размередо 7 млн рублей на одного получателя поддержки): развитиесистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставлениесертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовкеперсонала и организации обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);созданиеи развитиеинфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнесинкубаторы –от 900 кв. м.; промышленныепарки –от 20 тыс. кв. м, технопарки –от 5 тыс. кв. м);поддержка экспортно ориентированных малых компаний (созданиецентров поддержки экспорта)[3].Но, несмотря на развернутую государственную поддержку в области развития малого предпринимательства, предприниматель сталкивается с рядом проблем, на которых необходимо остановиться болееподробно. Преждевсего, это нестабильность в применении налогообложения.
Так, в 2013 г. при двукратном увеличении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей значительная доля малого бизнеса оказалась на грани банкротства. Поэтому неподъемныеи нестабильныеставки налогов, в том числестраховых взносов, губительно сказываются на развитии малого бизнеса.
Такженеобходимо отметить коррупционныебарьеры, с которыми сталкиваются предприниматели на протяжении всего развития своего бизнеса, в том числепри его создании. Если опираться на зарубежный опыт, то в основном коррупционныемоменты здесь были устранены через развитиеИнтернета,т. е. большинство процедур, начиная с открытия, ведения и закрытия бизнеса, осуществляется преимущественно через Интернет.Ещеодной важной проблемой, с которой сталкивается большинство предпринимателей, –отсутствиефинансовой поддержки со стороны банковского сектора.
Послеувеличения ставки рефинансирования Центральным банком процентныеставки по кредитам стали неподъемными для большинства предпринимателей. В свою очередь сами банки очень часто отказывают в выдачекредита, объясняя это высокими рисками. В большинствеслучаев у малых предприятий нет залогового обеспечения или в качествезалогового обеспечения выступает товар.
А банки отказываются принимать товар в качествеликвидного обеспечения[4]. Финансовая отчетность малых предприятий недает четкого представления о платежеспособности, так как спецификой развития малых предприятий является повышенный риск функционирования, невысокая рентабельность за счет невозможности реализации эффекта масштаба, короткий жизненный цикл и узкая специализация.
Для банков это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболеерискованных заемщиков. Поэтому для банков прощеотказать в кредитовании, чем брать на себя риски, связанныес неуплатой кредитов. Высокий рост инфляции такжеоказал существенноевлияниена малый бизнес.
Введениесанкций, скачки цен на нефть, значительноеповышениекурса европейской валюты и доллара, введениетоварного эмбарго –всеэто немогло несказаться на падении курса национальной валюты. Данныепричины повлекли за собой рост цен на разного рода продукцию, в том числеи оборудование, что отразилось на развитии малого бизнеса. Но именно малый бизнес может занять тесектора экономики, которыенаиболеепострадали от наложенных санкций со стороны Евросоюза и США. Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что стратегия развития малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики. Особую роль в поддержкемалого бизнеса играет государство, так как развитиемалого бизнеса позволит решить проблемы безработицы, повысить производительность труда, насытить рынок инновационными нововведениями, решить вопросы, связанныес инфляционной неустойчивостью российской экономики.
Ссылки на источники1.Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. –2015. –№ 08. С.16.2.Беспалова О.В., Беспалов Р.А. Инвестиционная привлекательность Брянского региона в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 11. С. 112116.3.Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь.
6е изд., перераб. и доп. М.: ИнфраМ, 2011.4.Финансы/ Под ред. В.М.Родионовой/, М., Финансы и статистика, 2010.
Источник: e-koncept.ru
Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса
Можно выделить следующие проблемы малого бизнеса в современной России Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА, 2005. С. 297..
Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:
Профессиональные инвесторы не могут финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;
Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования. Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald»s, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;
Основными источниками финансирования малых предприятий в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса;
Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
б) Административные барьеры.
Их можно условно разделить на объективные и субъективные.
К числу объективных административных барьеров следует отнести необходимость получения различных разрешений, лицензий, справок и согласований. Стоимость получения разрешительной документации иногда превышает все остальные затраты, которые необходимо произвести предпринимателю для открытия своего дела. Данные объективные административные барьеры необоснованно увеличивают непроизводительные затраты предпринимателя и делают менее привлекательным отдельные направления деятельности.
Следует также обратить внимание на тот факт, что существуют еще субъективные административные барьеры, которые выражаются в личности того или иного чиновника, его компетентности и порядочности. Например, для того, чтобы присвоить новый почтовый адрес производственному помещению предпринимателя обязывают очистить от несанкционированных свалок сектор частной застройки, прилегающий к производственным помещениям. Таким образом чиновник решил свои, чиновничьи, проблемы за счет предпринимателя, и отчитался за решение проблемы с несанкционированными свалками.
в) Способности и квалификация предпринимателей.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:
Многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;
Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству;
Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан с тем, что многие предприниматели, начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;
Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям.
г) Инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:
Фонды поддержки предпринимательства (малого и среднего бизнеса) не стали реальными источниками финансирования малого бизнеса;
Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;
Инфраструктура профессиональной поддержки предпринимательства не создана или не эффективна, сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.);
Система профессиональной переподготовки предпринимателей не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе.
д) Нехватка информации.
е) Проблемы, связанные с несовершенством законодательства.
О несовершенстве действующего Российского законодательства можно говорить долго и много. В частности, существует проблема, связанная с быстрым изменением законодательных актов. Так, к примеру, закон о несостоятельности (банкротстве) за последние 10 лет был кардинально изменен три раза. Такое частое изменение законодательной регламентации предпринимательской деятельности приводит к возникновению дополнительных сложностей в работе.
Источник: studbooks.net
Основные проблемы функционирования и перспективы развития малого бизнеса
Развитие малого бизнеса в современных российских условиях сдерживается четырьмя основными проблемами: административными барьерами, недостаточностью финансирования, нехваткой квалифицированных кадров, трудностями сбыта продукции. Рассмотрим указанные проблемы более подробно и определим возможные пути их решения или снижения негативного влияния на малый бизнес.
Административные барьеры, и коррупция — это проблема, которая проявляется на всех стадиях жизненного цикла малого бизнеса. Результаты опроса Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» «Малый бизнес и коррупция: перспективы преодоления», проведенного в 2014 г., показали, что большинство предпринимателей сталкивались с коррумпированным поведением чиновников (рис. 2.2).
Коррупция — это опасное социально-экономическое явление, которое «отпугивает» инвестиции от малого бизнеса; искажает структуру государственных расходов, что особенно ярко проявляется на региональном уровне; стимулирует рост теневой экономики, подконтрольной местным чиновникам. Бороться с этой проблемой необходимо как на макроуровне, так и на уровне малого бизнеса. Существует общенациональный план по борьбе с коррупцией, включающий три основных раздела: 1) законодательный раздел (соотношение антикоррупционного законодательства с коррупционным, предложения по профилактике коррупции); 2) совершенствование государственного управления; 3) прозрачность информации.
Целесообразно выделить несколько способов снижения негативного влияния коррупции, которые малые предприниматели могут использовать в своей деятельности:
- • знание законов;
- • знание особенностей поведения коррумпированных чиновников, использование возможности «опередить» или «обойти» их;
- • стремление быть честным и порядочным предпринимателем в экономическом смысле;
Рис. 2.2. Опрос малого бизнеса о коррупции («ОПОРА РОССИИ»),
Источник: по материалам Московского областного отделения Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» http://oporamo.ru
- • использование участия в бизнес-сообществах для решения проблем;
- • использование официальных возможностей государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Недостаточность финансирования существенно осложняет функционирование малого бизнеса. Высокие ставки по кредитам, недоверие банков к начинающим предпринимателям вызваны не жестокостью финансистов, а общеэкономической тенденцией роста кредиторской задолженности российских предпринимателей (рис. 2.3).
Предприниматели жалуются, что банки не дают кредиты, а банки в свою очередь сетуют, что предприниматели не платят по долгам. Поэтому банковский кредит, очень привлекательный на первый взгляд, не является приоритетным источником финансирования малого бизнеса; чаще всего используются собственные средства, средства семьи и друзей. Возможное реше-
Рис. 2.3. Динамика объема кредитования и задолженности малого бизнеса по кредитам. Источник: по данным Банка России
ние недостаточности финансирования — использование следующих альтернатив:
- • лизинговых пакетов банковских услуг;
- • инструментов государственной поддержки в форме субсидий, грантов, дотаций и др.;
- • микрофинансирования;
- • поручительств региональных гарантийных фондов;
- • участия в профессиональных выставках и ярмарках в целях поиска инвестора;
• повышения финансовой грамотности для оптимального использования собственных средств и снижения объема кредиторской задолженности.
Нехватка квалифицированных кадров — это еще одна серьезная проблема для малого бизнеса, которая связана с ограниченными возможностями стоимостной мотивации работников. Малые предприятия не могут предложить своему персоналу такую же высокую заработную плату, как на крупных предприятиях.
Многие работники отказываются от предложений малого бизнеса из-за отсутствия бизнес-репутации или опасения, что малые предприятия «долго не живут». Предприниматели малого бизнеса по-разному решают данную проблему: кто-то обращается за помощью к друзьям и знакомым, кто-то — в кадровые агентства.
Альтернативой стоимостной мотивации всегда может стать нестоимостная: свободный рабочий график, неполный рабочий день, посменная работа, работа на дому и др. Несоответствие квалификации работника изначально заявленной также осложняет работу. Решением проблемы нехватки квалифицированных кадров может стать сотрудничество со средними специальными учебными заведениями и участие в ярмарках вакансий. Например, выпускники кулинарных колледжей, которые есть практически во всех регионах России, имеют хорошую профессиональную подготовку и готовы получить первый трудовой опыт за меньшее вознаграждение по сравнению с вознаграждением специалистов со стажем. Ярмарки вакансий предлагают малым предпринимателям разместить свои заявки на доске объявлений.
Проблема сбыта продукции связана, с одной стороны, с несовершенством логистической системы по обслуживанию малых предпринимателей, с другой стороны, с низким уровнем финансово-экономической грамотности предпринимателей. Опыт промышленно развитых стран показывает, что проблему сбыта продукции малого бизнеса необходимо решать на общегосударственном уровне, через инструменты стимулирования сбыта: содействие в партнерстве с поставщиками и потребителями, строительство региональных логистических центров, организацию сезонных ярмарок, госзаказ. Сами предприниматели должны задумываться о каналах сбыта до начала производства, а не после, используя:
- • самостоятельный поиск;
- • участие в выставках и ярмарках;
- • участие в конкурсе на госзаказ;
- • сотрудничество с крупными предприятиями по системе субподряда;
- • мелкосерийный сбыт через непосредственный контакт с потребителем (производство на заказ, продуктовые сертификаты).
Продуктовые сертификаты «Борщовые наборы» могут служить ярким примером сбыта продукции сельского хозяйства (табл. 2.3). Сертификаты продаются до 25 мая, получить урожай можно будет с 10 сентября по 15 октября. Борщовый набор состоит из картофеля (60%), капусты (20%), свёклы (10%), моркови (5%) и лука (5%).
Овощные сертификаты Нижегородской области по ценам 2015 г.
(Цены действовали до 10.01.2016)
Цена доставки, руб.
Источник: по данным газеты «Земля Нижегородская» от 10.09.2015 http://www.zem-nn.ru
Из табл. 2.3 видно, что средняя цена овощей по сертификату составила 16,6 руб. за килограмм, тогда как в нижегородских магазинах тот же набор в лучшем случае можно было найти за 18—19 руб. Малый бизнес получает заказ и средства для выращивания овощей, потребитель — продукцию напрямую от производителя, без посредников и наценок. Такая форма сбыта продукции очень удобна для малого бизнеса, кроме того, имеются возможности для расширения спектра сертификатов.
Перспективы, развития малого бизнеса связаны в основном с основными тенденциями, определяющими вектор будущего развития, высокой степенью зависимости от внешних факторов, со стратегической направленностью государственной поддержки предпринимательства в стране. Основными перспективами развития малого бизнеса на современном этапе являются:
- • импортозамещение и экспортоориентированная деятельность;
- • инновационный бизнес в особых зонах промышленного развития (технопарки, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны);
- • расширение форм сотрудничества с крупным бизнесом на основе субподряда и субконтрактации (с 18 до 25% к 2030 г.);
- • увеличение роли предпринимательских союзов и ассоциаций;
- • регулирование пропорций отраслевого развития через систему конкурсного отбора на госзаказ;
- • расширение возможностей молодежного предпринимательства.
Перспективы развития малого бизнеса проявляются только в том случае, если сами предприниматели обладают такими важными качествами, как мобильность и быстрая адаптация к динамичной рыночной среде, а также определенным набором базовых и профессиональных финансово-экономических знаний, позволяющих оценить существующую обстановку и построить прогноз развития бизнеса в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Состояние малого бизнеса в динамике отражает современные тенденции его развития. Оценка состояния малого бизнеса в динамике осуществляется с помощью показателей прироста количества зарегистрированных малых предприятий (в целом по России, в регионе, на 100 тыс. жителей и т.п.); увеличения среднесписочной численности занятых на малых предприятиях; роста объема оборота и объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
В современных российских условиях существуют четыре основные причины сдерживания развития малого бизнеса: административные барьеры, недостаточность финансирования, нехватка квалифицированных кадров, трудности сбыта продукции.
Основными перспективами развития малого бизнеса на современном этапе являются: импортозамещение и экспортоориентированная деятельность; инновационный бизнес в особых зонах промышленного развития (технопарки, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны); расширение форм сотрудничества с крупным бизнесом на основе субподряда и субконтрактации (с 18 до 25% к 2030 г.); увеличение роли предпринимательских союзов и ассоциаций; регулирование пропорций отраслевого развития через систему конкурсного отбора на госзаказ; расширение возможностей молодежного предпринимательства.
- 1. Показатель, отражающий состояние российского малого бизнеса в динамике:
- а) средняя заработная плата в регионе на 1 тыс. жителей
- б) рост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий
- в) количество зарегистрированных предприятий и организаций по формам собственности
- г) доля численности занятых в общей численности населения
- а) инновационная инфраструктура
- б) внешний долг страны
- в) процентная ставка по банковским кредитам
- г) средняя заработная плата
- а) товарная биржа
- б) фондовая биржа
- в) биржа труда
- г) биржа субконтрактов
- а) недостаточности финансирования
- б) нехватки квалифицированных кадров
- в) сбыта продукции
- г) административных барьеров и коррупции
- 5. Региональные гарантийные фонды помогают малому бизнесу:
- а) получить кредит под поручительство государства
- б) получить кредит под залог имущества
- в) реструктурировать просроченную задолженность
- г) лоббировать интересы в органах исполнительной власти
- 1. Рассчитайте прирост (в процентах) основных показателей деятельности малого бизнеса по производству пищевых продуктов, напитков, табака в динамике по данным табл. 2.4. Проанализируйте внешние факторы деятельности малых предприятий и организаций, которые повлияли на динамику прироста полученных показателей в указанный период. Определите среднесрочные перспективы развития малого бизнеса в пищевой промышленности России.
- 2. Рассчитайте прирост (в процентах) основных показателей деятельности малого бизнеса Брянской области в динамике по данным табл. 2.5. Проанализируйте внешние факторы деятельности малых предприятий и организаций, которые повлияли на динамику прироста полученных показателей в регионе в указанный период. Определите среднесрочные перспективы развития малого бизнеса в Брянской области.
Динамика основных показателей деятельности малого бизнеса по производству пищевых продуктов, напитков, табака
Источник: ozlib.com