Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
В День предпринимателя в Ельце наградили самых успешных представителей малого и среднего бизнеса
Обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России является составной частью общей государственной социально-экономической политики и представлена совокупностью политических, правовых, социальных, экономических, информационных, образовательных, консультационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.
Можно выделить восемь основных целей государственной политики в области развития МСП:
- обеспечение благоприятных условий для развития МСП,
- обеспечение занятости и развития самозанятости среди населения регионов,
- увеличение количества субъектов занятых в МСП,
- формирование конкурентной среды среди участников,
- обеспечение конкурентоспособности,
- продвижение результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств,
- увеличение объемов работ или услуг производимых субъектами МСП в общем объёме валового внутреннего продукта,
- рост доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах для уплаты в региональные бюджеты.
История становления структуры в РФ, которая была уполномочена осуществлять правовое нормативное регулирование МСП, можно считать с 1995 года. Именно в октябре 1995 года в структуре органов исполнительной власти создается Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. С 1999 года по 2004 год функции по правовому нормативному регулированию МСП переданы Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
С 2004 года правовое регулирование передается уже в Министерство экономического развития Российской Федерации и его структурное подразделение Департамент государственного регулирования в экономике. На него возлагаются функции по осуществлению подготовки предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.
Затем приказом от 9 июля 2009 года Минэкономразвития России № 265 «Об утверждении структуры Министерства экономического развития Российской Федерации» в структуре Министерства образован Департамент развития малого и среднего предпринимательства.
В составе Департамента сформировано шесть отделов:
- отдел государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства предпринимательской деятельности;
- отдел регулирования малого и среднего бизнеса;
- отдел отраслевых программ развития малого и среднего предпринимательства;
- отдел программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- отдел развития кредитования и микрофинансирования малого и среднего бизнеса;
- отдел международного сотрудничества по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Департамент занимается подготовкой концепций государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности, рассматривает вопросы разработки и реализации федеральной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, иных форм и видов поддержки указанных субъектов, развитие предпринимательской деятельности. Занимается подготовкой предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, государственного контроля (надзора). Осуществляет лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и саморегулирования субъектов предпринимательской деятельности для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.
Также 18 мая 2009 года принята на заседании Правительства Российской Федерации Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации». Она была утверждена в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663р.
Стратегическое развитие МСП рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, в связи, с чем выделили две цели реализации проекта:
- Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.
- Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.
На выполнение этих целей были направлены 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть – 10 задач и 55 мероприятий носят общеотраслевой характер и полностью соответствуют полномочиям Минэкономразвития России. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 года.
В конце 2016 года утверждена новая редакция правил предоставления и распределения данных субсидий. Сегодня в рамках программы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания. Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.
В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах, которая включает в себя:
- фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
- микрокредитные организации;
- центры поддержки предпринимательства;
- центры инноваций социальной сферы;
- центры кластерного развития;
- региональные центры инжиниринга;
- центры прототипирования;
- центры сертификации, стандартизации и испытаний;
- центры народно-художественного промысла;
- центры поддержки экспорта;
- многофункциональные центры для бизнеса;
- промышленные, индустриальные, агропромышленные парки;
- технопарки;
- частные промышленные парки;
- бизнес-инкубаторы.
Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества. Реализация части «прямых» мер господдержки предусмотрена в рамках программ развития МСП монопрофильных муниципальных образований. Так, при реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, предоставляются субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям.
Статьи по теме
- Несостоятельность банкротство предпринимательских организаций
- Прекращение предпринимательских организаций
- Государственные меры по развитию малого предпринимательства на современном этапе
- Денежные субсидии государства на развитие бизнеса
- Субъекты МСП
- Особенности нормативно-правового регулирования развития МСП в РФ
- Финансовая поддержка
- Инфраструктура поддержки
- Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства
Источник: student-servis.ru
Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства. Понятие государственной поддержки предпринимательства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
На заседании Государственного Совета Российской Федерации 7 апреля 2015 года рассматривался вопрос о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В числе вынесенных на обсуждение тем были следующие: повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что вопрос развития предпринимательства «в текущей ситуации приобретает особую экономическую, социальную и общественную значимость. Развитие малого и среднего предпринимательства – не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения её устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперёд, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа.
Малые и средние компании в силу их мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные рыночные ниши, формировать новые точки экономического роста, способствовать эффективному повышению экономики, её эффективности, решению проблем занятости. Добавлю, что всё активнее проявляет себя частное предпринимательство и в социальной сфере.
В России в целом созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая упрощённое налогообложение, систему грантов на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, гарантий, кредитов на льготных условиях. Расширяется доступ малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний и компаний с госучастием.
Действительно, в последние годы мы значительно улучшили деловой климат. Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по‑прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента.
Для сравнения скажу, и вы многие знаете об этом, что в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов, у нас – 21 процент. Доля в общем обороте продукции услуг – всего 25 процентов. Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал – это всего 6 процентов от их объёма по стране в целом. Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6 процентов граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела.»
Малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник. Доля таких компаний в российском валовом национальном продукте лишь 21 процент. Для сравнения: в Малайзии это 47 процентов, в Японии – 63 процента, а доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в таких странах – 50–80 процентов трудоспособного населения.
В этой связи государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса направлена на решение следующих задач:
· увеличение как минимум вдвое доли малого и среднего бизнеса – до 45–50 процентов национального продукта России;
· повышение занятости в этом сегменте до 35–40 миллионов человек.
Эти цифры должны стать критериями оценки эффективности работы Правительства России и глав регионов.
Ростовская область на протяжении многих лет стабильно входит в десятку регионов-лидеров по развитию предпринимательства. Этому способствует, в первую очередь, проводимая в области политика поддержки и развития предпринимательской инициативы населения. Созданная нормативная правовая база позволяет устанавливать благоприятный инвестиционный климат для развития бизнеса, вводить льготные режимы налогообложения, предусматривать преференции для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, реализовывать специальные программы развития малого и среднего предпринимательства, финансируемые из различных источников, в том числе из средств областного и муниципальных бюджетов.
Поддержка предпринимательства в Ростовской области осуществляется планомерно и комплексно с конца 90-х годов прошлого столетия. За это время наш регион не раз являлся пионером в предложении новых путей решения проблем бизнес-сообщества.
Постоянно проводимый мониторинг и анализ развития предпринимательства, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, налаженный конструктивный диалог бизнеса и власти помогают оперативно реагировать на все изменения в бизнес-среде и принимать адекватные управленческие решения.
Что же такое «государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства»? Определение этому дано в п.5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА– деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Источник: megaobuchalka.ru