Основные цели и задачи антикоррупционной политики в бизнесе ответ

Адаева, А. А. Антикоррупционная политика компании: проблемы формирования и реализации / А. А. Адаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71443/ (дата обращения: 26.05.2023).

Ключевые слова: антикоррупционная политика компании, коррупция, оценка рисков.

Многие ведущие международные организации гордятся принятой в компании антикоррупционной политике — отсутствие коррупции в компании важно для ее общего и экономического развития.

Помимо того, что коррупция принесет компании множество проблем с законом, она также может привести ко многим негативным последствиям, таким как сокращение денежных ресурсов. Для предотвращения, компании необходимо провести оценку риска коррупции, а после этого внедрить антикоррупционную политику для борьбы с потенциальными коррупционными правонарушениями. В антикоррупционной политике изложены основные стандарты поведения, а также позиция компании в отношении принятия ценных подарков и разрешения конфликта интересов. В политике четко должно быть прописано, что она распространяется на весь персонал.

Законодательные основы противодействия коррупции

Актуальность работы обусловлена тем, что противодействие коррупции является важнейшей задачей, решение которой для многих компаний является вопросом дальнейшего экономического развития. В настоящее время мировым сообществом осознано, что успешное противодействие коррупции возможно только при объединении усилий как страны, так и компании.

Коррупция вызывает серьезные проблемы, наносит ущерб экономическому, политическому и социальному развитию страны и компании. Помимо того, что частный сектор является жертвой коррупции, компании также могут и сами совершать данное правонарушение. Такое поведение искажает конкурентные условия на рынке, приводя к неравенству — компании выигрывают на рынке за счет взяток, а не являясь более эффективными или инновационными. Это, в конечном итоге, приводит к ухудшению конкурентоспособности экономики.

Большая часть научных работ как российских, так и иностранных авторов затрагивает только антикоррупционную политику государственного сектора. Авторы определяют, что коррупция возникает тогда, когда человек злоупотребляет своей властью ради личной выгоды за счет других людей.

Политика создается компаниями с многочисленными, часто противоречивыми и порой меняющимися целями развития. Одна из наиболее важных особенностей заключается в том, что политика не является процессом со статичными целями, в котором организация имеет четкий контроль над достижением прогнозируемых или желаемых результатов. Скорее, разработка политики часто является «туманной попыткой повлиять на вероятность будущих ситуаций». Политика, которая обычно формулируется высшим руководством, позволяет им достигать цели и задачи организации, но не гарантирует это.

Термин «политика» определяется Гарольдом Кунц и О’Доннелом как «общие положения или понятия, которыми руководствуются, или с помощью которых направляют мышление и действия при принятии решений» [1, c. 250]. Политика обеспечивают принятие решений в рамках, которые они затрагивают. Кунц и О’Доннел четко описали принципы, которые должны соблюдаться при выполнении различных функций управления, включая и политику компании. Руководство должно установить процедуру периодического пересмотра политики.

Тренды антикоррупционной политики. Лектор: Алена Вандышева

Джордж Р. Терри определил: «политика — это устное или письменное, и всеми используемое общее руководство, устанавливающее границы, которые, в свою очередь, указывают направление, в котором будут приниматься различные управленческие решения».

По словам Дж. С. Чандана, «политика — это заявление и заранее определенные руководства и принципы, которые обеспечивают общее направление для принятия решений и принятия мер» [2, c. 116]. Политика — это постоянный план, обеспечивающий основу для принятия руководством мер по решению периодически возникающих проблем. Поэтому хорошо продуманная и эффективная антикоррупционная политика, основанная на корпоративных целях и потребностях, может помочь избежать поспешных решений и помочь организации в принятии решений.

Колин Бренч определил: «политика — это формальный образец для руководства теми, кто несет ответственность за управлением деятельностью компаний» [3, c. 25].

Коррупция, без постоянного развития мер, противодействующих ей, расширяется и проникает в более глубокие слои компании. Именно по этой причине организации должны выделять антикоррупционную политику и разрабатывать различные комплексы мероприятий, как одно из направлений их основных задач.

Разработанные механизмы должны минимизировать масштабы коррупции не только в краткосрочном плане, но и устранить ее в соответствии с долгосрочной стратегией.

Цель антикоррупционной политики организации состоит в том, чтобы наметить приемлемое и неприемлемое поведение в деятельности и областях, где коррупция может иметь место быть, и подтвердить приверженность компании полному соблюдению применимых антикоррупционных законов, принятых в Российской Федерации [4, c. 56].

Также эффективная антикоррупционная политика выполняет две функции:

– Защита компании от мошенничества и злоупотреблений властью: одним из самых главных потенциальных преимуществ эффективной антикоррупционной политики является то, что антикоррупционный контроль и действующие внутренние процессы помогают предотвратить противоправные действия, направленные против компании;

– Привлечение наиболее талантливых сотрудников и членов совета директоров: бóльшая часть потенциальных сотрудников не желают работать в компаниях, в которых процветает коррупция.

После разработки основных пунктов, обобщающих антикоррупционные ценности компании и рекомендации по ее обеспечению, необходимо включить в политику инструменты ее реализации и механизм контроля. Инструменты будут гарантировать, что антикоррупционные мероприятия и стандарты будут внедрены на практике, а не просто останутся написанными на бумаге.

Читайте также:  Что такое суть бизнес проекта

При разработке антикоррупционной политики потребуется оценка рисков коррупции, учитывающая индивидуальные обстоятельства компании. Коррупционные риски каждой компании уникальны и варьируются от одного проекта к другому. Компания должна определить методологию для выявления, анализа и устранения конкретных рисков, с которыми она сталкивается.

Для достижения успеха необходимо не только иметь хорошую антикоррупционную политику, но и эффективно ее реализовать. Первый ключевой элемент реализации сосредоточен на корпоративной ответственности, ведь это основа существующих международных стандартов. Кроме того, законодательство должно требовать прозрачности документации компании.

Еще одним условием успешной реализации антикоррупционной политики является организация тренингов для сотрудников, руководителей и директоров. Они должны служить каналами для объяснения сотрудникам этических норм, а также для разъяснения правил, санкций и требований к ним, особенно с точки зрения того, как они должны действовать, когда попадают в нестандартные ситуации [6, c. 23].

Также, в крупных компаниях, после любых существенных изменений в деятельности компании, таких как изменение корпоративной структуры или после слияния с другим субъектом бизнеса, обновляют антикоррупционную политику.

Как итог работы сформулированы следующие предложения по совершенствованию механизмов антикоррупционной политики компании:

  1. Наиболее важной частью антикоррупционной деятельности компании является собственный внутренний анализ. Компании должны регулярно оценивать свою антикоррупционную политику на предмет эффективности и вносить необходимые улучшения.
  2. Подход, основанный на оценке риска, имеет важное значение для определения как соответствующей антикоррупционной политики, так и ее проверки. Не существует единой универсальной антикоррупционной политики или метода проверки эффективности работы политики. Хорошо продуманная политика будет отличаться от одной компании к другой, например, в зависимости от отрасли.
  3. Компании должны раскрывать информацию о своей антикоррупционной программе, в том числе о ее реализации и проверке, чтобы повысить прозрачность и доверие общественности.
  4. Особое место в системе противодействия коррупции отводится профилактике. В этом направлении просто необходима разработка нового подхода, заключающегося не только во внедрении ограничений, запретов и обязательств для работников, но и включающего обеспечение безопасности для осведомителей об коррупционном правонарушении.
  1. Harold Koontz, Cyril O’Donnell. Principles of Management, 1960г. -736 c.
  2. S. Chandan Principles of Management, 2014 г. -376 c.
  3. C. Brench Computational Modeling Handbook, 1998 г. -327 c.
  4. А. Л. Карабанов, С. К. Мелькин. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовые и криминологические аспекты. — М., Волтерс Клувер, 2010. — 200 с.
  5. Transparency International report, 2005 г. -75 с.
  6. UNGC report, 2009г. -47 с.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная политика, компания, политик, принятие решений, эффективная антикоррупционная политика, антикоррупционная политика компании, коррупция, сотрудник.

Источник: moluch.ru

Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений;

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни.

В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Как отмечает Л. Тимофеев, «люди в своем стремлении к частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок». Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т. д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы);незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Читайте также:  Вязание носков как бизнес

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Антикоррупционная политика РФ

Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.

1.2. Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом федерального казенного учреждения «Российский государственный военно-исторический архив» (далее – Организация), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Организации.

1.3. Основными целями внедрения в Организации Антикоррупционной политики являются:

– минимизация риска вовлечения Организации, ее руководства и работников в коррупционную деятельность;

– формирование у работников Организации независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Организации о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

– обобщение и разъяснение основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции, применяемых в Организации.

1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения Антикоррупционной политики в Организации:

– закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности Организации;

– определение области применения Политики и круга лиц, попадающих под ее действие;

– определение должностных лиц Организации, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;

– определение и закрепление обязанностей работников и Организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

– установление перечня реализуемых Организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядка их выполнения (применения);

– закрепление ответственности сотрудников Организации за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Антикоррупционная политика: понятие, цель и задачи

Противодействие коррупции является особым видом публичной политики — антикоррупционной политикой, представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Антикоррупционная политика — это деятельность, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции.

По своему содержанию антикоррупционная политика — это разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы в ближайшее время была выделена антикоррупционная функция государства как одно из направлений реализации его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном (тактическом) плане, так и о выработке и проведении долгосрочной (стратегической) линии по ограничению коррупции в государстве и обществе. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества и население страны.

Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:

  • предупреждения коррупционных правонарушений;
  • обеспечения ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами;
  • возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
  • мониторинга коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
  • формирования антикоррупционного общественного сознания;
  • содействия правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей;
  • содействия реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
  • создания правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • создания стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы неподкупными лицами.

Принципами антикоррупционной политики являются:

  • партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;
  • приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
  • недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
  • недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля за реализацией мер антикоррупционной политики;
  • поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе;
  • целевое бюджетное финансирование мер антикоррупционной политики, применяемых органами государственной власти и местного самоуправления и их учреждениями;
  • признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
  • недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения;
  • недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики.
Читайте также:  Трактор в городе как бизнес

Следует выделить следующие уровни антикоррупционной политики, учитывающие структурную организацию общества.

В публичной сфере:

  1. в государственном секторе — в органах власти и в иных государственных организациях, действующих в отраслях и сферах государственного управления;
  2. в сфере местного самоуправления — в органах и организациях системы местного самоуправления.

В сфере корпоративных интересов:

1) в деловой сфере — предпринимательском сообществе (союзы промышленников и предпринимателей).

Антикоррупционная политика является видом социальной политики, так же как и уголовная политика.

Учитывая, что коррупция — явление социально-правовое, криминальное, а задачами уголовной политики является борьба с преступностью, можно предположить, что антикоррупционные меры, осуществляемые органами внутренних дел, входят в своем большинстве в сферу реализации уголовной политики.

Исходя из общего определения уголовной политики, можно следующим образом охарактеризовать современную политику России в сфере противодействия коррупции — это система политикоправовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в принципах, направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов по противодействию коррупции в сфере осуществления государственной и муниципальной власти, а также корпоративных интересов.

Уголовная политика России в сфере противодействия коррупции основывается на определенных принципах и имеет свои особенности, отличающие ее от других направлений государственной политики в борьбе с преступностью.

Уголовная политика в сфере противодействия коррупции определяет основные направления, цели и средства воздействия на коррупционную преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений.

Оценка эффективности уголовной политики в сфере противодействия коррупции в России должна определяться исходя из анализа следующих показателей:

  • качества законов, целостности законодательного регулирования и непротиворечивости законов, принимаемых для обеспечения механизмов осуществления государственной и муниципальной власти в Российской Федерации;
  • ответственности власти за качество принимаемых законов и их применение;
  • системности деятельности государственных органов по борьбе с должностными преступлениями и коммерческим подкупом;
  • максимально возможного снижения коррупционной преступности.

Коррупция стала масштабной проблемой современности, и, несмотря на решительные меры по борьбе с этим злом, уровень коррупционных проявлений в целом по стране и в частности в органах внутренних дел остается достаточно высоким. Неблагоприятное воздействие на данные процессы оказывает и отток из органов внутренних дел квалифицированных кадров.

Коррупция разрушает усилия государства и общества по наведению порядка в стране, обеспечению достойного уровня жизни граждан, может привести к необратимой дезорганизации государственного управления, если не произойдет заметных позитивных изменений в борьбе с коррупцией.

Коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства. Именно коррупция в государственном аппарате, органах государственной власти сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности.

По данным ВЦИОМ, уровень коррупции в бизнесе — платы предпринимателей за преодоление административных барьеров — в среднем по России составляет около 10%. Это то, что платят предприятия от выручки для того, чтобы существовать, не учитывая налоговых проблем. В разных регионах эти отчисления разнятся. Есть благополучные регионы, где относительно небольшая плата (приближается к а есть такие регионы, где эта цифра достигает 25 и даже 30%[1].

В Послании Президента РФ к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем, до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла[2].

Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества, должны стать открытыми для общества. Именно на это направлены и соответствующие законы об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Будет в том числе установлен порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов. Публикуемые тексты судебных актов позволят получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике. Все это будет способствовать и преодолению правового нигилизма.

  • [1] Всероссийский центр изучения общественного мнения: Официальный сайт. URL:http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/vnutrennjaja-politika/komjpcija/ntype/2/browse/l.html?no_cache=lhttp://vetorel.ru/pages/net-korrupcii/Antikorrupcionnaya-politika-ponyatie-cel-i-zadachi» target=»_blank»]vetorel.ru[/mask_link]
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин