Упражнения для бизнес-тренинга
Давно доказано: хороший тренинг невозможен без упражнений и игр. И онлайн-тренинг не исключение. Упражнения и игры разогревают и вовлекают участников, активизируют их творческую активность. Какие разогревающие упражнения проводят на тренингах и какие задачи они решают – разбираемся!
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги
Вовлеченность тренинга 100% – реально!
Сделайте первый шаг –
Упражнения для бизнес-тренинга | ManGO! Games – деловые игры, тренинги, фасилитации
Упражнения на тренинге помогают достичь таких целей:
- «Разогревают» и помогают «включить» участников в происходящее.
- Помогают усвоить полученную информацию и проверить ее на своем опыте.
- Помогают отработать полученные навыки.
- Создают легкую веселую атмосферу, способствующую лучшему усвоению знаний.
Каждый бизнес-тренер располагает своим арсеналом разнообразных разминок, позволяющих встряхнуть уставших участников. Все их можно поделить на несколько категорий.
Веселые упражнения с тренинга: «Секреты постановки и достижения целей»
Виды упражнений-разминок
В начале обычно применяются упражнения на знакомство, чаще всего на запоминание имен участников тренинга.
После знакомства используют разминки и ледоколы – для вовлечения участников и создания позитивной атмосферы. Они помогают «разломать лед» и снять настороженность. Обычно в этом помогает юмор, используемый в разминках.
Если участники в процессе устали – применяются короткие упражнения-энерджайзеры. Особенно важны они на тренингах, где много теории. Такие упражнения помогают «встряхнуть» участников и перевести их в режим готовности воспринимать новое.
В ходе подачи нового материала используются упражнения на активное усваивание знаний.
Упражнения для закрепления навыков позволяют сформировать и отработать приобретаемые в ходе тренинга навыки.
Завершающие упражнения позволяют повторить и закрепить выученное и освоенное.
Знакомство, запоминание имен
Апельсины
Упражнение на запоминание имен. Можно проводить онлайн.
Каждый участник по очереди представляется, называя свое имя и что-то, что он любит, подобрав слово на ту же букву, что и свое имя. Например,
Меня зовут Анна и я люблю апельсины.
Следующий участник представляет сначала предыдущего, потом себя.
С нами Анна, она любит апельсины, а я Таня, я люблю танцы.
Каждый следующий называет всех предыдущих. Желательно пройти круг несколько раз, пока участники не перестанут сбиваться.
Сильные стороны
Упражнение помогает запомнить имена собравшихся, а также фиксирует текущую ситуацию участника и ожидания от тренинга. Можно проводить онлайн.
Если это тренинг по продажам, нужно назвать свою сильную сторону в продажах и то, что хотелось бы развить в себе. Это может звучать так:
Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020
Я Михаил, я умею договориться с любым клиентом, но хочу научиться меньше говорить.
Перед упражнением нужно дать несколько минут на подготовку, предложив записать 3 свои сильные и три слабые стороны в продажах, а в ходе упражнения предложить озвучить только по одной самой важной или назвать те характеристики, которые еще не звучали.
Каждый следующий повторяет сказанное до него.
С нами Михаил, он умеет договориться с любым клиентом, но хочет научиться меньше говорить. А я Ольга, я умею хорошо презентовать товар, но хочу научиться лучше работать с возражениями.
Тренер может сообщить, в каких модулях тренинга будет отрабатываться та или иная компетенция из названных участниками.
Упражнения-ледоколы
Какие мы
Упражнение может служить знакомством мини-группы и подготовкой перед мозговым штурмом в группе. Можно проводить онлайн.
Группе нужно записать ответы на вопрос «Какие мы» в виде списка прилагательных.
Список может получиться таким:
Упражнение быстро создает в группе позитивную атмосферу и «разогревает» для следующих упражнений.
Кроссворд о партнере
Можно проводить онлайн. Участники группируются по двое и получают задачу провести интервью друг с другом, после чего составить по небольшому кроссворду о партнере. Разгадывать кроссворды будет предложено другим группам.
Вопросы кроссворда могут быть самыми разными:
- Любимая страна Ольги.
- Книга, которую Ольга сейчас читает.
- Любимый фильм Ольги.
- Чего Ольга боится на работе больше всего.
После каждой разгадки можно предложить участникам дать небольшой комментарий о себе по тем или иным пунктам. Комментировать может как автор, так и герой кроссворда.
Упражнения-энерджайзеры
Объясните мне!
Упражнение сделает интересной любую скучную тему тренинга. Можно проводить онлайн. Каждый участник получает одну из порций общего материала в виде пронумерованных конвертов. Когда приходит время учить материал, тренер просит отозваться участника с конвертом номер один. Участник зачитывает тему блока материала и основную информацию.
Остальные участники усваивают полученную информацию, а тренер дополняет ее. Это могут быть примеры по уже полученной основной информации, ситуации, которые нужно разобрать, или дополнительная к основной информация.
После усвоения участники задают каверзные вопросы тому, кому достался этот блок информации. Вопросы нужно формировать по предложенным шаблонам:
Вы сказали, что… — А что, если…?
Неужели бывает так, что…?
Если участник не смог дать ответ, его дают другие участники, если никто не справился, отвечает тренер.
Мое мнение
Упражнение можно проводить онлайн. В ходе тренинга перед или после освоения очередного блока информации участникам предлагаются стикеры с утверждениями, по которым каждому нужно высказать свое мнение. Каждый разбирает себе по стикеру пока не «разберут» все. После этого каждый готовится и высказывает свое мнение.
Если к чьему-то мнению есть что дополнить, участники поднимают руку и дополняют, пока не останется поднятых рук. Каждому в пределах одного комментария нужно вложиться в отведенное время.
Упражнения на активное усваивание
Круг, треугольник, квадрат, спираль
Можно проводить онлайн. Если нужно поделить участников на группы и активизировать внимание, можно предложить выбрать фигуру, которая ему нравится больше всего:
- Круг.
- Квадрат.
- Треугольник.
- Спираль.
Формируются группы по выбранной фигуре. Каждая получит задание, предварительно получив расшифровку своего выбора:
- Люди, которые выбирают круг, обычно хорошо взаимодействуют с другими людьми и умеют строить отношения.
- Люди, которые выбирают квадрат, любят и умеют поддерживать порядок.
- Любители треугольников обычно лучше других формируют цели и достигают их.
- Выбравшие спираль обычно оказываются творческими натурами, они способны генерировать идеи и находить новые способы решения различных задач.
Новые знания о себе подбодрят участников. Можно в зависимости от темы и задач тренинга дать каждой команде задачу, связанную с озвученными характеристиками. Любителям круга – на объединение или поиск общего, любителям квадратов на разработку правил и норм, любителям треугольников на составление целей, а выбравшим спираль – на поиск идей.
Угадай эмоцию
Можно проводить онлайн. Если это тренинг по переговорам или коммуникативным навыкам, упражнение поможет подчеркнуть, как эмоции влияют на восприятие, в остальных случаях упражнение вызовет интерес, «встряхнет» и активизирует участников.
Каждый «разбирает» карточку с эмоцией, после чего должен произнести одно из предложенных слов – «Алло», «Здравствуйте», «Так и есть» – с интонацией, передающей эмоцию из карточки.
- Радость.
- Удивление.
- Сожаление.
- Разочарование.
- Подозрительность.
- Грусть.
- Веселье.
- Холодное равнодушие.
- Спокойствие.
- Заинтересованность.
- Уверенность.
- Желание помочь.
- Усталость.
- Волнение.
- Энтузиазм.
Можно провести голосование за удачную передачу эмоций, ставя каждому участнику оценку в баллах.
Упражнения на закрепление навыков
Трудные ситуации
Упражнение на закрепление пройденного материала. Можно проводить онлайн. Участники делятся на мини-команды. Каждой показывают фрагмент с трудной ситуацией по теме. Команде нужно подготовить решение.
После того как каждая команда поработает, все возвращаются в общую комнату, где по очереди транслируются сложные ситуации. Каждая команда озвучивает свое решение, остальные дополняют, а тренер дает заключительный комментарий.
Можно усложнить упражнение и сделать его живее. Один из участников, который получит условный знак, после того как команда презентовала ответ, должен усомниться в сказанном и задать вопросы типа: «А что, если…?».
Защитить представленное решение имеют право другие участники, не принадлежащие к команде, презентующей решение.
Вопросы по теме
Можно проводить онлайн. Участники передают тренеру вопросы по выученной теме, после чего каждый «тянет» карточку с одним из вопросов и пытается дать на него ответ. Другие участники дополняют, тренер помогает.
Завершающие упражнения
Ценный вклад
Упражнение помогает подчеркнуть вклад каждого участника в изучение нового материала, создает позитивную атмосферу и желание продолжать обучение. Можно проводить онлайн.
Участникам предлагают составить короткий ответ о каждом участнике: какой ценный вклад внес участник в изучение нового материала и чем больше всего запомнился. Это анонимное задание. В конце по каждому участнику зачитывается его вклад и чем он запомнился другим участникам на этом занятии.
Сказать за 30 секунд
Можно проводить онлайн. Каждому участнику предлагают после небольшой подготовки в течение 30 секунд сказать главное, что он почерпнул на тренинге. Имена тех, кто должен сказать свое слово, выбираются случайным образом: как вариант, тренер тянет карточку с именем.
Упражнение может иметь другую задачу – за 30 секунд рассказать, как участник будет использовать в жизни полученные знания и навыки.
Участникам надо дать больше времени, чтобы они успели подготовиться, иначе придется отвечать экспромтом и ценность упражнения будет ниже.
Источник: mangogames.ru
Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров
Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса. От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.
Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)
Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.
Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.
План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).
Пример №1
Цель: Снятие напряжения
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Пример №2
Цель: Установление контакта
Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.
Пример №3
Цель: Построение коллектива
Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).
Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.
Пример №4
Цель: Построение коммуникации в группе
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку.
В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.
Пример №5
Цель: Повышение доверия
Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.
Пример №6
Цель: Близкое знакомство
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.
Пример №7
Цель: Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
Пример №8
Цель: Творческий подход
Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.
Предполагаемый результат тренингов
Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).
На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.
Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.
В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
— продуктивный рабочий процесс.
Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).
Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала
Источник: hr-elearning.ru