Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т. д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений. Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев.
Что входит в обязанности менеджеров высшего звена?
Менеджеры высшего уровня выполняют три основные функции: во-первых, это сохранение и поддержание целостности компании, во-вторых, разработка политики компании, миссии и стратегии, в-третьих, предоставление услуг, которые позволяют получить экономию за счет расширения сферы влияния.
Кто такой менеджер среднего звена?
Менеджер среднего звена — это начальник подразделения фирмы, у которого в подчинении находится несколько сотрудников. Обычно от двух до десяти. По сути, он — посредник между высшим руководством организации и её низшими звеньями.
Как делятся руководители в зависимости от звеньев управления?
Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена.
Стоит ли выбирать специальность Государственное и муниципальное управление
Как определить количество уровней управления?
Количество уровней управления во многом определяется особенностями разделения управленческого труда по вертикали, а само это разделение — масштабом и структурой производства, а также объемом информации, циркулирующей по вертикали.
Какие существуют уровни управления?
Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.
Что значит высший менеджмент?
Высший менеджмент — это высшее руководство организации. Примеры должностей — СЕО, генеральный директор, заместитель гендиректора, старшие руководители и так далее.
Для чего предназначена организационная структура управления?
Организационная структура управления — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение. .
Какие работники являются менеджерами?
К ним относятся заведующие отделом (магазинов, учреждений), складом, кафедрой и лабораторией в учебных и научных заведениях, начальники участков и смен, менеджеры продаж, которым подчиняются специалисты по продажам, торговые консультанты, торговые представители, агенты и т.
Что такое менеджмент и его функции?
Функции менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
Что такое менеджмент простыми словами?
Сейчас постараюсь объяснить что такое менеджмент простыми словами. Менеджмент это процесс управления организацией/фирмой/компанией или ее частью, а также собирательное название людей, которые заняты этим процессом — менеджеров. В переводе с английского (to manage) означает «управлять».
Отличие моего публичного управления от государственного управления /Моё публичное управление Глава 1
Что такое менеджмент Что он делает?
Профессия менеджер организации заключается в обеспечении максимально эффективного управления организацией. Объектами деятельности этой профессии являются экономические, производственные и социальные сферы. В общем, она нужна в любой организации, где необходимо качественный уровень управления.
В чем разница между управлением и менеджментом?
Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию.
В чем проявляется сходство и различие понятий менеджмент и управление?
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. . Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов.
Что такое управление и менеджмент?
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.
В чем отличие государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса?
— Различия по целям. Для управления в сфере бизнеса главной целью является прибыль. Для государственного управления цели многообразны, их трудно определить количественно: стабильность, законность, порядок, обеспечение обороны, уменьшение социального неравенства, борьба с бедностью и т. д.
Какие причины привели к формированию концепции нового государственного менеджмента?
Парадигма «Нового государственного менеджмента» стала важной вехой на пути поиска оптимальных моделей государственного управления. Основными причинами модернизации и трансформации государственного аппарата явились бюджетный дефицит и растущее давление на государственные расходы комбинаций факторов социального.
Что такое государственный менеджмент?
Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе.
Как осуществляется государственное управление?
Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления.
Для чего необходимо государственное управление?
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного .
Стоит почитать
- Сколько лет живут животные таблица?
- Какие заболевания лечат гормонами?
- Что такое светский характер?
- Что такое нефинансовые активы бюджетного учреждения?
- Что такое коэффициент смертности?
- Кто сейчас президент Испании?
- Как построить полигон частот?
- Кто контролирует выполнение требований инструкций по охране труда работников предприятий?
- Что означает элемент Сверх Я в структуре личности?
- Что такое частица в предложении?
Похожие вопросы
- Где совершаются нотариальные действия?
- Какие существуют стандарты качества?
- Для чего нужны шифраторы и дешифраторы?
- Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?
- Что такое почечный клубочек?
- Что входит в фонд оценочных средств?
- В чем измеряются риски?
- Что такое компьютерное тестирование?
- Что можно получить из этанола?
- Что представляет собой малое предпринимательство?
Источник: questions.students-library.com
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное управление — это целенаправленное организующее регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.
1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма.
2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.
Государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:
• выполнение общезначимых функций;
• подзаконный характер деятельности;
• использование властных полномочий.
2. Отличие государственного управления от управления в сфере бизнеса и политического управления.
При толковании государственного управления мы исходим из того, что понятие «управление» шире по содержанию, чем понятие «власть», ибо включает не только деятельность по принятию решений, но и деятельность (отношения, нормы, процесс) по подготовке и обеспечению, выполнению решений, непосредственное непрерывное управляющее воздействие. Власть — категория политико-правовая, в то время как управление — организационно-правовая и процессуально-технологическая. Это необходимо подчеркнуть, так как с принятием Конституции РФ 1993 г. термин «государственное управление» исчез из языка нормативно-правовых актов различной юридической силы. Реальный процесс исчезнуть не может и должен быть адекватно обозначен.
Государственное управление и государственный менеджмент — это не синонимы.
• Несовпадение определяется, прежде всего, установочными (целевыми) приоритетами. Менеджмент как составляющая рыночной экономики ориентирован на прибыль, рентабельность, выгоду. Государственное управление ориентировано на реализацию общенациональных, социальных интересов, потребностей, прав — здесь не существует прямой связи между коммерческим успехом и качеством предоставляемых обществу услуг.
• Менеджмент основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и на продаже услуг, а государственное управление — на бюджетном распределении национальных доходов и средств, на налогообложении. Продукт, производимый фирмой, осязаем и конкретно оценивается. Продукт государственного и муниципального управления чаще всего неосязаем и незрим, ведь чистота в парках и порядок на улицах, здоровье и благополучие принадлежат к той категории благ, присутствие которых никто не замечает или уж во всяком случае не пытается выразить в количественных (ценовых) показателях.
• Деятельность и отношения в сфере менеджмента строятся в основном на нормах частного права (гражданского, трудового и т.д. — по горизонтали); в государственном управлении деятельность и отношения по своему характеру связаны с нормотворчеством, правовым регулированием общественных отношений и процессов и реализацией норм публичного права (по вертикали и горизонтали отношений).
• Органы государства в отличие от частных фирм (с их правом на коммерческую тайну) более подвержены влиянию, давлению, контролю со стороны общественных институтов: политиков, избирателей, заинтересованных групп, граждан.
• Различия есть и в методах управляющего воздействия, ибо в менеджменте на уровне диспозитивных отношений преобладают экономические, социально-психологические методы, в государственном управлении в арсенале методов имеется и легитимное принуждение.
• Очевидно различие и в объеме применения воздействия. Такие сферы жизнедеятельности общества, как оборона, правопорядок, внешнегосударственные и международные отношения, налогообложение и другие, всегда были и есть прерогатива государства, регламентируются общенациональными интересами, политической целесообразностью и не могут быть отданы на откуп частному сектору.
Таким образом, государственное управление и менеджмент расходятся по установочным приоритетам (по духу отношений и деятельности), источникам и ресурсам, методам и объему управляющего воздействия.
Государственное управление и менеджмент как процесс управляющего воздействия имеют определенные общие показатели результативности, сближаются в технологии осуществления:
1) оба (в идеале) нацелены на эффективность, целесообразность, малозатратность; на оперативное реагирование на изменения конъюнктуры;
2) стремятся быть ближе к людям — потребителям, клиентам;
3) и менеджеры, и государственные служащие в оперативной деятельности относительно самостоятельны и предприимчивы (хотя не в равной степени), что не исключает нахождение баланса между централизованным управлением и свободой действий на местах.
В государственно-управляющем воздействии невозможно четко отделить политические функции от административных — приложения политико-правовых норм к конкретным ситуациям и индивидуумам, политические органы и должности — от административных публичных служб и государственных служащих; можно лишь расставлять акценты в деятельности (в основном — политические, в основном — административные, политико-административные, административно-политические).
Исходя из того, что политика есть не только формирование, но и реализация политического курса, политика не может быть «вынута» из государственной службы. У государственных служащих есть своя политика: они имеют достаточную свободу при решении вопросов — когда, как и в какой мере реализовать принятые законы, иные политико-правовые решения (акты). Составляя правила, инструкции и другие административные предписания, государственные служащие становятся участниками формирования и реализации правоприменительной политики.
Сущностная «связанность» политиков и администраторов подтверждается реальностью их взаимоотношений.
Формально политический чиновник обладает более высоким статусом, чем карьерные государственные служащие: он призван воплотить политическую программу, курс. Однако на практике отношения между ними часто определяются следующими обстоятельствами.
• Политический чиновник чаще всего дилетант в сфере управления по сравнению с карьерным служащим, который прошел все ступени управления, имеет стаж, образование, компетентность, знает технологию реализации политического решения. Это обстоятельство ставит политика в какой-то степени в зависимость от государственного служащего. Последний выступает в роли советника, консультанта у политика, а чтобы советы были в унисон — люди должны быть единомышленниками.
• Политик в управлении подбирает команду, способную реализовать политическую программу, с которой он вошел в систему административно-исполнительных органов. Вот как об этом пишет политик Ю.М. Лужков: «Качественный состав команды — вопрос эффективности всей нашей работы. Мы работаем на результат. С этой задачей справится только команда соратников. И только потом — команда исполнителей».1
• Политик приходит в исполнительные органы на определенный срок. Ему необходимо подстраховаться, чтобы в случае поражения на следующих выборах удержаться в госаппарате на какой-либо карьерной должности, значит он заинтересован в компетентных чиновниках, их знаниях, профессиональном багаже, хороших отношениях.
• Служебные отношения зачастую перерастают в союз, сращение политической и административной элиты, направленный против тех, кто мешает им осуществлять корыстные цели. Поэтому нужна система общественного, гражданского контроля за деятельностью госаппарата, его политико-административной элиты, истеблишмента.
В соотношении политики и администрирования в государственном управлении принципиально важно верховенство права (закона), решений над политическими действиями, политики над администрацией, властью. Руководящие посты в управлении должны быть у политиков. Вместе с тем, государственное управление как административно-правовой процесс, деятельность не может утратить собственного политического характера, осуществляя связь между различными слоями общества, реализуя, координируя различные интересы, в том числе и свои собственные.
3. Характеристика основных структурных уровней управления.
В основу классификации видов управляющего воздействия берутся различные основания. В качестве объекта управления могут быть: сфера общественной жизнедеятельности, она обязывает различать экономическое, социальное, политическое, духовно-идеологическое воздействие; структура общественных отношений, предполагающая управление экономическими, социальными, политическими, духовно-идеологическими отношениями и процессами; характер и объем охватываемых воздействием общественных явлений, служащий показателем для различения управления обществом, управления государством, управления отраслями (предприятиями, фирмами и т.д.), управления территориями.
Определяющим основанием для различения видов управляющего воздействия служит субъект, включающий в себя институциональную и личностную компоненты.
Если институция (установление) учреждена государством (сверху), образуется в установленном конституционно-правовом (юридическом) порядке в целях осуществления функций государства, то есть определяющий субъект — государство, его органы, структуры и лица — речь идет о государственном управлении.
Если институция учреждена самим обществом (снизу), образуется на основе прямого волеизъявления населения, в установленном конституционно-правовом порядке в целях самоорганизации, саморегулирования общественных процессов и отношений, самостоятельного решения местных дел, т.е. определяющий субъект — органы местного самоуправления — речь идет о муниципальном самоуправлении либо общественном управлении.
Если институция (установление) учреждена частным образом в целях частного предпринимательства и хозяйственной деятельности, образована в установленном юридическом порядке, т.е. определяющий субъект — собственник, хозяин дела, предприниматель — речь идет о менеджменте.
Термин «менеджмент» в российской литературе последних лет часто употребляется в связке с прилагательным «государственный» и как синоним государственному управлению. В связи с этим целесообразно обозначить нашу методологическую позицию.
4. Государство как субъект управления. Основные характеристики государства.
Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на международной арене.
Государство является основным институтом политической системы общества, оно ¾ главный стержень и олицетворение политической власти, государство ¾ универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.
Более конкретно сущность государства как многогранного социального образования можно выразить с помощью выделения его признаков. Обычно выделяются следующие признаки государства:
· территория ¾это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Это физическая основа власти и юридической компетенции государственных органов. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.;
· население — человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Следует различать понятия «население» и «народ». Народ ¾ это социальная общность, члены которой обладают чувством общей культурной и исторической идентичности благодаря общим чертам культуры и исторического сознания. Население может состоять из одного народа или из многих «больших» (многочисленных) и малых (малочисленных) народов;
· публичная власть ¾способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Важной чертой политической власти в государстве является ее институциализированный характер, так как она осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру. Отличительными чертами государственной власти являются также ее всеобщность, универсальность, общеобязательность, легитимность;
· налоги ¾общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, поддержания жизнедеятельности государства. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к добровольной форме уплаты налогов;
· право ¾система общеобязательных законодательно закрепленных правил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства. Государство осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению;
· армия ¾вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом любого государства;
· государственный суверенитет — международная правосубъектность, способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внешний и внутренний суверенитет. Внутренний ¾ верховенство в решении внутренних дел, внешний ¾ независимость во внешних делах.
Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, единая информационная система, международное признание.
5. Основные этапы эволюции государства.
История государства — сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами. Существуя на протяжении тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества. С точки зрения взаимоотношений государства, общества и личности можно выделить пять основных этапов эволюции государства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Соотношение государственного регулирования и государственного управления в сфере предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье анализируются тенденции модернизации государственного управления в условиях развития предпринимательской деятельности , обосновывается необходимость административно-правового воздействия на сферу предпринимательской деятельности .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалева Наталия Николаевна
Легитимация субъектов предпринимательства: понятие и правовые механизмы
Государственная регистрация юридических лиц в РФ: административно- правовой статус субъектов предпринимательской деятельности как стороны регистрационного производства
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разрешительные функциии государственные услуги
Правовое обеспечение эффективности административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Исполнение государственных функций как элемент системы государственного регулирования предпринимательской деятельности
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The Correlation of Government Regulation and of Public Administration in Sphere of Enterprise Activity
This article analyzes the trends of modernization of public administration in terms of business development, as well as justifying the need for administrative and legal impact in sphere of enterprise activity.
Текст научной работы на тему «Соотношение государственного регулирования и государственного управления в сфере предпринимательской деятельности»
Н.Н. Ковалева СООТНОШЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются тенденции модернизации государственного управления в условиях развития предпринимательской деятельности, обосновывается необходимость административно-правового воздействия на сферу предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: государственное управление, государственное регулирование, предпринимательская деятельность.
THE CORRELATION OF GOVERNMENT REGULATION AND OF PUBLIC ADMINISTRATION IN SPHERE OF ENTERPRISE ACTIVITY
This article analyzes the trends of modernization of public administration in terms of business development, as well as justifying the need for administrative and legal impact in sphere of enterprise activity.
Key words: public administration, government regulation, entrepreneurial activity.
По мнению ученых-административистов, в начале XX в. главной целью государства признавалось «осуществление народного благоденствия, народного счастья. Счастье понимается в безгранично-неопределенном смысле; на первый план выдвигается, впрочем, материальная сторона его — материальное благополучие и довольство, богатство и сила»1. Государство в этом случае должно не только осуществлять реализацию, но и предоставлять все возможности для полноценной реализации частных интересов.
Современный период развития экономики характеризуется в основных своих целях теми же условиями. Например, выделяют следующие направления:
1) создание и развитие всех аспектов социального государства с учетом частнособственнической основы экономики;
2) контроль, лицензирование, регистрация, уведомление и иные способы координации общественного экономического развития;
3) обеспечение при помощи экономических инструментов социальных потребностей общества.
Государство может воздействовать на предпринимательскую деятельность следующими методами:
создавать субъектов предпринимательской деятельности; планировать и стимулировать основные направления предпринимательской деятельности;
регулировать предпринимательскую деятельность; осуществлять контроль за предпринимательской деятельностью. В рамках рассматриваемой темы наибольший интерес представляют государственное регулирование предпринимательской деятельности и осуществление контроля за ней, которые могут реализоваться, в частности, в формах
Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Н.М. КОНИНА
государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в отличие от государственного управления нацелено на реализацию государственного воздействия в отношении определенного субъекта предпринимательской деятельности, чтобы не допустить изменения или прекращения хозяйственной ситуации или поддержать ее в текущем состоянии2.
Уже более 20 лет в нашей стране главенствует институт частной собственности, который распространяется и на средства производства. Этот факт обусловливает изменение круга полномочий органов публичной власти в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Общепринято утверждение, согласно которому управление представляет собой вид социальной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным согласиться с мнением Н.М. Конина о том, что «метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти»3.
Хотя осуществляя регулирование и управление государство использует различные правовые институты, но управленческие и регулятивные функции реализуются на основе применения административных и экономических методов. Как отмечает Н.М. Конин, нередко разграничения между этими методами достаточно условны, т.к., чтобы реализовать любое косвенное воздействие, необходимо предварительно осуществить административный властный приказ соответствующего государственного органа4.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в значи-° тельной степени основывается на таких институтах, как предоставление лицен-3 зий, аккредитование, регистрация, выдача разрешений, квот и т.п. Исполнение
5 установленных правил (норм) субъектами предпринимательской деятельности обе-
=т спечивается специально созданными государственными уполномоченными орга-
1 нами. Государственные органы в свою очередь осуществляют как государственное
| регулирование, участвуя в разрешительных процедурах, так и государственное
>§ управление при помощи различных средств, поддерживающих соответствующие
й административно-правовые режимы. Именно эти органы государственной власти
1 осуществляют контроль и надзор за субъектами предпринимательской деятель® ности и привлекают их к ответственности в случае нарушения ими установленных § правил получения необходимых разрешений, лицензий и др.5
| Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность имеет
| ряд особенностей, которые зависят от сферы его реализации. К примеру, зна-
2 чительное вмешательство со стороны государственных органов реализуется в § сфере учредительной деятельности. В законодательстве содержится подробная ? регламентация процесса создания предпринимательских организаций. Такое
т исправить после того, как компания окончательно создана»6 и в последующем в процессе ее функционирования могут быть существенно нарушены интересы как учредителей и участников возникшего субъекта предпринимательской деятельности, так и интересы взаимодействующих с данной организацией субъектов права, в т.ч. контрагентов, общества и государства.
Осуществление предпринимательской деятельности обусловлено ее ле-26 гитимностью, т.е. для функционирования субъектов предпринимательской
деятельности в процессе хозяйственного оборота необходимо государственное подтверждение законности их включения в него7.
А.В. Чуряев подчеркивает, что особое значение в системе процедуры легитимации имеет процесс государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который обеспечивает возможности реализации гражданами своих субъективных прав на осуществление предпринимательской деятельности8. По нашему мнению, к такого рода процедурам следует также отнести и аккредитацию субъектов предпринимательской деятельности, т.к. она в первую очередь направлена на то, чтобы создать условия для адекватного осуществления предпринимательской деятельности, а также обеспечения безопасности, качества продукции и услуг.
Таким образом, исследования Н.М. Конина, в частности в области методологии административно-правового регулирования, дают основания сделать следующие выводы: государственное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться прямым и косвенным образом. При этом прямое непосредственное воздействие можно определить как непосредственное государственное управление, а косвенное воздействие органов государственной власти на субъектов предпринимательской деятельности как государственное регулирование предпринимательской деятельности9.
Полномочия государственных органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от их формы собственности включают в себя компетенцию органов государственной власти в сферах бухгалтерского учета, статистики, отчетности, а также контроль, надзор за осуществлением предпринимательской деятельности и применение мер административного принуждения, включая меры административной ответственности, в случаях нарушения законодательства в ходе ее реализации. Данные полномочия можно определить как непосредственное государственное управление. В свою очередь полномочия органов государственной власти в области лицензирования, аккредитации, регистрации субъектов предпринимательской деятельности, метод межотраслевой координации (значение которого незаслуженно преуменьшается), планирование (в связи с тем, что в настоящее время планы носят не обязательный, а рекомендательный характер), носящие косвенный характер воздействия, можно определить как государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Соответственно, в настоящее время особое значение приобретает именно государственное регулирование предпринимательской деятельности и, хотя проводимые административные реформы направлены на уменьшение административных барьеров при осуществлении предпринимательский деятельности, значения прямого непосредственного государственного воздействия на функционирование субъектов предпринимательской деятельности нельзя недооценивать.
1 Гессен М.В. Административное право: Популярные лекции для самообразования. СПб., 1903. С. 1.
2 См.: Шестаков A.B. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. М., 2000. С. 45.
3 КонинН.М. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти/ Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина и Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересм. М., 2010.
С. 421.
4 См.: Там же. С. 422-424.
5 См.: ТерещенкоЛ.К., ИгнатюкН.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах. М., 2005. С. 9.
6 КулагинМ.М. Избранные труды. М., 1997 («Классика российской цивилистики»). С. 75.
7 См.: Конин Н.М., Ковалева Н.Н. Регистрация и аккредитация как элементы административно-правового статуса субъектов предпринимательской деятельности // Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / отв. ред. Р.А. Адельханян. М., 2012.
С. 32.
8 См.: Чуряев А.В. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 4.
9 См.: Конин Н.М. Указ. раб.
Источник: cyberleninka.ru