Как правило, социальная активность компаний проявляется в том регионе, где они находятся. Это вполне соответствует представлениям общественности о том, где бизнес должен проявлять «заботу о людях»: 59% американских потребителей считают, что бизнес должен решать социальные проблемы в своем регионе; 6% — в национальном масштабе; 9% — в международном.
Поданным Корпорации по исследованию общественного мнения (Opinion Research Corporation), 60% опрошенных менеджеров считают, что отношения с местными сообществами очень важны для компании; 47% считают, что они просто важны.
Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока нет. Донести оттенки смысла термина «community» непросто. Это «община», но без круговой поруки. Это «общность», но без уравниловки. Это, наконец, «местное сообщество», та самая «малая родина», с которой все начинается.
И которая в российской национальной традиции имеет совсем другой, отличный от американского, смысл и оттенок.
В России для описания социальной активности компаний в местных сообществах в последние годы были предложены термины «бизнес в местном сообществе», «отношения компании с местным сообществом», «региональная социальная политика». Последний термин мне нравится больше. Большинство этих терминов — перевод английских аналогов — corporate community involvement (CCI), corporate community engagement (CCE), corporate involvement in community and economic development (Cl in CED). Под термином «community» в данном случае понимается территориальное сообщество.
По словам Эдмунда Бурка, corporate community involvement — это состояние отношений между компанией и местным сообществом, где она находится и на которое влияет. Вовлеченность означает программы, отвечающие интересам компании и территорий, — пожертвования, волонтерство сотрудников и социальные партнерства.
Она включает как результат опережающей активности компании, таки программы, направленные на развитие отношений с группами и организациями на территориях (Рохлин, 2000).
Два следующих определения принадлежат Джону Вайзеру (John Weiser), основателю консалтинговой компании BrodyWeiserBurns. Отношения компании с местным сообществом (corporate community engagement) являюется частью текущей бизнес-стратегии на территории; они улучшают бизнес-показатели, сочетают филантропическую активность и активность, интегрированную в основную бизнес-деятельность, имеют позитивное влияние на малообеспеченное население (low-to-moderate income individuals, LMI).
- вовлекает основные операционные ресурсы и навыки (человеческие ресурсы, развитие продукта, маркетинг, инвестиции) в дополнение к отношениям с местными сообществами и к филантропии;
- часть текущей бизнес-стратегии, рассматривается как деятельность, приносящая дополнительные экономические выгоды компании, — развитие потенциала рабочей силы, выход на новые рынки, улучшение отношений с местным сообществом, защита лицензии на работу, улучшение репутации и развитие новых продуктов и услуг;
- оказывает позитивное влияние на местное сообщество и его экономическое развитие, особенно на малообеспеченное население и территории (развитие навыков, создание новых рабочих мест, повышение дохода), обеспечивает доступ к качественным товарам и услугам, улучшает экономическую ситуацию, привлекая инвестиции частного сектора в развитие малого бизнеса на депрессивных территориях.
Как видно из всех этих определений, современная региональная социальная политика (РСП) означает преимущественно экономические инвестиции в развитие территорий, сочетает интересы компании с интересами территорий, направлена большей частью на экономически депривированное население. В этом смысле РСП смыкается с социальными инвестициями.
Территориальное местное сообщество (community) — группа людей, проживающая на одной территории.
Местное сообщество может объединять жильцов одного дома или жителей одного региона. Термин «community» в отношении жителей одной страны употребляется редко, однако существование термина «международное сообщество» позволяет распространить понятие «сообщество» на территории любых размеров. В последнее время словом «сообщество» часто называют все заинтересованные стороны.
Появился термин «не-географическое сообщество», или «сообщество интересов». Иногда в него включают сотрудников (Бурк, 1999). В данном изложении под термином «сообщество» мы будем понимать сообщество территориальное.
Местное сообщество конкретной компании подразумевает территорию, на которой располагается основное ее производство или офис. В зависимости от размера компании оно может ограничиваться одним районом города, самим городом, областью, районом или целым регионом. Если заинтересованные стороны (например, клиенты) группируются на территории, выходящей за территорию производства, а ваши программы направлены на них, никто не помешает вам расширить свое сообщество до нужных вам пределов.
В известном смысле термин «сообщество» может распространяться на ваши рынки сбыта (если компания международная), особенно если вы зависите от международных организаций и международного общественного мнения (стандарты качества, этические нормы, рейтинги лучших компаний). Нередко российские компании пытаются убедить российского клиента в своей надежности на основании мировых рейтингов, где они занимают достойные места («Альфа-Банк»).
Почему именно в банки текут рекой прошения о помощи? Потому что банки— самые богатые доноры. Это знают все российские благотворительные организации. Также считает американское правительство, возложившее на американские банки финансовое ярмо социальной ответственности за местное сообщество.
Источник: laws.studio
Необходимость перехода от филантропии к социальным инвестициям, корпоративному гражданству и социальному партнерству.
• В чем заключается необходимость перехода от филантропии к социальным инвестициям?
• Чем различаются благотворительность, социальные инвестиции, корпоративное гражданство и социальное партнерство?
• Что такое корпоративное гражданство? Существует ли оно в России?
Задание 1
Прокомментируйте предложение: «Социальные инвестиции находятся на стыке потребностей компании и местного сообщества» (С. Туркин Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным — М. Альпина Бизнес Букс,2007, с.41.)
Задание 2
Можно ли отнести к социальным инвестициям: добровольно-принудительные пожертвования, предоставление социального пакета сотрудникам, благотворительные пожертвования. Обоснуйте свой ответ.
Задание 3
Перечислите экономические выгоды от системного применения принципов корпоративной социальной ответственности, продолжив предложения:
• Повышенная удовлетворенность работников условиями труда дает следующие результаты: 1)…2)…;
• Улучшение системы качества контроля качества дает следующие результаты: 1)…2)…;
• Инвестирование в сообщество дает следующие результаты: 1)…2)…;
• Сокращение нерационального расходования (материалов и рабочей силы) дает следующие результаты: 1)…2)….
Задание 4
Составьте терминологический словарь по пройденным темам, который бы включал в себя основные понятия, описывающие корпоративную социальную ответственность.
Задание 5
Заполните и обсудите в группах таблицу:
Первый этап | Второй этап | Третий этап | |
Цель | Филантропия | Стратегическая | Социальные инвестиции. Корпоративное гражданство |
Мотивация | |||
Стратегия | |||
Управление | |||
Инициатива | |||
Вклад | |||
Движущая сила | |||
Устойчивость |
Практическое занятие 4.
Необходимость перехода к КСО как социальным инвестициям
Основные вопросы для подготовки к занятию:
• Благотворительность – дело бизнеса или бизнесменов?
• Не способствуют ли благотворительность и СИ потребительское отношение к бизнесу как «дойной корове»?
• В чем выражается ответственность бизнеса перед потребителями?
• Чем отличаются социальные инвестиции в человеческий капитал и в человеческие ресурсы?
Задание 1.
Предложите подход к систематизации социальной ответственности бизнеса.
Задание 2.
Перечислите основные факторы, препятствующие развитию КСО компании.
Задание 3
Провести мини-исследование, целью которого является анализ (по доступным источникам) практики действий российских компаний в области социальной ответственности, которая оказывает экономическое и социальное влияние на благополучие местных сообществ.
Основные исследовательские вопросы:
§ Кто является основными действующими лицами в корпоративной практике социального инвестирования в России?
§ Каковы их интересы и имеющиеся ресурсы?
§ Существуют ли «правила игры» в области корпоративной благотворительности, которые признаны большинством участников этой деятельности?
§ Какие риски следует иметь в виду при разработке стратегий в области социального инвестирования корпораций?
§ Каковы организационные возможности корпораций по осуществлению социальных инвестиций?
§ Каковы ожидаемые и реальные выгоды местных сообществ и делового сообщества от реализации социальных программ инвестиций корпораций?
§ Каковы в настоящее время результаты (положительные и отрицательные) уже осуществленных корпорациями социальных инвестиций?
Практическое занятие 5.
Региональная социальная политика
Основные вопросы для подготовки к занятию:
• Перечислите плюсы и минусы прямых и косвенных инвестиций.
• Дайте определение региональной социальной политики.
• Какие ресурсы может выделить компания для проектов региональной социальной политики, кроме денежных пожертвований?
• Почему Храм Христа Спасителя в Москве, построенный на деньги бизнеса, не принадлежит частным владельцам, и какое участие в этом городских властей?
Задание 1
Продолжите определение региональной социальной политики:
«Отношения компании с местным сообществом является частью текущей бизнес-стратегии на территории; они улучшают. » Сформулируйте три цели, которые преследует региональная социальная политика.
Задание 2
Приведите примеры, иллюстрирующие преимущества, которые получила компания от реализации активной социальной политики.
Задание 3
Сформулируйте алгоритм действий при выборе стратегии поведения в местном сообществе. Сформулируйте вопросы на которые должен ответить менеджер при выборе такой стратегии.
Задание 4
Чем определяются региональные социальные стратегии?
Может ли выбор стратегии определятся размером компании, уровнем «укорененности» в регионе, социально-экономическим состоянием, существующими отношениями с властью и др.? Поясните свой ответ на примерах.
Задание 5
В своей книге Corporate Community Relation Эдмунд Брук рассматривает три основные стратегии компании в местном сообществе:
• Построить от ношения доверия
• Отталкиваться от потребностей местного сообщества и пытаться на них реагировать
• Разработать программы, которые отвечают потребностям компании и местного сообщества.
Приведите примеры построения социальной политики в соответствии с перечисленными стратегиями.
Практическое занятие 6.
Оценка преимуществ и проблем коммуникативных технологий корпоративной социальной ответственности
Основные вопросы для подготовки к занятию:
• Что такое интегрированные маркетинговые коммуникации?
• Какова роль социального партнерства в реализации корпоративной социальной ответственности?
• Можно ли отнести социально значимый маркетинг к коммуникативным технологиям КСО?
Задание 1
Оцените отчет компании о социальной деятельности. Составьте аналитическую справку о направлениях социальной политики компании. Докажите, что организация социального партнерства, в частности профсоюза, является одной из главных задач достижения бизнес-целей компании.
(Студентам предлагается для анализа публичный отчет о социальной деятельности любой крупной компании, например, ОАО «Российские железные дороги».)
Задание 2
Приведите примеры социально значимого маркетинга российских и зарубежных компаний.
Задание 3
Рассмотрите пример проекта социально значимого маркетинга реализованного дочерней компанией ОАО «Мобильные ТелеСистемы» — ЗАО «Амурская сотовая связь» в Амурской области весной 2004 г.
Областной дом ребенка. «Поможем вместе» В ходе проекта оператор сотовой связи организовал сбор средств для областного Дома ребенка. В ходе проекта, ограниченного по срокам двумя весенними месяцами, любой абонент мог использовать альтернативное подключение по тарифу «Джинс» на 0,5 у. е. дороже. К этому вкладу МТС добавляла такую же сумму. В результате Дом ребенка получал с каждого альтернативного подключения 1 у. е.
Был и другой вариант участия в проекте. Участник мог отправить SMSсообщение на выделенный короткий номер, при этом с его лицевого счета списывалась сумма 0,5 у. е. Такой вариант позволил подключить к лроекту уже существующих клиентов компании. Тем не менее, этот вариант оказался более продуктивным, и по этой схеме было собрано больше денег, чем по первой.
По оценкам компании, в проекте приняли участие около 5 тыс. абонентов, собрано почти 100 тыс. руб. С учетом взноса МТС областной Дом ребенка получил более 120 тыс. руб.
Оцените что явилось фактором успеха данного проекта. Выделите минимум три цели, которых добилась компания при реализации данного проекта.
Задание 4
Оцените, что является негативным фактором для развития данного проекта: «Святой источник» Компания «Святой Источник» с момента своего возникновения пытается подключить своих клиентов к делу помощи Русской православной церкви. На бутылках с водой «Святой источник» помещена надпись: «Часть полученных от продажи денег пойдет на строительство храмов». На пожертвования компании восстанавливаются храмы, содержатся служащие ряда епархий, приюты для детей-сирот и богадельни для престарелых. Нам не удалось выяснить, какой именно процент от продаж идет на богоугодные дела, а также общую сумму благотворительных пожертвований компании.
Задание 5
Разработайте алгоритм формирования социального партнерства.
Прокомментируйте последовательность шагов.
Практическое занятие 7.
Источник: zdamsam.ru
Жарова М.В., Пашкус Н.А., Петровская Е.Н. и др. Технологии гуманитарной экспертизы и социального аудита — СПб., 2008. — 228 с. Страница 82.
83 Задание 3 Провести мини-исследование, целью которого является анализ (по доступным источникам) практики действий российских компаний в области социальной ответственности, которая оказывает экономическое и социальное влияние на благополучие местных сообществ. Основные исследовательские вопросы: � Кто является основными действующими лицами в корпоративной практике социального инвестирования в России? � Каковы их интересы и имеющиеся ресурсы? � Существуют ли «правила игры» в области корпоративной благотворительности, которые признаны большинством участников этой деятельности? � Какие риски следует иметь в виду при разработке стратегий в области социального инвестирования корпораций? � Каковы организационные возможности корпораций по осуществлению социальных инвестиций? � Каковы ожидаемые и реальные выгоды местных сообществ и делового сообщества от реализации социальных программ/ инвестиций корпораций? � Каковы в настоящее время результаты (положительные и отрицательные) уже осуществленных корпорациями социальных инвестиций? Практическое занятие 5. Региональная социальная политика Основные вопросы для подготовки к занятию: • Перечислите плюсы и минусы прямых и косвенных инвестиций. • Дайте определение региональной социальной политики. • Какие ресурсы может выделить компания для проектов региональной социальной политики, кроме денежных пожертвований? • Почему Храм Христа Спасителя в Москве, построенный на деньги бизнеса, не принадлежит частным владельцам, и какое участие в этом городских властей? Задание 1 Продолжите определение региональной социальной политики: «Отношения компании с местным сообществом является частью текущей бизнес-стратегии на территории; они улучшают…..» Сформулируйте три цели, которые преследует региональная социальная политика.
Источник: ihtika.ru