«Институты имеют значение».
Или… «Все будет хорошо, Россия будет великой, но как долго ждать и как трудно дождаться…».
Опыт экономически развитых стран мира показывает, что на этапе коренных преобразований национальной экономики государственному и корпоративному сектору выгодно партнерство государства и частного сектора, обозначаемого термином Public-Private Partnership (PPP) или «государственно-частное партнерство» (ГЧП). Вопросы государственно-частного партнерства в России исследуют В. Варнавский, М. Дерябина, А. Зельднер, Л. Цедилин и др.
ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий (Дерябина, Цедилин, 2007. С. 4). Это понятие в последнее время стало активно использоваться в России, а явление – оформляться в отдельный институт. В различных государственных и коммерческих структурах существуют центры и советы в этой области. Тем не менее, так и не определены многие вопросы, касающиеся ГЧП, и в России ГЧП до сих пор рассматривается как новое экономическое явление, которое постоянно претерпевает какие-либо изменения.
Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.
Несомненно, институциональные изменения – это сложный процесс. Как считает лауреат Нобелевской премии, известный американский экономист Д. Норт, они «определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен» (Норт, 1997. С. 17). Теория институциональных изменений является институциональным ответвлением «новой экономической истории», возникшей в 1950–1960-х гг.
Выделяют идеальную теоретическую модель, национальную, нормативную и реальную институциональную модели взаимодействия власти и бизнеса. Идеальная модель взаимодействия государства и бизнеса представляет образ взаимодействия в условиях «идеального рыночного хозяйства», а национальная модель – в условиях рыночной экономики определенного государства. Нормативная содержит формальные нормы, правила и практики их применения, установленные в данной стране, а реальная институциональная модель состоит из совокупности сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия.
Всегда существовали определенные формы сотрудничества государства и бизнеса. Но институциональная среда, а именно механизмы регулирования и поддержки, нормативно-правовая база, в условиях которых действует ГЧП в течение последних трех десятков лет, представляет новый этап в развитии отношений между бизнесом и государством.
Самые первые партнерства появились еще в XIX в. с железнодорожными компаниями во Франции, затем в Германии – в сфере ЖКХ. А само понятие «государственно-частное партнерство» появилось в начале 90-х гг. XX в.
Так, в 1992 г. в Великобритании было объявлено о «частной финансовой инициативе»: по определенным договорам и соглашениям частному сектору делегировались функции строительства, реконструкции, эксплуатации, управления некоторых объектов государственной недвижимости. Это существенное изменение системы государственного управления повлекло за собой существенную трансформацию в институциональной среде, а также во взаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса. Только в 1980–1990-е гг. некоторые функции начали передаваться частному сектору. Но при этом, как считает В. Варнавский, базовые отношения собственности не менялись: государство по-прежнему могло «распоряжаться» объектами. На наш взгляд, в каком-то смысле это можно назвать «размыванием прав собственности», так как спецификация прав собственности являлась неполной (вообще проблема прав собственности – это основная проблема в эффективном функционировании ГЧП).
Партнерские соглашения в бизнесе: как поделить бизнес на старте
Заинтересованность государства в ГЧП заключается в том, что оно может переложить часть своих расходов по содержанию и инвестированию имущества на частный сектор, сберегая часть средств бюджета. Для бизнеса выгодно то, что в случае неудачи, государство гарантирует возврат вложенных средств в реализацию проекта, обе стороны несут определенные риски (согласно договоренностям).
Не только в России, но и за рубежом нет четкого общего определения такого явления, как ГЧП. В США, например, под этим термином понимается «закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней определенным образом участвовать в государственной собственности в большей степени по сравнению с существующей практикой» (Коновалова, 2010. С. 83). То есть сотрудничество оформляется в виде контракта, и обязанности обеих сторон не изменяются. Контракты варьируются от относительно простых до сложных.
В России ГЧП начало формироваться, когда стали появляться новые институты: экономические зоны, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд РФ и т. д. Примерно в это же время стали появляться первые законы, имеющие отношение к ГЧП. Если говорить о траектории институциональных изменений, то произошла естественная диффузия заимствования («частное» заимствование правила с последующим естественным его распространением).
Конкретными примерами проектов ГЧП в России можно считать особые экономические зоны, одна из которых находится в Татарстане, в городе Елабуга. Сегодня ОЭЗ «Алабуга» – это около 36 резидентов, 3 500 рабочих мест, 47,3 млрд руб. освоенных инвестиций, 5,46 млрд руб. налоговых поступлений (Алабуга). Кроме того, к ГЧП можно отнести комплекс нефтехимических заводов в городе Нижнекамске, строительство некоторых школ в Московской области и т. д. Но все это не общепринятая практика, а единичные проекты в отдельных регионах.
Так в Ростовской области нет действующих проектов ГЧП, несмотря на то, что они планировались. Еще в 2012 г. мэр г. Ростова-на-Дону М. Чернышев подписал постановление о проведении конкурса на проектирование и строительство скоростного платного тоннеля, который соединил бы центр города с Северным жилым массивом. Сегодня стоимость проекта оценивается примерно в 10 млрд.
Подземная магистраль могла бы стать очень востребованным дорожно-транспортным проектом ГЧП. Итальянцы и израильтяне, которых пытались привлечь к сотрудничеству, отказались от участия, а германская делегация до сих пор не дала конкретного ответа. Но вполне вероятно, что и этот проект перейдет в разряд «исторических», как, например, обещанное уже много лет назад метро.
В США особенно распространено ГЧП на муниципальном уровне. Существует Национальный совет по государственно-частному партнерству, который выполняет функции выработки общей стратегии и координации в данной сфере. Местные органы власти отвечают за вопросы подготовки и реализации конкретных проектов. По данным Национального совета, в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, школьное образование, уборка мусора, эксплуатация парковок и т. д.) средний город использует коммерческие фирмы в 23-х. Из-за специфики правовой системы США нормативное регулирование ГЧП зависит от законодательств отдельных штатов, которые обычно не носят шаблонный характер.
Конечно, можно сказать, что использованная в этом примере фиксированная доходность для бюджета – пример, сводящий ГЧП к давно известному налоговому откупу, в то время, как обычно доходы (и риски) сторон в большинстве проектов ГЧП стараются сделать зависящими от результатов деятельности. Но в США государство и бизнес активно взаимодействуют, совместно решают общественные проблемы.
Сводной статистики по ГЧП, к сожалению, не существует. Разные исследовательские центры предоставляют разные оценки масштабов ГЧП. Всемирный Банк публиковал информацию, что в 1990–2009 гг. выполнялось более 4,5 тыс. проектов ГЧП с объемом привлеченных инвестиций 1,5 трлн долл. США и Великобритания являются несомненными лидерами в области ГЧП.
В условиях глобализации экономики становление и развитие ГЧП становится особо актуальным. Проекты ГЧП с участием не только отечественного, но и иностранного капитала позволяют России интегрироваться в мировую экономику и получать новый опыт и передовые технологии. Кроме того, бизнес обретает возможности для деятельности в таких сферах экономики, где раньше не приветствовалось участие частных капиталов, и, что немаловажно, гарантии возврата инвестиций (Sadka, 2006. P. 25).
ГЧП привлекает иностранные инвестиций в материальное производство. Для регионов такое партнерство особенно важно, потому что с его помощью более активно развиваются рынки товаров и услуг, капитала, и развивается общественная инфраструктура. В то же время разделение рисков между участниками соглашения осуществляется на основе договоренностей сторон. Так как российский бизнес сложно назвать конкурентоспособным, то без проектов ГЧП, ситуация может стать только хуже, что отрицательно скажется на формировании инновационной экономики.
Так почему же ГЧП в России настолько не развито? Прежде всего, это связано с отсутствием идеологии, цели, стратегии партнерства, не сложилась культура партнерства, не выстроены цивилизованные отношения между государственным сектором и частным предпринимательством, что порождает много проблем. В частности, либо функция контроля над решением в сфере экономики полностью принадлежит чиновникам, принуждающим предпринимателей к участию в невыгодных для них проектах, либо, наоборот, бизнес покупает власть, выдвигает в нее своих людей, по сути приватизирует ее, в чем проявляется оппортунистическое поведение, как назвал бы это О. Уильямсон. В результате формируются теневые, криминальные, коррупционные отношения, т. е. в обоих случаях монополия порождает, как минимум, коррупционные взаимосвязи и повышение транзакционных издержек. Необходимо в отношения государства и бизнеса активно включать гражданское общество, передавая ему часть гражданских функций.
Для обеспечения институционализации взаимодействия государства и бизнеса в России целесообразно формирование действенной системы представления интересов предпринимательства во властных органах через создание института лоббизма, обеспечивающего баланс дифференцирующихся интересов различных слоев российского
Перейдем ли мы на более высокий уровень развития рынка ГЧП зависит от различных институциональных, политических и экономических факторов. Государственно-частное партнерство может стать механизмом создания высокотехнологических корпоративных структур, которые обеспечат ориентацию бизнеса и государства на решение задач, связанных с выводом реального сектора экономики из финансового кризиса.
Для кардинального улучшения ситуации с развитием в нашей стране ГЧП в производственной и социальной инфраструктуре предстоит большая работа, которая должна выполняться органами государственной власти. Учитывая мировую практику и недостаточный опыт российских органов государственного и местного управления в использовании форм и механизмов ГЧП, в России в ближайшее время потребуется усовершенствование концессионного законодательства и устранения имеющихся бюджетных ограничений по финансовым схемам ГЧП. Необходима адекватная система управления, в том числе учреждение нового или наделение существующего федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие ГЧП, соответствующими полномочиями, и новая система подготовки и повышения квалификации чиновников по вопросам ГЧП.
Основным пунктом разработанной Правительством РФ долгосрочной Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является развитие механизмов государственно-частного партнерства практически во всех приоритетных отраслях экономики, поскольку для становления и развития инновационной экономики в России необходимо тесное взаимодействие государства и частного сектора. Условия для развития ГЧП в России становятся все более благоприятными: сегодня бизнес более подготовлен к переходу на партнерские отношения с государством, чем несколько лет назад.
Как отметил президент РФ В.В. Путин: «Сейчас оптимальный период для того, чтобы «дошлифовать» все детали механизма государственно-частного партнерства, и на стадии нового экономического подъема двигаться вперед, не теряя времени».
На наш взгляд, предпосылки для развития института ГЧП в России к настоящему времени созданы. Можно надеяться, что по мере развития и совершенствования механизмов партнерства между государством и частным бизнесом сфера его применения будет расширяться и распространяться на все важнейшие сферы деятельности государства и муниципальных властей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белокрылов К. (2009). Институционализация взаимодействия государства и бизнеса в процессе обеспечения потребностей госсектора // Экономический вестник Ростовского государственного университета. т. 7, № 4.
2. Белокрылов К., Кетова Н. (2009). Институциональная структура взаимодействия государства и бизнеса. Ростов н/Д.
3. Буланов В. (2012). Проблемы развития социального партнерства в России // Общество и экономика. № 6.
4. Дерябина М., Цедилин Л. (2007). Государственно-частное партнерство: теория и практика (научный доклад). М.
5. Зельднер А. (2012). Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики. М.
6. Коновалова М. (2010). Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России // Проблемы современной экономики. № 2.
7. Лихачев В., Азанов М. (2009). Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах. Доступно на: www.pppinrussia.ru.
8. Никитаева А. (2006). Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике: концептуальный подход и инструментарные составляющие // Экономический вестник Ростовского государственного университета. т. 4, № 3.
9. Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.
10. Свердлова А. (2012). Государственно-частное партнерство в исследовательском секторе российской экономики //Общество и экономика. № 2.
11. Свободная экономическая зона «Алабуга» (2014). Доступно на: http://alabuga.ru.
12. Хекилаев С., Болиева И. (2013). Государственно-корпоративная стадия развития и прогресс России // Экономист. № 2.
13. Tan V. (2012). Public-private partnership.
14. Sadka E. (2006). Public-private partnerships: a public economics perspective.
Выходные данные статьи:
Швецова А.Н., Дубская О.С. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса в контексте теорий институциональных изменений//Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 4-2. С. 153-156.
- Дубская ОС
- статьи
Источник: port-u.ru
72. Роль государства в регулировании отношений между государством и бизнесом в условиях совр рын экономики
С одной стороны, полной свободы у рынка нет и не может быть, хотя бы по той причине, что общество через аппарат государственного управления и общественные организации вынуждено защищать себя от произвола частной собственности. Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой действуют разные механизмы регулирования бизнеса и постоянно совершенствуется законодательство.
Но, с другой стороны, преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Относительно общества, государство дает ему полную свободу в решении проблем с бизнесом и вмешивается только в крайних случаях.
Например, относительно устройства на работу, государство дает нанимающемуся работнику право на свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд и др., в соответствии с Международным пактом о гражданских правах. При несоблюдении нанимателя прав работника, работник может обратиться в суд и тем самым привлечь к своему вопросу государство. Путь к решению: правильное поведение в обществе и понимание своих обязанностей; а также соблюдение прав человека со стороны бизнеса. Государство же должно постоянно следить за взаимоотношением бизнеса и общества, и постоянно совершенствовать системы урегулирования проблем.
73. Международные организации, воздействующие на этическое предпринимательство, социальную политику предприятий
Социальная политика предприятия – комплекс мероприятий, связанных с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. Большое влияние на этическое предпринимательство, социальную политику предприятий оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ).
Сегодня насчитывается около 200 международных конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе основные демократические нормы зафиксированы в виде «Хартии основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»). В этом документе отмечается следующее: «Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства: обеспечивать работников достойной з/п, создавать благоприятные условия труда, быть честным в коммуникациях со своими работниками, прислушиваться и по возможности реагировать на предложения сотрудников, избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности, обеспечивать охрану труда сотрудников, поощрять, стимулировать работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний». Проблемав РФ гражданское общество находится только на пути своего становления., поэтому нужно внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанными с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг другом по вопросам размещения рабочей силы.
74. Международные инициативы, направленные на развитие КСО
Глобальный договор — Инициатива ООН, продвигающая принципы корпоративной социальной ответственности и создающая платформу для организации многостороннего сотрудничества правительства, бизнеса, международных и общественных организаций для достижения целей тысячелетия.
ПРИНЦИПЫ CERES (Коалиция за создание экологически ответственной экономики)– данные нормы были разработаны в целях осуществления общей цели распространения корпоративной экологической ответственности во всем мире.
THE GLOBAL REPORTING INITIATIVE (GRI)- эта созданная в 1997 году инициатива, занимается внедрением стандартов не столько в области производства, сколько в сфере информирования, разработанных в целях обеспечения пригодных для использования во всем мире руководящих принципов подготовки докладов по устойчивому развитию на уровне отдельных предприятий, включая как социальные, так и экологические показатели.
ETHICAL TRADING IINITIATIVE (ETI)– британский кодекс, разработанный в результате партнерства между компаниями розничной торговли в сфере потребительских товаров, неправительственными организациями, профсоюзами и Правительством Великобритании. Участники инициативы приняли на себя обязательства, касающиеся бизнес-этики и корпоративной ответственности, укрепления прав трудящихся и прав человека в целом.
Проблема в охране окружающей среды и возрастающая коррупция, поэтому необходимо создавать больше международных инициатив, которые бы руководствовались принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны природы и борьбы с коррупцией.
75 Основные стандарты социальной ответственности
«Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ». Указанный документ подготовлен с учетом базовых принципов известных международных стандартов КСО АА1000, а также Стандарта «Руководство по отчетности устойчивого развития». Стандарт ТПП РФ рекомендуется использовать при подготовке социальных отчетов корпорациями всех форм собственности и любого правового статуса.SA8000 (Social Accountability 8000)– стандарт для оценки социальных аспектов систем управления. В основу этого универсального стандарта положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединенных Наций по правам ребенка и Всемирная декларация прав человека.
Ведущим форматом нефинансовой отчетности по КСО является стандарт АА1000 Stakeholders Engagement Standard, созданный Институтом социальной и этической отчетности (The Institute of Social and Ethical AccountAbility). Стандарт опирается на практический опыт подготовки и верификации социальных отчетов более чем 1000 компаний по всему миру.
В основу стандарта GRI (Global Reporting Initiative)положена концепция устойчивого развития бизнеса, при которой компаниям необходимо сбалансировать экономическую, экологическую и социальную деятельности. Так же, как и стандарт AA 1000, GRI предусматривает подготовку отчета на основе диалогов с представителями заинтересованных сторон (стейкхолдерами)
Международный стандарт ИСО 26000:2010 — добровольный стандарт, предназначен для того, чтобы помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие общества; обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности.
Стандарт ИСО 26000:2010 для определения области охвата социальной ответственности, выделяет основные направления деятельности общества: орг.управление, права человека, трудовые практики, окр.среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, участие в жизни сообществ и их развитие.
Проблема:в плохо развитой социальной ответственность бизнеса в России ,поэтому следует учитывать социальное, экологическое, культурное, политическое разнообразие, а также различия в экономических условиях, согласуясь при этом с международными нормами поведения.
76. Содержание концепции управления КСО с позиции заинтересованных сторон (стейкхолдеров)
Стейкхолдеры — это люди или группы людей, имеющие интерес в деятельности предприятия. Анализ интересов стейкхолдеров и управление отношениями с ними является практическим способом оценки этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Анализ стейкхолдеров в различных компаниях позволяет определить основные направления развития социальной ответственности и проблемы, возникающие в процессе развития. Принципы корпоративного поведения ОЭСР также дают понимание роли стейкхолдеров: структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий
Использование концепции стейкхолдеров в современное время считается важным, потому что улучшает корпоративное управление и социальную ответственность компании. С психологической точки зрения: человек более охотно принимает участие в процессе, если считает, что имеет заинтересованность в результате.
С точки зрения системного подхода, множество факторов влияют на результат ведения бизнеса, поэтому необходимо принимать во внимание интересы всех заинтересованных лиц. С точки зрения влияния на организацию, бизнес должен не только принимать во внимание заинтересованных лиц, но и быть ответственным перед всеми лицами. Стейкхолдеров можно рассматривать как единое противоречивое целое, лучшее решение в целом в менеджменте (как, впрочем, и в жизни) — это решение оптимальное, в адекватной степени учитывающее интересы различных групп влияния, гармонизирующее и «оркестризующее» их. В практике самое эффективное — достижение своеобразного консенсуса.
77. Суть концепции групп интересов Дракера
Источником долговременного успеха находят не только внутри фирмы, но и в области совершенствования взаимоотношений производителя (ПС) со всеми основными группами участников бизнес-процессов.. К числу таковых относятся: инвесторы, акционеры, кредиторы, поставщики ресурсов, человеческие ресурсы (работники ПС), потребители продуктов, услуг, производимых ПС.
Согласно концепции «групп интересов» все выше перечисленные группы участников называются группами держателей интереса, а фирма-производитель несет обязательства и ответственность перед многочисленными участниками групп интересов. Возник термин «социальная ответственность» корпорации, из которой следует необходимость для нее учитывать и обеспечивать, реализовывать интересы различных участников групп интереса.
Заказчики ищут полного удовлетворения потребностей, соразмерные цены, инновации. Работники –повышения доходов, гуманизации труда, учета интересов, гарантии и стабильности рабочих мест. Инвесторы –гарантии и роста дохода, более высокого чем в среднем на финансовом рынке.
Общество –охраны окр.среды, использования знаний во благо, способствование прогрессу, выплату налогов на общественно значимые цели. Проблема в сложности учета всех интересов участников и эффективности их согласования. Их интересы могут вступать в противоречие друг с другом, неблагоприятно сказываться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его экономике и в целом на развитии фирмы, но игнорировать эти интересы нельзя.
Стейкхолдеров можно рассматривать как единое противоречивое целое,
лучшее решение в целом в менеджменте (как, впрочем, и в жизни) — это решение оптимальное, в адекватной степени учитывающее интересы различных групп влияния, гармонизирующее и «оркестризующее» их. В практике самое эффективное — достижение своеобразного консенсуса.
78. Основные группы стейкхолдеров корпорации и их интересы
Стейкхолдерами компании являются любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие значимое влияние на принимаемые компанией решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений. Выделяют следующие категории: 1)cтейкхолдеры, которые финансируют фирму (собственники, акционеры, участники общества); 2)менеджмент фирмы; 3)служащие и работники фирмы; 4)экономические партнеры (покупатели, поставщики).
Первые заинтересованы в финансовой отдаче, росте прибыли, менеджмент фирмы заинтересованы в заработной плате, бонусах и премиях, а также социальный статус, работники фирмы –в заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, социальных гарантиях. Интересы покупателей в получении нужных товаров по приемлемым ценам и хорошего качества, поставщиков в регулярных поставках, своевременно оплачиваемых.
Также существует группа властных структур, заинтересованных в налоговых поступлениях, занятости населения и т.д. В последние годы практику взаимодействия с заинтересованными сторонами начинают использовать государственные, муниципальные учреждения.
Проблема заключается в сложности согласования интересов всех участников ( например дисбаланс интересов государства , бизнес-структур и населения).Как вариант решения можно предложить теория управления стейкхолдерами Э. Фримана ,позволяющая четко структурировать и оптимизировать процесс управления стейкхолдерами (определение потребностей, анализ интересов, формирование списка действий, исполнение действий и анализ результатов). Современные компании воспринимают стейкхолдеров не как элемент внешней среды, а как своих коллег. Проводятся совместные заседания с покупателями, поставщиков включают в группы совместного планирования, с конкурентами создаются временные союзы. Сегодня взаимодействие компаний с различными группами заинтересованных сторон теснее всего связано с подготовкой нефинансовой отчетности (социального отчета).
Источник: studfile.net
Экономическая политика: взаимодействие государства и бизнеса — цели, обзор и особенности
Историческое развитие сформировало относительно стабильные и совершенно разные типы отношений между государством и бизнесом. В настоящее время проблемы взаимоотношений государства и бизнеса переместились на одно из ведущих мест в политических процессах, бизнес по праву стал самостоятельным субъектом не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что определило важную политическую проблему согласования интересов государства и бизнеса в современной России. В свою очередь, успешное представление интересов бизнеса во власти требует детального изучения процессов принятия решений на всех этапах политического процесса в стране, происходящего в многоуровневой системе государственной власти с сильной конкуренцией между различными заинтересованными сторонами. В настоящее время роль политических факторов в отношениях между бизнесом и властью возрастает, и государство постепенно становится доминирующим в своих отношениях с бизнесом.
В то же время механизмы государственного корпоративизма описывают условия, при которых власти не только выбирают те организации и группы, которые должны представлять интересы предпринимательства во взаимодействии с ним, но и в определенной степени контролируют «артикуляцию своих требований». Как отличительную черту государственного корпоративизма в современной России можно считать значительное усиление политической роли государства в отношениях с предпринимательством. Поэтому вместе с государством предпринимательство сегодня рассматривается как движущая сила развития национальной экономики, обеспечивающая экономические условия для развития, повышающая благосостояние граждан и создающая новые рабочие места, что в условиях нынешнего мирового финансового кризиса, несомненно, является основополагающим условием его преодоления. Опасение, что даже в промышленно развитых странах существующие корпоративные структуры и органы власти не выдержат изменений в мировой экономике, заставляет нашу страну по-новому взглянуть на роль бизнеса и власти, на политические аспекты их взаимоотношений в контексте новой социально-экономической реальности.
Поэтому динамика отношений между властью и бизнесом сегодня определяется, прежде всего, обществом, которое требует, чтобы бизнес превратился из части государственных проблем в неотъемлемую часть их решения. Таким образом, российский бизнес должен постепенно перейти к новой модели самоорганизации в своих отношениях с властью и совместно с государством оказывать, прежде всего, социальную поддержку населению. В то же время следует отметить, что проводимая в настоящее время в России политика «агрессивной государственной поддержки бизнеса», заключающаяся, во-первых, в упрощении процедур предоставления государством кредитов бизнес-структурам, а во-вторых, в продвижении этих структур на внешние рынки, пока не решает главной задачи — обеспечения стабильности экономического развития страны и, как следствие, социальной защиты российских граждан от новых вызовов и угроз.
Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты
Чтобы разработать правильную экономическую политику, государственные служащие должны понимать, во-первых, какие цели они хотят достичь и, во-вторых, какие инструменты они имеют в своем распоряжении для их достижения.
Первый всесторонний анализ экономической политики правительства был проведен в 1952 году голландским экономистом и нобелевским лауреатом Яном Тинбергеном в его работе «Теория экономической политики». По мнению Тинбергена, во-первых, государственные органы должны выбирать и формулировать конечные цели экономической политики, что обычно делается с точки зрения максимизации функции общественного благосостояния.
На этой основе устанавливаются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т.д.). Во-вторых, правительство оценивает, какие инструменты политики ему доступны. В-третьих, государственные служащие должны опираться на некую экономическую модель, которая увязывает цели и инструменты. Это подводит нас к нормативной экономической теории, которая включает в себя процесс постановки целей.
Основной проблемой, которую решает Тинберген, является соответствие между количеством целей и количеством инструментов в реализации экономической политики. Предположим, что есть только две цели (повышение занятости и контроль над инфляцией), и есть только два инструмента — фискальная и монетарная политика. Тинберген пришел к выводу, что директивные органы могут достичь обеих целей, если количество инструментов равно количеству целей, а влияние инструментов на цели линейно независимо.
Определение набора целей называется объективной функцией. Следует отметить, что чем больше целей, тем труднее их достичь одновременно. Поэтому для достижения многих целей правительство должно иметь четкое представление о мандате государственной экономической политики.
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемыми, взаимодополняющими и нейтральными.
Взаимозаменяемость целей означает невозможность одновременного достижения поставленных целей. Типичным примером является контроль над инфляцией и уровнем безработицы. Кривая Филлипса наглядно иллюстрирует эту ситуацию.
Цели макроэкономической политики, которые взаимно подкрепляют друг друга, объединены. Такие цели включают в себя рост национального дохода и увеличение занятости.
Нейтральные цели, т.е. те, которые не влияют на достижение других, встречаются очень редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может никак не отразиться на темпах инфляции.
По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах размерность объективной функции уменьшается.
Взаимодействие между властью и бизнесом — это процесс обмена действиями между властью и предпринимателями, который осуществляется для реализации их интересов.
Общий обзор отношений между правительством и бизнесом
Государство и бизнес являются неотъемлемой частью общественной жизни во всех странах. Однако система взаимодействия между ними специфична для каждой страны. Эта специфика обусловлена несколькими ключевыми факторами
- Типы отношений, которые исторически сложились между правительством и бизнесом;
- типы экономического поведения населения, преобладающие в данной стране
- Традиции разрешения деловых конфликтов;
- Особенности распределения экономических ресурсов между различными социальными институтами;
- Уровень политической культуры населения.
Совокупный эффект этих факторов определяет модели и пути взаимодействия государства и экономики. В современном мире государство и экономика могут взаимодействовать по одной из двух принципиально разных моделей — плюралистической и неокорпоративной.
Стоит отметить, что ни одна из этих моделей в чистом виде в мире не существует. Ученые говорят только о наличии определенных факторов, с помощью которых та или иная модель может претендовать на превалирование. Следовательно, некоторые экономики в мире в основном представляют собой смеси и переплетения обеих моделей.
Особенности неокорпоративной модели взаимодействия власти и бизнеса
Нео-корпоративная модель взаимодействия власти и бизнеса также называется корпоративистской. Его основы были заложены на фоне развития (особенно в континентальной Европе) следующих культурно-исторических особенностей.
- Сотрудничество и партнерство различных профессиональных и социальных групп рассматривалось в качестве основы экономической этики;
- ориентация населения в первую очередь на сохранение достигнутого уровня жизни и недопущение возможных потерь для экономики и благосостояния
- Обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом, а не успех отдельного человека или компании, считалось первостепенной задачей
- Получение прибыли часто рассматривалось не как конечная цель предпринимательской деятельности, а как условие ее реализации;
- Ограничение конкуренции допускается, если это является необходимым условием обеспечения интересов экономики в целом;
- государство имеет большие социальные обязательства перед обществом, поэтому оно имеет право предъявлять к нему соответствующие требования, в том числе и к бизнесу
- Конфликтные ситуации обычно урегулируются досудебным образом путем путем заключения соглашений между заинтересованными сторонами (т.е. обращение в суд является последним средством).
Таким образом, неокорпоратизм подразумевает такие институциональные формы управления, при которых интересы бизнес-сообщества представлены несколькими централизованными организациями (например, профсоюзами, ассоциациями работодателей и т.д.), которые просто помогают органам государственной власти в разработке законодательства и формировании политики, а взамен на эту помощь берут на себя ряд обязательств. В настоящее время такая модель взаимодействия власти и бизнеса успешно реализуется в странах Северной Европы (таких как Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).
Особенности плюралистической модели взаимодействия государства и экономики
Плюралистическая модель взаимодействия государства и экономики основана на том, что части социальной системы координируются друг с другом. Это означает, что ни одна из частей целостной системы не может играть доминирующей роли.
Государственная деятельность должна осуществляться в интересах всего капиталистического класса. Такая точка зрения объясняется тем, что этот класс занимается материальным производством продуктов, которые поддерживают как каждого человека, так и общество в целом. А другие члены общества, занятые другими видами общественного производства (включая государство), выступают в качестве субъектов, деятельность которых способствует оптимизации и развитию материального производства.
Плюралистическая модель взаимодействия государства и экономики базируется на англо-американской традиции, которая, в свою очередь, формировалась под влиянием следующих культурно-исторических особенностей общества
- Доминирующим принципом социально-экономического поведения большинства американского и британского населения является индивидуализм, который подразумевает ориентацию людей на личный успех и их готовность взять на себя ответственность;
- Одним из основных условий и движущих сил социального развития является конкуренция, создание которой является основой деловой этики и системы регулирования экономических отношений;
- Главным показателем успеха является, прежде всего, прибыль;
- государству отводится роль разработчика правил регулирования отношений в экономике, арбитра конфликтов и помощника отечественных производителей на мировых рынках;
- основным методом разрешения конфликтов между участниками деловых отношений является ведение судебного спора.
В результате этих факторов были определены основные аспекты концепции плюрализма. А именно: государство является независимым арбитром, принимающим решения, основанные как на национальных интересах, так и на частных интересах отдельных групп. Государство ведет себя в основном пассивно, его основной функцией остается распределение власти над ограниченными ресурсами.
Частный сектор выступает в качестве полноправного участника политического процесса. Поэтому отношения между властью и бизнесом часто принимают форму сделок, заключаемых как бы между равными партнерами.
- Экономическая теория
- Экономика
- Понятие и характеристика экономических преступлений и правонарушений — основная информация, текущее состояние и классификация
- Теневая экономика — определение, концепция, функции и виды
- Экономика садово-паркового и ландшафтного строительства — особенности и формы
- Экономическое развитие Испании — отраслевая структура и определение
- Виды налогообложения индивидуальных предпринимателей — характер и задачи
- Экономическое развитие Германии XIX века — основные факторы, периоды развития и формирование монополий
- Влияние рынка ценных бумаг на состояние экономики — определение, сущность, особенности и функции
- Плюсы и минусы традиционной экономики — структура, элементы, традиционная модель и виды
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org