Очень многие показатели в экономике любят преподносить в процентах. Иногда это может сыграть злую шутку с получателями такой информации. Поговорим сегодня, почему одних процентов может быть мало.
Два вида показателей, которые мы сегодня разберем: абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели.
Они выражены в натуральных/стоимостных единицах: в штуках, рублях, тоннах, метрах, паллетах, разах и так далее.
Они показывают масштаб, размер, величину. Это то, что можно измерить без деления чего-то на что-то. Они являются базой для расчета относительных показателей. Т.е. абсолютные показатели всегда первичны.
Например, длину чего-то можно измерить рулеткой, объем чего-то будет получен перемножением трех физических измерений объекта или сложением объемов составных частей, вес может быть измерен на весах и т.д. Абсолютный прирост чего-то будет получен
Относительные показатели
Они выражены в процентах, пунктах, долях, частях.
Они показывают соотношение чего-то с чем-то, отношение чего-то к чему-то, пропорцию между чем-то и чем-то.
30 метрик и показателей бизнес-процессов / Вебинар
Относительные показатели всегда являются результатом расчета (деления).
Например, доля прибыли в выручке будет получена делением прибыли на выручку. Динамика изменения чего-то будет получена делением значения в точке 1 на значение в исходной точке 0
Гибриды.
Если сильно философствовать, то можно выделить третий вид показателей – гибридные.
В качестве примера здесь можно привести темп прироста, который измеряется в процентных пунктах. Его значение может быть получено не только через деление абсолютных показателей, но и через вычитание относительных:
Темп прироста = (Значение1 – Значение0)/значение0 = абсолютный прирост/значение0 = темп роста1 – 100%
Но для простоты будем считать его относительным показателем, задача которого показать, насколько процентов изменилась величина показателя относительно базового состояния.
Почему их важно анализировать вместе?
Для того, чтобы видеть целостную картину с учетом контекста и оценить возможное влияние анализируемых показателей на ваш бизнес.
Разберем пример:
Вам принесли отчет, в котором сказали, что величина некоего показателя в затратах выросла на 50%.
Что вы скажете на это? Рост какого-то показателя в затратах на 50% сам по себе – не самая приятная штука, поскольку увеличение расходов всегда влечет за собой снижение прибыли при том же уровне дохода.
Но, не зная, что это за показатель, каков его реальный размер, какова его доля в ваших затратах и в вашей выручке, корректные выводы сложно сделать. Потому нам нужно их узнать.
1. Для начала разбора добавим к нашему отчету немного относительных показателей:
1.1 Если, к примеру, это сырьевая себестоимость, которая у вас раньше составляла 40% от цены продукта, то её 50% рост заберет у вас 20% (40%* 50%) потенциальной прибыли. Это может быть очень тяжелый удар.
1.2. Но все может быть не страшно. Если, например, это РКО, доля которого у вас составляла около 1% от выручки, то увеличение этого показателя до 1,5% будет неприятным, но, скорее всего, не критичным.
Показатели бизнес процессов
Здесь мы уже начинаем ощущать существенность проблемы, но она до сих пор ещё выражена в каких-то неощутимых процентах. Может быть, и не страшно все? Потому:
2. Добавим к отчету стоимостные показатели:
2.1. Например, в рублях это 50% увеличение по статье расхода составило по всему объему продаж за период 100 тыс руб., при том, что прибыль у вас плановая была заложена в 150 тыс. руб.
О чем это говорит?
О том, что в прошедшем периоде вы получили не 150 тыс прибыли, а втрое меньше (да, я добавил ещё один относительный показатель).
Т.е. эти ваши 50% (половина) увеличения затрат по какой-то статье привели к трехкратному снижению размера выручки. Страшно? Существенно? Думаю, что да.
2.2. Если же, например, вам сказали, что, хотя это увеличение и составило 50%, но оно было по несущественной статье затрат (канцтовары, например), и в рублях эта прибавка была всего лишь 1 тыс. руб. при выручке в 100 млн руб, Т.е. около 0,001% выручки. Страшно? Думаю, нет.
Резюме
При анализе любых показателей важно иметь под руками комплексную оценку, включающую, как абсолютные, так и относительные показатели. Без этого ваша картина будет одно-двумерной.
А вот для построения реальной многомерной картины реальности вы должны комбинировать всю доступную информацию в различных разрезах, отражающих все ключевые особенности изучаемого объекта.
Не понимаете, как прочитать отчетность? Не понимаете, о чем говорят принесенные вам цифры? Есть сомнения в адекватности расчета и полноте данных для принятия решения?
Записывайтесь на консультацию
Другие статьи на смежные темы:
Источник: shikov-as.ru
Показатели, используемые для анализа бизнес-процессов
Анализ означает в первую очередь оценку результативности, которая получается с помощью показателей. Для непрерывного процесса улучшения также как и для эффективного управления необходимо построение системы показателей,которая состоит из двух и более факторов.Различают три вида показателей: структурные, относительные и измеряемые или индексы.
Структурный показатель представляет собой отношение части к целому, причем цифра в числителе является частью цифры в знаменателе.
Относительные показатели отражают отношение различных данных друг к другу. Например,
· Стоимость одного рабочего часа:
сумма зарплаты, рублей за квартал | рублей | 1 875 000 | 156,25 |
количество отработанных часов в квартал | час | 12 000 |
· Производительность труда за один рабочий час:
Произведено продукции в периоде, рублей | рублей | 10 357 000 | 414,28 |
Количество отработанных часов | час | 25 000 |
· Затраты на один тонна-километр:
Затраты на транспорт, рублей | рублей | 200 000 | 0,21 |
Путь х вес перевезенных грузов | т-км | 950 000 |
В коэффициентах и индексах соотносятся цифры в равных единицах измерения, но из различных, большей частью равных по величине периодов или относящиеся к различным моментам времени.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Относительные показатели. Виды и формы
Исследование экономических процессов, их анализ позволяют не только сделать выводы об их текущем состоянии, но и спрогнозировать развитие в плановом периоде. Для этого финансовые менеджеры используют множество методологий. Одним из самых простых и часто применяемых является способ, применяющий относительные показатели. Они позволяют сравнить несколько величин, найти их долю влияния в общем процессе, а также целенаправленно провести оптимизацию исследуемого объекта.
Без оценки относительных показателей немыслимо осуществление финансово-экономического анализа.
Общая характеристика
Относительные и абсолютные показатели тесно связаны между собой. Анализ должен исследовать каждый тип величин.
Абсолютные показатели всегда имеют единицы измерения. Относительные показатели отражают меру соотношения между абсолютными величинами. Это математическое деление (чаще двух) признаков, которые выражают значение одного или двух факторов.
Очень важным качеством, которое делает относительные величины такими востребованными при проведении анализа, выступает их способность при расчетах абстрагироваться от различий абсолютных величин. При этом на показатели можно будет взглянуть с другой стороны.
Абсолютные и относительные показатели связаны неразрывно, и для оценки финансово-экономических процессов должны применяться в комплексе.
Формула расчета
Вычисление относительных показателей производится по определенной формуле. Ее общий вид следующий:
— ОП = абсолютный текущий (сравниваемый) показатель / абсолютный базовый показатель.
Относительный показатель, формула которого приведена выше, может иметь и в числителе, и в знаменателе одно и то же наименование абсолютных показателей. Результат в этом случае может измеряться в виде коэффициента, процентов, промилле и т. д.
Если же в числителе и знаменателе абсолютные показатели имеют разные единицы измерения, то результат должен быть именованным, например, скорость — км/ч.
Относительные показатели в зависимости от их характеристик могут несколько модифицировать формулу, но общий ее принцип сохраняется.
Абсолютные и относительные показатели могут быть рассмотрены для различных величин. Анализ взаимодействия выделяет факторы:
- динамики;
- структуры;
- плана;
- реализации задач;
- координации;
- интенсивности;
- сравнения.
Относительные показатели динамики
Динамические относительные величины являются сравнением одного и того же рассматриваемого фактора или события в нынешнем периоде к прошлому.
Если полученный показатель выражен в кратной форме, он называется коэффициентом роста. В том случае, когда результат имеет вид процентов, его называют темпом роста.
Когда относительные финансовые показатели представлены за несколько периодов, их сравнивают или в цепном порядке, или с базовым значением.
Произведение всех цепных показателей динамического исследования дает базисное значение за анализируемый период.
Динамические показатели позволяют понять тенденции развития (или снижения) деятельности. С их помощью отслеживают темпы роста в анализируемом интервале.
Показатели структуры
Показатели структуры сравнивают абсолютный показатель, являющийся частью целого с общим его значением.
Представленную методику применяют для таких расчетов, как относительные показатели финансовой устойчивости. Например, для определения в структуре баланса части собственного капитала. В этом случае собственные источники финансирования, которые предприятие направило в оборот, сравниваются с оборотными активами.
Для анализа финансовой устойчивости применяются и другие относительные показатели структуры.
Также для определения правильной структуры факторов анализа проводят рассмотренную методику. Например, относительные показатели финансовой устойчивости помогают усовершенствовать структуру капитала компании. С одной стороны, собственные средства обеспечивают стабильность работы предприятия. А расширить свои производственные возможности допустимо с привлечением заемного капитала. Вот именно показатели структуры помогут оценить соответствие каждой из этих величин нормативу.
Показатели координации
Относительные координационные показатели схожи с предыдущей разновидностью, но позволяют не только оценить степень влияния одного абсолютного показателя на общее значение, но и определить количество всех факторов.
Здесь аналитик будет рассматривать не только степень влияния одной части, а всех составляющих. Такой подход позволяет оценить всесторонне рассматриваемый целый объект исследования.
Другими словами, можно определить, сколько единиц каждого фактора входят в структуру общего показателя. Это позволит выявить гармоничность распределения каждой части в базовом понятии. Например, показатель текущей ликвидности показывает, что предприятие платежеспособное и может покрыть свои обязательства перед инвесторами.
Однако анализ абсолютной ликвидности не соответствует нормативу и говорит о недостаточной возможности компании рассчитаться со своими долгами быстро. Это значит, что структура оборотных средств неправильная. Расчет относительных показателей каждой составной части второго раздела баланса поможет это быстро определить.
Показатели интенсивности
Показатели степени интенсивности позволяют оценить два качественно разных, но связанных в статистической совокупности признака.
Такой подход позволяет определить степень распространения в исследуемой среде факторов.
Например, в условиях производства к представленной методике может быть отнесена рентабельность труда в разрезе производственных участков. Для этого сравнивают численность сотрудников с показателем чистого дохода каждого цеха или отдела. Это даст возможность оценить степень трудовой отдачи каждого сотрудника в получении общей прибыли его участка. Это позволит определить, где получение чистого дохода было больше всего обеспечено интенсивностью труда рабочих.
Относительные показатели интенсивности помогут выделить степень распространения фактора в структуре.
Показатели сравнения
Представленный подход дает возможность определить, насколько исследуемый абсолютный показатель больше базового. Это позволит выявить, какой фактор и насколько больше (меньше) взятого за основу одноименного фактора.
Так как для расчета берутся во внимание одинаковые по своему именованию показатели, результат получится в процентах или коэффициентах.
Например, чистая прибыль предприятия в прошлом году была получена в размере х. В теперешнем году компания получила прибыль после вычета всех налогов и отчислений в размере у.
Рассматриваемые виды относительных показателей позволяют произвести сравнение этих двух показателей: К = х / у, что позволит определить, насколько больше (меньше) чистая прибыль в текущем периоде, по сравнению с базовым.
При помощи такого анализа сравнивают основные, оборотные фонды, трудовые, производственные издержки, объем доходов и прибыли и т. д.
Показатели выполнения плана
В процессе планирования своей деятельности предприятие устанавливает предполагаемые показатели затрат, прибыли и т. д. Плановые относительные показатели характеризуют соответствие реальных показателей к ожидаемым величинам.
Обычно степень выполнения заказа представляют в виде коэффициента. Это помогает оценить степень его выполнения.
В этом случае базовой величиной будет плановое значение показателя, а сравниваемой — фактическая цифра.
Расчет таких разновидностей основных показателей играет очень важную роль в производственной сфере. Они помогают оценить качество труда работников, а также оборудования, материалов и прочих элементов, участвующих в процессе производства готовой продукции и ее реализации.
Представленный анализ позволит определить степень соответствия факта плану. После этого необходимо проводить исследования факторов, повлиявших на отклонения, причем как в меньшую, так и в большую стороны.
Показатели уровня экономического развития
Эти показатели сравнивают разноименные абсолютные значения, которые взаимно связаны. В знаменателе обычно стоит факторная величина признака. Числителем выступает результативная цифра.
Такой анализ используют для определения производственного или экономического потенциала, а также результативности работы предприятия.
Их применяют для расчета, например, себестоимости единицы продукции, производительности труда. Такие величины позволяют определить влияние конкретного фактора на итог работы.
При осуществлении этого анализа рекомендуется использовать ряд других показателей для проведения всестороннего исследования.
Ознакомившись с таким понятием, как относительные показатели экономического и финансового анализа, можно проводить всесторонние исследования процессов рассматриваемого объекта. Грамотно применяя тот или иной вид вычислений, основывающийся на различных признаках и данных, станет возможным выявить причины роста или снижения результативности. На основе проведенного анализа корректируются все факторы, влияющие на рост и развитие в плановом периоде.
Источник: businessman.ru