Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.
Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.
Дополнительно, по результатам спецоценки:
- работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Как подсчитать рабочие места для спецоценки
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Какие рабочие места надо оценивать?
Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.
Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.
Как проводится специальная оценка условий труда.
Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.
Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.
Это означает, что:
- рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
- помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
- работники работают по одной профессии, должности, специальности;
- трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
- в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
- работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.
Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).
Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).
Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса. Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.
Кто проводит специальную оценку условий труда?
Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.
Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.
За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):
- должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
- на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.
Как проходит специальная оценка условий труда?
Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:
- физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
- биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
- химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
- сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
- функциональная физическая нагрузка на организм и др.
Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.
По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).
Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Расчёт зарплаты и кадровый учёт
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Источник: www.regberry.ru
Бизнес идея специальная оценка условий труда
Компания Служба Аттестации Рабочих Мест основана в 2011. Приоритетным направлением работы компании является построение системы охраны труда на предприятиях. В рамках системы охраны труда, мы предлагаем следующие услуги:
• Специальная оценка условий труда (СОУТ)
• Обучение по охране труда
• Аутсорсинг охраны труда
Для оказания данных услуг мы создали одну из крупнейших и технически оснащенных аккредитованных испытательных лабораторий в РФ.
С 2011 по 2015 год компания вышла на федеральный уровень и выросла до предприятия среднего бизнеса с количеством сотрудников более 100 человек.
За период с 2012 по 2014 мы увеличили объем продаж в 7 раз, с 6 127 рабочих мест до 48 131. Наша компания работает с клиентами в 85 субъектах РФ. По итогам 2014 года, мы стали первыми по объему тендерных сделок в РФ и вышли в число лидеров по объему продаж на рынке СОУТ.
Для нашей компании данный бизнес это не только получение прибыли, но и важная социально значимая задача, что подтверждает наша миссия «Мы предоставляем решения по обеспечению комфорта и безопасности для любого вида деятельности, а значит, влияем на улучшение здоровья и жизни трудоспособного населения».
К 2020 году мы планируем занять 15% доли рынка услуг СОУТ в РФ. В связи с этим, компания выбрала вектор на создание партнерской сети, мы предлагаем открытие офисов продаж услуг СОУТ в 55 регионах РФ. Мы владеем эффективными технологиями работы на этом рынке и готовы делиться своими знаниями. Мы предлагаем надежный бизнес, с доходом от 500 000 рублей в месяц.
Главная информация
- Год основания компании 2011
- Год запуска франчайзинга 2015
- Франшизных предприятий 2
- Собственных предприятий 2
Описание франшизы
Как правильно составить список рабочих мест для аттестации
Ваш работодатель решил провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Вы, как специалист кадровой службы, являетесь членом аттестационной комиссии, и на вас возлагается обязанность составить список рабочих мест, подлежащих аттестации. Задача непростая. Более того, от ее выполнения зависит дальнейший ход всего мероприятия.
Дарья Петрова
С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.
Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.
Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:
- представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, кадровики, расчетчики, главные специалисты, медработники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
- специалиста по охране труда;
- представителя профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).
Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:
- работодателя (его представителя);
- представителей аттестующей организации;
- представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представителей организации или частного специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).
Ошибки при определении списка рабочих мест
Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:
- профессии или должности имеют одно наименование;
- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
- используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.
Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.
Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:
- приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
- определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
- несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
- приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
- смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».
Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.
Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сведения об аттестующей организации.
Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».
И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.
Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.
Источник: kontur.ru