Теория систем рассматривает процесс как изменение системы. Действительно, любая деятельность — это действия, направленные на достижение результата, который выражается в том, что система обретает новое состояние. С процессами мы сталкиваемся в разработке, технике, химии и даже социологии. Однако каждый из нас ежедневно является участником рабочих процессов.
Как показывает опыт, нередко руководители компаний избегают автоматизации и формализации процессов, им это кажется не совсем демократичным «закручиванием гаек». А напрасно. Грамотное построение и управление процессами в компании любого профиля помогает обеспечить адекватное взаимодействие сотрудников, обусловленное ответственностью и вниманием к срокам. Процессный подход не умер — он лежит в основе множества модных теорий управления разработкой, компанией, персоналом. Сегодня мы расскажем, где встречаются процессы, как ими управлять и нужны ли они вам в принципе.
Почему важно и нужно оцифровывать сотрудников и бизнес-процессы
Процессный подход: от кибернетики к менеджменту
Теория процессов определяет процесс как модель поведения, которое заключается в исполнении действий. Как правило, процесс не знает о деталях реализации каждого из действий (поведения системы, которой он принадлежит). Например, в процессе согласования документа в компании заложены сроки и порядок согласования, но процессу всё равно, с какого устройства и в какой географической точке будет согласован документ. Ещё одно важное свойство процесса — это его управляемость, способность подвергаться изменениям извне.
Вообще, говоря о CRM и ERP, все привыкли слышать понятие «бизнес-процесс» и часто дискуссии сводятся к тому, чем отличается бизнес-процесс от процесса. Есть версия, что термин является калькой с англоязычного «business process» (деловой процесс) и составное слово бизнес- не несёт никакой нагрузки, кроме выделения процессов, проходящих в компаниях, из многочисленных процессов (технических, химических, биологических и проч). Собственно, с этой версией легко согласиться, вспомнив, как, например, судебный процесс называют просто процессом, откинув признак.
Технология анализа и оптимизации бизнес-процессов
Метод параллельного выполнения работ позволяет сократить общее время выполнения бизнес-процесса. В настоящий момент длительность бизнес-процессов играет решающую стратегическую роль для компании, определяет ее конкурентоспособность и выживаемость на динамичном конкурентном рынке.
Например, на рынке дистрибуции фармацевтической продукции идет борьба за снижение времени бизнес-процесса отгрузки товара клиентам. Те компании, которые сумели это время снизить до нескольких часов, стали лидерами на этом рынке.
Часто оказывается, что при проектировании бизнес-процессов их проектировали последовательно. Почему? Потому что, последовательной цепочкой выполнения работ управлять намного проще. Но если описать бизнес-процессы любой организации, оказывается, что многие работы технологически можно выполнять параллельно.
Приём заявки (бизнес процесс) Начальный уровень детализации.
При применении данного метода проводится анализ того, какие работы бизнес-процесса можно выполнять параллельно. Обнаружив такие работы, нужно организовать их параллельное выполнение, уменьшив тем самым общее время бизнес-процесса (см. рис. 9). Практика применения данного метода показала, что в большинстве случаев работы процесса недостаточно просто отдать разным исполнителям на параллельное исполнение. Нужно рассмотреть необходимость внедрения информационного обмена между работникам, которые будут выполнять эти работы параллельно.
Многие компании-лидеры в области автомобилестроения инвестировали большие средства в запараллеливание работ бизнес-процесса по разработке новой продукции. Если раньше бизнес-процесс проектирования и вывода новых автомобилей на рынок занимал до 4-6 лет, что создавало проблему ввиду динамично меняющегося спроса и потребностей потребителей, то после применения данного метода компании сократили время данного бизнес-процесса вдвое, что позволило им сильно оторваться в конкурентоспособности от своих конкурентов.
Рисунок 9. Применение метода параллельного выполнения
работ бизнес-процесса
Источник: hr-portal.ru
Параллельный бизнес: как защититься от корпоративных хищений
Большая часть успешных компаний рано или поздно сталкивается с этой проблемой: создание параллельных бизнесов. Или человеческим языком – кражей идей, клиентов и, как результат, денег и бизнеса. Например, это случается с компаниями, участвующими в государственных закупках. Недобросовестные сотрудники создают параллельную компанию и, используя ошибки в конкурсной документации, дискредитируют «свою» фирму, исключая ее из тендера в интересах вновь созданной карманной компании. Или с IT-компаниями: утекают программные коды, алгоритмы, базы данных.
Этим занимаются сотрудники, особенно директора, и топ-менеджеры. Этим занимаются и партнеры (соучредители, акционеры). Кое-что их всех объединяет: доступ к закрытой, конфиденциальной и чувствительной для бизнеса информации и возможность влиять на бизнес-процессы компании.
Примеры, способы противодействия и превентивные мероприятия
У любой монеты как минимум две стороны и ребро. И психология за пределами статьи: жесткий авторитарный владелец, корпоративный конфликт, неудачные служебные романы и многое другое могут стать причиной описываемых случаев. Эта статья о взгляде на проблему со стороны основателя, создателя, основного собственника. Есть и другие точки зрения…
Как создается параллельный бизнес?
- Открывается (покупается) новая компания . Обычно ООО, которое регистрируется на аффилированное лицо: родственника, друга, знакомого. Либо используется система прокладок, которая скрывает реального владельца – недобросовестного сотрудника или партнера.
- Новая фирма нанимает персонал с квалификацией, аналогичной первичной компании.
- Название ООО-шки часто похоже на материнское.
- Клиентов первичной компании мягко мотивируют разорвать отношения либо снизить объемы и заключить договора с новым контрагентом.
- Параллельная компания использует наработки первичной для поиска и привлечения новых клиентов.
- В средствах массовой информации, интернете инициируются информационные вбросы, дискредитирующие первичный бизнес.
- Вновь созданная компания использует «дыры» в материнских бизнес-процессах для закрепления на рынке и вытеснения конкурента: регистрация объектов интеллектуальной собственности, перевод исключительных прав на неоформленные служебные произведения, перерегистрация патентов, товарных знаков, промышленных образцов, прямой вывод активов, заявления в правоохранительные органы по «фактам» уклонения от уплаты налогов и других правонарушений.
- Переманиваются ключевые сотрудники первичной компании .
- Используются усложненные схемы с созданием контролируемой задолженности перед параллельными компаниями и вывод ключевых активов через банкротство, что само по себе близко к рейдерству.
Кем создается параллельный бизнес?
- Директором (членом совета директоров).
- Участником (акционером).
- Любым сотрудником.
- Лицом, совмещающим вышеперечисленные статусы.
- Лицом, аффилированным со всеми вышеуказанными «товарищами».
Все они, повторюсь, имеют доступ к чувствительной для бизнеса информации.
Что может остановить человека, собирающегося украсть?
Ответ очевиден: потеря свободы, потеря денег в большей сумме, чем можно своровать, потеря репутации (что не так актуально в российской действительности). Поэтому заинтересованных лиц необходимо проинформировать о возможных последствиях их недобросовестных действий.
Помочь в этом могут и старые, и новые нормы гражданского и уголовного законодательства:
- Корпоративный договор используется в России не так давно. Его можно использовать для защиты бизнеса от недобросовестного участника (ст. 67.2 ГК). Пример: участники прописывают в договоре соглашение о неконкуренции. Они обязуются в течение 2-3-5 лет не создавать схожие бизнесы и не переманивать клиентов. То же в отношении родственников и аффилированных лиц. При нарушении можно использовать штрафной опцион (виновный обязан продать свою долю за рубль или выкупить доли остальных за очень большую сумму) плюс выплатить внушительный штраф. Превентивная мера для участника (акционера).
- Институт ответственности директора и контролирующих лиц. Здесь сама компания имеет право взыскать с недобросовестного топ-менеджера (директора, финансиста, бухгалтера) убытки. Работает эффективно и в 2018 году количество удовлетворенных исков превысило число отказов (ст. 53.1 ГК). Пример: ООО взыскало с собственного директора более 1 млрд рублей в качестве убытков (в том числе упущенную выгоду) за создание параллельной структуры для участия в государственных закупках медицинской техники. Параллельная структура была зарегистрирована на сестру тещи.
- Уголовная ответственность контролирующих лиц – статья 201 УК (злоупотребление полномочиями, по второй части до 10 лет лишения свободы).
- Институт исключения недобросовестных участников из ООО . Инструмент сложный, но рабочий. С учетом «странной» позиции Высшего арбитражного суда пока нельзя исключить мажоритарного участника, если выход из общества разрешен. Принцип «не нравится – уходи сам», по моему мнению, вредный и не отвечает интересам бизнеса. Помогает корпоративный договор (см. пункт 1).
- В случае «просто сотрудников» сложно говорить о превентивных мерах. Если ситуация уже произошла, необходимо использовать общие правила о взыскании убытков и смотреть на особенности «украденного». Например, в случае интеллектуальной собственности можно эффективно использовать инструменты главы IV ГК РФ.
- Введение режима коммерческой тайны. Эффективность использования этого института вызывает много вопросов и споров, но факт остается фактом – это работает. В совокупности со статьей 183 Уголовного кодекса.
Как предотвратить утечку и кражу идей, процессов и компаний?
- Деньги платят клиенты. С клиентами надо постоянно работать. Как говорят сотрудники органов, пасти . Встречи, корпоративы, программы лояльности, обсуждения текущей деятельности, выявление проблем и недопонимания на начальных стадиях – простые и эффективные способы держать руку на пульсе. И это прямая обязанность владельца бизнеса. Точнее, необходимость.
- Контроль ЕГРЮЛ на предмет появления компаний со «своими» учредителями. Даже открытые сервисы позволяют получать актуальную информацию обо всех компаниях, ИП, их учредителях и директорах. Также бесплатно либо за символические деньги можно получать аналитические отчеты по нужным лицам.
- Заключайте корпоративные договора с разделами о неконкуренции. Это один из самых эффективных методов предотвращения конфликтов между участниками компаний.
- В трудовые договора с директорами, бухгалтерами, топ-менеджерами и другими сотрудниками включать простые понятные разделы об ответственности за убытки, причиненные созданием или участием в параллельных бизнесах. Просто наличие таких пунктов в договорах «отрезвляет» колеблющихся.
- Охрана интеллектуальной собственности , четкий режим служебных произведений и перехода авторских прав.
- Режим конфиденциальности на чувствительную информацию (коммерческая тайна).
- Разграничение потоков информации. В некоторых компаниях, например, созданы информационные маркеры утечек – есть блоки информации, которыми могут владеть только конкретные лица. Появление этой информации у других людей свидетельствует об утечке и указывает на ее источник.
- В больших компаниях – внедрение систем контроля всех информационных потоков (программные средства, протоколы безопасности).
Основной рекомендацией является предотвращение проблемы, профилактика. Это всегда проще, дешевле и эффективней.
Источник: dzen.ru