Абазьева, М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России / М. П. Абазьева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3 (19). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/126/4124/ (дата обращения: 23.05.2023).
Малое предпринимательство — это движущая сила экономики любой страны. Вместе с тем оно сталкивается с определёнными проблемами.
В статье представлены основные проблемы малого предпринимательства в России. Рассмотрены возможные варианты решения проблем.
Ключевые слова: малое предпринимательство, проблемы малого предпринимательства, предпринимательство в России.
Доля малого и среднего бизнеса в экономике России в 2019 году составит 23 %. Такие цифры озвучил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства 16 января 2019 года [9]. В 2018 году доля малого предпринимательства в ВВП(валовый внутренний продукт) достигала 20 %, а к 2024 году планируется увеличить до 34 %.
Бизнес авторазборка. Продажа автозапчастей. Как открыть авторазбор
Предприниматель — лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства [8].
Какой бизнес в России относится к малому предпринимательству? Согласно ФЗ (федеральному закону) № 209-ФЗ от 24.07.2007 в микропредприятиях должны работать до 15 человек, в малых — до 100; выручка должна составлять 120 млн и 800 млн соответственно.
По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Россия занимает одно из последних мест в мире по доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 20 %, тогда как в Японии и Китае этот показатель равен 60 %, в США-50 %, в Австрии-44 %, Казахстане и Бразилии-30 %.
В 2018 году Счетная палата провела проверку реализации госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Согласно выводам ведомства малый бизнес в РФ развивается медленнее, чем ожидалось, а ключевые показатели программы не достигнуты. На январь 2018 года занятость в малом и среднем бизнесе составила 19,3 млн. человек против заявленных 20 млн. человек [10].
На наш взгляд причинами столь низких показателей могут быть следующие проблемы:
Ретейлер — это компания, занимающаяся розничной торговлей.
Сетевой ритейл — сеть одноформатных (реже разноформатных) магазинов, объединенных одним владельцем, единой системой логистики, закупки, единой товарной политикой [2].
Крупные розничные сети, работающие на территории Российской Федерации, постепенно вытесняют малый бизнес. Сети могут предложить лучшую цену и ассортимент за счет своих объемных заказов и влияние на поставщиков, работу 24 часа в сутки и возможность делать покупки через интернет. 80 % малого бизнеса сосредоточено в розничной торговле, где по итогам 2018 года реальные располагаемые доходы показали отрицательную динамику изменения (-1,4 %), низкие темпы инфляции в пределах 2,5 %, позволили продемонстрировать рост объемов торговли, но всего на 1 % примерно до 28 трлн рублей по данным портала http://expert.ru. Рост объема торговли произошел как раз из-за крупных сетей.
Времена рынков и небольших магазинов уходит, малый бизнес не в состоянии конкурировать с крупными игроками, и предпринимателям придется реагировать на эти изменения.
Оставшиеся 20 % занимает малый бизнес в части торговли и услуг.
По нашему мнению, в ближайшие 2019–2022 годы будет наблюдаться постепенное перераспределение процентного соотношения сфер занятости в малом бизнесе. На первое место вероятней всего выйдет электронная коммерция, т. к. уже сейчас наблюдается устойчивый спрос на такие услуги как: разработка интернет-магазинов, продвижение в Интернете, разработка индивидуальных онлайн сервисов и т. д. На втором месте кейтеринг(отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удалённых точках [6]), который показал рост в 2017 году на 106,5 % по сравнению с 2016 годом [11]. Далее следует образование и онлайн обучение. Спрос на эти услуги также достаточно высок и продолжает расти.
В России законы разрабатываются, меняются и принимаются в большом количестве и скорости. Только за последние годы были разработаны, изменены или внесены поправки в такие законы как: № 303-ФЗ от 03.08.2018(повышение НДС(налог на добавленную стоимость) до 20 %) [14], ст.44 в федеральном законе 44-ФЗ от 01.10.2018(требование иметь спецсчета для участников госзакупок) [12], 54-ФЗ от 22.05.2003(обязательное применение онлайн касс) [13] и т. д.
Российским предпринимателям стоит все время быть в курсе происходящих или готовящихся законодательных изменений. Единого электронного ресурса с доступного с информацией о всех изменениях, которое выпускает правительство, сейчас нет. Если информация и появляется, то язык изложения (как он и свойственен законодательным документам) сложен для понимания неспециалистам.
Комментарии, если и даются, то могут ввести в заблуждение т. к. написаны все тем же языком. По нашему мнению, если исходить из постулата что законы пишутся для людей, то и язык изложения должен быть соответствующий. Либо комментарии должны быть представлены на общедоступном языке.
Также наличие единого информационного бизнес-портала существенно уменьшило бы время реагирования бизнеса на изменения. Существующие электронные порталы, например http://pravo.gov.ru/ (официальный интернет-портал правовой информации), https://regulation.gov.ru/ (Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения), имеющие сложную структуру и поиск информации. Сейчас что бы получить информацию и комментарии, а также опыт реальной работы с учетом какого-либо закона, представители бизнеса обращаются к профильным форумам в Интернете.
По нашему мнению, инициатива по созданию единой информационной бизнес-платформы должна исходить от самих представителей бизнеса, т. к. со стороны государства уже существуют электронные порталы и поддержку здесь будет сложно получить.
Формально в России существуют различные программы государственной поддержки для начинающих предпринимателей. Но недостаточная информированность со стороны государства о таких программах, критериях участия в них приводят к тому, что предприниматели не обращаются за помощью. Программы поддержки, как и их суммы, разняться от региона к региону. Лидерами по использованию возможностей таких программ являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, республика Татарстан. Приоритетными направлениями, для которых высока вероятность получить господдержку, в 2019 году являются [7]:
– инновации и технологии,
– социальная предпринимательская деятельность.
Особенно остро недостаток информации по программам господдержки стал ощущаться после того, как Россия оказалась под санкциями США и Евросоюза: 40 % представителей малого бизнеса ничего не знают о мерах поддержки, а 48 % считают, что стоимость привлечения внешнего финансирования излишне высокой [4].
В тоже время частные банки не активны в плане выдаче кредитов. По данным РБК в 2017 году было выдано 6,1 трлн руб. кредитов — это на 15 % больше, чем в 2016 году [5]. Такой рост эксперты связывают с тем, что доступ к кредитам с господдержкой получили индивидуальные предприниматели, также для малых предпринимателей, работающих в приоритетных областях, правительство утвердило новую программу субсидирования из федерального бюджета. Главным поставщиком кредитов стал государственный банк Сбербанк. На него пришлось около 60 % выданных кредитов.
Однако для большинства малых предпринимателей банковское кредитование до сих пор остается недоступным. Одной из причин является то, что такие предприятия являются самыми неблагонадежными заемщиками. Поэтому представители малого бизнеса продолжают полагаться только на собственные финансовые возможности и прибегают к кредитам в самых редких случаях.
Регулярные проверки надзорными органами ФНС(Федеральная налоговая служба), ФСС(Фонд социального страхования), ПФР(Пенсионный фонд России) и прочее, большой объем необходимых разрешительных документов, сроки их согласования все это приводит к тому, что предприниматели заняты не развитием бизнеса, а подготовкой необходимой документации. В России существует около 160 различных видов контроля и надзора, а за год выходит несколько новых законодательных актов (возвращаясь к п.2 данной статьи).
При этом в некоторых областях продолжают действовать устаревшие нормативные акты. Это приводит к тому, что в итоге действуют 2–3 законодательных акта противоречащих друг другу, что опять же создает для предпринимателей различные проблемы. В соответствии с федеральным законом № 246 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 13.07.2015 в России был введен 3-х летний мораторий на проверки малого бизнеса. Сейчас мораторий планируется продлить до 2022 года. По словам главы ФНС РФ Михаила Мишустина с ведением моратория количество налоговых проверок в 2018 году снизилось до 30 % по сравнению с 2017 годом [15].
Рост НДС с 18 % до 20 %, увеличение страховых взносов с 20 % до 30 % за наемных сотрудников для предприятий с льготным режимом налогообложения, обязательное использования онлайн касс, регулярное обновление программного обеспечения (от 800 руб. до 2000 руб. за единицу техники) и фискального наполнителя для них, специальная оценка условий труда(от 1000 руб.), которая должна быть выполнена специализированной компанией и т. д. — все это итоге, по нашему мнению, может привести к уходу малого бизнеса “в тень”. Последние исследования НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики) показали, что объем “теневой экономики” составляет около 22–23 % и возможен его дальнейший рост.
Стоит отметить, что и сами предприниматели не всегда знают свои права при проведении проверок госорганами, не всегда владеют информацией по нормативным актам ввиду их разнообразия и большого количества (возвращаясь к п.2 данной статьи). По нашему мнению, предпринимателям стоит усиливать свою гражданскую позицию в плане защиты своих интересов и прав. Сейчас существует достаточное количество разнообразных бизнес-объединений, где можно получить консультативную помощь по тем или иным бизнес-вопросам.
Госзакупки — это закупки товаров, работ и услуг для нужд государства, регионов и муниципалитетов (порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Специфичные заказы от государства вполне могут быть выполнены малыми предприятиями, т. к. для крупных игроков рынка они не представляют интереса. С 1 января 2018 была увеличена доля предприятий малого и среднего бизнеса в общем объеме госзакупок до 15 %, но 40 % представителей малого бизнеса не планируют работать с госзаказами.
Это связано с непрозрачной процедурой участия в торгах, сложной процедурой заявок, требования иметь спецсчета, постоянно меняющихся законов. Одним из серьезных барьеров является требование иметь представителю малого бизнеса финансовое обеспечение на весь период выполнения контракта [1]. Фонды содействия развития малого бизнеса выдают банковские гарантии.
Основной смысл получение такой гарантии- возможность получить банковский кредит. Как было указано в п.3 данной статьи банки даже в таком случае очень осторожно кредитую малый бизнес. Второй барьер — это коррупционная составляющая проводимых конкурсов. В 86,5 млрд. рублей в 2018 году обошлась коррупция в госзакупках России. № 44-ФЗ направлен на то, чтобы это устранить. На деле конкурсы по закупкам проводятся с такими условиями, что победить может только одна компания, существует система “откатов”, которая совершенствуется параллельно принятию законов по борьбе с коррупцией, общественное обсуждение закупок практически не работает из-за неактивной гражданской позиции общества.
Все это приводит к тому, что представители малого предпринимательства не очень активно участвуют в государственных закупках. По нашему мнению, коррупцию не так просто победить. Там, где есть человек-всегда будет место этому явлению. Вероятно, здесь необходимо подходить не только со стороны государственного контроля, но и гражданского-общественное порицание данного деяния и неприятие его обществом.
Санкции продолжают оказывать давление на российский бизнес в целом. Около 37 % представителей малого бизнеса отмечают негативное влияние санкций, 57,6 % считают, что санкции не оказывают влияния на их бизнес [4] Это связано с тем, что малый бизнес в отличии от среднего не так интегрирован в мировую экономику.
Запрет на ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции против нашей страны, продлили на весь 2019 год. Первоначально контрсанкции распространялись на США, Европейский союз, Канаду, Австралию и Норвегию. Позже добавилась Украина. Эмбарго также распространяется на Албанию, Черногорию, Исландию и Лихтенштейн [3].
Программа импортозамещения была призвана с одной стороны восполнить образовавшуюся нехватку товаров для потребителя, с другой- тем самым обеспечить малый бизнес заказами на такой товар, т. е. способствовать его росту. В реальности из-за того, что под санкциями оказались ряд крупнейших банков России, это привело к росту ставок по кредитам (до 25 %), которые стали вновь неподъемными для бизнеса. В итоге качество импортозамещенного товара не соответствует его отпускной цене для потребителя. Товар оказывается слишком дорогим для такого уровня качества.
По нашему мнению, здесь ответственность лежит и на предпринимателях, и на государстве. Первые не всегда поставляют действительно качественную продукцию, но при этом выставляют завышенный ценник мотивируя это тем, что государство каждый год повышает различные платежи, а вторые, в свою очередь, продолжают политику по усилению санкции, особо не задумываясь о последствиях для экономического климата в стране. Ни та ни другая сторона не могут договориться в итоге страдает самое слабое звено-потребитель.
Подводя итоги заметим, что проблемы малого предпринимательства повторяются из года в год. Это все больше напоминает замкнутый круг — одни проблемы становятся источником для других, т. к. они не решаются. Круг, по нашему мнению, может быть разорван, если будет формироваться здоровое деловое общество в стране. Сейчас бизнес сообщество разрозненно и нет единой движущей силы.
Малые предприниматели всех регионов должны взаимодействовать, помогать друг другу в решении бизнес-вопросов, принимать активное участие в разработке и продвижении законов, направленных на рост бизнеса и улучшение экономического климата в России. Не стоит рассчитывать только на государственные программы для развития бизнеса, необходимо самим строить бизнес-сообщество в стране, к которому государство вынужденно будет прислушиваться и проводить соответствующие реформы.
- Адамчук О. Госзакупки закроются для малого бизнеса // Ведомости, электронная версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/04/27/768041-goszakupki-malogo-biznesa
- Берман Б., Эванс Д. Р. Розничная торговля: стратегический подход: Пер. с англ. Т. В. Клекоты и др. — 8-е изд. — М.: Вильямс, 2003. — 1184 c.
- Гайва Е., Кривошапко Ю. Январь. Законы вступили в силу//Российская газета, электронная версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2019/01/08/chto-izmenitsia-v-zhizni-rossiian-v-pervyj-mesiac-2019-goda.html
- Каледина А. Малый бизнес полагается только на себя //Известия, электронная газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/news/645153
- Литова Е., Пашутинска Е., Перемитин Г. Кредитование малого и среднего бизнеса выросло впервые с 2013 года//РБК, электронная версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/04/04/2018/5ac365be9a794702896c9f29
- Погодин К. Кейтеринг: 20 лет в России. Истории успеха. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 153 с.
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (с изменениями и дополнениями)// Портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70940868/
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 495 с.
- Силуанов: доля малого и среднего бизнеса в экономике России составит 23 % в 2019 году// ТАСС, информационное агентство. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6304
- Счетная палата: доля малого бизнеса в ВВП РФ может не вырасти до 40 % к 2024 году//Вести.Экономика, сетевое издание. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/107684
- Тимашова Н. Ремесло в Сети //Известия, электронная газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/782214/natalia-timashova/remeslo-v-seti
- Федеральный закон N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/083f22d0158bada73e7c5c86ecafb0a0171925f1/
- Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 03.08.2018 N 303-ФЗ (последняя редакция) //КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/
- ФНС: число проверок предпринимателей в РФ 2018 году снизилось на 30 %//Вести.Экономика, сетевое издание. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/109017
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, предприниматель, мнение, государственный контроль, доля малого, онлайн касса, розничная торговля, экономический климат.
Источник: moluch.ru
Всё, что вам нужно знать о фейке «малый бизнес»
Новиков Вадим Витальевич, старший научный сотрудник РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России), с 2015 года член Экспертного совета при Правительстве РФ, «антимонопольный экономист» (AntiTrustEconomist.ru) — статья от 11.10.2010 «Малый бизнес — это для бедных: По мере экономического развития количество самостоятельных предпринимателей уменьшается. Крупный бизнес эффективнее» на сайте издания (журнала?) «Forbes»:
«
Говорят, большинство туристов прибывает в Турцию в одной рубашке и с 20 евро в кармане и возвращается с тем же самым. Если не считать курдских террористов, главной угрозой для таких отдыхающих, а среди них два-три миллиона россиян ежегодно, является турецкий малый бизнес. Владельцы небольших ресторанов, сувенирных магазинов и ремесленники уже не первый год пытаются добиться запрета гостиниц all inclusive. Для малого бизнеса эти гостиницы плохи именно тем, чем хороши для отдыхающих: за относительно небольшие деньги постояльцы получают много еды и развлечений и теряют желание тратить деньги за пределами отеля, а нередко и выходить за его пределы.
В этой проблеме, конечно, нет ничего необычного. Будь наши конкуренты хуже, любой из нас добился бы большего: большей зарплаты, прибыли или признания. Именно поэтому владельцы ресторанов требуют запретить практику all inclusive: этот запрет сделает гостиницы хуже. По той же логике в интересах владельцев радиостанций был бы запрет (бесплатной!) музыки в ресторанах: без нее в ресторане было бы хуже, а продажи музыки за пределами ресторанов выросли бы.
Парадокс в том, что граждане зачастую поддерживают подобные предложения вопреки своим интересам в качестве потребителей. Немалую роль в этом играет миф о малом бизнесе как об одном из двигателей экономического развития.
Миф этот не соответствует фактам: по мере экономического развития количество самостоятельных предпринимателей уменьшается. Как правило, наличие большого числа малых предпринимателей — такой же признак бедной страны, как высокая доля населения, занятого в сельском хозяйстве.
Этот вывод подтверждается статистикой, какую бы из распространенных мер развития малого предпринимательства мы ни взяли — процент владельцев стартапов, процент самозанятых или процент занятых на предприятиях со штатом менее 10 человек. Согласно данным Global Enterpreneurship Monitor за 2009 год, наибольший процент населения владеет новыми и недавно созданными бизнесами в Уганде (33,6%), Гватемале (26,8%) и Йемене (24%), тогда как наименьший процент присущ Японии (3,3%), Бельгии (3,5%) и Гонконгу (3,6%). По данным OECD Factbook 2009, наибольшая самозанятость наблюдается в Китае (51,2%), Турции (41,9%) и Греции (35,9%), тогда как наименьшая — в Люксембурге (6,1%), США (7,2%) и Норвегии (8%). За 1990–2007 годы самозанятость сократилась в среднем по ОЭСР, в Европейском союзе и в США. Доля работников, занятых на малых предприятиях, наиболее велика в Греции (30,2%), Португалии (20,1%) и Австралии (19,3%), а наименьшая — в Словакии (3,9%), Люксембурге (4,1%) и Германии (4,9%), а также США (5,7%).
Статистика также показывает, что малый бизнес является малопроизводительным занятием. В США типичный предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность на протяжении 10 лет, получает на 35% меньше, чем если бы работал по найму. После 25 лет предпринимательской деятельности этот разрыв сокращается до 25%. При этом работают такие самозанятые как правило больше часов в неделю, чем те, кто получает заработную плату.
Нетрудно указать на причины этих фактов, в особенности экономию на масштабе, которая делает более крупные фирмы более эффективными, и падение доли занятых в сельском хозяйстве, где наличие самозанятых особенно вероятно. Экономическое развитие работает против малого бизнеса, и именно поэтому малый бизнес так часто работает против экономического развития, требуя от государства подавить набирающих силу конкурентов. Такой «консервационный» малый бизнес, скорее всего, не менее распространен, чем уже всем приевшийся «инновационный»
»
Павлов Андрей Васильевич, президент «Zenden Group» (нижегородского федерального многопрофильного холдинга, специализирующегося на производстве и продаже обуви и аксессуаров), в 2016 г. стал финалистом премии РБК в категории «Предприниматель года» — статья от 10.05.2016 «Мелкий и ненужный: почему малому бизнесу невыгодно расти. Существующие способы поддержки малого бизнеса не стимулируют предпринимателей работать вбелую и платить налоги» на сайте РБК:
«
Росстат уже не в первый раз сообщает о падении промышленного производства в России. Правительство раз за разом обещает принять меры и утверждает антикризисные планы, центром которых становятся льготные кредиты и очередные программы поддержки. Но даже беглый анализ показывает, что все эти меры принципиально не отличаются от политики, которую правительство проводило и до кризиса. Разница заметна только в объемах и условиях финансирования проектов, конечные бенефициары и направления остаются неизменными.
Настоящая причина кризиса кроется не во внешней конъюнктуре, которая, несомненно, добавляет проблем, но не является определяющей. Главной причиной являются ошибки в экономической политике, в частности то, с каким упорством правительство тратит силы и деньги на неэффективную поддержку малого бизнеса. Сами же малые предприятия в это время продолжают страдать из-за роста налоговой нагрузки — сказываются новые торговые сборы, платежи в систему «Платон» и новые правила кадастровой оценки недвижимости.
Лозунг о необходимости поддержки малого бизнеса господствует повсюду, от кремлевских кабинетов высшего уровня до выступлений представителей несистемной оппозиции — они могут не сходиться во многом, кроме одного: ключ в развитии экономики России — в малом бизнесе.
У сторонников этой позиции есть три главных аргумента: малый бизнес дает налоги в государственный бюджет, создает рабочие места и, наконец, обязательно вырастет в средний и крупный, станет локомотивом «новой экономики». Прошедшие годы убедительно показали, что эти громкие заявления никак не соотносятся с истинным положением дел.
Посмотрим на ситуацию с налогами. По официальным данным Федерального казначейства, сумма уплаченного налога по ЕНВД практически не изменяется с 2010 года и составляет около 76 млрд руб. Выходит, что каждый из 2,1 млн наших малых предпринимателей (ИП и ООО) платит в месяц смешную сумму 3 тыс. руб. Учтем, что уплаченные по ЕНВД деньги частично учитываются как страховые платежи в социальные фонды, что дополнительно снижает налоговые выплаты, и получается, что никакой особой выгоды бюджету малый бизнес не приносит, а с учетом затрат государства на администрирование льгот для малого бизнеса получается замах на рубль, а удар на копейку.
Что касается занятости населения — к февралю 2016 года правительство оценило теневой рынок занятости в 12 млн человек. Это 15% от всего трудоспособного населения нашей страны. Где же прячутся эти люди? Вы не найдете их на крупных фабриках и в сетевых магазинах, там, где их обязательно найдут очередные и внеочередные проверки контролирующих органов. Сами чиновники признают, что люди «пропадают» в малом бизнесе, который, пользуясь свободой от проверок, уходит с головой в теневое предпринимательство.
Превращение малого бизнеса в средний и крупный — это еще один расхожий миф. Как мы уже видели выше, чем меньше ваш бизнес, тем выгоднее его вести. Серые схемы, легальные низкие налоги и попустительское отношение проверяющих органов работают только до определенного размера бизнеса. Стоит компании подрасти, увеличить свой оборот, и система резко меняется, делая бизнес убыточным.
Особенно это ярко проявляется в сфере производства, ведь если доход компании превышает 80 млн руб., упрощенная налоговая система заменяется обычной и нагрузка резко увеличивается. Компаниям, переходящим на общую систему налогообложения (ОСНО), приходится оплачивать налог на прибыль (20%), НДС (18%), налог на имущество (до 2,2%), в отличие от упрощенной системы налогообложения там перед предпринимателем стоит выбор: либо платить 6% с доходов, либо схема «доходы минус расходы» — 15%. Комментарии здесь излишни.
Убыточно иметь растущий бизнес, и предприниматели становятся перед выбором: останавливать свое развитие, расти и неизбежно банкротиться или «делать как все» — формально дробить свой бизнес на несколько «независимых» частей, плодя бумажную работу, уходя от налогов и увеличивая коррупционный фактор при внезапных проверках. Проблемы и риски здесь очевидны, это и снижение налоговых поступлений, и страх предпринимателей перед проверками контролирующих органов, и опасность захвата бизнеса крупными структурами.
По сути, поддержка малого торгового бизнеса превратилась в способ вытянуть из государства финансовые ресурсы и кинуть их в пустоту. Драйвером для развития страны должно стать собственное реальное производство. Единственной возможностью для его развития является смещение налогового бремени со стороны производства в сторону потребления.
Кардинальный разворот системы требует определенного политического мужества и воли, в том числе и для признания неэффективности прошлых решений, но когда речь идет о самом выживании экономики нашей страны, иначе быть и не может.
»
От себя немного добавлю, резюмирую: «малый бизнес» — это миф, фактически скрытая безработица. От безработных «малые бизнесмены» отличаются тем, что, официально не работая, умудряются не попадать в криминальные сводки, то есть своё — давайте называть вещи своими именами — мошенничество, коим они «зарабатывают на жизнь», легализуют откупанием от властей небольшими налогами. Фактически «малый бизнес» (как, собственно, и любой другой) — это легализованная преступность.
Возьмите любую страну, которую нам ставят в пример как светоч развития «малого бизнеса» и «малый бизнес» в которой чуть ли не как «локомотив» всей экономики страны, за последние полвека — во всех этих странах одна и та же ситуация: «малый бизнес» постоянно воет о том, что ему надо помогать, что ему нужны налоговые послабления и прочие льготы и преференции. И везде государство десятилетия даёт «малому бизнесу» всё новые и новые поблажки за счёт бюджета — а толку как не было и нет.
Давно уже известно, что «малый бизнес» может работать только на заёмные средства. Что это означает? Что это паразит, который несамостоятелен и неэффективен, который к тому же производит дрянные товары и услуги и недоплачивает налоги.
И уже как-то неловко упоминать о том, что в основе «малого бизнеса» (да и любого «бизнеса» вообще) лежит мошенничество, обман, именно на нём этот «бизнес» и строится.
«
Очень много звучит красивых слов о необходимости развивать малый бизнес. Де занятность населения, рост экономики и прочие плюшки.
Для этого придумывается кредитование якобы на льготных условиях, бизнес инкубаторы, семинары про то, как начать СВОЁ дело и прочая чушня.
Но в реальности проблемы у мелкого предпринимательство не только огромны, но и в принципе не решаемы при данной экономической формации.
Деньги начать дело найти не сложно. Для этого вовсе не обязательно влезать в кредитное рабство. Не занятых ниш на рынке тоже много. И т.д.
Но главную проблему малого бизнеса при капитализме не решить.
Проблема, таким образом, не в отсутствии идей или начального капитала как нам пытаются промывать мозги власть имущие. Она системная. Обусловленная самим характером экономических отношений.
Основная проблема в отсутствии денег у населения. Люди живут очень бедно. Скованные по рукам и ногам ипотечными или иными кредитами.
Дебилы видят признак процветания в том, что у населения много машин. А то, что это кредитное рабство, они не видят.
Денег на руках населения нет. Они есть у банков и крупных собственников средств производства. Но у людей свободных денег нет.
А раз их нет — значит, они не могут их потратить.
Клиентами малого предпринимательства являются не олигархические глыбы, а обыватели живущие от зарплаты до зарплаты (а то и не живущие а выживающие натуральным хозяйством). А как известно за всё платит конечный потребитель.
Если у него нет денег, то нет денег и у всех прочих участников экономических отношений.
Основным законом капитализма является закон укрупнения капитала. Если упростить — деньги к деньгам.
Деньги не берутся из воздуха. Их количество ограничено (инфляция увеличивает массу конкретных денежных знаков, но её стоимость не меняется). А, следовательно, если у кого то стало больше о у кого то их станет меньше.
ТО есть если нельзя грабить кого то в чужих странах (чем был занят золотой миллиард на протяжении всего своего периода доминирования) будут грабить своих.
Поскольку бедняков грабить можно только до определённого момента, после которого они начинают банально вымирать, крупный капитал увеличивается прежде всего за счёт мелких предпринимателей и собственников. Людоедская мораль капитализма. «Ты сдохни сегодня, что б я дожил до завтра».
Это реально факт. Несмотря на вопли зомбовещания о среднем классе как основе устойчивости европейско-североамериканского капитализма (правильного по версии либерастов и просто дебилов, у нас или в Гондурасе каком-нибудь, по их мнению, он неправильный) его уже убили.
То есть класс мелких буржуа при капитализме был сожран крупным капиталом без соли и хрена.
Зомбоящик совершает подмену. Выдаёт за средний класс высокооплачиваемых пролетариев.
Средний класс — это, прежде всего, мелкие предприниматели и собственники средств производства.
А пролетарий он и есть пролетарий. Пусть и без классового сознания в силу заплывших жиром от потреблянства мозгов.
То есть, как ни парадоксально, звучит первой жертвой капитализма является не эксплуатируемые классы, а класс мелких капиталистов (буржуа).
Хотя, конечно, если рассуждать здраво — мелкого буржуа сложно назвать принадлежащим к классу эксплуататоров. Он находится под гнётом сверхэксплуатации. Прежде всего свой собственной. Иначе ему не выжить.
Он буквально рвёт жилы из себя и их своих близких. И всё равно проигрывает борьбу с «невидимой рукой рынка».
Наиболее это хорошо заметно на примере соревнования Российских (да и любых других) фермеров с агрохолдингами. Что бы их уничтожить вовсе не нужны банды про плаченных громил как в каком-нибудь вестерне. Фермеров можно быстро и без проблем удушить чисто экономическими методами. После чего их капитал переходит к крупному собственнику. Разумеется фермеры это не про латифундистов типа жулика Грудинина.
То есть парадокс ситуации только кажущийся.
При капитализме мелкий бизнес обречён. Он не более чем мясо для крупных буржуев.
Как не странно это прозвучит, но больше всего от социализма выигрывают не неимущие классы наёмных работников (как нас пытается уверить зомбовещание, дескать социализм всё отнять и поделить хотя в реальности это принцип капитализма) именно мелкие собственники (буржуа) средств производства.
Они получают защиту от террора крупного капитала. Как физического так и экономического.
Но самое главное за счёт более справедливого деления общественного пирога (в следствии нахождения средств производства под контролем общества) у класса наёмных работников буду лишние деньги. Что приведёт к возможности их потратить у мелких буржуа.
А при капитализме мелкий бизнес не просто затруднён — он ОБРЕЧЁН НА ВЫМИРАНИЕ. У него нет почвы для жизни.
Цветы тоже живут некоторое время после того как их срезали. А потом неизменно дохнут. Так и малое предпринимательство при капитализме.
Но в результате тотальной промывки моска мелкие буржуа как безумные лемминги выступают против того что их может спасти. Против более справедливого общества.
Очевидно, эти имбецилы думают, что разбогатеют и займут место Абрамовича.
В следующей жизни и не в этой вселенной.
P. S. Сто лет назад класс тогдашних мелких собственников (крестьян) выступил целиком и полностью на стороне большевиков, проповедовавших диктатуру пролетариата и построение социализма. И послал нах всех сторонников «невидимой руки рынка», социал дарвинизма и прочего капиталистического дерьма.
Люди тогда видимо были сильно умней чем сейчас. Знали кто их истинный враг, а кто друг.
»
И несколько цитат всё того же aspirin_for_all из комментариев:
«
— Колхозник давал продукт дешевле и качественней, при этом имея в десять раз (это вот реальный факт) меньше техники чем западный фермер. Одновременно ещё находясь в нашем ужасном климате.
— А цель мелкого бизнеса — простое физическое выживание его владельцев.
— Надои коровы — вещь очень интересная. Например, есть супер удойные породы коров. Те же самые голштинки, например. Они вот реально превосходят среднюю нашу корову. Но есть одно большое НО.
Эти коровы должны жрать лучше человека. Наши силосы они кушать не будут. Вот и вопрос — что лучше: сверхудойная корова, за которой надо ухаживать лучше, чем за человеком, а не то она банально двинет кони? Да-да. Я знаю случай как купили супер дорогого быка на племя за сто тысяч долларов.
А он взял и подох от наших кормов. Или взять дешёвую коровку местной породы, которая будет жрать вплоть до соломы. При этом давать довольно средние удои. [. ] Ну не может та же самая порода коровы быть более удойной в частных руках. Она жрёт тоже самое (зачастую украденное с колхозной фермы). Стоит в таких же условиях. [. ] Скорей всего, у колхозных коров удой посчитан за год.
То есть включая время, когда корова стоит в запуске. А у частных — только удойное время. Конечно, уход за частной коровой лучше. Естественно, что легче ухаживать за одной коровой, чем за десятью. Но резкого отличия это давать не будет.
— При СССР не было товара — только продукт. [. ] Продукт имеет стоимость, но не имеет цены. Товар — это продукт рыночной экономики. То есть любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи. Предметы, произведённые для личного потребления производителем, в экономическом смысле товарами не являются. А являются продуктом.
То есть предназначены не для обмена (торговли), а для потребления.
Источник: stabrk.livejournal.com
Национальная премия «Немалый бизнес»

Премия «Немалый бизнес» станет главной премией страны для малого и среднего бизнеса и охватит предпринимателей из 85 субъектов РФ. Первое вручение премии состоится 6 февраля 2019 года, далее премия станет ежегодной.
Организаторами премии «Немалый бизнес 2019» уже ранее стали уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, Школа Бизнеса «Синергия», ГК «Лайк», Бизнес Школа «Бизнес Молодость», компания Experum, ГК Black Star, АО «Деловая среда». Объединение компаний, каждая из которых работает напрямую с малым и средним бизнесом для выявления и поддержки лучших из лучших – это явление уникальное по своей сути и произошедшее впервые в России.
На сайте премии открыт прием заявок для участников.
«Одна из ключевых наших задач – показать предпринимателя нового формата. Он успешен, обладает свободой выбора и занимается любимым делом, которое помогает обрести независимость, бизнес приносит его семье стабильный доход; а если говорить про общество и страну в целом, то предпринимательство – это создание новых рабочих мест, развитие экономики, решение социальных проблем.
Минэкономразвития совместно с партнерами премии: Бизнес Школой «Синергия», Experum, «Деловой средой», «Like-центром», «Бизнес Молодостью», «Black Star» объединились, чтобы назвать лучших и выразить благодарность предпринимателям за их вклад в развитие страны. Надеемся, что многие захотят последовать их примеру и изменить свою жизнь. Мы считаем, что, только совместными усилиями сможем достичь серьезных результатов. Премия «Немалый бизнес» призвана показать нашим предпринимателям, что мы в них верим и они идут правильным путем», — сказал Максим Орешкин, министр экономического развития РФ, комментируя присоединение минэкономразвития в качестве соорганизатора к премии «Немалый бизнес».
Создание коллаборации бизнес-школ дает возможность расширить аудиторию. Так суммарное количество людей, которые готовы принять участие в состязании за главные места составляет около 25 млн человек. Побороться за звание лучших смогут представители малого и среднего бизнеса в возрасте до 40 лет со всей России.
«В стране растет новая социальная группа людей, прежде всего, предпринимателей, которым эти проблемы не кажутся такими уж тяжелыми и непреодолимыми. Они видят позитив, строят планы на будущее, горят, выделяя неимоверную энергию. И главное, это не просто идеи, это уже действующие реальные бизнесы. Они оперируют понятиями, которых мы, предприниматели со стажем, может быть, и не знаем.
И наша премия будет выявлять, может быть, и не глобальные успехи, но интересные и необычные бизнесы. Их в нашей стране много, мы просто о них пока мало знаем», — сказал уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
В лонг-лист войдут 100 человек, в шорт-лист, сформированный по результатам открытого голосования – 20. А уже из них будут отобраны шесть победителей в шести номинациях.
Определение победителей будет происходить в три этапа. Первый этап – отбор по заданным критериям с использованием бальной системы, второй этап – народное голосование и финальным этапом конкурса станет проверка отобранных кандидатов на предмет чистоты репутации, суммы годовой выручки и оборота. Победители будут награждены в шести номинациях:
«Ранний успех» – достижение максимальных результатов в юном возрасте;
«Стремительный рост» – наиболее кратный результат за год;
«Инновационный прорыв» – технические или управленческие инновации, за счет которых компания получила принципиально другие экономические показатели;
«Добрый бизнес» – социально-ориентированный бизнес и КСО;
«Реальный продукт» – компании-производители;
«Гран-при» – будет присуждаться путем внутреннего голосования членов жюри.
Главной наградой для победителей станет «Золотой год», что предполагает разностороннюю поддержку бизнеса на протяжении всего 2019 года. Это пакетная награда, в которую будет входить:
• Резидентство в одной из особых экономических зон, что позволит победителям существенно снизить экономические издержки;
• Менторская поддержка от самых известных российских предпринимателей;
• Ценные призы в виде ноутбуков, смартфонов и других полезных для бизнеса гаджетов;
• Привилегия ключевых банков страны, кэш-беки до 20%, доступы в vip-залы аэропортов;
• Премиальные билеты на главные бизнес-форумы 2019 года;
• PR поддержка деятельности бизнеса:
• Выездные бизнес-программы в США;
• Совет директоров для компаний победителей, который будет состоять из членов жюри премии
«Предпринимательство – это неотъемлемый элемент современной рыночной системы России, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мы объединились и организовали премию, чтобы выявить лучших из лучших предпринимателей нашей страны, а также чтобы обратить внимание на предпринимательство, его возможности для России и проблемные вопросы, которые можно и нужно решать сообща», – отметил ректор Школы Бизнеса «Синергия» Григорий Аветов.
Источник: smallbusiness.ru
