Налоговой службе нужны сведения о том, как компания нашла контрагента и почему выбрали именно его. А именно:
- Как именно компания оценивала коммерческую привлекательность контрагента, его репутацию, платежеспособность. Налоговой службе также нужна информация о том, как предприятие проводило оценку условий сделки с контрагентом и риска неисполнения им обязательств.
- Налоговым специалистам потребуются сведения о том, часто ли компания ведет деятельность с контрагентами, не исполняющими налоговые обязательства.
- Налоговики также начнут учитывать информацию, которая связана с ресурсами контрагента и его опытом.
От чего налоговики могут усомниться в правильности выбора контрагента
У специалистов при налоговой проверке кортрагентов могут возникнуть вопросы если:
- Сотрудники компании при обсуждении условий контракта и его подписании лично не контактирует с руководством или уполномоченными представителями контрагента.
- У предприятия нет копий документов, удостоверяющие личность руководителя контрагента и подтверждающие его полномочия.
- Компания не располагает информацией по адресу местонахождения офиса, складов и иных имущественных объектов контрагента.
- Когда компания не предоставит в налоговую службу данные о том, как она узнала о контрагенте. Например, у компании отсутствуют рекомендации от партнеров по контрагенту, у него самого нет сайта, его не рекламируют в СМИ и т. д.
- У предприятия нет сведений о лицензиях и разрешениях контрагента, которые дают ему право исполнять сделку. Компания не располагает данными о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
- Компания не имеет данных по другим потенциальным контрагентам, которые предоставляют аналогичные товары и услуги.
Какие документы потребуются налоговой инспекции для проверки контрагентов
БИЗНЕС С ПАРТНЕРОМ: как выбрать, как не облажаться. ТОП СОВЕТОВ
- Документы, которые связаны с итогами поиска компанией контрагента и его отбором.
- Документация, в которой отображена информация по изучению и оценке компанией потенциальных контрагентов.
- Информация по контрагенту (данные о реализованных проектах, страница в Интернете и т. д.).
Проверять методы, которые компания применяет при выборе контрагентов, специалисты налоговой службы будут при пред проверочном анализе, выездных и камеральных проверках.
Как соблюдать новые требования налоговой службы
Компания должна учесть новые требования ведомства в регламенте по бизнес проверке контрагента. Следует также прописать обязанности отдела маркетинга компании при его проверке. Установить порядок взаимодействия отделов с ним. Вести досье на каждого контрагента. В досье следует указывать информацию, которая доказывает его реальную деятельность и коммерческую привлекательность.
Предприятию также следует разделить процесс налоговой проверки контрагента на четыре этапа:
- Запросить у контрагента сведения из ЕГРЮЛ, свидетельство о регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговой службе, учредительные документы.
- Получить дополнительную информацию по нему через Интернет.
- Организовать встречу представителей компании с руководством контрагента.
- Оценить отдельные параметры контрагента. И это делать на основе утвержденного в компании формата принятия решений о выборе контрагента.
Если вы готовы к самостоятельной комплексной бизнес проверке контрагентов по идеальной схеме, советуем ознакомиться с несколькими нашими статьями:
Чтобы быстро получить все необходимые данные по контрагенту, начните пользоваться СБИС Все о компаниях. Этот сервис собирает, систематизирует и анализирует официальные данные об организациях и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории РФ.
С его помощью вы можете узнать все о сфере деятельности, финансовых показателях и владельцах бизнеса. СБИС Все о компаниях позволит вам получить данные анализа по рентабельности и платежеспособности ваших действующих и потенциальных контрагентов. Благодаря сервису вы узнаете сведения об участии контрагента в торгах и заключенных госконтрактах с ним, информацию о судебных делах, связанных с ним, а также проверках со стороны государственных органов и многое другое.
По всем вопросам, которые связаны с СБИС Все о компаниях, обращайтесь к нашим специалистам. Оставьте заявку на сайте и получите бесплатный тест-драйв уже сегодня.
Источник: www.abt.ru
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента
Должная осмотрительность при выборе контрагента, которую следует проявлять налогоплательщику, приобретает все большую значимость в налоговых правоотношениях. Рост этой значимости требует расширения способов проявления такой осмотрительности. Рассмотрим, что это за способы.
- Востребованность должной осмотрительности
- Осмотрительность: правовые основы
- Судебная практика: признаки отсутствия осмотрительности
- Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента в 2022-2023 годах
- Обоснование выбора контрагента перед ИФНС: образец
- Ответ для банка о причинах выбора контрагента
- Итоги
Востребованность должной осмотрительности
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: на прибыль и НДС.
Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:
- у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ), но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит;
- собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба).
Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.
Осмотрительность: правовые основы
Законодательно понятие должной осмотрительности нигде не определено.
Подробнее о текущей регламентации понятия «налоговой выгоды» читайте в этой статье.
Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку. Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п. 12 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333) содержит перечень признаков, составляющих основу для оценки контрагентов с точки зрения возможных рисков работы с ними.
Полный список критериев отбора налогоплательщиков для проверки смотрите здесь.
Дополнительную информацию о признаках сомнительных контрагентов можно почерпнуть в письмах:
- Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65228 — в отношении характеристик фирм-однодневок;
- ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 — о сведениях, которые налогоплательщик может запросить у своих контрагентов, и мерах, принимаемых налоговой службой для информирования о неблагонадежных для взаимодействия с ними лицах;
- ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 и от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 — о доступных официальных источниках данных о юрлицах и ИП, а также о качественной оценке сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ;
- ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 — об исследовании определенных признаков контрагента при оценке налоговых рисков.
Однако формальное следование положениям указанных документов не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Они все более успешно доказывают нереальность отраженных в учете сомнительных хозопераций, в т. ч. с использованием аргументов, дополняющих разработанные ФНС России критерии. И все чаще точка зрения ИФНС находит поддержку у судей.
Судебная практика: признаки отсутствия осмотрительности
Подход к оценке должной осмотрительности налогоплательщика был сформулирован Верховным судом. Подробнее о нем вы можете узнать из Обзора от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Что касается окружных судов, то из аргументов, на которых основывается признание судом контрагента не соответствующим критериям лица, реально ведущего деятельность, можно отметить следующие:
- Отсутствие у него необходимых для этого ресурсов (активов, персонала), уплата налогов в минимально возможном объеме или в неполном размере (постановления Арбитражных судов Московского округа от 30.05.2017 № Ф05-7043/2017 по делу № А40-181608/2016, от 30.05.2017 № Ф05-6970/2017 по делу № А40-208019/2016, от 15.05.2017 № Ф05-5962/2017 по делу № А40-74889/2016, Дальневосточного округа от 14.08.2017 № Ф03-2718/2017 по делу № А51-27634/2016).
О том, как определяется объем налоговой нагрузки и каковы его значения, считающиеся заниженными, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2022 — 2023 годах (формула)».
- Наличие массового адреса регистрации, отсутствие характерных для ведущейся хоздеятельности расходов, несоразмерность оборотов денежных средств по счетам и объемов уплачиваемых налогов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2017 № Ф05-6622/2017 по делу № А40-119724/2016).
- Присутствие преимущественно транзитного характера движения денежных средств по счетам, номинальность имущественного положения при существенном разнообразии заявленных к осуществлению видов деятельности, отсутствие соответствия в поступлениях и расходовании денег (постановления Арбитражных судов Московского округа от 25.05.2017 № Ф05-6702/2017 по делу № А40-166522/2016, Волго-Вятского округа от 17.07.2017 № Ф01-2731/2017 по делу № А43-21051/2016).
- Отсутствие персонала, необходимых активов (офиса, складов, оборудования, транспорта, в т. ч. арендованных) и документов, подтверждающих факт оказания услуг по доставке, наличие признаков однодневности у контрагентов, присутствие транзитного характера движения денежных средств, подача налоговой отчетности с указанием минимальных данных в ней, искажение сведений при оформлении разрешений на осуществление деятельности (постановления Арбитражных судов Московского округа от 19.05.2017 № Ф05-6215/2017 по делу № А41-66000/2016, Дальневосточного округа от 09.08.2017 № Ф03-2797/2017 по делу № А73-9509/2016, Северо-Западного округа от 10.08.2017 № Ф07-5611/2017 по делу № А66-5287/2016).
- Присутствие однодневок в числе контрагентов, неуплата налогов, отсутствие нужных трудовых и имущественных ресурсов, необходимых для ведения деятельности расходов, наличие операций со значительными денежными суммами, не подтверждаемых контрагентами (постановления арбитражных судов Московского округа от 04.05.2017 № Ф05-5426/2017 по делу № А40-143250/2016, Центрального округа от 03.08.2017 № Ф10-2817/2017 по делу № А09-9845/2016).
Принимаемые во внимание судами аргументы свидетельствуют о том, что обоснование проявления должной осмотрительности не должно ограничиваться запросом у контрагента учредительных документов, копии последней отчетности и выписки из ЕГРЮЛ. Необходимо также собрать и иную информацию о нем. Например, проверить, каковы его деловая репутация и платежеспособность, оценить наличие риска неисполнения обязательств, убедиться, что он располагает реальными ресурсами для фактического осуществления оговоренной во взаимоотношениях деятельности и имеет право на ее ведение.
Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента в 2022-2023 годах
Налогоплательщику, вступающему во взаимоотношения с очередным контрагентом, следует проверить его:
- на легитимность (присутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), отсутствие массового адреса регистрации и дисквалифицированного руководителя, наличие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений);
- реальность осуществляемой деятельности (фактическое нахождение по месту регистрации, наличие обладающего необходимыми полномочиями руководителя, физически существующих по указанным адресам офиса и складов, необходимого оборудования и транспорта, персонала, действующего расчетного счета, присутствие информации в СМИ и интернете);
- надежность (отсутствие среди не сдающих отчетность, неплательщиков налогов, банкротов, лиц, участвующих в судебных разбирательствах в связи с допускаемыми ими неплатежами или работой с однодневками, наличие рекомендаций со стороны партнеров по бизнесу, длительность ведения деятельности и поддержки взаимоотношений с одними и теми же партнерами).
При проверке пользуйтесь сервисами от ФНС.
Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, поскольку любая дополнительная информация (в т. ч., например, переписка, предшествующая заключению договора либо ведущаяся в процессе его исполнения, или протокол встречи руководителей) будет служить подтверждением реальности существования контрагента и действительного ведения им той деятельности, результаты которой налогоплательщик примет у себя к учету.
Все получаемые о контрагенте данные предпочтительно иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скринов страниц интернета, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их сформированными в дело (досье).
Больше практических советов по должной осмотрительности и проверке контрагентов вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Обоснование выбора контрагента перед ИФНС: образец
Наличие подобного досье поможет без проблем обосновать выбор определенного контрагента перед ИФНС. Присутствующие в нем документы не только дадут возможность правильно сформулировать все необходимые для аргументации основания, но и послужат приложением (в копиях) к тексту такого пояснения.
Определенной формы обоснование выбора контрагента не имеет. Составить его нужно будет в виде обычного письма, адресованного ИФНС, на бланке, применяемом налогоплательщиком для такого рода документов. Основная текстовая часть его будет посвящена собственно аргументации. Она может оказаться, например, такой:
«ООО „Вариант“ проявило должную осмотрительность при выборе в качестве контрагента ООО „Союз“, совершив действия по получению:
- копий учредительных документов контрагента, его бухотчетности за год, предшествующий году заключения договора, налоговых деклараций по прибыли, НДС, налогу на имущество за 4 последних отчетных периода;
- оригиналов выданных ООО „Союз“ справок ИФНС об отсутствии задолженности по налогам и банка о движении денежных средств по счетам за последние полгода;
- копий документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера;
- выписки из ЕГРЮЛ, информации с сайта ФНС об отсутствии в руководстве контрагента дисквалифицированных лиц и неотнесении адреса регистрации к массовым;
- скринов страниц сайта ООО „Союз“ с описанием видов выполняемых им работ, применяемых технологий и задействованного в них персонала;
- отзывов представителей ООО „Мир“ и ООО „Град“ о качестве произведенных для их ООО „Союз“ работ и выполнении гарантийных обязательств;
- протоколов переговоров руководителей ООО „Вариант“ и ООО „Союз“, предшествовавших заключению договора;
- фотографий офиса, производственных и складских помещений контрагента, сделанных по месту его регистрации».
Приложениями к такому письму станут копии перечисленных в нем документов.
Ответ для банка о причинах выбора контрагента
Близким по содержанию окажется и ответ банку, запрашивающему информацию в рамках требований закона № 115-ФЗ. В дополнение к обоснованию выбора определенного контрагента здесь может потребоваться еще и аргументация условий заключения конкретной сделки.
Поскольку банкам грозит достаточно серьезная ответственность за непринятие мер по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, они могут ориентироваться на любые (не только приведенные в числе обязательных) признаки, делающие сделку подозрительной (Методические рекомендации, прилагаемые к письму Банка России от 13.07.2005 № 99-Т). По этой причине запрос от банка может поступить в отношении любой сделки с любым из контрагентов и потребовать максимально полного документального обоснования.
Игнорировать запрос кредитной организации о предоставлении документов не стоит. Это может стать для банка основанием для непроведения вызвавшей у него сомнение операции (п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ).
Итоги
Проявление должной осмотрительности приобретает все большую значимость для налогоплательщика при выборе контрагента. Пояснять свои действия, подкрепляя их документальным обоснованием, ему потребуется не только перед ИФНС, выявляющей получение необоснованной налоговой выгоды, но и перед банком, контролирующим процесс легализации незаконно полученных доходов.
Источник: nalog-nalog.ru
Инструкция по выбору контрагентов с учётом рекомендаций ФНС
Шаг 1. Соберите все доступные сведения о контрагенте
Не забывайте о проверке достоверности собранной информации о потенциальном партнёре. С начала июля 2021 года ФНС вправе аннулировать отчётность компании, если в ЕГРЮЛ проставлена пометка о недостоверности данных. В подобных ситуациях инспекторы приходят к выводу, что налоговая база продавца не сформирована, из-за чего покупателю будет сложно получить вычет. Отметим также, что документы с подписью неуполномоченного руководителя юридической силы не имеют.
Весь комплекс данных: показатели финансовых дел фирмы, её обороты, уплаченные налоги, маркеры благонадёжности и активы, отражённые в бухгалтерской отчётности, исполнительные производства и судебные разбирательства, — поможет дать адекватную оценку тому, способен ли партнёр выполнить свои обязательства по отношению к Вам и компенсировать убытки, если таковые возникнут.
Уточните информацию о блокировке счетов компании-контрагента. Чем дольше она продлилась, тем опаснее устанавливать с этой фирмой правовые отношения.
Максимально подробно изучите историю бизнеса партнёра. Здесь полезны упоминания фирмы в СМИ, официальный сайт фирмы, сведения о выполненных контрактах, рекомендации от прочих контрагентов, опубликованные вакансии.
Присмотритесь к показателям благонадёжности организации: солидный уставный капитал, заключённые и выполненные госконтракты, среднесписочная численность работников, благоприятное впечатление от арбитражной практики, действующие лицензии и товарные знаки.
Выясните, сможет ли контрагент выполнить договор с Вами: хватит ли ему работников и техники, есть ли у него промышленные площади, оборудование, получил ли он нужные разрешения и лицензии.
Шаг 2. Проверьте документы перед сделкой и грамотно составьте договор
Включите в текст договора максимум деталей будущей сделки: сроки проведения работ, ответственность сторон за неисполнение условий, суммы пеней и штрафов.
В договоре необходимо указать, кто конкретно будет выполнять заявленные работы. К примеру, для их исполнения могут привлекаться сторонние подрядчики. В такой ситуации подготовьте приложение к договору со штатом работников.
Конкретизируйте порядок оплаты, особенно при подписании долговременного контракта. Платить по договору следует так, чтобы можно было однозначно определить назначение этих транзакций и невозможно было спутать их с иными платежами. Допустим, при наличии аванса или оплате по частям в договоре необходимо точно указывать даты, когда вносятся платежи, а также форму оплаты: наличные, перевод на расчётный счёт, взаимозачёт и прочее.
Договор может содержать подозрительные детали, которые которые привлекут особое внимание ИФНС:
- включение в контракт условий, отличных от устоявшихся правил и традиций бизнеса или от условий других подобных контрактов, заключённых данной компанией. Это могут быть, к примеру, условия об отгрузке больших партий товара без обеспечения выполнения, о необычно долгих отсрочках оплаты, а также о санкциях, масштабы которых явно не сопоставимы с последствиями соответствующего нарушения договора
- установлены чрезмерно заниженные или, наоборот, завышенные цены по сравнению с рыночными ценами на товары, работы или услуги в аналогичных сделках. Занижение цен характерно для сделок с подставными фирмами для покупки ресурсов в рамках не включённого в налоговые декларации оборота. Завышение — для взаимодействия с фактическим исполнителем через фирму-прокладку, то есть однодневку — популярное неофициальное название таких фирм, увы, вполне ими заслужено
- отсутствие бумаг, необходимость которых предполагается самим характером работ. Допустим, к договору подряда на строительство не прилагается акт о передаче подрядчику стройплощадки
- противоречия или неполнота необходимой информации в договорах и сопутствующих документах, в написании обязательных реквизитов. Нестыковки говорят, в том числе, о подписании бумаг вопреки логике бизнес-процесса или раньше фактического совершения соответствующих действий
- нет оплаты, в расчётах применяются неликвидные векселя, в счёт погашения долга принимаются права требования к стороннему лицу, чья реальная платёжеспособность не позволит получить истребованные средства полностью
Шаг 3. Проверьте активы фирмы-партнёра и взаимодействие с её руководителем
При подготовке договора и обсуждении его условий необходимо удостовериться, что директор или другое уполномоченное лицо были в состоянии объяснить, как именно следует осуществить сделку. Обязательно запросите документальное подтверждение их полномочий. Если налоговики усомнятся в реальности сделки, они спросят руководителя предприятия о времени, месте и иных обстоятельствами подписания договора. К примеру, о личном знакомстве директоров двух фирм и обстоятельствах их встречи.
Потребуйте от контрагента доказать, что у него есть нужные для поставленных Вами задач активы: цеха, складские помещения, торговые точки, оборудование, разрешения и лицензии, квалифицированные работники, членство в саморегулируемой организации и прочее, в зависимости от сферы деятельности и конкретных задач. Доказательствами быть могут, допустим, копии документов. Так Вы получите подтверждение, что партнёру по силам исполнить заявленные обязательства.
Тщательно соблюдайте порядок заключения сделки, чтобы он соответствовал внутреннему регламенту Вашей компании и её учётной политике. К примеру, договор заключается после выигрыша тендера, и в конкурсную заявку входит полный набор документов, в которых указаны достоверные данные, подлежащие обязательной проверке при подготовке к тендеру.
Требования к подбору контрагентов
Налоговики вовсе не стремятся смягчать требования к административной работе при применении ст. 54.1 Налогового кодекса. Чем масштабнее сделка и выше риски, тем обширнее должен быть комплекс контрольных мероприятий со стороны налогоплательщика.
Строгость требований к подбору деловых партнёров может и должна различаться для разных сделок. Для однократной сделки на несущественную сумму критерии выбора будут совсем иными, чем при покупке дорогостоящего имущества, особо крупных суммах сделок и неоправданных рисках или в случае привлечения подрядчика.
Оставить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник: kontur-f.ru