ПЛАНИРОВАНИЕ — Это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Принципы планирования.
- yчacтиe в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй;
- нeпpepывнocть: плaны cлyжaт ocнoвoй для дaльнeйшeй paбoты;
- гибкocть: вoзмoжнocть кoppeктиpoвки плaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcя ycлoвиями;
- экoнoмичнocть: зaтpaты нa плaниpoвaниe знaчитeльнo мeньшe пoлyчaeмыx выгoд;
- oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Как написать бизнес план? Пошаговая инструкция
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия..
Виды планирования:
По широте охвата:
корпоративное планирование (для всей компании в целом); планирование по видам деятельности (планирование производства ); планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).
По функции:
производственное; финансовое; кадровое; маркетинговое.
По временному периоду:
долгосрочное планирование — 5 лет и более; среднесрочное планирование — от 2 до 5 лет; краткосрочное планирование — до года.
По степени детализации планов:
стратегическое планирование; оперативное или тактическое планирование.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Планирование – одна из функций менеджмента. В ходе планирования разрабатываются планы.
План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.
Нужен ли Бизнес-План? #деньги #бизнесплан #игорьрыбаков #мышлениемиллионера #бизнесобучение
Тактический план неразрывно связано со стратегическим планом, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактический план означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планом понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.
Тактическое план — это детальное определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.
- 1. Содержание понятия «менеджмент». Этапы и школы в истории менеджмента.
- 2. Модели управления. Современные тенденции развития менеджмента. Развитие управления в России
- 3. Управление социально-экономическими системами (организациями). Понятие, основные признаки и структура организации.
- 4. Природа и состав функций менеджмента. Методы управления
- 5. Руководство в менеджменте. Стиль менеджера и имидж (образ менеджера). Классификация стилей руководства.
- 6. Функция планирования в управлении: понятие, принципы, виды и методы. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- 7. Управленческое решение. Процесс разработки, принятия и исполнения управленческого решения. Требования к управленческим решениям.
- 8. Мотивация деятельности в менеджменте. Современные теории мотивации
- 9. Содержание функции организации. Делегирование полномочий: цель и основные условия эффективности. Факторы эффективности менеджмента
- 10. Регулирование и контроль в менеджменте: понятие, цели, задачи, принципы, основные этапы процедуры контроля.
- 11. Роль организационной культуры в успехе предприятия
Менеджмент > 6. Функция планирования в управлении: понятие, принципы, виды и методы. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Источник: 30n.ru
Планирование как функция менеджмента
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента (См. Организация как функция менеджмента, Коммуникации как функция менеджмента, Мотивация как функция менеджмента, Управление как функция менеджмента).
Термин на английском языке: planning
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
• Постановка целей и задач
• Составление программы действий
• Выявление необходимых ресурсов и их источников
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Фyнкция плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe — yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Плaниpoвaниe — oдин из cпocoбoв, c пoмoщью кoтopoгo pyкoвoдcтвo oбecпeчивaeт eдинoe нaпpaвлeниe ycилий вcex члeнoв opгaнизaции к дocтижeнию ee oбщиx цeлeй. С дaннoй фyнкции нaчинaeтcя пpoцecc yпpaвлeния, oт ee кaчecтвa зaвиcит ycпex opгaнизaции.
Задача плaниpoвaния
Пo cвoeй cyти фyнкция плaниpoвaния пpизвaнa oтвeтить нa cлeдyющиe ocнoвныe вoпpocы:
• Гдe мы нaxoдимcя в нacтoящee вpeмя? Мeнeджepы дoлжны oцeнить cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции в ocнoвныx ee oблacтяx (финaнcы, мapкeтинг, пepcoнaл, НИОКР), чтoбы oпpeдeлить, чeгo мoжeт peaльнo дoбитьcя opгaнизaция;
• Кyдa мы xoтим двигaтьcя? Мeнeджepы дoлжны, oцeнивaя вoзмoжнocти и yгpoзы в oкpyжaющeй opгaнизaцию cpeдe, oпpeдeлить, кaкими дoлжны быть цeли opгaнизaции (См. Целеполагание) и чтo мoжeт пoмeшaть дocтижeнию этиx цeлeй;
Кaк мы coбиpaeмcя cдeлaть этo? Мeнeджepы peшaют, чтo дoлжны дeлaть члeны opгaнизaции для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй. •
Проблема реализации
Для многих, планирование – это скучная и утомительная работа, которую можно легко и быстро заменить непосредственными действиями. . Одной из проблем при реализации плана может стать несоответствие стратегии компании и механизма ее реализации, то есть стратегический разрыв. Сегодня разработано достаточно большое количество технологий преодоления данного разрыва. Так, Майкл Ковени в своей книге «Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь» описывает многоэтапный процесс эффективной реализации стратегии путем интеграции лучших приемов управления эффективностью бизнеса (BPM) с новейшими информационными технологиями. Технология BSC (The Balanced Scorecard) подразумевает создание такого механизма управления предприятием, при котором стратегические показатели эффективности его деятельности будут соединены через систему причинно-следственных связей со стратегическими инициативами и конкретными мероприятиями по выполнению этой стратегии.
ИТ-поддержка планирования
Число программных продуктов для поддержки всего цикла корпоративного управления, включая планирование, на российском рынке быстро растет. Появляются новые системы отечественных разработчиков, локализуются зарубежные продукты. На решение этих же задач претендуют и так называемые КИС, (корпоративные информационные системы), «бум» которых начался несколько раньше.
Ссылки
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
Планирование как функция управления и его основные принципы
Любая организация ставит перед собой цели, от достижения которых зависит ее существование, и стремится к их реализации.
Планирование — это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты.
1. Определение целей и задач, стоящих перед организацией или отделом. Цель обычно бывает одна, и ее можно разбить на несколько задач таким образом, что выполнение всех задач автоматически означает достижение цели. Кроме того, цель обычно является более общей и абстрактной, чем задачи. Допустим, перед фирмой стоит цель увеличить объем продаж. Задачами в этом случае могут быть: а) увеличение числа оптовых покупателей продукции, б) повышение качества и конкурентоспособности продукции, в) снижение себестоимости продукции и, как следствие, снижение ее цены, г) проведение широкомасштабной рекламной кампании и т. д.
2. Определение путей и средств достижения поставленных целей. Одну и ту же цель можно достичь разными способами. Поэтому желательно рассмотреть все варианты, которые имеются в наличии. Одни из них окажутся экономически невыгодными, другие — неприемлемыми с этической точки зрения, третьи — малоэффективными. В конечном счете, взвешивая все «за» и «против», можно будет определить самые оптимальные средства.
3. Определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели. Можно ставить какие угодно цели, но если в распоряжении организации нет средств, необходимых для их достижения, этот план ничего не стоит. Необходимо четко отдавать себе отчет в том, какие именно средства могут быть израсходованы, а что для организации «не по карману».
4. Выполнение плана и контроль за ним. Наконец, необходимо четко указать сроки, в которые план должен быть выполнен, а также формы контроля, которые будут использоваться. Иногда целесообразно назначить лицо, ответственное за выполнение плана (это особенно уместно в том случае, если речь идет не о стратегических, а о тактических целях). Иногда целесообразно назначить сроки и для выполнения частных задач, связанных с целью.
Планы и программы могут быть разделены на разновидности по нескольким основаниям.
1. С точки зрения времени их действия планы и программы могут быть разделены на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочные программы рассчитаны на один или два года и в силу этого практически не затрагивают стратегические цели предприятия, то есть те основные цели, которые оно должно достичь. Другими словами, они в целом не способны повлиять на стратегические цели фирмы. Однако это не означает, что их не следует согласовывать со стратегическими целями. Фактически, именно краткосрочные программы являются средством достижения стратегических целей. Среднесрочные программы — это программы, которые рассчитаны на срок от двух до пяти лет, долгосрочные — на срок более пяти лет.
2. В зависимости от длительности разработки выделяют простые программы, которые разрабатываются в срок до месяца, и сложные программы, которые могут разрабатываться в течение нескольких лет.
3. С точки зрения того, кому они адресованы, программы можно разделить на две разновидности. Программы для руководства, как правило, не так детализированы, они содержат только главные положения, за выполнением которых должны следить руководители. Программы для рядовых сотрудников более или менее четко формулируют частные вопросы, которыми эти сотрудники должны заниматься.
4. С точки зрения жесткости, можно выделить формализованные и неформализованные программы. Формализованные программы не допускают инициативы со стороны сотрудников, они четко формулируют цели и задачи, которые те должны выполнять. Неформализованные программы, напротив, основаны на том, что руководство дает сотрудникам большую степень свободы. Существуют также «встречные» программы, в которых жесткость и наличие свободы сочетаются приблизительно в одинаковой степени.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru