Карпов, В. Ю. Планирование как функция управления, виды планирования / В. Ю. Карпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88240/ (дата обращения: 02.06.2023).
В статье автор рассматривает такую важную сторону управления, как планирование. Описывается модель управления предприятием с выделением основных функций управления. Указываются основные вопросы, с которыми сталкивается менеджмент предприятия. Автор поднимает важность планирования и раскрывает ее через описание основных функций планирования. Описывается управляемая система и субъекты данной системы.
Ключевые слова: стратегическое планирование, планирование, оперативное планирование, стратегическое управление, учетно-аналитическая система, предприятия.
Под функцией планирования обычно предполагается целеполагание в организации, с целью создания образа организации в будущем и его претворение в жизнь путем заранее определенных шагов.
Четыре функции управления
Руководитель в ходе выполнения функции планирования должен задаваться рядом вопросов:
Каково положение организации на данный момент? Руководство должно здраво оценивать возможности организации, ее сильные и слабые стороны. Основными сферами, рассматриваемыми в данном вопросе, являются: маркетинг, производство предприятия, НИОКР, финансы и трудовые ресурсы. Данные сферы исследуются руководством с целью реалистичной оценки возможностей компании и адекватного целеполагания.
Как положение организации должно измениться? С помощью данного вопроса руководство должно оценить внешние и внутренние факторы организации такие, как: финансовое состояние организации, законодательный климат в стране, экономическая и политическая обстановка. Данные факторы могут оказать серьезное влияние на организацию, в том числе и помешать ее развитию и изменению, поэтому их необходимо учитывать при планировании.
Каким образом данное изменение можно осуществить? Руководство организации должно формулировать четкие инструкции и задачи для сотрудников, а также формировать общую стратегию для достижения желаемых изменений в организации.
С помощью планирования руководство устанавливает единый курс для организации и формирует четкий план действий для достижения определенных целей. Таким образом, управленцам удается направить усилия всех сотрудников компании в одно русло.
Планирование может осуществляться по разным типам, в зависимости от места, занимаемого управленцем в организации. Выделяют несколько типов:
Стратегическое планирование — под данным типом управления понимается определение миссии организации на каждой новой стадии ее жизненного цикла. Тогда этот тип управления отвечает за формирование системы деятельности и стратегии поведения. Ориентировочный срок стратегического управления — 5 лет.
Тактическое планирование — это поиск и формирование наиболее эффективных способов и средств воплощения выбранной руководством стратегии для развития организации.
Стратегический менеджмент , планирование и управление. Часть 1
Оперативное планирование — это фундамент планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т. п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Соответственно вышеприведенным типам планирования существуют следующие виды планирования, ориентированные на расчетное время, определенное для каждого типа планирования. К данным видам относятся:
— Перспективное планирование рассчитывается на долгий срок (до 15 лет) и соответствует стратегическому типу.
— Текущее или краткосрочное планирование соответствует тактическому у и типу и ориентированно на срок до 1 года.
— Оперативное планирование соответствует оперативному планированию и рассчитано на срок до 1 месяца.
С учетом представленных типов и видов планирования, можно сформулировать общий процесс планирования в организации, реализуемый в несколько этапов:
- Разработка общих целей. Цели организации определяют стратегию, т. е. разработку основных мер и планов достижения намеченных целей. Например, такие цели, как увеличение объема продаж, доли рынка, прибыли, и т. д., могут быть достигнуты различными видами стратегий.
- Разработка и выбор стратегии из многочисленных альтернатив составляет основу стратегического управления, представляющего общий высший уровень всего процесса планирования. Инструментом стратегического управления является стратегическое планирование. В формировании стратегии долгосрочного развития главную роль играет высшее руководство организации (топ-менеджмент), которое формирует общую стратегию, распределяет ответственность между исполнителями, координирует проведение мероприятий по реализации стратегических задач.
Наибольшую проблему в выборе стратегии представляет недостаточность информации, тем более, стратегическое планирование основано не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, которая зависит от таких переменных, как анализ рынка, конкурентов, уровня технологии, персонала, ресурсов будущих периодов.
- Прогнозирование. В этих условиях большое значение приобретает прогнозирование, главной задачей которого является предвидение (вероятностная оценка) возможного будущего развития событий и их влияние на деятельность организации в той или иной прогнозируемой (вероятностной) ситуации.
Планирование в организации также подразделяется на следующие виды по сферам планирования:
Планирование сбыта — один из ключевых этапов успешной работы предприятия. В последнее время этому процессу при планировании уделяется все больше и больше внимания. Процесс разработки плана продаж продукции предполагает решение таких задач, как: изучение продаж, выбор канала продаж;
Планирование производства — определение объема производства в планируемом периоде, который соответствует номенклатуре, ассортименту и требованиям к качеству плана продаж (производственной программы).
Планирование материальных ресурсов — оно осуществляется с точки зрения материально-технического обеспечения предприятия, целью которого является оптимизация потребностей предприятия в этих материально-технических ресурсах, поскольку экономия ресурсов может привести к ухудшению качества и потере конкурентоспособности продукции, а стремление создать избыточные запасы ресурсов может привести к их нерациональности Исходными данными для составления плана логистики являются планируемые объемы производства, объемы работ по техническому развитию, капитальному строительству.
Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — один из способов, c помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от её качества зависит успех организации.
- Наумова, Н.В., Жарикова Л. А. Бюджетирование в деятельности предприятия: учебное пособие / Н. В. Наумова, Л. А. Жарикова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009–112 с
- Костюкова Е. И., Полянская Т. А. История развития бюджетирования // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 42. Стр. 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-byudzhetirovaniya (дата обращения: 29.12.2021).
- Горохов Павел Андреевич, Одинцов Андрей Алексеевич, Абрамов Антон Дмитриевич Сущность бюджетирования как эффективной технологии планирования на предприятии // EESJ. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-byudzhetirovaniya-kak-effektivnoy-tehnologii-planirovaniya-na-predpriyatii (дата обращения: 09.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): оперативное планирование, стратегическое планирование, стратегическое управление, планирование, вид планирования, выбор стратегии, общая стратегия, положение организации, тип управления, функция планирования.
Источник: moluch.ru
Планирование и организация как функции управления
К функциям управления современного предприятия относятся следующие:
планирование (используемый ресурс — время);маркетинг (используемый ресурс — потребитель);
предпринимательство (используемый ресурс бизнес);финансы (используемый ресурс — деньги);
организация (используемый ресурс — люди);производство (используемый ресурс — технологии);
инновация (используемый ресурс — идеи);информация (используемый ресурс — данные);
социальное развитие (используемый ресурс культура).
Планирование – управленческая деятельность, которая совмещает в себе функции принятия решений, целеполагания, прогнозирования (включая анализ).
Планирование (в узком смысле) – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.
Планирование на макроуровне – это основная форма государственного регулирования объектов управления.
История развития функции планирования в современном обществе.
В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие.
В 90-е годы приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Цикл планирования развития объекта управления состоит из следующих звеньев: 1) анализ внешней среды; 2) определение сильных и слабых сторон развития; 3) использование имеющихся преимуществ; 4) разработка плана достижения цели; 5) корректировка целей и отклонений; 6) определение целей.
Организация. Эта функция направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функций управления. Организация позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений.
Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.
Основные этапы функции организации: 1. Создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений. 2. Установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач.Принципы, которые необходимо учитывать в процессе выполнения функции организации: 1) единство цели; 2) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми входе планирования; 3) поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; 4) координация различных видов деятельности.
Источник: studopedia.su
Планирование как функция управления предприятием
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
До середины ХХ столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
В 1960–1970-е гг. общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.
С начала 1970-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.
Если организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым от других, и требуется понимание проблем всех связанных между собой звеньев управленческой цепочки.
С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.
1) если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
2) при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.
3) в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.
Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и, привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.
И, наконец, предприятия, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.
Источник: kazedu.com