Бесплатных дорог для грузовых автомобилей в России осталось не так и много. Почти все стали платными: это и магистрали системы “Платон” и специальные платные дороги. О вторых стоит поговорить подробнее: ведь появились они не так давно и их плюсы понятны не всех перевозчикам. Попробуем разобраться, в чем их плюсы и как сэкономить на платных дорогах.
За что платим
Платные дороги построены за средства инвесторов, которые планируют брать деньги за проезд и на этом зарабатывать. Строят такие дороги там, где можно ожидать высокий спрос на хорошую удобную дорогу.
Платные дороги в России обязательно должны иметь бесплатную альтернативу. То есть возможность проехать в тоже самое время по тому же самому маршруту без взимания платы. Это предусматривает указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», изданный еще в 1998-м году. Кстати, первая платная дорога в России появилась в том же 98-м.
Когда есть альтернатива, платные магистрали должны давать автомобилистам конкретную ценность, иначе платить на них никто не будет. Так и происходит. Платные дороги построены в обход населенных пунктов поэтому на них практически нет светофоров, а также перекрестков и пешеходных переходов в один уровень.
Как проезжать платные участки дорог? Оплата, въезд, выезд, советы.
Да и пробок не бывает, за проезд то платить надо, а у нас мало кто из водителей на это готов. В итоге получается плата за скорость: хочешь быстрее доехать — доставай монетки.
Также на платных дорогах куда быстрее ремонтируют покрытие и увидеть там ямы довольно сложно. В случае аварии и других проблем быстро прибывают соответствующие службы и сигнализируют водителям об опасности. Есть отбойники, разделители потоков, системы информирования водителей . В итоге платные дороги безопаснее.
Скорость и безопасность платных дорог дают возможность сэкономить. Грузы можно довезти быстрее и меньшим риском повреждения транспорта.
Тем более, бесплатная альтернатива платным дорогам часто весьма условна. Приходится ехать по плохим локальным дорогам и делать немалые “клюки”, чтобы объехать платную магистраль. Поэтому в ряде случаев платный участок выглядит как вымогательство.
Яркий пример — мост через реку Пур в Ямальском АО. Стоимость проезда грузовой машины через него достигает ста тысяч рублей за один раз, а другого варианта нет. Действовавший раньше паром закрыли местные власти.
Но еще “обжитые” магистрали выигрывают у новых платных трасс по качеству инфраструктуры. На них куда больше кафе, заправок, стоянок для грузовиков. Да и просто вид вокруг приятнее: деревушки, церквушки за окном. На новой платной дороге только холмы да километровые столбы. В сон клонит от этого.
Как и сколько платить
Оператором большинства платных дорог дорог является “Автодор- платные дороги”. Эта организация берет с водителей деньги за проезд и обслуживает дорогу. Именно она продаст вам специальное устройство для оплаты — транспондер. У каждого оператора дорог он свой. Хорошая новость: все транспондеры связаны в единую систему и все платные дороги поддерживают все транспондеры.
Платная дорога / вообще законно ли это ???
Но вот с “родным” транспондером проезд выйдет дешевле. У операторов есть специальные скидки для пользователей. Так, при проезде целого участка ЦКАД с транспондером “Автодора” оператор применяет скидку в 50 на оплату. А владелец “чужого” устройства получит только минус 15%.
Как оплачивать платные дороги? Если планируете ехать только один раз, то просто приезжайте к оператору и платите картой или наличными. Если предстоят постоянные поездки, то удобнее и выгоднее купить транспондер в офисе оператора. С ним тарифы будут ниже.
Каждый оператор предусмотрел кучу способов безналичного пополнения счета транспондера. Можно воспользоваться топливной картой Е100, счетом мобильного телефона, банковской картой и кучей других способов.
На ЦКАД также работает система “Свободный поток”. Камеры считывают номера автомобиля на въезде и выезде, а потом автоматически выставляют счет, если проезд был осуществлен с помощью транспондера.. Шлагбаумы отсутствуют. Также оплату ЦКАД можно осуществлять с помощью билета , который можно приобрести в пунктах обслуживания или на сайте “Автодор — платные дороги” Можно проверить задолженность на сайте, просто введя номер автомобиля. В случае неоплаты придется выплатить штраф (5500 рублей для грузовиков) и заплатить за проезд.
Как сэкономить на платных дорогах
Стоимость быстрой езды по платной дороге немаленькая. Для грузовых автомобилей при длинной поездке счет может составить десятки тысяч рублей. При этом есть три с половиной способа сэкономить на платных дорогах.
— Транспондер. С ним тарифы ниже, чем при оплате наличными. В среднем получится сэкономить около 25% средств. Да и это просто удобно: не заезжать же каждый раз к оператору. А еще ниже тарифы, если использовать транспондер оператора той дороги, по которой вы едете.
— Абонемент. Если ездить по одному маршруту постоянно, то логично приобрести на него абонемент. Он дает еще от 10 до 100% скидки. К сожалению, абонемент не единый у всех операторов, в отличие от транспондера. На каждую дорогу придется покупать свой и условия везде разные. Также у абонемента есть срок действия: от нескольких дней до нескольких месяцев.
Поэтому придется тщательно изучать условия на сайтах операторов и планировать использование дороги.
— Программа лояльности. “Автодор” начисляет бонусные баллы за проезд по любому участку трасс М3, М4 и М11 и за каждые 50 километров длинных участков этих трасс. Расплатиться бонусными баллами нельзя, но они позволяют получить скидку до 15% на оплату в следующем месяце.
— Ездить ночью или по будням. Если график работы позволяет использовать дешевые тарифы во время низкой нагрузки, то можно сэкономить еще до 20% стоимости. Жаль только, что далеко не все перевозчики могут этим воспользоваться.
Дорожная карта
Сейчас в России около двух тысяч километров платных дорог. Они есть в 14 субьектах федерации. Вот полный список с указанием операторов. По ссылкам их сайты со всей информацией о тарифах и пунктах подключения.
— Шесть участков на федеральной трассе М4 “Дон”. Это обходы населенных пунктов, которые спасают от знаменитых пробок. Оператор — Автодор.
-Обход города Одинцово на трассе М1 “Беларусь”. Еще одно спасение от пробок. Оператор — «Новое качество дорог».
-Трасса М-11 “Нева”. Полностью платная новая магистраль. Способ добраться из одной столицы в другую с ветерком. Разрешенная скорость — 130 км/ч почти на всем протяжении. Оператор — Автодор.
-ЦКАД, кольцевая дорога вокруг Москвы. Сейчас запущены 2/3 кольца, строительство еще продолжается. Именно сюда обязаны ехать все большегрузы. Проезд по МКАД разрешен им только со специальным пропуском. Оператор — Автодор.
-Западный скоростной диаметр. Внутригородская магистраль в Санкт-Петербурге. Оператор — «Магистраль северной столицы».
-Платные дороги в Псковской области, удобный выезд к границам Беларуси и Латвии. Оператором дорог является местный комитет по транспорту и связи.
— Трасса М-3 “Украина”. Платным является один участок в Калужской области, длиной чуть более 70 километров. Его оператор — ОССП.
Также строятся новые платные трассы М-12 из Москвы в Казань, северный дублер Кутузовского проспекта в Москве, участок трассы М-1. Также появится несколько небольших платных участков на других трассах в Подмосковье. В основном это будут мосты через железные дороги, чтобы не тратить время на переездах.
Источник: e1-card.ru
Особенности оплаты дорожных сборов
Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.
Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете?
В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.
Платная услуга проезда по магистралям
- покрытие части затрат на постройку трассы;
- частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
- пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.
Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.
СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».
Оценим плюсы и минусы
Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.
- Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
- Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
- Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
- Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
- Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
- Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
- Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).
Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:
- увеличение скорости доставки груза;
- меньшее время занятости водителей;
- экономия топлива, ГСМ, запчастей;
- более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
- повышение экономической эффективности грузоперевозок.
Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.
Что не понравится на платной дороге
Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.
Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.
Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.
Кто платит за проезд
Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:
- легковых автомобилей, в том числе такси;
- междугородних автобусов;
- грузовых авто.
Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:
- карет скорой помощи;
- полицейских машин;
- пожарных;
- всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.
Способы взимания оплаты с водителей
На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:
- Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
- дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
- возможные заторы в пунктах пропуска;
- возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
- Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
- Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.
На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.
Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:
- наличными;
- кредитной картой;
- бесконтактной смарт-картой;
- посредством специального терминала;
- обратившись к агенту по приему дорожного сбора.
На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.
От чего зависит сумма дорожного сбора
Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:
- классом транспорта;
- его весом;
- габаритами;
- количеством колесных осей;
- временем движения (дневным или ночным);
- особенностями трассы.
Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».
Законодательное регулирование платных дорог
Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.
- «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
- Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
- Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
- Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
- Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.
Как появились платные трассы в РФ
Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.
Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:
- 4 участка в Псковской области;
- 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
- новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».
На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.
С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:
- М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
- Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
- двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».
Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.
К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.
Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям
Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.
Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.
Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
- дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.
Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.
- дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
- дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
- дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.
Налоговый учет расходов на платные дороги
Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:
- материальных расходов;
- командировочных;
- затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
- трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).
Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:
ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.
Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.
Источник: assistentus.ru
АвтоВзгляд: Платные дороги как точки роста для бизнеса: три истории коммерческого успеха
За последние годы скорость, с которой меняется современный мир, увеличилась многократно. Тому поспособствовало и внедрение множества технологий, еще вчера казавшихся чем-то совершенно невообразимым, и серьезные вызовы, по сути, независящие от человека, — такие как, например, пандемия COVID−19. Стремительно меняются и сами люди: их привычки, образ жизни, предпочтения и ожидания.
Скоростные автодороги с момента их появления ассоциировались с высоким уровнем сервиса, чем-то быстрым, качественным и удобным. И чтобы добиться успеха в той или иной области бизнеса, связанной с платными дорогами, предпринимателям необходимо идти в ногу со временем и ожиданиями автомобилистов. СТО от «дяди Пети» или столовая от «тети Клавы» на скоростной трассе просто не приживутся. Так кто же строит свой бизнес вблизи платных дорог и что они предлагают пользователям — узнаем в наших историях успеха.
MGRILLCAFE
Те, кто периодически пользуется платными дорогами, наверняка хоть раз заезжали перекусить в один из ресторанов Mgrillcafe. Ключевое отличие этой сети от других объектов придорожного питания заключается в меню — посетителям предлагается не вредный фастфуд, а самая настоящая домашняя кухня: борщ, солянка, салаты, котлеты, шашлыки, гарниры, десерты и прочие простые и популярные блюда.
Причем — по вполне умеренным ценам. Качество сервиса же — высокое, как разрешенная скорость на трассах. Поскольку главной идеей проекта было организовать удобные и безопасные зоны на трассах, где можно передохнуть, подкрепиться и купить что-то в дорогу, он разрабатывался и реализовывался в тесном сотрудничестве с Госкомпанией «Автодор».
Первая точка открылась под занавес 2016 года на автодороге М11 «Нева». Сегодня же, спустя почти шесть лет, сеть насчитывает уже 11 ресторанов, расположенных на М11, М4, М10 и М8. Концепция, основанная на безопасности и комфорте, позволила Mgrillcafe довольно быстро занять лидирующие позиции в сфере придорожного питания.
Любопытно, что, по словам представителей компании, среди посетителей их ресторанов немало постоянных гостей — тех путешественников, что возвращаются снова и снова. В общем, бизнес процветает, предлагая посетителям Mgrillcafe ожидаемый ими качественный сервис, и дальше намерен развиваться в структуре платных дорог. В частности, Mgrillcafe интегрируется в новый проект Госкомпании «Автодор», подразумевающий создание многофункциональных зон сервиса. Большинство ресторанов сети изначально располагается в непосредственной близости от АЗС, безопасно зонируя площадку отдыха и разделяя транспортные потоки на тех, кто хочет перекусить, и тех, кто заехал в поисках топлива, что отвечает главному принципу МФЗ: «сначала отдохни, потом заправься».
Источник: avtodor-tr.ru