Почему государственные органы устанавливают правила для бизнеса

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

— определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

— создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

— предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

— защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

— установление денежной системы;

— установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

— объем национального производства;

— пропорциональность развития экономики;

— темпы экономического роста;

— внешнеэкономический баланс страны;

— уровень занятости трудоспособного населения страны;

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

— разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

— повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.

Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Государство должно использовать все имеющиеся у него материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности.

Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Читайте также:  Чем жертвуют домашние хозяйства предоставляя капитал в распоряжение бизнеса

Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, — предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Источник: studfile.net

Цель и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

— разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; —

— повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

— обеспечение товарно — денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно инвестиционной политики и научно технической политики;

— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно хозяйственном регулировании производства.

Его основными задачами являются:

— осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

— поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

— укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

— использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.

Читайте также:  Самый выгодный бизнес в Саратове

Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. Большое значение приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).

С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Главным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

Контрольные вопросы:

1. Каковы функции государственного регулирования экономики?

2. В чем заключаются принципы государственного регулирования предпринимательства?

3. Каковы цель и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Аммосова, А. М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / А. М. Аммосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53368/ (дата обращения: 22.05.2023).

Не будем нырять в теоретические понятия государства, предпринимательской деятельности и так далее. Прежде чем разбираться в дебрях регулирования государством предпринимательской деятельности, определим актуальна ли данная сфера в нашем обществе. По результатам социологических исследований и мониторингу занятости населения, мы можем определить, что в наши дни население не готово охотно заниматься бизнесом.

Мы изучили рынок безработных и выявили тот факт, что заметно сократилось количество безработных, которые готовы заниматься своим делом, открывать бизнес и стать финансово независимым. К примеру, если в 2011–2012 годах каждый второй гражданин, оставшись без основного места работы, хотел стать предпринимателем, вести свою дело по своим правилам, расширяя свои возможности, а именно, не ограничивая себя работой «для кого-то».

И регистрация бизнеса была востребованной услугой, то теперь желающих заниматься предпринимательской деятельностью все меньше и меньше. С чем это связано? Может государство каким-то образом притесняет и завязывает руки бизнесменам?

Или мышление народа направлено на более определенный путь, ведь работая на государственные учреждения ты в большей степени уверен в завтрашнем дне. Ты сознательно спокоен о своем финансовом состоянии, даже в том случае, если твоя зарплата не позволяет жить на широкую ногу, но ты знаешь, что в определенный день ты получишь свои заработанные деньги. Бизнес жесток и не каждый готов строить что-то свое и бороться за устойчивое состояние на финансовом рынке. Важно отметить, что сами предприниматели считают, что на сегодняшний момент, не самое удачное время для начала предпринимательской деятельности. И бизнесмены не обозначают своими планами расширение своего бизнеса и не готовы создавать новые рабочие места.

И не всегда причина начала своего бизнеса заключается в финансовой независимости, многие предприниматели пришли в бизнес не от возможности стать миллионером, они просто не нашли других возможностей трудоустроиться. Около 25 процентов пытаются поддержать семейный доход и оставить что-то своим детям, упрочив их финансовое положение.

Но начав бизнес просто так, вряд ли можно достичь высоких результатов. Опираясь на мнения экспертов, любое повышение минимальной заработной платы, оборачивается головной болью для бизнесменов. Тем самым, это приводит к прекращению деятельности. Согласно их выводам, роста предпринимательства в России в ближайшие годы не намечается.

Но вернемся к вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Все, кто когда-то решил открыть свой бизнес, так или иначе сталкивался с государственным регулированием. Это процедуры оформления, налоговые выплаты, отчёты перед определенными государством инстанциями, ограничения и запреты — все это знакомо любому предпринимателю. Но большая часть регулирующих рычагов на самом деле не бессмысленны так, как служат гарантией защиты прав как потребителей, так самих предпринимателей от разнонаправленно, давящей конкуренции.

Читайте также:  Что в себя включает технико экономическое обоснование бизнеса

В регулировании предпринимательской деятельности заключено осуществление государственными органами политики страны в сфере предпринимательства. Как видим, весьма понятное определение, несмотря на лаконичное обозначение, это понятие до сих пор вызывает вопросы у населения.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это определенная система упорядоченных мер, реализуемых государством в рамках законности, для проведения государственной экономической политики.

Главной целью воздействия государства на предпринимательскую деятельность является достижение и соблюдение грани публичных и частных интересов в экономике. Данная цель реализуется посредством трех основных функций:

а) создание условий функционирования рынка, сюда входят: определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения договоров, предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке, установление денежной системы, установление стандартов на продукцию, защита прав и интересов потребителей продукции;

б) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

в) решение макроэкономических проблем: объём национального производства, обеспечение пропорциональности развития экономики, регулирование и стимулирование темпов экономического роста, регулирование уровня занятости трудоспособного населения, социальная защита.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости: от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики, максимальный (использование всех или большинства средств государственного регулирования), средний, минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) государственном регулирования экономики. В зависимости от методов — прямое, косвенное регулирование. В зависимости от территории — регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

К принципам государственного регулирования в юридической литературе относят:

  1. Принцип законности. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке.
  2. Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта.
  3. Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Опираясь на данную классификацию принципов, с помощью которых государство регулирует предпринимательскую деятельность мы так же можем выделить дополнительную уверенность в том, что государственный контроль дает уверенность в продвижение и течения бизнеса в правильном направлении, благодаря законности регулирования, решение проблем целесообразными методами, и государство несет ответственность во взаимоотношениях.

С регулированием бизнеса мы сталкиваемся изначально, посредством оформления документов, носящих юридическую силу, такие как принятие правового акта управления, государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, если того требует закон. Далее государство стимулирует и поддерживает предпринимателей различными льготами, кредитами, государственной поддержкой в виде субсидий, субвенций и проч. Устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами, что позволяет функционировать бизнесу на равных условиях.

Также кратко остановимся на методах государственного регулирования, которые в свою очередь подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. Под классификацию административных относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.

Подводя итоги, можно сказать, что государство всячески поддерживает предпринимателей в открытие своего бизнеса. Предлагается не малый перечень помощи на первых парах открытия, что касается предоставления денег (в кредит, на льготных условиях и так далее).

К основным направлениям государственного регулирования предпринимательской деятельности относят: создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров, защита интересов и прав потребителей, установление стандартов и мер, предупреждение споров между предпринимателями. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса.

Решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики, темпы экономического роста, объем национального производства, внешнеэкономические связи страны, уровень занятости и социальная защита населения. В целом, имея ориентир и опираясь на современный рынок, потребности населения, его интересы возможно построить четко построенный бизнес. Имея грамотно составленный бизнес-план будущего бизнеса и уверенность в правильности решения, можно достичь больших высот в предпринимательской деятельности. Социально ориентированный рынок услуг и товаров дает простор для работы, несмотря на множество предложений и услуг, именно твое дело может быть новым веянием и новым дыханием современного бизнеса. Государство не притесняет и не содействует закрытию бизнеса, в большей мере самозанятость выгодна государству по ряду причин, которые послужат обсуждению для другой статьи.

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 № 432-ФЗ
  2. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: «Бином», «Лаборатория Базовых Знаний», 2014, 397с.
  3. Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист, 2014, № 16, с.42–49.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государство, бизнес, предприниматель, государственное регулирование предпринимательства, косвенное регулирование, научно-технический прогресс, национальное производство, экономический рост.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин