Бизнес-ланч стал неотъемлемым атрибутом современной жизни: каждый день миллионы людей приходят в кафе и рестораны и заказывают блюда из специального меню. И хотя сегодня этот термин означает просто обеденный перерыв, доступный всем желающим независимо от социального статуса и рода деятельности, своим появлением бизнес-ланч обязан именно деловым людям и развитию частного предпринимательства.
Кто придумал кормить бизнесменов во время переговоров и почему на деловой ланч нельзя являться в черном — рассказываем в нашем обзоре.
Чаеторговец-первопроходец
В начале 18 века Великобритания переживала промышленный переворот: по всей стране дельцы строили свой бизнес. А поскольку офисов и контор в их привычном понимании еще не было, деловые встречи назначали в кофейнях и чайных, где в те времена подавали исключительно напитки. Переговоры сопровождались кофе или коньяком, пока владелец чайной “Золотой лев” Томас Твайнинг не решил предлагать клиентам еще и легкие закуски и десерты.
С тех пор “Золотой лев” стал деловым центром, в котором важные встречи проводились за перекусом или ланчем, а затем пример Твайнинга переняли и другие заведения.
Сэндвич как двигатель бизнеса
Почти в это же время английский граф Сэндвич изобрел одноименный бутерброд. Граф был дипломатом и часто засиживался над составлением географических карт. Не имея времени на полноценный обед, он попросил класть между кусками хлеба мясо. Держа в одной руке многослойный сэндвич, граф мог подкрепиться, не отрываясь от работы, к тому же руки оставались чистыми и не пачкали карт.
Моду быстро подхватили бизнесмены, и сэндвичи стали непременным атрибутом бизнес-ланчей. И по сей день это любимый перекус британских финансистов, трейдеров и менеджеров.
Все дела — за обедом
На изобретение бизнес-ланча может претендовать и Россия. В 18-19 веках у русских дворян существовала традиция решать все важные вопросы именно в обеденное время. Хозяин принимал посетителей, раздавал поручения прислуге и управляющим. По правую руку сидела жена, по левую — самый почетный гость. Блюда подавали в строгом соответствии с чином присутствующих, а разнообразие угощений поражало воображение — недаром о русском гостеприимстве в чужеземных странах ходили легенды.
Никаких спагетти и бургеров
Спагетти и гамбургеры относят к сложным блюдам: съесть их элегантно и не заляпать при этом одежду и лицо — задача не из легких. Неудивительно, что и то и другое считается запретной едой для деловых встреч.
Также нежелательны устрицы и лобстеры — их поедание требует особых навыков, обильные жирные соусы — они могут капнуть на одежду, и любая еда, которую едят руками (вдруг придется подписывать документы). Конечно, можно заранее научиться накручивать макаронины на вилку как настоящие итальянцы. Но к чему такие страдания? Просто не заказывайте эти блюда из меню, чтобы избежать неловких ситуаций.
Запрет на черное
Неважно, какого уровня переговоры вам предстоят — с VIP-персоной или рядовым менеджером — надевать черный костюм на бизнес-ланч считается дурным тоном. Так говорят эксперты по этикету, которые считают, что черный уместен только в трех случаях: на свадьбе, похоронах и при посещении оперы. Коричневый оттенок — тоже не самый удачный: человек в одежде такого цвета подсознательно воспринимается как незначительная персона, не имеющая авторитета, что может негативно повлиять на исход встречи. Идеальный выбор — костюм темно-серого или темно-синего оттенка.
«Разбить лед»
В деловых кругах в США есть такое понятие, как “ice breaking” — “разбить лед”. Это означает, что на бизнес-ланче не следует сразу переходить к предмету встречи. Перед этим лучше побеседовать на какие-то нейтральные отвлеченные темы (культура, искусство, достопримечательности), чтобы расположить к себе собеседников и создать более комфортную и дружественную атмосферу. Начинать обсуждение основных вопросов следует не раньше, чем после основного блюда, а лучше — в конце обеда, за кофе или десертом. Ведь говорить о делах с набитым ртом неудобно и неэстетично.
Источник: dzen.ru
Как исторически возник бизнес-ланч
Прием пищи в обеденный перерыв стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Разумеется, мы не ищем связей между тем, что съедим на бизнес-ланч и успехом проведения рабочих встреч, и даже не задумываемся об этом.
Но сегодня мы обратимся к прошлому и узнаем, как на этот вопрос отвечали раньше и кто первый выявил закономерность о том, что комплексный обед влияет на исход деловых переговоров. Хотя, нужно заметить, что сытый человек, действительно, более лоялен, нежели голодный.
Комфортно и без беспокойства
Англия является страной, откуда берет свои истоки бизнес-ланч. Там у мужчин не было личных офисов, поэтому все деловые встречи проходили на нейтральной территории (для английского населения это вполне привычно) — обычно за чашкой кофе и сигарами в каком-нибудь заведении.
Женщинам туда, естественно, вход воспрещался. Да и весь прекрасный пол в то время отдавали предпочтение чаю, а не кофе. Революционеру в сфере обслуживания, Томасу Твайнингу пришло в голову, что необходимо дать людям возможность посетить место, где не будет пьяных ссор, неадекватных посетителей и неуютной атмосферы, каждый сможет спокойно обсудить свои дела с коллегой по бизнесу и посидеть наедине с собой и своими мыслями.
Таким образом, Твайнинг в 1706 году открыл необычную чайную «Золотой лев». Кроме чая, всегда предлагались легкие закуски и десерты. Это обрело успех и популярность. Важно, что в чайной не продавали алкоголь, а значит, можно было не опасаться эмоциональных всплесков от чрезмерно выпивших посетителей.
Креативный маркетинг
Находчивый ресторатор, не имея ни малейшего понятия о маркетинге, но положился на удачу и сделал еще один правильный шаг. Вначале он позиционировал «Золотого льва» не как закусочную, а как деловой центр, и число желающих провести деловые встречи стало впечатляющим.
В Англии появился тренд на подобный формат встреч, а понятие «бизнес-ланч» завоевало себе место в кулинарном мире. Вскоре «бизнес-ланч» расширил диапазон и обогатился еще одним новшеством — знаменитым бутербродом сэндвичем, автор которого — граф Джон Монтегю.
Эта закуска быстро занял почетное место в бизнес-ланче, так как имела множество вариаций и полюбилась многим, став известной не только в Англии, но и по всему миру.
Свой подход
Вы замечали, что в контексте нашей страны при упоминании переговоров в дореволюционное время всегда возникает ассоциация со столом, ломящимся от блюд?
Это отчасти верно, но нужно учитывать, что уровень переговоров был разный, и проходили они в местах разного «класса». Распространённым вариантом был трактир — горожане часто сидели в этой «площадке для переговоров», заказывая традиционные русские блюда.
Алкогольные напитки были частью застолья — убрать их из меню никому и в голову не могло прийти. После этого появились ресторации — более изысканный формат заведений: рецепты стали заимствовать из иностранных государств, официанты были более профессиональны.
Исходя из этого, подобные места полюбились чиновникам и зажиточным горожанам.
Советский аналог
Во времена Советского Союза, точнее в 60-е годы прошлого века появился «комплексный обед» — аналог бизнес-ланча, менее красивый по названию.
Разумеется, в те времена речь о сделках и переговорах и не шла — ведь советский уклад был с этим не совместим. Но советским гражданам полюбился недорогой обед из трех блюд — сытный, питательный и вкусный.
Да и строить планы и мечтать о безоблачном будущем на сытый лад всегда удавалось лучше. Нужно отметить, что советская пищевая промышленность заботилась о здоровье граждан, а культура и качество питания, были на исключительно высоком уровне.
Источник: casa-rosa.ru