Любая человеческая деятельность направлена на совершенствование в рамках определенных обстоятельств. Каждый человек и каждый бизнес стремится перейти на новый уровень в результате ряда предпринимаемых действий. Таким образом, получение прибыли является обычной и естественной целью предпринимательской деятельности.
Прибыль является индикатором эффективности использования капитала и служит и служит важным показателем успешности любой компании. Если компания приносит прибыль, предприниматель платит налоги, создает новые рабочие места, тем самым приносит пользу обществу. Чем больше в стране успешных предпринимателей и компаний, приносящих прибыль, тем богаче страна.
Бизнес, который не приносит прибыль, обречен, у него нет будущего. Он приводит к безработице и экономическому спаду. Такой бизнес рушится, а вложенные в него время и деньги теряются безвозвратно.
Ваша способность понимать, что такое прибыль и создавать ее в процессе работы является ключом к вашему успеху как предпринимателя.
Прибыль — не главная цель бизнеса. Шетил Сандермоен Kjetil Sandermoen
Прибыль всегда стоит последней в цепочке экономической деятельности. Сначала нужно пройти несколько этапов:
- инвестировать все необходимые средства в производство товара или услуги;
- оплатить затраты на сырье, производственные мощности, сырье, оборудование, коммунальные услуги и другие необходимые ресурсы;
- оплатить затраты на исследования и разработку товара;
- оплатить производство и маркетинг товара;
- обеспечить оптовые и розничные продажи продукции;
- обеспечить своевременную выплату заработной платы сотрудникам, налоги в бюджеты всех уровней;
- оплатить расходы, связанные с доставкой продукции конечному потребителю;
- обеспечить продажу продукции и получить оплату;
- окупить все расходы и затраты, связанные с ведением бизнеса.
Только после соблюдения перечисленных условий возникает прибыль. Предприниматель является последним человеком, который получает экономическую выгоду от своей деятельности.
Предприниматели играют важную роль в функционировании рыночной экономики:
- выявляют неудовлетворенную потребность рынка;
- вычисляют, сколько следует потратить на производство товара;
- определяют, за какую цену можно продать произведенный товар, чтобы получить прибыль;
- вычисляют затраты на ресурсы, которые необходимы для доставки товара конечному потребителю.
Если все расчеты оказались верны, и товар будет продаваться по цене, превышающей все затраты на его производство, предприниматель получит прибыль. Кроме того, предприниматель несет 100% всех возможных в процессе деятельности рисков и убытков в случае ошибки в прогнозах или расчетах.
Прибыль играет важнейшую роль в определении направления экономической деятельности. В любой отрасли промышленности она является индикатором того, насколько востребованы на рынке тот или иной продукт или услуга.
Прибыль в любом бизнесе сообщает предпринимателю, что на данном рынке есть потребители, заинтересованные в его продукте (неудовлетворенный спрос, мало конкурентов). Она является сигналом о расширении своего присутствия в данном секторе экономики.
Главная цель бизнеса: прибыль или социальная миссия? Почему одно не противоречит другому?
Прибыль позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке и работать для покупателя.
Существует три фазы жизненного цикла бизнеса, которые оказывают влияние не только на каждого предпринимателя, но и на производимый продукт.
- Фаза изучения имеет место после появления на рынке нового товара или услуги. В этот период убытки превышают прибыль.
- Фаза роста имеет место, когда товар начинает успешно продаваться и начинает приносить прибыль.
- Фаза спада имеет место, когда популярность товара у потребителей снижается, он перестает приносить достаточную для продолжения работы с ним прибыль.
В процессе работы предприниматель стремится инвестировать деньги в те области, где есть возможность получить высокую прибыль. Более высокая прибыль по сравнению с конкурентами является показателем успешности бизнеса. Именно поэтому предприниматель должен быстро реагировать на возможности рынка и опережать других предпринимателей, работающих на рынке – в условиях жесткой конкуренции деньги получает тот, кто больше других может инвестировать в те области, где возможна самая высокая прибыль.
Есть несколько моделей прибыльного бизнеса:
- Простая модель. Предприниматель покупает готовый продукт по цене 10 рублей за штуку и продает его по цене 15 рублей за штуку. Прибыль составляет разницу между ценой покупки и ценой продажи.
- Сложная модель. Предприниматель нанимает персонал, который производит продукт «с нуля» и продает его по той цене, которая покрывает его издержки и обеспечивает прибыльность предприятия.
- Смешанная модель. Комбинация разных моделей для создания продукта, который можно продать за цену, превышающую суммарные затраты на его производство.
Начинающим предпринимателям нужно помнить, что суть ведения бизнеса в получении прибыли. Очень сложно прибыльно работать и легко потерять деньги, если на рынке много конкурентов.
Большое количество компаний, приносящих прибыль, положительно влияют на экономическую ситуацию в стране, создаются новые рабочие места. Люди получают высокую зарплату, государство получает больше налогов и предоставляет населению более качественные социальные услуги. Именно поэтому правительство должно быть заинтересовано в увеличении количества предпринимателей и работать над созданием для них благоприятной экономической, законодательной и социальной среды.
Чем больше в стране прибыльных компаний, тем более успешным и процветающим будет государство.
Источник: prodawez.ru
Почему стоимость компании привлекательнее прибыли
Член экспертного совета Национальной Ассоциации корпоративных директоров и менеджеров
«Цель существования компании — получение прибыли» — так часто записано в уставе. На первый взгляд все логично. Но на самом деле главные деньги собственники могут заработать на увеличении стоимости своего бизнеса
У компании, как таковой, нету целей, цели есть у заинтересованных лиц. У каждой компании разные группы заинтересованных лиц, стейкхолдеров, с разными целями, иногда прямо противоположными. Собственнику, который не занят управлением, нужна стоимость компании, которую он получит, продав свою долю в бизнесе. Менеджменту нужна не только стоимость, но и EBITDA, потому что это инструмент для инвестиций; среднему звену нужна чистая прибыль, потому что это премии, бонусы и т.д.
Примерно так, в разных вариациях, в зависимости от заинтересованных лиц и степени их влияния в той или иной компании. В сообществе топ-менеджеров прибыль является чуть ли не константой при оценке компании, ее целей и задач.
Когда удивленные моей неграмотностью в части восприятия прибыли топы, начинают доказывать, что прибыль и дивиденды это все, а остальное вторично, я задаю вопрос, знают ли они хоть одного человека в списке Форбс, который разбогател на прибыли и дивидендах. Я не знаю таких. Но я знаю тех, кто разбогател на стоимости компаний, которые они покупают или продают — в принципе из них весь список Форбс и состоит. Прибыль важна и нужна безусловно, но это деньги, а деньги это не цель, а всего лишь инструмент, цель же — это то, что мы хотим приобрести за эти деньги. Точно так же прибыль — это не цель, а инструмент приобретения стоимости компании.
Прибыль — это не цель, а инструмент увеличения стоимости компании
Давайте разберем, что такое прибыль и стоимость компании: При́быль — положительная разница между суммарными доходами и затратами.
Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении). Стоимость компании — это цена, которую покупатель заплатит за компанию. Простыми словами, задачи прибыли — это дивиденды, инвестиции, премии, бонусы и все остальные операционные вещи. Задачи же стоимости компании — сделать собственника богаче.
Часто при планировании работы на средний или краткосроный период собственники и топ-менеджеры сталкиваются с конфликтом прибыли и стоимости компании. Часто из-за того, что некоторые топы и даже собственники не понимают математическую структуру стоимости и воспринимают ее как нечто виртуальное и неоценимое.
Задачи прибыли — это дивиденды, инвестиции, премии, бонусы. Задачи стоимости — сделать собственника богаче
Тем не менее, компании имеют стоимость, все биржи акций живут оценками стоимости компании в режиме реального времени, значит стоимость компании можно оценить. В итоге, сложность подсчета стоимости компании не дает нам права ее не считать и не стремиться к ее увеличению. Вместо того, чтобы оспаривать главенство одного показателя над другим, нам следует сбалансировано оперировать обеими показателями, чтобы они жили в любви и согласии между собой, так же, как должны жить между собой собственники и топ-менеджмент. Тогда прибыль будет работать сбалансировано: и на интересы разных групп внутри компании, и на стоимость компании. Это важно при планировании деятельности компании, потому что стоимость — понятие более долгосрочное, а прибыль — краткосрочный показатель, и от прибыли, то есть от грамотного ее использования, зависит стоимость компании
Источник: delovoymir.biz
Не прибылью единой: почему мерить эффективность бизнеса прибылью неправильно
Существует четыре причины, из-за которых можно потерять бизнес, если обращать внимание лишь на прибыль компании. Неправильно думать, что именно прибыль – главная цель бизнеса.
Заблуждение о том, что прибыль – главная цель бизнеса, погубило не одну компанию. Автор книги «Как все испортить и разорить бизнес» Святослав Бирюлин, объясняет, почему в предпринимательской деятельности нельзя ориентироваться лишь на этот показатель.
С прибылью владелец сталкивается регулярно, так как предприятие сдает бухгалтерскую отчетность. А поскольку у многих предпринимателей нет экономического образования, другие данные для них эфемерны. А еще прибыль конвертируют в символы успеха: машины, недвижимость. Поэтому рост прибыли считают важным. Есть четыре причины, почему стремление к чистой прибыли наносит бизнесу ущерб.
Прибыль – бумажная величина. Доходы и расходы компании за отчетный период не коррелируют напрямую с движением денег. Например, Вы поставили клиенту товар, а деньги за него еще не получили. За «бумажной» прибылью легко не заметить раздутую дебиторскую задолженность и неумелое управление запасами.
Пример. Владелец региональной компании хвастался тем, что за год прибыль выросла на 25%. Предприниматель любую новую деятельность – открытие магазина, разработку продукта – оформлял как проект. Затраты на проекты относили не к расходам, а к инвестициям. Проектами занимались штатные сотрудники.
Так, компания относила к инвестициям 20% зарплаты юридического отдела и 30% зарплаты отдела по работе с персоналом. Более того, бонусы топ-менеджеров росли, если они относили затраты к инвестициям.
Подобные манипуляции увеличили «бумажную» прибыль. Хотя компания ничего не сделала для роста производительности труда, оптимизации процессов и пр.
Прибыль легко истолковать неверно. На показатель прибыли влияет амортизация. Пример. Руководство подмосковного производства обрадовалось росту чистой прибыли по итогам года. Дело в том, что на закупленное восемь лет назад оборудование перестали начислять амортизацию.
Оборудование было дорогое, что влияло на показатель прибыли. Такая причина роста прибыли – не повод для веселья. Разумнее обратить внимание на то, что компания работает на изношенном оборудовании.
Прибыль говорит о прошлом. Даже если компания собирает данные быстро, Вы получите отчет о том, что уже произошло. Цифра в строке «прибыль» не скажет, что ожидает бизнес в будущем. Пример. В 2015 году предприятие заработало на новом продукте. Чистая прибыль была высокой. Владелец строил грандиозные планы. В 2016 году продукт вышел из моды.
Компания не уловила тренд вовремя, не подготовилась к такому развитию событий.
Прибыль не мотивирует на долгосрочный успех. Если привязать доход управляющего к росту чистой прибыли, компания долго не проживет. Руководство направит усилия на достижение краткосрочного результата.
Пример. Наемному директору компании спустили план по годовой чистой прибыли. К этому показателю привязали годовой бонус директора. К августу руководитель понял, что план не выполнить.
Он решил сократить издержки: обнулил бюджет на обслуживание оборудования, уволил инженеров, снизил бонусы продавцов, остановил набор персонала для новой производственной площадки, задержал платежи за новые станки, а в ноябре поднял цены. Предприятие стало производить больше брака, но его пускали в переработку, а это не относилось к прямым убыткам. Уход продавцов не сказался на объемах продаж немедленно, так как контракты были долгосрочные.
По этой же причине после повышения цен клиенты еще полтора месяца закупали товар. План по годовой чистой прибыли директор выполнил, получил бонус. И сразу уволился, сославшись на плохое здоровье. Владелец, принявший оперативное управление, восстанавливал компанию несколько лет.
Чтобы победить, нужно сфокусироваться на действиях соперника. Подобная стратегия приведет к успеху и в бизнесе. Спрашивайте себя: создает ли компания ценность для потребителя? Могут ли конкуренты создать такую же ценность?
Какие инструменты использовать для оценки успешности бизнеса
Показатель
Что означает
Как оценить
ROE (Рентабельность собственного капитала)
Относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Чтобы оценить рентабельность собственного капитала, необходимо сравнить свой ROE со среднеотраслевым. Если это невозможно, сравниваем с депозитом в госбанке. Например, вложенные в бизнес деньги приносят 9%, а ставка по долгосрочным депозитам – 12%. В таком случае бизнес выстроен неэффективно.
ROCE (Рентабельность задействованного капитала)
Показатель отдачи от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала организации и долгосрочно привлеченных средств (долгосрочных кредитов, займов).
Доход, который компания извлекает из заимствованного капитала, должен превышать стоимость займа.
EBITDA (Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации)
Показывает финансовый результат компании, исключая влияние эффекта структуры капитала (т.е. процентов, уплаченных по заемным средствам), налоговых ставок и амортизационной политики организации.
EBITDA = Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов)
Существует заблуждение, что данный показатель рассчитывают по балансу организации. На самом деле показатель EBITDA можно рассчитать по данным «Отчета о прибылях и убытках», однако дополнительно нужна сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, которая не содержится в указанной форме отчетности.
Отрицательный EBITDA говорит о том, что деятельность организации убыточна уже на операционной стадии, еще до оплаты пользования заимствованным капиталом, налогов, амортизации.
Источник: www.dk.ru