Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка, законности и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.
Соблюдение норм и требований морали не утилитарно для отдельных индивидов, не сулит им какой-либо непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличают бескорыстность, высокогуманная мотивация. В то же время мораль утилитарна для всего человечества.
Она — условие сохранения человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки личностью собственных и чужих поступков. Как показывает опыт истории, аморализм приводит, в конечном счете, как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.
Екатерина Шульман: «Политика и мораль — cовместимы ли они?» Лекция 17.03.2017
Аристотель исходил из того, что политика вместе с этикой и экономикой составляют практическую философию, которая имеет своей целью выработку законов в интересах справедливости, т.е. общей пользы для всех граждан. Он утверждает принципы приоритета общего над частным и умеренности как нравственного идеала в политике. Политикой должны заниматься самые достойные граждане
Другая линия взаимоотношения политики и морали заключалась в их разграничении и обосновании приоритетности той или другой. Ярким представителем данного направления следует признать Н. Макиавелли.
В своих сочинениях он стремился обосновать необходимость создания сильной государственной власти, используя для этого любые средства и пренебрегая общепринятыми моральными нормами. Н. Макиавелли исходил из принципа, что цель определяет выбор средств, и нравственность их выбора определяется нравственностью самой цели.
Государь, по его мнению, может прибегать к таким средствам, как обман, коварство, вероломство. Высшей ценностью у него выступают интересы государства, ради достижения которых нравственно оправданы все средства. Использование зла политиком неизбежно, принципы добра не приводят к искомому результату, поскольку он действует среди других людей, придерживающихся других норм морали. Тем самым Н. Макиавелли изгоняет этику из политической деятельности, которая только мешает политическому деятелю исполнять свой долг.
Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют как общие черты, так и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективистской природой — с другой.
Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы — род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощи обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а, следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.
Певчих – что коррупция сделала с Россией / Pevchikh – What Corruption Has Done to Russia
Когда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, появились государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального аппарата принуждения, т.е. политика.
Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля.
Несмотря на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличия от морали. Одной из важнейших из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем в ходе которых могут возникать конфликтные взаимодействия, обычно не достигающие политической остроты.
Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения — это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.
Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюби каждого своего ближнего как самого себя.
В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.
Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутый результат, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.
Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик — отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика ситуативна.
Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.
Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль, осуждая насилие, опирается главным образом лишь на «санкции» совести. Собственная совесть, особенно если она не развита, может простить человеку даже преступления. Политика же карает не только противников и нарушителей, но нередко и невинных, вызывая у людей страх.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Почему в бизнесе и политике нужно соблюдать нормы морали
Получи верный ответ на вопрос «Почему в бизнесе и политике нужно соблюдать нормы морали . » по предмету Обществознание, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Новые вопросы по обществознанию
3. Выберите верные суждения о социальных потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны 1) К социальным потребностям относится потребность в познании 2) Социальной потребностью является общение с другими людьми 3) Получение
Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни 3 аргумента
Что является показателем человечности общества? 1) умение создавать выдающиеся произведения искус-ства 2) отношение к старым людям 3) соблюдение законов 4) знание норм морали
К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится?1) рост числа правонарушений2) повышение конкуренции на рынке труда3) недополученный выпуск продукции4) уменьшение шансов найти высокооплачиваемую работу в будущем
Источник: 4i5.ru
Политика и мораль: соотношение понятий в современном обществе
Политика и мораль – это наиболее сложные отношения политики к нравственным нормам, принятым в обществе. Оба эти понятия представляют собой организационные и контрольные сферы социума, однако, они функционируют в нем по-разному.
Мораль призвана сдерживать человека и не давать ему совершать плохих и недостойных поступков. Если обратиться к истории первобытного общества, в нем именно она являлась основным институтом управления небольшими социальными общностями. Когда же начали возникать государства и политические институты, появились уже две системы управления – мораль и политика.
Заметим, что два этих понятия имеют совершенно разные источники для создания управленческой структуры. Так, для морали таковыми являются традиции, обычаи и ценности, то есть она имеет нормативно-ценностную подоплеку. Что касается политики, в ее основе лежат интересы всех общественных групп, которые потом перерастают в законы. Однако бывают ситуации, когда правящая верхушка навязывает обществу те законы, которые защищают только ее интересы, ущемляя все остальные.
Помимо этого, политика и мораль имеют еще много различий. Так, моральные требования являются универсальными и не относятся к какой-то конкретно существующей ситуации. Помимо этого, они очень абстрактны по своей сути, потому их порой сложно оценить. Политика же обязана учитывать конкретные общественные условия, которые проявляются в случае развития той или иной ситуации. Ее требования являются достаточно конкретными, потому за их нарушение непременно и постоянно назначается наказание.
Заметим, что соотношение этих двух понятий волновало всех исследователей, начиная с древних времен. Так, Конфуций, Платон, Сократ и Аристотель считали, что хорошие законы еще не гарантируют справедливости в стране, если правитель не обладает соответствующими моральными качествами. Политика и мораль в их видении не разделялась.
Впервые теоретически разделить эти два понятия попытался Н. Макиавелли, который утверждал, что каждый человек имеет коварную природу. Потому правитель, когда ему необходимо удерживать власть, способен прибегнуть к использованию любых средств, которые далеко не всегда соответствуют общепринятым моральным нормам. Заметим, что тоталитарные режимы зачастую применяют именно аморальную и безнравственную политику. На первый взгляд она считается очень эффективной и прагматичной, но с течением времени такое положение вещей приводит к развращению общества и политических деятелей.
Заметим, что взаимодействие права и морали на различных этапах развития социума происходило по-разному. К примеру, аморальная политика может прикрываться также либералистическими идеями, что было свойственно российской политической ситуации 90-х годов 20 столетия. Средства, которыми пытались внедрить все провозглашенные демократические лозунги в жизнь, были не только безнравственными, но и преступными с точки зрения права.
Однако заметим, что управление обществом, которое основывается только лишь на моральных принципах, также утопично. Дело в том, что мораль имеет ограничение в действии с точки зрения времени и пространства. Ведь то, что ранее считалось положительным, потом может жестко критиковаться, то, что для кого-то хорошо, для остальных – плохо. И все моральные принципы очень тяжело «перевести» на язык правовых норм и управленческих решений.
Таким образом, политика и мораль – это понятия, которые очень сложно совместить на практике. Как правило, конкретные политические интересы всегда находятся на первом плане. Однако общество должно контролировать правящую верхушку, потому что политика ее рискует стать аморальной.
Источник: fb.ru