Инфляция – процесс обесценивания денег, который сопровождается массой сопутствующих изменений. В крайних случаях инфляция может привести к такому обесцениванию денежных средств, что он уступит место натуральному обмену (пример – Германия 1920-х).
Что такое инфляция
Инфляция в России
Индекс инфляции
Виды инфляции
Причины инфляции
Последствия инфляции
Составляющие инфляции
Что такое инфляция
Инфляция не равна простому росту цен. Инфляция – это такое изменение общего уровня цен (не на все товары, а в целом), при котором денежные средства обесцениваются, теряя прежнюю покупательную способность. Инфляцию определяют с помощью так называемого дефлятора ВВП, описывающего общий уровень цен (на примере потребительской корзины, исключая импортные товары).
Используются цены за текущий год, а не за предыдущий. Монетаристы рассчитывают инфляцию (или темп роста цен) как скорость роста денежной массы. Различают также открытую и подавленную инфляцию (скрытого типа), в условиях, когда цены и их изменение контролируются государством.
Как подготовиться к ИНФЛЯЦИИ — 11 советов (Гиперинфляция в Зимбабве)
Инфляция в России
На сегодня уровень инфляции в России составляет:
- за июнь 2015 г. — 0,19%,
- за январь-июнь 2015 г. — 8,52%,
- для сравнения: за июнь 2014 г. — 0,62%,
- за январь-июнь 2014 г. — 4,82%,
- за 12 месяцев — 15,29%,
- за 5 лет — 51,59%,
- за 10 лет — 144,23%.
Индекс инфляции
Под индексом инфляции понимают только индекс потребительских цен. Это параметр, который измеряет общую динамику цен и изменение этого уровня. В индекс инфляции закладывается только то, что используется для непроизводственного потребления (как товары, так и услуги). В 2015-м году Россия заняла 12-е место по уровню инфляции. Её также рассчитывали по индексу потребительских цен.
Интересный факт: в течение всего времени существования СССР индекс инфляции не рассчитывался (официально). В России такой индекс рассчитывают лишь с 1991 г.
Важно: потребительские цены – это цены, которые реально оплачивает покупатель, и в них уже включены сборы и налоги.
Индекс цен рассчитывается как отношение стоимости корзины текущего года к базовому.
Виды инфляции
Видов инфляции насчитывается немало.
1. Хансен ввёл такие виды, как открытая и скрытая (при контроле цен государством) инфляция.
2. Существует инфляция спроса (переизбыток общего спроса в отношении реального объёма производства), и инфляция предложения (рост цены вызывается за счёт увеличения издержек из-за недоиспользования производственного ресурса).
3. Сбалансированная инфляция – вариант, при котором цены разных товаров не изменяются по отношению между собой, и не сбалансированная инфляция (пропорции изменений цен различны на разные товарные позиции).
4. Прогнозируемая инфляция вполне ожидаема экономическими субъектами, непрогнозируемая – не ожидаема, часто фактические темпы роста цен выше предполагаемых.
5. Различают виды инфляции и по темпам роста:
- ползучую, или умеренную – до 10% в год,
- галопирующую (10-50%),
- гиперинфляцию (от 50% до 1-9 тыс., редко – 10 тыс. процентов в год и выше).
Интересный факт. Экономисты считают небольшую инфляцию как составляющую развития экономики, стимулирующую её рост. В ЕС, к примеру, средний процент не превышает 3-3.5% в год.
Необычная ситуация порождается при гиперинфляции – так, при покрытии госрасходов при помощи увеличения денежной массы (выпуска денежных средств) может наступить обратный эффект – останавливается привычный хозяйственный механизм.
6. Для описания хронической инфляции с падением производства применяется термин стагфляция.
Причины инфляции
Причинами инфляции называют несколько: от монополий крупных предприятий до роста госрасходов. Среди самых распространённых перечисляются:
- Увеличение или не соответствие бюджету государственных расходов. В этом случае денежная эмиссия увеличивается, денежная масса превышает потребности товарного обращения.
- Массовое кредитование, если ресурсы взимаются не за счёт сбережений, а из эмиссии.
- Отсутствие достаточного обеспечения национальной валюты.
- Монополии: как профсоюзов (невозможен оптимальный уровень заработной платы), так и компаний, предприятий (цена формируется без учёта реалий рынка, свойственно для сырьевых отраслей).
- Уменьшение национального производства в сочетании с сохранением уровня денежной массы. На уменьшившийся объём товаров и услуг приходится прежний объём денежных средств.
- Уменьшение курса национальной валюты при сохранении объёма денежной массы.
- Чрезмерный приток иностранных валют.
Последствия инфляции
Инфляция затрагивает множество областей и имеет ряд последствий:
Возникает различие оценок денежных запасов и денежных потоков. Вследствие этого обесцениваются:
- вклады,
- ценные бумаги,
- кредиты,
- остатки средств на счетах.
Эмиссия денежных средств ухудшает экономическую ситуацию.
Перераспределяются доходы – последствия инфляции наиболее остро чувствуют
- импортёры товаров,
- продавцы,
- кредиторы,
- бюджетные предприятия.
В «плюсе» оказываются кредиторы и покупатели. Возникают так называемые «мнимые доходы» за счёт удешевления стоимости товаров и стоимости заёмных средств.
Падают рентабельность производства, ВВП.
Как правило, после роста цен ухудшается курс национальной валюты.
Страдают владельцы сбережений, конечные потребители, наименее защищённые слои населения.
Фактически, бедные часто становятся ещё беднее.
Одновременно инфляция может как ухудшить положение производителей (за счёт увеличения цен, а значит – увеличения любых статей расходов при выпуске продукции), так и улучшить. Второй вариант возможен, если продукция поставляется за рубеж, и становится более доступной конечным потребителям.
Еще одно возможное последствие инфляции – так называемая «инфляционная спираль» (процесс самовоспроизводства инфляции, когда инфляционные ожидания подталкивают к росту цен, а он, в свою очередь, формирует ажиотажный спрос).
Составляющие инфляции
Две составляющие инфляции – это инфляция спроса (при повышенных по сравнению с производительностью труда реальных доходах людей) и инфляция издержек (цена растёрт на материалы, задействованные в производстве).
В первом случае объём получаемых населением средств выше реальной производительности труда в пересчёте на каждого работника, и рост получаемых средств превышает рост объёма предлагаемых услуг и товаров. В результате рост доходов становится выше, чем способности экономики удовлетворить растущий спрос, и цены на товары и услуги увеличиваются.
Второй вариант подразумевает, что затраты на производство товаров и услуг повышаются, а чтобы сохранить рентабельность, производители вынуждены повышать на них цены.
Совет Сравни.ру: В случае высоких инфляционных ожиданий не поддавайтесь ажиотажному спросу на товары и услуги. Как правило, наибольшие инвестиционные ошибки граждане совершают, вкладывая свободные средства, чтобы избежать обесценивания, в покупку нескольких однотипных крупных товаров, а также в большие объёмы продуктов питания. Выгода, скорее всего, будет незначительной.
Источник: www.sravni.ru
3.Гиперинфляция
– выше 100% (в развитых странах до 1000%). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег.
Указанные темпы инфляции относятся к странам с развитой экономикой. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
К примеру, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции — 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов .
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции практически невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Открытая инфляция может принимать формы инфляции спроса и инфляции предложения (издержек).
Источник: scicenter.online