Малый бизнес играет большую роль в процессе формирования стабильной рыночной структуры, развития экономического сектора. Он выполняет ряд таких важнейших социально-экономических задач, как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
Финансовый кризис серьезно повлиял на работу малых предприятий: снизились арендные ставки и зарплата работников, произошло удорожание кредитов, падение спроса, резко возросла активность государственных контролеров и рейдеров. В результате каждый второй представитель малого бизнеса ожидает ухудшения состояния своего бизнеса.
В конце 2008 года общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела мониторинг, в результате которого было выявлено, что 3/4 компаний малого и среднего бизнеса уже ощутили на себе влияние мирового экономического кризиса. [1]
Основной проблемой явился растущий дефицит финансовых ресурсов. Кредитование малого бизнеса за последнее время претерпело существенные изменения (рис. 1).
Социальный контракт 250000 рублей поддержка от государства. Субсидии самозанятым и ИП в 2022 году.
В условиях кризиса, значительное количество банков перестало кредитовать малый и средний бизнес. Считанные банки продолжают выдавать кредиты небольшим компаниям. По причине снижения ликвидности банки предъявляют все более жесткие требования к потенциальным заемщикам, что приводит к замедлению темпов развития предприятий и усложнению отношений малого бизнеса с банками.
Во-первых, выросли процентные ставки по кредитам. В настоящее время они составляют около 30% годовых, что является неподъемным грузом для подавляющего числа малых предприятий. [2] Во-вторых, банки пересматривают объемы залогов, предоставляемых в обеспечение кредита. В-третьих, происходит сокращение ряда кредитных программ и продуктов для целевой аудитории.
Данные действия приводят к снижению темпов кредитования малого бизнеса.
Несмотря на перспективность кредитования малого бизнеса и значительные улучшения последних лет в этой сфере, на сегодня данное направление для многих кредитных организаций не является ведущим — проблемы в финансовом секторе затмевают многое и требуют от российских банков осторожных подходов к развитию.
В сложившейся ситуации малому бизнесу необходима поддержка со стороны государства.
Поддержка малого и среднего бизнеса включена в Перечень первоочередных мер, которые предпринимаются Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Данный перечень мер представлен в таблице 1. [3]
- Закрепление принципа уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора.
- Сокращен перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также будет расширена сфера декларирования соответствия.
- Требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.
- Разрабатывается механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, а также обеспечение развития системы небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микро предприятиям и начинающим предпринимателям, за счет средств Внешэкономбанка.
- Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона.
- Предоставление возможности авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса — до 60 % в течение первого — третьего квартала текущего года.
В 2009 году будут также приняты дополнительные меры по поддержке развития малого и среднего бизнеса. [4] Данные меры представлены на рис. 2.
Национальный проект поддержки малого и среднего бизнеса Центр «Мой бизнес»
Оказывают помощь малому бизнесу и гарантийные фонды предпринимательства. Они предоставляют поручительства по обязательствам предпринимателей (например, по займам, кредитам, договорам лизинга и др.).
Так, в Оренбургской области средства гарантийного фонда будут предоставляться в виде гарантии предпринимателям, когда им для оформления кредита в банке не хватает ликвидного обеспечения. Гарантийный фонд поможет получить малым предпринимателям необходимые кредитные ресурсы при отсутствии достаточного залогового обеспечения в тех банках, с которыми Фонд подпишет соглашения. Например, Тюменский Гарантийный фонд для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства имеет договоренности по кредитам для предпринимателей с Западно-Сибирским банком Сбербанка России и ОАО «Запсибкомбанк». А недавно образовавшийся Гарантийный фонд в Самарской области планирует в начале своей деятельности привлечь к сотрудничеству 4-5 региональных банков, которые имеют достаточно устойчивое финансовое положение и обладают развитой сетью филиалов.
Поддержку малому бизнесу оказывают также областные фонды поддержки малого предпринимательства. В частности Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства поддерживает малый бизнес области грантами до 300 тысяч рублей и поручительством. 50 процентов залогового обеспеченья кредитов фонд берет на себя.
Также фондом поддержки малого предпринимательства предусмотрены 10-процентные льготные ставки и растянутый период погашения кредита. Данные мероприятия способствуют увеличению числа обращающихся в фонд за помощью предпринимателей. С 1 января 2009 года число заемщиков составляло 29, а сумма займов — 7 млн. руб. [5].
Развитие малого бизнеса — это одно из приоритетных направлений в экономической политике современных государств. Проблема развития данного сектора экономики не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Малый бизнес не только развивает экономический сектор, но также обеспечивает поступление налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. В Перечне первоочередных мер, предпринимаемых Правительством
Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, указано, что основной целью поддержки малого бизнеса является именно использование его потенциала для создания новых рабочих мест. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса является актуальной задачей и государство должно оказать малому предпринимательству разностороннюю помощь.
- Комплекс срочных мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях, сформировавшихся под влиянием глобального мирового кризиса: предложения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» // http://www.opora.ru/examination/actual-documents/2008/11/01/kompleks-srochnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v
- Кредиты остаются недоступными для малого бизнеса // www.cbnews.ru/?p=204
- Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса // www.government.ru/content/governmentactivity/anti knzismenprf/4782832.htm#S13
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // www.government.ru/content/governmentactivity/anti krizismeriprf/5431178.htm
- Белгородцы стали чаще обращаться за кредитами для малого бизнеса // www.belnovosti.ru/news/society/2009/03/18/belgoro dtsystali-chashche-obrashchatsya-za-kreditami-dlya-malogo-biznesa
Источник: expeducation.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. — М.:Бизнес и банки, 1999. — С. 127.
2. Ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы» — Электронный ресурс — http://smb.gov.ru/files/?unid=f,2728 — дата обр.: 10.12.2010г.
3. Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл — Хайнц Шмидт. Малые и средние предприятия. Управление и организация. — М.: «Международные отношения», 2002. — С. 12-13.
4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) — Электронный ресурс — http://www.consultant.ru/popular/ — дата обр.: 10.12.2010г.
5. Лента новостей федерального портала малого и среднего предпринимательства — Электронный ресурс — http://smb.gov.ru/ — дата обр.: 07.12.2010г.
6. Малое и среднее предпринимательство Алтайского края: состояние, роль в экономике, перспективы. — Электронный ресурс — http://altsmb.ru/business/ — дата обр.: 11.12.2010г.
7. Ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы. Паспорт программы — Электронный документ — http://smb.gov.ru/program/program_srf/?region=01 — дата обр.: 10.12.2010г.
8. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. — М.: Консалтбанкир, 2002. — С.98.
9. Состояние и развитие малого предпринимательства в Алтайском крае — Электронный ресурс — http://www.russianeconomy.ru/Interviews/ — дата обр.: 10.12.2010г.
10. Программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса Алтайского края на 2011-2013 годы — Электронный ресурс — http://smb.gov.ru/content/news/regional/reggeneral/m,01,f,308146/ — дата обр.: 13.12.2010г.
11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 года (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ,от 22.07.2008 N159-ФЗ, от 23.07.2008 N160-ФЗ,от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
12. Закон Алтайского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае». Принят Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 10.11.2008г. №805 (в ред. Закона Алтайского края от 10.11.2009 №88-ЗС)
Источник: studentopedia.ru
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России
Введение 2
Глава 1. Особенности развития предприятий малого и среднего бизнеса 4
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 4
1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в России 6
Глава 2 Современные проблемы малого и среднего бизнеса 10
Глава 3. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 17
3.1. Основные направления государственной поддержки 17
3.2. Основные формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 19
3.3. Программы поддержки малого и среднего бизнеса 22
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Введение
Актуальность курсовой работы. Значимость малого и среднего бизнеса для экономики России очевидна. Сегодня они объединяют целый класс людей, которые задают позитивный настрой в обществе, играют особую роль в экономике нашей республики. С малым бизнесом связаны надежды на инновации и на ускоренное развитие среднего класса. Этот сектор экономики — реальная возможность для граждан найти свое место в жизни, и именно поэтому руководством страны должны решаться проблемы развития малого и среднего бизнеса, а также рассматриваются как одно из основных направлений развития экономики.
Для того чтобы малый бизнес действительно стал соответствовать отводимой ему роли в новой экономике, мы должны создавать все необходимые для этого условия. Постоянное совершенствование законодательства, финансирование целевых программ, создание для предпринимателей условий максимального экономического благоприятствования – вот те направления, которым государство должно уделять внимание.
Цель курсовой работы заключается в изучении системы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:
• изучить сущность и значение малого и среднего бизнеса;
• рассмотреть тенденции развития малого и среднего бизнеса;
• выявить основные проблемы малого и среднего бизнеса;
• изучить основные формы и методы государственной поддержкм малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования – формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Объект исследования — предприятия малого и среднего бизнеса.
В работе использованы труды таких Российских авторов как: Юрков С.А., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М. и других.
Структура работы состоит из трёх глав, введения и заключения.
В первой главе рассмотрена сущность малого и среднего бизнеса, его значение и становлении е в России.
Во второй главе рассмотрены основные проблемы малого и среднего бизнеса.
В третьей главе рассматриваются формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Список использованных источников
1. Конституция РФ. Статья № 34
2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 88-ФЗ от14 июня 1995 г.
3. Антилов, А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006
4. Бутова, М.В. Ерхов. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. – М.: Маросейка, 2007
5. Калугина, З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006.
6. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6.
7. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс-опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол. 2007
8. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА, 2005
9. Лысаковская, Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006
10. Малис, Н.Н. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006
11. Никитина, Л.Н. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006
12. Орлов, А.А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы// Вопросы экономики 1997, №1
13. Радев, В.А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики 2001, №7
14. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9
15. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008
16. Web//http://www.gks.ru/ (15.11.2011)
17. Web// http://www.rbcdaily.ru/ (15.11.2011)
18. Web//www.venture-news.ru (15.11.2011)
19. Web//www.minfin.ru(15.11.2011)
Общий объем: 25 стр.
Год: 2012
Цена: 300 руб.
Источник: kursach37.com