Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация и проведение
Понятие формы – деловая игра.
Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру ют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра — это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в ли цах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ре бенка, его родителей, заведующей или коллеги.
По определению А.А. Балуева (А.А. Балуев. Методы активного обучения». — М.: Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, рассмотрим две из них.
Имитационные игры . В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, то есть как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.
Изучаем HR через игры | Участники Кайдзен клуба играют в бизнес-игру | АЛЕКСЕЙ ЛИТВИНОВ
Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли
какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал.
В этих играх может быть отработано поведение педагога в опреде ленных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.
Деловыми играми часто называют также игры, основанные на телевизионных передачах: КВН, «Поле чу дес», «Счастливый случай», различные викторины, а также разрабо танные ими или адаптированные к педагогическим проблемам дет ского сада игровые приемы (они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастер ства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомы шленников).
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в дет ском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и вос питательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практи ческому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отра жения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, лег кости и указывает на связь этого процесса с положительными эмо циями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.
Требования по организации и проведению деловой игры.
Брайан Трейси: Бизнес-игра для руководителя и команды
«Как часто мож но проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год. Хорошо, если старший воспитатель сам поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнут ри» и только затем приступит к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.
В методической работе деловая игра является частью единой системы.
Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се минары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:
- создание проекта деловой игры;
- описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры;
- составление заданий для участников;
- подготовка оборудования.
Проект деловой игры
- Название деловой игры, ее цели.
- Состав участников.
- Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
- Суть проблемы, подлежащей решению.
- Состояние исследуемого вопроса.
- Руководство деловой игрой.
- Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.
Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.
Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.
Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.
В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).
Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.
Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.
Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова).
Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.
Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.
Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».
Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом
Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.
Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».
Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.
В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.
Источник: nsportal.ru
Подготовка к деловой игре
Преподаватель – руководитель игры — за несколько дней до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы. Необходимо, чтобы курсанты имели на руках сценарий деловой игры и материалы к деловой игре, предварительно его внимательно прочитали и имели бланки необходимых процессуальных документов и проекты процессуальных документов.
С участием курсантов тщательно прорабатываются основные характеристики и особенности предлагаемых ролей. Курсанты могут предложить ввести в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в предложенную для обсуждения ситуацию.
Курсантам необходимо заблаговременно ознакомиться с соответствующими положениями УПК РФ, закрепляющими компетенцию должностных лиц, а также процессуальный статус защитника, обвиняемого. Кроме того преподаватель должен ориентировать курсантов на внимательное изучение положений закона о избрании меры пресечения по решению суда. При подготовки к данной деловой игре необходимо акцентировать внимание курсантов на основаниях к изменению избранной меры пресечения, которые можно обнаружить в представленной к деловой игре фабуле.
С участием преподавателя и курсантов подбираются ключевые фигуры игры: судья, следователь, защитник и эксперты. Приветствуется самовыдвижение курсантов на те или иные роли.
В зависимости от избранных ролей преподавателем каждому курсанту дается персональное задание по подготовке к деловой игре, включающее изучение тех или иных законов и подзаконных актов, а также литературных источников.
Следует рекомендовать курсантам предварительно подготовить тезисы выступлений, проекты решений, вопросы к участникам с тем, чтобы использовать их в ходе игры.
Перед началом игры преподаватель проверяет готовность курсантов, консультирует их, оказывает помощь. Ориентирует курсантов на то, чтобы деловая игра носила дискуссионный, творческий характер с активным участием всей учебной группы.
На первоначальном этапе деловой игры преподаватель должен провести вводный инструктаж: объяснить курсантам суть проблемы, которую они должны решить в ходе деловой игры, довести до их сведения фабулу практической ситуации, а также напомнить перечень учебных тем, которые найдут свое воплощение в ходе деловой игры.(10 мин)
Основная часть деловой игры состоит в том, что курсанты разделяются на 4 группы: Группа «следователь», Группа «защитник», Группа «судья», Группа «эксперт». Персональный состав каждой из групп целесообразно формировать с таким расчетом, чтобы в нее входили слушатели различного уровня успеваемости и теоретической подготовленности. Процессуальных документы, которые должны быть составлены по ходу деловой игры, составляются с учетом предварительного распределения ролей.
Примерный план проведения деловой игры
1. Руководитель игры – преподаватель объявляет тему, проверяет наличие курсантов, получивших роли, их готовность к игре, проводит инструктаж и определяет задачи каждой из четырех групп (5 — мин.)
Группа «Следователь» — изучение материалов уголовного дела, подготовка и обоснование ходатайства об избрании меры пресечения заключения под стражу. Подготовка текста речи для выступления в судебном заседании.
Группа «Защитник» — изучение материалов уголовного дела, подготовка и обоснование отсутствия необходимости в избрании меры пресечения заключения под стражу. Подготовка текста речи для выступления в судебном заседании.
Группа «Судья» — изучение материалов уголовного дела, подготовка вопросов сторонам участникам судебного заседания, а также сценария судебного заседания.
Группа «Эксперт» — изучение материалов уголовного дела, подготовка вопросов сторонам участникам деловой игры.
2. Работа в группах по подготовке инсценировки судебного заседания (15-20 мин.)
3. Инсценировка судебного заседания (20-25 мин).
4. Преподаватель предоставляет слово экспертам
Группа «Эксперт» должна задать каждой группе по 2-3 вопроса в рамках темы «меры пресечения» и правовой ситуации..(20мин)
Ответы групп, а также аргументированность выступлений будут являться критерием оценки. Экспертом выставляется оценка группе участников в целом.(10 мин)
Заключительный этап проведения деловой игры предполагает обсуждение и анализ результатов проведения занятия.
Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение 5 минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов, обращает внимание на полноту достижения поставленных перед курсантами целей, на недостатки и положительные стороны, отмечает, что, на его взгляд, могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.
Преподаватель, с учетом мнения экспертов определяет итоговые оценки участникам деловой игры.
Необходимо также выслушать мнение студентов о деловой игре: что могло бы помочь в дальнейшем в совершенствовании этого вида занятий.
В заключении преподаватель благодарит всех присутствующих.
Задание
По итогам деловой игры курсантами должны быть составлены следующие документы:
1. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения заключение под стражу.
2. Постановление судьи об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
3. Постановление судьи об отказе в удовлетворении ходатайства (в зависимости от результатов развития деловой игры)
Проверка преподавателем оформленных документов осуществляется после проведения деловой игры.
1. Фамилия, имя, отчество Белов Артем Вячеславович
2. Дата рождения 25.04.1984 г.
3. Место рождения г. Люберцы Московской области
4. Место жительства и (или) регистрации Московская область, г. Люберцы, ул. Юбилейная, д.18, кв.24
5. Гражданство РФ
6. Образование среднее специальное
7. Семейное положение, состав семьи холост
8. Место работы или учебы не работает
9. Отношение к воинской обязанности военнообязанный
10. Наличие судимости судим)
11. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обвиняемого: паспорт 46 03 255724 выдан 30.07.2002 года 2 О/М Люберецкого УВД.
12. Иные данные о личности обвиняемого: на учете в ПНД, НД, не состоит, по месту жительства характеризуется положительно.
1. Фамилия, имя, отчество Язева Артура Вадимовича
2. Дата рождения 23.08.1982 г.р.,_____.
3. Место рождения г. Гомель Республики Беларусь
4. Место жительства и (или) регистрации Московская область, г. Люберцы, ул. Октябрьский пр, д.118, кв.31
5. Гражданство РФ
6. Образование среднее специальное
7. Семейное положение, состав семьи женат, ребенок 1,5 года
8. Место работы или учебы работает
9. Отношение к воинской обязанности военнообязанный
10. Наличие судимости не судим
11. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обвиняемого: паспорт 46 03 244624 выдан 27.07.2002 года 2 О/М Люберецкого УВД.
12. Иные данные о личности обвиняемого: на учете в ПНД, НД, не состоит, по месту жительства характеризуется положительно.
13.04.2008 года, примерно в 23 часа, Язев А.В. и Белов А.В., вступив между собой в преступный сговор на открытое хищение чужого имущества, подошли к ранее им незнакомым Скорику В.В. и несовершеннолетним Чукину М.В., 11.03.1989 года рождения, и Швец И.В., 05.07.1988 года рождения, вышедшим из торгового павильона ООО «Бекем», расположенном у дома №8 по ул. Дзержинской г. Дзержинский Московской области.
Действуя согласованно, в осуществление общего преступного умысла, Язев А.В. попросил у Скорика В.В. посмотреть его спиннинг «Jaxon», стоимостью 1500 рублей. Скорик В.В., не догадываясь о преступных намерениях последнего, передал Язеву А.В. спиннинг.
Затем Язев А.В. попросил у Скорика В.В., принадлежащий последнему мобильный телефон для того, чтобы позвонить, сказав, что вставит свою SIM-карту. Скорик В.В. передал Язеву А.В. свой мобильный телефон «SIEMENS SL-45», стоимостью 900 рублей. Забрав телефон, Язев А.В. положил его в карман своей одежды и сказал Скорику В.В., что он больше не увидит ни спиннинга, ни телефона.
На законные требования Скорика В.В. вернуть принадлежащее ему имущество Язев А. В. ответил отказом. Затем Язев А.В., во исполнении общего с Беловым А.В. преступного умысла, потребовал от несовершеннолетних Чукина М.В. и Швец И.В. передать ему имеющиеся у них мобильные телефоны, а в случае невыполнения его требования, высказал в их адрес угрозу избиением, то есть применением насилия не опасного для жизни и здоровья.
Чукин М.В., восприняв данную угрозу со стороны Язева А. В., как реальную, передал последнему свой мобильный телефон «SIEMENS С-45», стоимостью 800 рублей, с находящейся в нем SIM-картой оператора сотовой связи «Мегафон», стоимостью 150 рублей, на счету которой было 7,68 долларов США, что согласно курса ЦБ РФ на 13.04.2005 года составило 213 рублей 24 копейки. У Швец И.В. мобильного телефона не оказалось.
В это время, Белов А.В., действуя согласованно с Язевым А.В., во исполнение общего преступного умысла на открытое хищение чужого имущества, потребовал от Швеца И.В.. Чукина М.В. Скорика В.В., отдать оставшиеся у них ценное имущество.
После чего, Белов А.В., действуя в продолжение преступного умысла, увидев у Скорика В.В. на шее золотую цепочку, применив насилие не опасное для жизни и здоровья, схватил его рукой за одежду и завел за павильон ООО «Бекем», где попытался снять с шеи Скорика В.В. указанную золотую цепочку стоимостью 8996 рублей 73 копейки. Скорик В.В. оказывал Белову А.В. сопротивление, не давая возможности снять с себя цепочку.
Белов А.В., действуя в осуществление преступного умысла, с целью подавить сопротивление, нанес Скорику В.В. удар кулаком в по туловищу в область живота, от чего последний упал на землю, после нанес два удара ногами по туловищу Скорику В.В., причинив тому физическую боль, то есть применил насилие не опасное для жизни и здоровья, повторив требование передать ему цепочку. Скорик В.В. Однако в ходе происходящего самообороняясь, Скорик причинил Белову А.В. и Язеву А.В.. телесные повреждения в виде порезов, с которыми последний (Язаев А.В.) 13.04.2005 года был госпитализированы в травматологическое отделение Дзержинской городской больницы. Таким образом, Белов А.В., Язеву А.В.. совершили преступление, предусмотренное п.п.«а,г» ч.2 ст.161 УК РФ.
Справка
1. Уголовное дело № 34888 возбуждено 14 апреля 2008 года по п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ
2. Белов А.В. был задержан в соответствии со ст.91 УПК РФ «15» апреля 2005 года.
3. Белову А.В. «15» апреля 2005 года была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
4. Белову А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ «22» апреля 2005 года.
5.. Язеву А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ «27» апреля 2005 года.
6. Вещественные доказательства по уголовному делу: спиннинг «Jaxon», мобильный телефон «SIEMENS SL-45», золотая цепочка находятся у потерпевшего Скорика В.В., мобильный телефон «SIEMENS С-35» находится у потерпевшего Чукина М.В.; одежда подозреваемых, обвиняемого и ножницы находятся в камере хранения Люберецкого УВД.
7. Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.
8.. Меры, принятые в обеспечение гражданского иска и возможной конфискации имущества — не применялись.
9.. Процессуальные издержки по уголовному делу: нет.
10.. Меры, принятые по обеспечению прав иждивенцев обвиняемых и потерпевших не применялись.
Источник: poisk-ru.ru
Методика подготовки и проведения деловых игр
Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Опыт, приобретаемый при участии в игре, в некоторых случаях оказывается более ценным по сравнению с уже имеющимися профессиональными навыками.
Деловые игры дают возможность более широко проанализировать существующие условия, реально представить последствия принимаемых решений, создают вероятность принятия альтернативного решения. В деловой игре человек имеет неполную, но достоверную информацию, это увеличивает доверие к имеющимся итогам и инициирует общее направление принятия ответственности. Рассматривая преимущества, определяют успешность использования этого метода в процессе обучения.
Главной особенностью основного количества игр будет присутствие ролевого взаимодействия. Роли создают структуру группы, т. е. за любым участником игры закрепляется определенная позиция и функция в группе. Роль понимается как система функций и стереотипов поведения. Участники игры вырабатывают у себя определенную систему ожиданий от носителя конкретной информации, эти ожидания должны сходиться у всех участвующих игроков, для этого в инструкции игроку надо детально описать нормы поведения. Все это формирует взаимодействие внутри группы, регулирует взаимоотношения и уменьшает возможность возникновения конфликтов.
Деловая игра вместе с другими методами обучения способствует накоплению управленческого опыта, близкого к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это получается осуществить намного лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально создает существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению поставленных целей.
Методология развития игры включает 4 этапа:
2) оптимизация (или целеполагание);
3) определение спектра ресурсов, требуемых для претворения в жизнь заданной модели продукта, участниками игры;
4) осуществление связи результатов игры с послеигровым моделированием, поскольку здесь детально разрабатываются механизмы внедрения результатов игры на предприятии. После завершения игры происходит ее обсуждение, по итогам которого участники делают выводы и принимают решения.
Сущность деловой игры заключается в ролевом участии каждого участника в искусственно созданной ситуации, приближенной к производственной практике. Подготовка и проведение игры являются основными составляющими во всем процессе.
Подготовка к проведению игр включает в себя:
1) постановку цели – необходимо понять, для чего проводится игра, в чем ее смысл;
2) выбор и обрисовку ситуации – каждый участник должен понимать то, что от него требуется. Сама же ситуация должна иметь неоднозначный характер, несколько вариантов решения;
3) формирование команд.
Для проведения игры участникам предоставляется возможность выбрать ресурсы, необходимые для результативной игры. Здесь отбрасываются все бурные фантазии участников, остаются только лишь те предметы, которые действительно помогут в реальной жизни.
При формировании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в коллективе. Важно, чтобы в команде присутствовали лишь положительные эмоции и отношения. Только при таком раскладе возможно эффективное сотрудничество в коллективе, которое принесет наиболее положительный результат.
Для более слаженной игры необходимо разработать инструкции для всех, ролевые инструкции каждому участнику, четко продумать ход событий и те факторы, которые будут стимулировать игроков не на победу, а на результат.
Игра будет нежизненной, если не будет происходить в реальном времени, в реальных событиях, если будут плохо продуманы шаги участников, а также если решения игроков не будут находить ответного отклика у руководства.
Проведение игры предполагает работу в группах, пленарное собрание и рефлексию. В начале дня участники собираются для краткого подведения результатов и получения задания на новый день. Работа в группах проходит до обеда, после обеда на пленарном собрании зачитываются представленные доклады. Рефлексивный разбор игрового дня осуществляется после пленарного заседания.
В итоге все ресурсы, которые действительно принесли пользу, внедряют и используют уже в производстве. Готовятся необходимые приказы, распоряжения, вносятся изменения в положения отделов и служб, т. е. применяется все, что поможет исправить либо уже сложившуюся, либо надвигающуюся конфликтную ситуацию.
По завершении игры происходит ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к чему эти результаты привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение. По итогам обсуждения участники делают выводы и принимают решения, способствующие предотвращению уже возникших проблем и предотвращению еще не возникших, но вполне ожидаемых конфликтных ситуаций.
Источник: studopedia.su