Популярная, подписная модель бизнеса — не для всех. Бизнес-модель «покупки по подпискам» — это способ потребления товаров покупателями и их взаимодействия со службами услуг. В настоящее время кажется почти невозможным слушать музыку, смотреть фильмы или делать покупки онлайн без использования ежемесячного плана подписки.
Постоянное взаимодействие продавца и покупателя и возможность отменить сделку в любое время помогают избежать неприятного ощущения потери больших сумм денег, например, за лицензии на программное обеспечение.
Бесконечные библиотеки (например, Netflix и Spotify), круглосуточная поддержка клиентов, постоянные обновления программного обеспечения и алгоритмическое кураторство — все это способствует привлекательности подписок.
Этот бизнес дает возможность правильно оценивать прогнозы компаний о прибыльности операций, развивать более глубокие отношения с потребителями и собирать данные для выявления привычек покупателей при вовлечении их в процесс подписки.
Подписочная модель продаж. Работает ли бизнес-модель по подписке?
Согласно отчету за октябрь 2019 года, опубликованному фирмой Zuora, поставщика программного обеспечения для подписки, доходы от продаж по подписке выросли примерно в пять раз быстрее, чем у компаний, включенных в корзину фондового индекса S теперь речь действительно идет о доступе к товару как о новом законе».
Его основательное мнение подтверждается растущей известностью экономики совместного использования и тенденцией доступа к собственности. Но есть сомнения, будет ли совместное использование хорошо приживаться в отраслях, где существуют сильные стимулы собственности. Только время покажет, займет ли модель подписки большую часть нашей жизни — по всей вероятности, мы встали на путь использования всего, что доступно, и не владеем ничем вообще.
Источник: b-mag.ru
Сервисная бизнес модель — бизнес по платной подписке
В статье поговорим про модель бизнеса, при которой клиент платит не разово за владение продуктом, а за право использовать продукт некоторое время.
Введение
В статье поговорим про модель бизнеса, при которой клиент платит не разово за владение продуктом, а за право использовать продукт некоторое время.
Эта штука кардинально может изменить подход практически в любом бизнесе. Это не только ПО и сервисы типа Битрикс24. Это может быть и оффлайн бизнес.
Традиционная модель бизнеса
Раньше господствовала одна модель — это продажа товаров по цепочке производители через дистрибьютеров, дистрибьютеры через мелкий опт, а те продают уже в розницу. Т.е. товар постепенно спускается до конечного пользователя.
Такая модель господствовала в течение всего 20 века. Именно на ней вырос и возмужал современный капитализм.
SAAS — Подписная модель бизнеса.
Это основа основ старого доброго мира.
Что же могло пойти не так? Цифровизация бизнес модели
В такой цепочке проблема в том, что производитель практически ничего не знает о потребителе. Т.е. он конечно проводит какие-то исследования, но по факту они не имеют тесного контакта с потребителем.
Здесь можно сказать, что продукт рулит, а клиент просто покупает из того, что есть на рынке.
Казалось бы все хорошо, просто создавай и создавай продукты дальше и все будет ок. Проблема в том, что спрос ограничен: надо либо выходить на новые рынки (например, навязать странам Африки свои правила), либо как-то отхватывать кусок пирога у других.
Компаниям приходится уже бороться за клиента, создавать лучшие условия, быть ближе к нему.
Новая подписная модель бизнеса. Бизнес модель цифрового сервиса
Подписка стала возможной с развитием интернета, хотя технически ее можно было бы реализовать и без этого. Просто интернет приносит массовость. А там где сеть имеет множество узлов, ценность растет в квадрате.
Ключевая суть модели информационного бизнеса — бизнес напрямую взаимодействует с клиентом, держит руку на пульсе клиента и подстраивает свое предложение максимально под изменяющиеся требования клиента.
Ключевая идея подписки — клиент не владеет продуктом, он покупает время на использование продукта. По сути берет его в аренду.
Это позволяет выстраивать близкие отношения с клиентом, по сути в хорошем смысле подсаживая его на продукт.
Примеры подписной модели. SAAS модель бизнеса
Посмотрите, кто стоит наверху пирамиды капитализма, и там вы найдете главных игроков, работающих по подписной модели — Амазон, Гугл, Эппл, Microsoft.
У этих компаний есть и обычные продукты без подписки, но даже они работают на усиление подписной модели компании. У Apple есть своя экосистема продуктов и облачных услуг. У Гугла, Фейсбука — это рекламные возможности.
При этом подписка — это необязательно про веб-сервисы.
К примеру, есть компании, которые предлагают оборудование по подписке. Т.е. делается контракт на год и оборудование из определенного списка предлагается по запросу.
Например, такой сервис — зимние принадлежности. Вы ничего не храните дома, но у вас есть договор по подписке с компанией, которая вам предоставит все, что угодно в плане зимних утех — лыжи, санки, скутеры и прочее.
Т.е. вы не покупаете все это дело, а просто берете, когда в этом есть потребность. И это не разовая история, а регулярная (и за счет этого это будет дешевле, нежели разово взять лыжи напрокат).
Что нам с этого? Программа для создания бизнес модели
Подписная модель для поставщика ПО — плюсы и минусы для бизнеса и потребителя
В этой статье мы рассмотрим модель предоставления ПО по подписке: в чем ее достоинства и недостатки. Также мы коснемся нашего решения Falcon Service, для которого планируем попробовать внедрить подписную модель.
Введение
В этой статье мы рассмотрим модель предоставления ПО по подписке: в чем ее достоинства и недостатки. Также мы коснемся нашего решения Falcon Service, для которого планируем попробовать внедрить подписную модель.
Что такое подписная модель или бизнес модель подписка?
Раньше программы продавались в подавляющем большинстве случаев как право передачи собственности. Т.е. вы покупали отдельный экземпляр программы. Он принадлежал вам, у вас было право владения этим экземпляром. Альтернативный вариант — вы покупаете право использования на определенный период.
Т.е. вы подписываетесь на использование ПО для своих нужд и платите небольшую сумму за его использование — небольшую по сравнению с покупкой полноценной лицензии. Данный подход постепенно побеждает — все больше софта продается по подписке. Взять тот же битрикс, который сделал упор на облачный сервис Битрикс24 (раньше основным продуктом Битрикс была CMS 1С Битрикс). Итак, подписка — это небольшие периодические платы за временное использование некоего продукта.
В чем плюсы и минусы модели подписки для бизнеса и потребителя
Плюсы для бизнеса таковы:
- у вас есть регулярные платежи. Это не разовая история, когда клиент купил и отвалил. Клиент постоянно платит, а это хорошо для бизнеса.
- клиент привязан к вам. Не так просто слезть с определенного сервиса — это и перестройка процессов, перенос данных, да и привыкли уже все к программе.
- более простое обновление ПО — не нужно устанавливать новые обновления на отдельные станции — обновляем основной сервис и это сказывается сразу на всех участников вашего сервиса.
- более точное понимание, что требуется клиенту. Вы находитесь в плотном контакте с клиентом. Вы видите внутренние данные по активности в вашем софте и можете использовать эти данные для улучшения вашего сервиса.
- понятная среда, в которой работает софт. Не нужно заботиться, что там у клиента стоит на сервере, какой антивирус что блокирует — среда работы приложения всегда одна и та же и находится под вашим контролем.
- небольшая команда для поддержки. Потенциально это может быть 5-7 человек, которые обслуживают миллионы пользователей. Т.е. ценность в расчете на одного сотрудника просто громадная.
Минусы для бизнеса:
- большой объем данных. Технически сложнее управлять системой с кучей данных (т.е. рост базы данных может быть очень большим, а это доп нагрузки и сложности обслуживания).
- если ПО требуется для разовых нужд, то человек может купить на месяц и дальше не продлевать подписку. В этом случае было бы лучше продавать именно более дорогую лицензию.
- доступность. Если сервис падает, то падает сразу у всех. Это неприятная штука, которая сразу будет влиять на всех ваших клиентов. Т.е. необходимо обеспечить максимально бесперебойную работу всего сервиса.
Минусы в основном технические, связанные со сложностью решения.
В чем плюсы и минусы для потребителя:
- легкий и быстрый старт — софт уже готов к использованию и не требует каких-то особых доработок.
- низкий порог вхождения — стоимость значительно ниже, чем стоимость полноценной лицензии. Платим небольшую сумму и сразу начинаем пользоваться софтом.
- не нужно создавать свою инфраструктуру — сервис предоставляет все необходимое через браузер или мобильное приложение. Не нужен свой веб-сервер для установки софта. Не требуется установка ПО и его обслуживание (обновление версий).
- можно в любой момент закончить платить за софт, как только отпадет в нем необходимость.
Какие есть минусы для потребителя, которые сел на подписку:
- зависимость от сервиса (вспоминаем апрель 2022). Не так просто быстро мигрировать с некоего сервиса в случае необходимости.
- все ваши данные хранятся на чужом сервере. Это как плюс с одной стороны, но и как минус (вы по сути не контролируете свои данные).
- сложность кастомизации. Практически невозможно дорабатывать решение под себя, изменять бизнес-логику и внешний вид.
- у вас нет права владения этим софтом. Вы платите только за использование софта.
- безопасность ваших данных зависит от третьей стороны (сервиса). С другой стороны, она почти всегда зависит от третьей стороны (хостера, провайдера интернета, владельца кафе, где вы сидите с Wifi и т.д.).
У каждого подхода есть свои минусы и плюсы, важно заранее оценить их для принятия взвешенного решения о том, какая модель вам больше подходит — как в роли клиента, так и в роли поставщика услуг.
Наша ситуация по Falcon Service
У нас есть коробочное решение Falcon Service — это сайт с личными кабинетами менеджеров и клиентов, на котором производится обработка заказов. Решение ставится на хостинг клиента и дорабатывается под его нужды. Обычно это подразумевает множество доработок под бизнес логику клиента.
- SAAS сервис, где будет единый сайт для всех клиентов, где они смогут завести своих менеджеров и клиентов и обрабатывать заказы. Т.е. это можно сказать некий аналог Битрикс24.
- Отдельные инсайты-сайты решения на нашем сервере. Т.е. мы делаем полную копию решения и ставим отдельно для клиента приложение. Отдельная база и отдельный сайт.
Оба варианта не предусматривают кастом доработок. Но во втором варианте есть возможность выкупить полную лицензию на владение, поставить решение на свой сервер и там уже его дорабатывать как угодно под свои нужды.
С другой стороны, второй вариант сложен в обновлении — не получится легко обновлять экземпляры решения. В первом случае любые изменения сразу будут сказываться на всех клиентах.
Конечно, наше решение еще следует довести до такой степени готовности, чтобы через настройки (а не sql разработку) можно было бы закрыть до 95% возможных потребностей. Т.е. клиент либо использует решение по подписке, если его все устраивает по возможностям. А если он хочет кастом — покупает готовое решение и проводит доработки под свои уникальные процессы (что конечно дороже и сложнее).
Сейчас упор мы сделаем на настройках и уменьшении потребности в глубокой кастомизации. Проще будет внедрить второй вариант — т.е. просто почкование решения в отдельный сайт. Вариант с SAAS вероятно будет пока отложен (он технически сложнее реализуем и возможно это будет другое решение по набору возможностей).
В целом направление подписки видится перспективным — это увеличит доступность наших решений для клиентов, а нам позволит лучше понять потребности малого бизнеса.
Заключение
В статье мы кратко прошлись по плюсам и минусам подписки для клиентов и поставщиков услуг. Вероятно, в ближайшие 10 лет большая часть софта будет работать именно по подписке — уж больно это хорошо выглядит как со стороны клиента, так и со стороны вендора. Исключением будет такой софт, где хранение данных вовне клиент будет критичным для него (финансовые организации, гос учреждения и т.д.)
Источник: spark.ru