Первый вывод, следующий из теории капитализма и предпринимательства, таков. Предпринимательство как деятельность по аккумулированию денег, движимого и недвижимого имущества, когда затраты соотносятся с доходами хотя бы самым примитивным способом, издревле присуща человечеству, поскольку во всяком обществе всегда есть определенное число людей, «готовых опробовать новые возможности», связанные с приобретением средств существования за счет проявления инициативы, энергии и предприимчивости.
Второй вывод заключается в том, что предпринимательство как характеристика личности, общественный класс, вид социальной деятельности представляет собой развивающийся феномен. Оно эволюционирует от грубых, аморальных, насильственных форм к тонким, ориентированным на нравственные нормы, относительно мирным способам добывания жизненных средств. Динамика форм и видов предпринимательства от обыкновенного разбоя, военных захватов, чиновничьей коррупции, помещичьих заводов, государственных мануфактур, купеческих промыслов, прожектерства и финансовых афер до организации постоянно действующих предприятий, приносящих прибыль за счет использования труда юридически свободных лиц описана в работах М.Вебера и В.Зомбарта. Последний из перечисленных видов предпринимательской деятельности и выступает как рациональное предпринимательство, то есть бизнес, основанный на здравом смысле, точном расчете и религиозно-этических императивах.
Устойчивое развитие и зеленая экономика — Сергей Бобылев
Третий вывод связан с пониманием того, что предпринимательство возникает и развивается не в социальном вакууме, а в определенной общественной среде. Процесс генезиса и эволюции рационального бизнеса, в частности, коррелирует с институционализацией капитализма как особого типа общественно-экономической формации, отличающейся комплексом экономических, политических, социальных и культурных признаков.
Из обширного комплекса факторов выделим политические условия, которые определяют становление и развитие рационального предпринимательства на этапе перехода общества к традиции к модерну. Прежде всего, отнесем к их числу демократию и федерализм. Взаимосвязи между развитием рационального предпринимательства, демократии и федерализма обстоятельно рассмотрены в работах Г.Т.Бокля, А.Токвилля, В.Острема. Основной вывод, к которому пришли упомянутые авторы, состоит том, что подлинная демократия и аутентичный федерализм образуют наиболее благоприятную политическую среду для прогрессирующего развития рационального предпринимательства.
Реализуя социологический ракурс рассмотрения выделенной социальной взаимосвязи, предоставим слово участникам опроса, проведенного в 2009 г. среди специалистов (экспертов) по предпринимательству в Республике Татарстан и Республике Марий Эл. Экспертному опросу подверглись по 50 человек от каждой из названных республик.
Солидаризируясь с мнением столпов теории предпринимательства, абсолютное большинство экспертов (71,0% в РТ и 68,0% — в РМЭ) согласилось с тем, что наиболее благоприятным политическим режимом для развития частного предпринимательства выступает демократия. В условиях перехода от традиции к модерну в сфере социальных отношений (контактов, интеракций, коммуникаций), переживаемого российским обществом, именно частное предпринимательство выступает основной сферой рационализации бизнеса.
6.9 Факторы экономического роста.
Соглашаясь, что демократия в России в целом и в обследованных регионах отсутствует, эксперты РТ и РМЭ несколько разошлись в оценках перспектив ее становления и развития. В Татарстане был зафиксирован примерный паритет между экспертами, определяющими перспективы институционализации демократии как «благоприятные» или «скорее благоприятные, чем неблагоприятные» (42,5%) и как «неблагоприятные» или «скорее неблагоприятные, чем благоприятные» (45,0%). В Марий Эл заметное преимущество оказалось на стороне тех экспертов, которые в большей мере негативно, чем позитивно оценили шансы утверждения в ближайшем будущем в стране и регионе демократии (58,0% против 32,0%).
Подтверждая предположение о мнимом или номинальном характере федерализма в современной России, татарстанские (70,0%) и мариэловские (58,0%) эксперты высказали мнение, что органы местного самоуправления в «большой» или даже «в очень большой» степени контролируются федеральными и региональными органами государственной власти.
Таким образом, данные экспертного опроса свидетельствуют, что в современной России, в частности, в РТ и РМЭ, демократия и федерализм как позитивные политические факторы развития рационального предпринимательства находятся в зачаточном состоянии или в самом ранней стадии институционализации. По-видимому, это и составляет одну из основных политических причин того, что предпринимательство, да и капитализм в целом в нынешней России и ее регионах носит далеко не рациональный характер, вполне заслуживая эпитета «дикий».
Источник: be5.biz
Политические факторы влияющие на бизнес
Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. Угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые вам предоставляются — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для вашего бизнеса.
Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.
Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.
При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Markets, Politics, Laws, Ecology/Enviroment, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации.
Каждый из этих факторов анализируют, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.
Политические факторы на рынке экспресс доставки
В развитых странах политика мало влияет на развитие бизнеса. Кто бы ни был президентом, канцлером, премьер-министром, частная собственность остается неприкосновенной, а для диалога с государством существует независимая судебная система. Однако в России дело обстоит иначе. Каждый российский бизнесмен знает, что влияние политики на рынок недооценивать нельзя. Политические решения не обошли стороной и рынок экспресс доставки.
Первым политическим фактором, оказавшим решающее влияние на работу служб доставки, стало введение санкций. Это привело к сокращению импорта европейских товаров, переориентировало транспортные потоки и способствовало уходу с рынка первой волны слабых игроков. Кроме того, это снизило темпы развития интернет-торговли, благодаря росту которой экспресс почта тоже активно увеличивала объемы оказываемых услуг.
Следствием санкций, помимо падения курса рубля и роста инфляции, стал также запрет импорта ряда европейских товаров в Крым, что осложнило жизнь транспортным компаниям, но предоставило экспресс почте шанс освоить новый регион. Маловероятно, чтобы крымчане отказались от интернет-покупок, а это значит, что служба доставки, которая найдет способы ввоза в Крым европейских товаров, получит немалую прибыль.
Следующее политическое решение, которое тоже заденет работу служб доставки – создание Евразийского экономического союза. Эта политическая структура начала свою работу в наступившем году. Первый важный вопрос, который рассматривают главы стран-участниц союза, касается максимальной суммы беспошлинной интернет-торговли.
Российская сторона, установившая в январе 2014 новые таможенные правила, справедливо опасается, что при полном отсутствии внутренних границ и таможенных пунктов территории стран-союзников будут использованы для ввоза в Россию больших партий товаров без уплаты каких-либо сборов. В настоящее время норма ввоза товаров без уплаты пошлины составляет 200 евро и 1000 евро в Казахстане. Российская сторона предлагает остановиться на сумме в 500 евро.