Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию.
Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков». И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.
Путин о политологии
Бизнес и политика жестко связаны друг с другом. С одной стороны, политические решения и действия влияют на те или иные отрасли и виды бизнеса, с другой стороны, зачастую, большие деньги определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Для того, чтобы правильно сориентироваться в происходящей политической ситуации и ее влиянии на собственные финансы, вложения и инвестиции, необходимо уметь оценивать ситуацию с точки зрения перспективы.
Это поможет вовремя вывести деньги с одних направлений, риск в которых вырос в связи с изменением политической ситуации, и вложить эти деньги в другие направления, оказавшиеся наиболее привлекательными по той же самой причине.
Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выборами власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний; демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем отечестве их немало.
Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность — в политическую власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти.
Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.
Источник: gotovie.com
Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политология
Бизнес и политика. Бизнес как субъект политики
Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию.
Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков». И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.
Сегодня политик, будь то политик публичный или непубличный (чиновник), работает не из абстрактной любви к власти и не ради того, чтобы оставить «след в истории». Безусловно, политик стремится к повышению своего статуса, но статус здесь выступает как источник денег. Впрочем, деньги тоже нужны не сами по себе, а как средство повышения статуса, который, в свою очередь, снова конвертируется в деньги и т.д.
Это не плохо и не хорошо — это просто реальность. Политический бизнес, таким образом, неизбежен. Его не следует оценивать с этической точки зрения, его следует изучить — и понять, как современный предприниматель может ввести политику в сферу своей активности, какие его здесь поджидают возможности и «подводные камни».
Источником превосходства одного человека над другим с давних времен были . пропуск.
Равноправие в борьбе за власть оказалось как-то вдруг позади. Не осталось практически ни одной отрасли, в которую бы не включилась материальная заинтересованность лиц, приступающих к политической деятельности. Произошла неизбежная интеграция бизнеса и политики, которые, сего не скрывая, кормят и поддерживают друг друга.
Логично, что тот, кто владеет деньгами, и не обладает властью, всячески стремится достичь последнего, используя свою материальную позицию, особенно, если она приоритетна по сравнению с позицией иных претендентов на власть. И не удивительно, что, получив полномочия в той или иной сфере государственного управления, уже не нейтральная, а всеобще значимая, личность начинает активизировать силы исключительно в своих интересах. Было бы достаточно странным не использовать лежащие на поверхности ресурсы, не требующие применения какого-либо специального оборудования для их добычи, необходимые многим, но доступные единицам. Именно тем единицам, в руки которых народ вложил узды правления для них самих и терновый венец для самого народа.
Вкладчики в дело требуют свой процент на прибыль. Порой денежных вознаграждений оказывается недостаточно. Однако их можно заменить рекламой, неофициальным динамичным уничтожением оппозиции, продвижением по служебной лестнице.
Все это и многое другое, не менее интересное и, к сожалению, привычное, легко можно наблюдать в политике не одного «демократического» государства сегодня. Вполне достаточно вспомнить скандал по поводу «шестого телевизионного канала» в России, где прямое вмешательство олигархов в политику путем применения ими своей бизнес-мощи привело к неминуемой трагедии, выразившейся в закрытии канала. Не принято решение проблемы СМИ и в Казахстане, где каждый собственник, противясь консолидации и целенаправленно стремясь к выгодному для себя сепаратизму, подставляет под удар не только материальное состояние соседа и общественное мнение о нем, а также личную и до того непрочную политическую позицию.
Умение управлять государством — это и есть политика. Умение управлять финансами — это бизнес, здоровая экономика и сила государства. А функция государства известна — организовывать жизнь общества и наслаждаться этим дуэтом.
Политика в ее прямом понимании — всеобъемлющая наука. Ее не изучают в студенческих аудиториях учебных заведений. Политика — удел мудрого человека. В большую политику приходят по зову сердца уже зрелые и просвещенные люди.
Профессиональная политика — это судьба человека, всесторонне образованного, вдумчивого, с философским мышлением, жаждущего все глубже и глубже познавать жизнь общества. У такого политика нет точки насыщения в познании окружающего его мира и законов развития общества. Для него общечеловеческие законы — это первичная потребность, а деньги — лишь средство для существования. Такие люди, как правило, высокогуманные и не амбициозны.
Таких политиков и недостает в высших эшелонах власти нашего государства. Все должности заняли властолюбивые госчиновники-политиканы, действующие из мелких личных побуждений. . пропуск. У этих людей нет заработанных личным трудом больших денег, а жить хочется лучше, гораздо лучше.
Зато у них есть административная власть над несметными природными ресурсами и над деньгами богатых людей. Девиз таких чиновников: всем отмерь, себе — отрежь. Уж они-то знают цену хорошей жизни, а потому завистливы, расчетливы и жадны. Их зависть разрушительна — развалить, задушить и физически уничтожить конкурента.
- Василик М.А. Политология. Учебник. 3-е изд. М., 2007
- Горелов А.А. Учебник по политологии. М., 2009
- Зотов В.Д. Политология: Учебник. М., 2008
- Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. М., 2008.
- Мухаев Р.Т. Теория политики. Учебник. М., 2007
- Панарин А.С. Политология. – М., 2006.
- Соловьев А.И. Учебник по политологии. М., 2008
Источник: otlichnik.ucoz.com
Власть и бизнес в публичной политике современной России
Публичная политика — особое понятие для российской политической науки. Существует несколько трактовок определения понятия.
В развитых странах под этим термином понимается совокупность новейших технологий политического менеджмента, применяемых для анализа и оценки результатов и последствий принимаемых государственных решений в различных сферах вкупе с соответствующими государственными расходами. Этот так называемый «проектный» подход подразумевает и экспертизу государственных решений со стороны заинтересованных групп и независимых экспертов.
Распространена и более традиционная трактовка понятия публичной политики, как совокупности легитимных, принятых со всеми надлежащими процедурами, и формальных (оформленных в правовых документах) решений органов государственной власти и управления. Такое понимание публичной политики в советской и постсоветской традиции было замещено понятием «государственная политика».
Как явление политической культуры, «государственная политика» в советской традиции, что во многом унаследовано и постсоветской Россией, подразумевает закрытость процесса принятия решений. Таким образом, складывается следующее определение: публичная политика — это политика, которая предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации,
Глава 6. Власть и бизнес в публичной политике современной России контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений.
Современные подходы к теории политической науки определяют, что политика может считаться публичной, если она является прозрачной, эффективной, а также нацелена на решение проблем населения и пользуется его доверием. В основе её должны лежать реальные потребности и тенденции развития современного общества, с учетом опыта и традиций страны.
Анализ общественной политики представляет собой комплекс подходов к эмпирическому исследованию, объединенных общими целями описания, объяснения, рекомендаций и оценок общественной политики. Сочетание методов зависит от конкретного аспекта политики и целевых индикаторов исследования. Классифицировать методы анализа публичной политики можно таким образом:
Политические институты — это просто набор правил решения, процедур и механизмов для осуществления событий. Анализ институтов позволяет выяснить роль, которую они играют в определении типа политики и в ее осуществлении.
- 4. Анализ процессов. Основной целью некоторых исследований является описание процессов, которые лежат в основе осуществления той или иной политики, и политических пристрастий, связанных с этими процессами. Анализ процессов включает изучение того, как возникают потребности, как вырабатываются общественные настроения, влияющие на эти потребности, как определяется выбор политики, как проводятся обсуждения, имеющие результатом выбор политики, и как воплощается этот выбор. Этот анализ часто включает оценку того, кто и на кого влиял в процессе принятия решения и кто выиграл (или пострадал) в результате данного политического выбора.
- 5. Анализ решений. Зачастую официальные лица, ответственные за реализацию политики, хотят предварительно прибегнуть к какому-либо виду политического анализа. Исследователям ставится задача определить круг проблем, на которые требуется правительственная реакция, предложить альтернативные варианты, оценить возможные затраты и выгоды, связанные с каждым из вариантов.
- 6. Анализ воздействий. Целью любой общественной политики является изменение или сохранение определенной ситуации в обществе. Анализ данного вида предназначен для определения того, какое в действительности воздействие оказала та или иная политика. Исследователь фокусирует основное внимание на стадиях воздействия политики, формирования потребностей, уяснения и формулирования потребностей. Имея своей целью установление причинно-следственных связей, анализ воздействия требует точного исследовательского плана. Цель анализа воздействий — установить, какие изменения внесла политика в общественную ситуацию. Нужные методы сбора и анализа данных определяются типом исследуемой политики.
Глава 6. Власть и бизнес в публичной политике современной России
7. Оценка программ. Основной целью оценки программ является определение того, выполняет ли та или иная программа свои задачи, и если нет, то установить причины неудачи. Оценки подразделяются на оценки процесса и оценки воздействий.
Первые связаны с выяснением того, насколько выполнена программа, исходя из официальных директив и в соответствии с глобальными задачами данной политики. Оценки воздействий — это попытки определить, приведет ли программа к желаемым изменениям. Они касаются разработки совокупности операций для достижения целей программы, спецификации критериев успеха в достижении этих целей и обеспечения системы измерения на основе принятых критериев.
Источник: ozlib.com