Понятие бизнеса в социальной сфере

Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью. Различают «социальных работников» и «специалистов по социальной работе». Специалист по социальной работе выполняет на предприятии определенный круг обязанностей в соответствии с должностными инструкциями. Кадры социальных работников можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

Оплата труда – основной источник эффективности труда работников. В настоящее время для работников социальных учреждений устанавливается оплата труда на основании тарифной сетки и тарифных ставок, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ. Соотношение между тарифными ставками первого и последнего разрядов тарифной сетки должно быть не менее 1:4,5. Правительство регионов с учетом мнения региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений утверждает все нормативно – правовые документы по оплате труда социальных работников.

О бизнесе в социальной сфере

Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.

В настоящее время социальные услуги в государственной системе в основном оказываются бесплатно. В постановлении Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г. № 1151 определены категории граждан, получающих бесплатное социальное обслуживание, его виды и размеры.

12 января 1996 г. вступил в силу федеральный закон «О некоммерческих организациях», в котором определены основные нормы деятельности некоммерческих организаций, в том числе и в социальной сфере. В федеральных законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ отражен порядок оказания платных и частично оплачиваемых социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения. Деятельность учреждений социальной защиты населения может быть представлена двумя типами предпринимательства:

1. Операциями по производству и реализации товаров и оказанию услуг.

2. Внереализационными мероприятиями, к числу которых относятся сдача имущества в аренду, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности.

Бизнес в социальной сфере

За собственником и учредителем оставлено право решать, какие из внереализационных мероприятий и видов деятельности по производству и реализации товаров и услуг может осуществлять учреждение.

Согласно законодательству, многие виды деятельности в России подлежат обязательному лицензированию. Перечень лицензируемых видов деятельности и общий порядок их лицензирования определен постановлением Правительства РФ.

Одним из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности для социальных учреждений является сдача в аренду имеющейся недвижимости и имущества. Собственник определяет условия договора, в частности, величину арендной платы и порядок ее перечисления.

Доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение предприятий.

Источник: studopedia.su

Правовые особенности социального предпринимательства в российской федерации

В данной статье рассматривается процесс становления и развития института социального предпринимательства в Российской Федерации, основные эффекты от успешного этого института в современной России. Вместе с тем, рассмотрены основные правовые принципы осуществления предпринимательской деятельности в сравнении с деятельностью социальных предпринимателей, а также необходимые шаги по дальнейшему развитию социального предпринимательства, опираясь на необходимость более тщательного нормативного-правового регулирования сферы социальных услуг и возможные барьеры развития этой сферы.

социальное предпринимательство
социальные услуги
социальное обслуживание
государственный социальный заказ
предпринимательство

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (86), Октябрь ‘22

Дата публицакии 07.10.2022

Цитировать

Сумкин М. Правовые Особенности Социального Предпринимательства В Российской Федерации // . 2022. №41 (86). URL: https://scilead.ru/article/3003-pravovie-osobennosti-sotsialnogo-predprinimat

В настоящее время социальное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития государства в социальной и правовой сфере. Развитие социального предпринимательства в современной России обусловлено тем, что оно в свою очередь призвано решать общественно-полезные задачи для решения разного рода социальных проблем, существующих в государстве.

Важной частью развития социального предпринимательства в государстве являются те принципы, которыми данная сфера регулируется со стороны государства. В целом же, принципы, на которые опирается институт предпринимательства закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в основных принципах гражданского права.

В свою очередь принципы социального государства, среди которых принцип баланса частных и публичных интересов, принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, принцип профессионализма и другие также находят свое отражение в регулировании социального предпринимательства.

Таким образом, важно выделить что сфера нормативного регулирования социального предпринимательства в настоящее время находится в процессе трансформации. Это обуславливается в том числе совершенствованием существующей нормативной правовой базы, а также разработкой новых нормативных правовых актов, призванных повысить эффективность взаимодействия участников отношений в социальной сфере.

Главной задачей нормативного правового регулирования сферы социального предпринимательства является соблюдение баланса между частными и публичными принципами, регулирующими данную сферу, для того чтобы была возможность достигнуть цели по достижению социального благополучия граждан, получающих социальные услуги. Вместе с тем, при этом необходимо задействовать частные правовые институты и развивать конкуренцию в данной сфере.

Так в Гражданском кодексе Российской Федерации находят свои отражения принципы, которые можно отнести к фундаментальным в рамках регулирования отношений, являющихся предметом гражданского права. Среди них можно выделить юридическое равенство, имущественную самостоятельность и автономию воли участников отношений.

В целом если рассматривать указанные выше принципы, в широком смысле они представляют расширенные положения Конституции Российской Федерации, таких, например, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Таким образом, основными положениями, на которые опирается основа правовой системы регулирования деятельности социального предпринимательства, являются благополучие человека, его жизнь, здоровье, достойный уровень жизни, а также защита прав человека.

Таким образом, большое количество принципов, оказывающих влияние на регулирование социального предпринимательство, приводит к том, что в настоящее время невозможно выбрать единый подход к правовому регулированию деятельности социальных предпринимателей. Все это обуславливает наличие пробелов в нормативном правовом регулировании оказания социальных услуг и социального предпринимательства, что в свою очередь представляет собой как социально-обеспечительные, так и социально-предпринимательские отношения. В этой связи, существует необходимость в анализе действующей нормативной правовой базы, а также практики ее применения в отношении деятельности социальных предпринимателей.

Читайте также:  Как сделать дорожную карту бизнеса

Основными методами исследования правового статуса социального предпринимателя в данной работе является метод сравнительного правоведения, анализа и синтеза опираясь на множество работ исследователей гражданского, предпринимательского права и права социального обеспечения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Так социальное предпринимательство совмещает в себе два понятия: предпринимательская деятельность и деятельность ориентированная на социальную сферу. В этой связи, мы видим обширное число принципов, регулирующих институт социального предпринимательства.

Таким образом, социальное предпринимательство можно определить, как один из видов предпринимательства, который связан с социальной деятельностью. Зачастую социальное предпринимательство возникает в рамках деятельности некоммерческих организаций.

Стоит заметить, что многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют важность института социального предпринимательства в развитии социальной сферы государства. Так, например, В.В. Жохова в своей статье «Социальное предпринимательство: концепция, сущность, значение» выделяла способность социального предпринимательства решать в развивающихся странах такие социальные проблемы, как снижение процента бедности, устранение гендерного неравенства и другие.

В свою очередь по мнению Кима Атлера, социальное предпринимательство возникает в тех государствах, которые не в силах преодолеть какую-либо социальную проблему на должном уровне. Это происходит в следствие несовершенства нормативного правового регулирования или же устройства государства.

Сандра Уебер же определяет социальное предпринимательство как последовательный процесс реализации ресурсов для осуществления социальных инноваций.

В Российской Федерации нормативное закрепление понятия социального предпринимательства осуществлено путем поправки к Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данной поправкой установлено что социальный предприниматель – в первую очередь это субъект малого или среднего предпринимательства. В этой связи, не каждый субъект предпринимательской деятельности, в задачах которого стоит решение социальных проблем для общества, можно определить, как социального предпринимателя.

В свою очередь предпринимательская деятельность, являясь частью гражданских правоотношений опирается на принципы экономической свободы в государстве, свободы выбора организационно-правовой формы осуществления деятельности, самостоятельного определения сферы деятельности. Однако, необходимость соблюдения баланса интересов, а именно частного и публичного, обуславливает необходимость соблюдения определенных императивных условий, установленных законодательством, при выборе сферы деятельности предпринимателя.

В рамках рассмотрения вопроса становления теоритических основ цивилистической науки актуальной проблемой является рассмотрения границы между частным и общественным интересом. Так, например, Г.Ф. Шершеневич, упоминал при осуществлении деятельности по охране интересов отдельного лица «право имеет своею целью в то же время охранение интересов всего общества». Это утверждение, в свою очередь является актуальным в сфере рассмотрения вопроса о сочетании частных и публичных интересов в рамках предпринимательской деятельности, а, следовательно, отражает проблематику статуса социального предпринимателя.

Таким образом, крупнейшими мировыми примерами становления предпринимательской деятельности являются курная обувная компания TOMS Shoes, которая реализовывала концепцию, что любой бедный гражданин может получить пару обуви на безвозмездной основе, при условии, что вторая пара будет им продана. Французская компания Danone, которая в 2009 году разработала «йогурт для бедных», что позволило недостаточно обеспеченным людям приобретать данный продукт питания.

В этой связи, при рассмотрении указанных выше примеров социальной направленности крупного бизнеса, встает вопрос о возможности отнесения их к социальным предпринимателям.

Стоит заметить, что социальное предпринимательство не предполагает осуществление благотворительной деятельности, ввиду того, что из определения социального предпринимателя следует, что такая деятельность предполагает осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, на коммерческой основе.

Кроме того, понятие социального предпринимательства стоит различать с понятием предпринимательства, ориентированного на социальную сферу, так как второй вид деятельности предполагает следование основным принципам предпринимательства, но в сферах, например, образования или медицины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство объединяет в себе как учет социальных интересов общества, наличие социальных и экономических целей, так и нацеленность на личную выгоду, с целью получения положительного экономического эффекта от деятельности.

В свою очередь, положительный экономический эффект от деятельности социального предпринимателя может заключаться:

— в создании новых рабочих мест;

— интеграции людей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность, а также их социализация;

— предоставлении социальных услуг нуждающимся группам населения;

— насыщении рынка товарами и услугами с целью повышения конкурентоспособности экономики;

— прозрачности мониторинга результатов;

— привлечении частных инвестиций в социальную сферу и другие.

В сравнении со странами Европы, в Российской Федерации этап развития института социального предпринимательства протекает сравнимо медленно, ввиду того, что в следствие наличия трудностей доступа к источникам финансирования у социальных предпринимателей в Российской Федерации зачастую отсутствует стартовый капитал, либо его недостает на стадии роста и зрелости.

Несмотря на это, в Российской Федерации существуют специализированные фонды и сообщества, которые оказывают поддержку в развитии социального предпринимательства в России. Среди таких, например, Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее», академия Goodstarter, сеть центров инноваций в социальной сфере и др.

Кроме того, стоит заметить, что в Российской Федерации предусмотрены различные меры государственной поддержки социальных предпринимателей, среди которых можно выделить льготы, беспроцентное кредитование, налоговые каникулы, субсидирование ставок по кредиту и другие.

Так, например, стоит выделить меру поддержки в форме предоставления социальной помощи на основе социального контракта, понятие которого находит отражение в статье 8.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В свою очередь социальный контракт является соглашением между гражданином и органом государственной социальной защиты, в соответствии с которым, указанный орган принимает обязательства по оказанию государственной социальной помощи гражданину, а гражданин в свою очередь реализовывать такие мероприятия как осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и иных мероприятий.

Вместе с тем, стоит выделить Федеральный закон от 13.07.2022 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который предусматривает возможность использования конкурентных способов отбора исполнителей услуг в социальной сфере. Таким образом, данный Федеральный закон позволяет принимать участие организациям, представляющим негосударственный сектор, в том числе социальным предпринимателям, в отборе исполнителей социальных услуг.

Кроме того, стоит заметить, что для участия в отборе исполнителю социальных услуг необходимо соответствовать унифицированным требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1842 «Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Таким образом, для оценки квалификации участника конкурса применяются критерии, отражающие опыт исполнителя услуг, информационная доступность, материально техническое обеспечение, кадровый состав и другие.

Читайте также:  Аптечный бизнес стоит ли

Также стоит выделить особенные черты проявления конкуренции между социальными предпринимателями. Основной отличительной чертой данного механизма является стремление социального предпринимателя привлечь внимание потенциального получателя услуги и удержать его. Это становится возможным при соблюдении правил совершенствования информационной открытости, доступности, а также качества оказываемых услуг.

Становление в Российской Федерации института социального предпринимательства является естественной реакцией общества на количество нерешенных социальных проблем. В рамках решения таких проблем социальные предприниматели получают возможность создавать новые продукты и услуги, которые позволят снизить нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в социальном секторе.

Для повышения положительного влияния института социального предпринимательства на экономику Российской Федерации необходимо обеспечивать должного уровня материальную поддержку на начальных этапах развития социального предпринимателя, таких как помощь фондов, субсидии от государства. Кроме того, необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений, связанных с оказанием социальных услуг населению в части более четкого разделения социального предпринимательства от традиционного. Все это также должно сопровождаться развитием информационной открытости данного института, и возможности проактивного информирования населения об их возможности получить социальную помощь или услугу.

Взаимное проникновение принципов предпринимательства и решения социальных проблем государства позволяют усиливать конкуренцию на рынке социальных услуг, что позитивно складывается для получателя такой услуги и экономики Российской Федерации в целом. Оптимальный уровень вовлеченности государства в правовое регулирование социальной сферы, должен способствовать достижение национальных целей развития Российской Федерации и соблюдения основ Конституции Российской Федерации. Все это становится возможным в том числе через институт социального предпринимательства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» //Российская газета. – 2019. – № 166 (7924)
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 – ФЗ (ред. от 01.01.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
  3. Белов В. А. Гражданское право : в 2 т., т. 1. Общая часть : учебник для вузов. М., 2021. 451 с.
  4. Глотов C. А., Алешкова И. А. Принципы предпринимательского права: традиции и инновации // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2020. № 4. С. 112–122.
  5. Н.А. Правовое регулирование социального предпринимательства в России // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – 2019. – Т. 3 – № 12. – С.540 – 548.
  6. Нетесова М.С. Социальное предпринимательство: понятие и правовое регулирование в России //Институт государства и права Российской академии наук. – 2018. – № 13 (24). – С. 47 – 48. 9.
  7. Попов Е. В., Веретенникова А. Ю., Козинская К. М. Финансовые инструменты развития социального предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – Т. 12. – № 5. – С. 91 – 108. 10. Савина А.В., Придворов
  8. Придюк М. С. Социальное предпринимательство в России: сущность, примеры // Уральский государственный юридический университет. – 2019. – С. 166–170.
  9. Филатова У. Б. Правоотношения социального предпринимательства: особенности субъектного состава // Сибирский юридический вестник. 2020. № 3. (90). С. 68–73.

Источник: scilead.ru

Предпринимательство в социальной сфере

1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере
2. Особенности государственного и частного предпринимательства
3. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность
4. Разработка бизнес-плана социальной сферы

Работа содержит 1 файл

Тема 5. Предпринимательство в социальной сфере

1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере
2. Особенности государственного и частного предпринимательства
3. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность
4. Разработка бизнес-плана социальной сферы

1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере

Предпринимательство можно охарактеризовать как инициативную самостоятельную деятельность собственника, направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность. Оно может осуществляться в разных сферах экономики как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда. Для развития предпринимательской деятельности важное значение имеетпредпринимательская среда — это совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что обеспечивает дальнейшее становление и развитие предпринимательства.

Одним из направлений предпринимательской деятельности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.

Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли, по объему товарооборота, по числу занятых. В действующем законодательстве Российской Федерации наиболее значимым критерием принят учет численности.

В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предлагается относить к малым предприятиям те, которые имеют численность занятых:

• в промышленности — до 200 чел.;

• в строительстве — до 100 чел.;

• в оптовой торговле — до 50 чел.;

• в сельском хозяйстве — до 50 чел.;

• в науке и непроизводственной сфере — до 25 чел.;

• в розничной торговле — до 15 чел.

К настоящему времени малое предпринимательство заняло довольно существенное место в экономике России. Наибольшее распространение оно получило в таких отраслях, как розничная торговля и сфера услуг. Заметное место малое предпринимательство занимает в строительстве, сфере аудита, страховании. Значительное количество малых фирм и отдельных предпринимателей участвуют в городском хозяйстве, здравоохранении, науке.

Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.

Малое предпринимательство в принципе по своей природе наиболее эффективно в использовании малого ресурсного потенциала — незанятые и устаревшие основные фонды, вторичные ресурсы, отходы, специфические ресурсы городской среды (которые ранее практически не использовались), мелкие незанятые земельные участки.

Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому.

Читайте также:  Бизнес процесс транспортировка материалов

В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различные виды ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;

резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;

появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

Кого же можно назвать предпринимателем? Предприниматель — это хозяйствующий субъект, организующий деятельность по производству продукции или оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.

Отличительными признаками предпринимателя являются:

участие в формировании первоначального капитала;

участие в управлении предприятием;

материальная ответственность за результаты деятельности;

право принимать решения при выборе стратегии развития;

право распределения и использования прибыли;

В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:

дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей компьютеров, организация групп иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);

услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им пособия);

услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

2. Особенности государственного и частного предпринимательства

Социальная сфера имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать предпринимателям.

На развитие и специфику предпринимательской деятельности решающее влияние оказывает характер собственности.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ в России существуют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Главная особенность государственных предприятий заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. В отличие от частных предприятий в государственных это право остается за государством.

Государственные федеральные и муниципальные унитарные предприятия имеют право хозяйственного ведения, а федеральные казенные предприятия — право оперативного правления.

В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса РФ предприятие не имеет права лично продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (государства). Государство имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении и контролирует деятельность предприятия.

Для решения региональных задач создаются муниципальные предприятия. Сфера их деятельности связана с обслуживанием жилого фонда, предоставлением населению коммунальных, медицинских, социально-культурных услуг. Основой деятельности этих предприятий является имущество, находящееся в муниципальной собственности, но переданное предприятию в хозяйственное ведение.

В результате приватизации значительная часть собственности организаций социальной сферы перешла из государственной в частную или смешанные формы. В то же время в ряде отраслей, и, в первую очередь, в здравоохранении, образовании, культуре большинство учреждений остались в федеральной или муниципальной подчиненности.

Поэтому в социальной сфере предпринимательство осуществляется на базе различных видов собственности (федеральной, муниципальной, частной и смешанной).

Таким образом, государственное предпринимательство можно определить как предпринимательство, которое осуществляется на предприятиях муниципальной подчиненности, под непосредственным контролем и при участии государственных служащих с сохранением основного профиля деятельности предприятия.

Так, если предприятия производственной сферы можно перепрофилировать, и государство в большинстве случаев не будет этому препятствовать, то перепрофилирование предприятий социальной сферы ограничено, а в некоторых отраслях, например в образовании, здравоохранении, практически запрещено.

Частное предприятие обладает большей самостоятельностью в выборе видов деятельности и является собственником имущества. Частный бизнес в социальной сфере имеет большие возможности привлекать квалифицированных специалистов (высокая оплата труда, удобный график работы и т.д.). Частный бизнес в отличие от государственного более мобилен и широко применяет методы маркетинга, затрачивает большие средства на рекламу (туристические, медицинские фирмы). Обслуживает, как правило, спрос состоятельных, платежеспособных слоев населения.

Государственное предпринимательство в социальной сфере имеет высокий имидж (в образовании, здравоохранении) и определенные налоговые льготы, что позволяет успешно конкурировать с частными предприятиями.

Государственные учреждения рассчитаны на более однородный спрос; реализуют социальные программы, направленные, как правило, на крупные группы населения, объединенные общими характеристиками (пенсионеры, социально неблагополучные группы). В своей деятельности данные учреждения ориентированы на доступность услуг.

3. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность

В социальной сфере предпринимательство осуществляется путем оказания услуг населению, что обуславливается такими факторами как нормативная база, труд, капитал, информация.

1. Нормативная база состоит из:

• законодательных норм о возможных видах предпринимательской деятельности;

• законодательных норм авторского права;

• законодательства о правах потребителей.

В настоящее время предпринимательская деятельность в социальной сфере осуществляется на базе различных организационно- правовых форм. Такие формы для юридических лиц определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Организационно-правовые формы влияют на характер прав юридического лица на имущество.

Право собственности является наиболее полным из вещных прав и поэтому наиболее прочной правовой основой предпринимательской деятельности. Право частной собственности — основа рыночного механизма, однако дело не только в том, какая форма собственности на предприятии, но прежде всего в эффективном управлении, в рентабельности и развитии организации.

Права предпринимателей как собственников реализуются при осуществлении пользования, владения и распоряжения имуществом.

Пользование состоит в производственно-хозяйственной эксплуатации имущества, сдаче имущества в аренду или передаче его в залог, что обеспечивает получение прибыли, т.е. достижение цели всякого предпринимательства.

Владение имуществом применительно к предпринимательству означает включение имущества в состав объектов производственно-хозяйственной эксплуатации, их принадлежность к сфере хозяйствования собственника.

Распоряжение является самым важным правом для предпринимателя. Распоряжение имуществом может быть осуществлено путем его продажи, обмена и т.д.

Предприниматель может осуществлять любые виды деятельности, определенные уставом предприятия, кроме запрещенных законом.

Определенные виды деятельности разрешены только государственным предприятиям (продажа оружия, наркотических средств, лечение больных, страдающих опасными инфекционными и онкологическими заболеваниями и др.).

Существуют различные льготы по налогам на прибыль, добавленную стоимость, имущество которые создают более благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. Кроме государства, значительную часть налоговых льгот предоставляют муниципальные власти в пределах имеющихся у них полномочий по регулированию размера налогов.

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин