Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике России

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обще­стве. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.

По данным национальных статистических органов, в боль­шинстве развитых стран малые и средние предприятия являют­ся доминирующим сегментом экономики: они производят поч­ти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %.

В ГК РБ предпринимательство харак­теризуется как самостоятельная деятельность юр и физ лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим ли­цам и не используются для собственного потребления.

Петербургский Партнериат малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья»

Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юр лицом, т.е. организацией, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неиму­щественные права, исполнять обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).

Повышение эффективности работы государственных пред­приятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преоб­разования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, фи­нансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а так­же другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно го­сударственные предприятия функционируют в фор­ме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Эффективность государственного предпринимательства в со­временных условиях зависит от:

• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снижения издержек производства и расходов на управ­ление;

• усиления ответственности руководителей УП за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства яв­ляется также предоставление концессий — сдача в коммерче­скую аренду принадлежащих государству природных и произ­водственных ресурсов.

Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неук­лонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство представляет собой эко­номическую систему, где хозяйственной деятельностью зани­маются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации:

• единоличное владение — индивидуальное частное пред­приятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность;

• партнерство — возникает в случае, когда в целях веде­ния бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские на­выки двух или более лиц;

• корпорация (акционерное общество) —- доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны центра­лизованное управление, длительный срок существования, огра­ничение ответственности акционеров в соответствии с долой их капиталовложений.

Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнитель­ной ответственностью, акционерные общества открытого и зак­рытого типа), холдинговыми компаниями.

В Республике Беларусь частное предпринимательство пред­ставлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему зако­нодательству малое предпринимательство выступает в двух фор­мах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Субъекты малого предпринимательства образуют развет­вленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управлен­ческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изме­няющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают но­вые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса.

С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществля­ются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента РБ от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются еже­годные программы государственной поддержки и соответству­ющие региональные программы; созданы Совет но развитию предпринимательства при Прези­денте РБ и Межведомственная комиссия поиоддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров РБ. Сложилась определенная инфраструкту­ра поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

В целом становление малого предпринимательства в Бела­руси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодатель­ство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов мало­го бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры серти­фикации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факто­ры, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необ­ходимы:

• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;

• повышение эффективности системы государственной под­держки;

• упрощение налогообложения и процедуры получения кре­дитов;

• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• дальнейшее развитие инфраструктуры предприниматель­ства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновацион­ные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;

• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а так­же к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов ма­лого предпринимательства;

• стимулирование развития малого бизнеса в сельской мест­ности и малых городских поселениях.

Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъектов малого бизнеса, но также наметило структурные измене­ния в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются суще­ственные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его региона­лизации.

В общем количестве субъектов малого предприниматель­ства — юридических лиц свыше 95 % составляют организа­ции частной формы собственности.

Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 — в Минской, 10,8 — Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 —- Витебской, 8,6 — Гроднен­ской, 8,4 — Могилевской области.

По объему внешнеторговых операций субъектов малого пред­принимательства по республике лидирующие позиции занима­ет город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %.

Очевидно, что имеющая место динамика никак не коррес­пондирует со стремительными темпами роста не только заре­гистрированных, но и фактически работающих субъектов ма­лого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в раз­витии предпринимательства являются трансформация количе­ственной динамики данного сектора в качественный рост, по­вышение его роли и значения в реализации приоритетных нап­равлений соц-эк развития страны.

Читайте также:  Выгодно ли держать овец как бизнес в домашних условиях

За последние годы приняты несколько законодательных ак­тов в поддержку предпринимательства. Основными из них яв­ляются Указ Президента РБ от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон РБ от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные формы поддержки МОП. В развитие положений наз­ванных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона РБ «О поддержке малого и среднего пред­принимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого пред­принимательства, об учреждениях финансовой поддержки пред­принимателей, об обществах взаимного кредитования субъек­тов МСП.

Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закрепле­ны в Директиве Президента РБ от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Предприняты серьезные шаги по либерализации действующей системы ценообразования в стране. В целях перехода к рыноч­ным механизмам в ценообразовании сокращен перечень това­ров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ГРцен (тарифов), а также определены органы государственного управления, уполномоченные их ре­гулировать. Упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности отменены следующие нормы: право правительства устанавли­вать предельные индексы изменения цен; обязательная реги­страция цен (тарифов) субъектами предпринимательской дея­тельности; требование об обязательном составлении экономи­ческих расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за ис­ключением регулируемых.

Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени в республике в целом сформирована система законо­дательных мер поддержки предпринимательства.

К приоритетным направлениям развития предприниматель­ства отнесены производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается как за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, так и путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Однако необходи­мы правовая база для передачи части государственно значимых функций частному партнеру и предоставлении ему возможно­стей для расширения границ вложения своих инвестиций. Таким образом, ГЧП представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством. Цели такого взаимодействия носят комплексный харак­тер и направлены на улучшение качества товаров, работ и ус­луг, привлечение средств для финансирования дорогостоящих проектов.

Анализ законодательства развитых государств свидетель­ствует о том, что ГЧП может быть реализовано посредством как договорных (договор концессии), так и институциональных форм (имеется в виду создание структур, которые не всегда яв­ляются юридическими лицами, для выполнения конкретных проектов). При этом сотрудничество государства и частного сек­тора также осуществляется но разным моделям в зависимости от инвестиционных обязательств сторон и прав собственности.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП, активизацию производ­ственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной эко­номики;

• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населе­ния, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищен­ных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприяти­ям-монополистам путем ликвидации необоснованных препят­ствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;

• разработка в регионах, малых и средних городах, где пре­обладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специ­альных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифици­рованной продукции, поступающей из-за рубежа;

• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, преду­сматривающая по мере снижения инфляционного фона, прове­дения структурных экономических преобразований реализа­цию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере

торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию бла­гоприятного климата для стратегических инвестиций. Гаран­том осуществления таких проектов станет стабильность право­вого и налогового режимов, не допускающая ухудшения перво­начально установленных условий инвестирования.

Поддержка малого и среднего предпринимательства — реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции РБ и состоит из ЗАКОНа РБ. О поддержке малого и среднего предпринимательства. 14.07.2010, актов Президента РБ и иных актов законодательства.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях — освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:  Как создать приложение для своего бизнеса

Источник: studopedia.ru

Глава 1.Теоретические аспекты малого и среднего бизнеса в России

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, а именно малых предприятий. В соответствии с принятым Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются — потребительские кооперативы и коммерческие организации, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Критериями на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Средняя численность персонала за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101-250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.[3] Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными. В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия. По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. По характеру деятельности выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, то есть малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов. Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность.

Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации. Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги. В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий, возникает вопрос: «Какие проблемы испытывают малый и средний бизнесы в России?».

29.03.2015 116.74 Кб 11 L_5.DOC

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Власова Наталья Юрьевна

В статье рассмотрена сущность и главные аспекты положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с учётом экономической ситуации, также проанализированы популярные направления развития действующих хозяйствующих субъектов, условия выхода на рынок и перспективы развития новых субъектов малого и среднего бизнеса в концепции государственной поддержки, в заключении сформирован вывод о действительном экономическом и правовом положении предпринимателей в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Власова Наталья Юрьевна

Анализ программ поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе национальной программы «Цифровая экономика 2030»

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Повышение эффективности развития отраслей предпринимательства Европейского Севера России
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE UTILITIES INFRASTRUCTURE OF THE REGION

The article considers the essence and main aspects of the position of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, taking into account the economic situation, also analyzes the popular directions for the development of existing economic entities, the conditions for entering the market and the prospects for the development of new small and medium-sized businesses in the concept of state support, and in conclusion formed conclusion about the actual economic and legal situation of entrepreneurs in the country.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

Научная статья Original article УДК 332.87

СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В

THE ESSENCE OF THE UTILITIES INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Аннотация. В статье рассмотрена сущность и главные аспекты положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с учётом

экономической ситуации, также проанализированы популярные направления развития действующих хозяйствующих субъектов, условия выхода на рынок и перспективы развития новых субъектов малого и среднего бизнеса в концепции государственной поддержки, в заключении сформирован вывод о действительном экономическом и правовом положении предпринимателей в стране.

Abstract. The article considers the essence and main aspects of the position of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, taking into account the economic situation, also analyzes the popular directions for the development of existing economic entities, the conditions for entering the market and the prospects for the development of new small and medium-sized businesses in the concept of state support, and in conclusion formed conclusion about the actual economic and legal situation of entrepreneurs in the country.

Читайте также:  С чего начать бизнес по пошиву одежды женской

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, предпринимательство в России, бизнес, малые предприятия, субъекты предпринимательства.

Keywords: small business, medium business, entrepreneurship in Russia, business, small businesses, business entities

Развитие экономики каждой страны в целом зависит от бизнеса, формирующего дополнительные рабочие места и бюджет государства благодаря налоговым выплатам. Именно поэтому государства особенно заинтересованы в создании дополнительных лояльных условий для открытия новых предприятий и формирования кластера предпринимательства в целом.

В настоящее время особенной экономической ситуации в стране и в мире понятие «предпринимательство» стало приобретать особенный характер. Разберём подробнее.

Предпринимательство сегодня — это систематическая деятельность, основной целью которой является получение материальной выгоды. Малое

предпринимательство от среднего отличает численность сотрудников в штате и размер выручки. Рассмотрим данные аспекты подробнее на примере Российской Федерации [2].

Так, по итогам 2019 года (результаты исследования Doing Business) Россия обогнала на 96 позиций в рейтинге благоприятных условий для ведения бизнеса в различных странах, обойдя такие страны, как, например, Франция, Израиль, что свидетельствует о действенном, эффективном включении государства страны в упрощение деятельности предпринимателей.

Однако, за последние 7 лет доля малого и среднего бизнеса в ВВП в России снизилась на 4,5%, тогда, как, например, в Китае данный показатель ежегодно продолжает расти, увеличиваясь, в среднем на 2,3% в год.

Если обратиться к превалирующим организационно правовым формам бизнеса в стране, то (согласно данным ФНС на октябрь 2022 года) можно отметить преобладание Индивидуальных предпринимателей над другими формами. В общем количестве зарегистрированных компаний более половины составляют индивидуальные предприниматели — 52,20, доля юридических лиц — 47,80%. Есть несколько причин, почему индивидуальных предпринимателей (далее ИП) больше, чем юридических лиц. Разберём более подробно причины такого выбора предпринимателей.

1) Наиболее простая форма регистрации для индивидуальных предпринимателей.

2) Специальные налоговые режимы.

3) Не нужен уставной капитал.

4) Возможность распоряжаться деньгами предприятия.

5) Простой способ закрытия предприятия.

С 2018 года по указу президента в России сформирована и поставлена одна из основных целей — увеличение числа МСП и их доли ВВП минимум на 13% до 2030 года. По итогам октября 2022 г. в Российской федерации насчитывается 213 347 малых предприятий.

Государство особенно заинтересованно в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. Больше 39% общего оборота бизнеса страны приходится на долю МСП и ССП. Почти 40% дееспособных граждан страны трудоустроены на таких предприятиях. Более 200 тысяч предприятий задействованы в малом секторе, около 18 тысяч — в среднем и только 12,6 тысяч в компаниях крупного бизнеса.

Особенно значимыми на 2022 год для России определены отрасли агропромышленная, информационно-технологическая, туристическая и отрасль общественного питания. Например, гранты в размере до 30 миллионов рублей для агропроизводителей присутствующих на рынке от 2 лет.

Для поддержки начинающих бизнесменов государство создаёт благоприятные условия: консультации и бесплатные обучения базовым правовым и налоговым навыкам, выдача субсидий, бизнес-консультирование, участие в международных выставках, льготное кредитование [1].

Начинающий предприниматель малого или среднего бизнеса может рассчитывать на льготную кредитную ставку 10 -15%. А молодые предприниматели в возрасте до 25 лет — получить грант до 500 тысяч рублей, а до конца 2022 года до 1 миллиона рублей для бизнеса в арктической зоне.

Также, следует отметить, что корпорация МСП готова выступить в качестве поручителя для начинающего предпринимателя, если у него нет своих поручителей или нет залоговых средств. ^-компании полностью освобождаются от налога на прибыль для тех, кто ранее оплачивал налог по ставке 3%.

Меры поддержки, как правило, различны от региона к региону, что можно уточнить в областном центре «Мой бизнес». Так, например, начинающие предприниматели ЯНАО активно получают от государства помощь по принципу «зонтичного» механизма: с помощью поручительства предприниматель обеспечивает до 50% суммы кредита либо, найдя поручителей, продлевает кредитные каникулы до 4 месяцев. В Московской

области франчайзи сферы общественного питания могут рассчитывать на компенсацию затрат на производственное оборудование в размере до 300 тысяч рублей. А начинающие франчайзи ХМАО уже на протяжении трёх лет компенсируют затраты на приобретение франшизы путём оплаты паушального взноса государством в размере до 500 тысяч рублей [3].

Для начинающих предпринимателей всех регионов (в зависимости от региона) правительство выделяет от 10 000 до 150 000 рублей, на подготовку документов о трудоустройстве российских и иностранных граждан, оплату государственных пошлин и юридических консультаций.

В развитых странах большую часть ВВП приносят МСП и ССП. Именно небольшие компании помогают росту экономики. Таким образом, проведя анализ данных показателей в России, можно сделать вывод, что данный бизнес-сектор является чрезвычайно значимым для развития экономики регионов и страны в целом.

Уже больше десяти лет в России вводится множество мер государственной поддержки начинающих и уже действующих предпринимателей для их более комфортного существования. Создаются новые налоговые режимы и меры, субсидии и поддержки. Для открытия собственного дела сегодня предпринимателю требуется минимум усилий и вложений. Государство заинтересовано и готово обучить предпринимателей базовым бизнес-процессам, проводить консультации и поддерживать на этапах формирования, открытия МСП и ССП с целью укрепления настоящего экономического положения страны в целом.

1. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 3 (38). — С. 10-14.

2. Заргарян З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2020. — № 2 (77). — С. 53-59.

3. Кочесокова М. К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. — 2019. — № 7. — С. 60-64

4. Куликова, Е. С. Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие региона / Е. С. Куликова // Умная цифровая экономика. — 2021. — Т. 1. — № 1. — С. 28-36. — EDN TMUPGL.

5. Мулюков, М. В. Оценка факторов, влияющих на индекс экономической свободы в странах СНГ / М. В. Мулюков, В. В. Салеев // Умная цифровая экономика. — 2022. — Т. 2. — № 2. — С. 73-80. — EDN GIFUZJ.

1. Abbasova O.M. Sovershenstvovaniye razvitiya predpriyatiy malogo biznesa / O.M. Abbasova // Vestnik Akademii znaniy. — 2021. — № 3 (38). — S. 10-14.

2. Zargaryan Z.S. K voprosu o ponyatii malogo i srednego biznesa / Z.S. Zargaryan // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal’nogo universiteta. — 2020. -№ 2 (77). — S. 53-59.

3. Kochesokova M. K. Rol’ i znacheniye malogo i srednego biznesa v ekonomicheskom razvitii / M.K. Kochesokova // International Journal of Innovative Technologies in Economy. — 2019. — № 7. — S. 60-64

4. Kulikova, Ye. S. Sovremennaya infrastruktura i ustoychivoye sotsial’noekonomicheskoye razvitiye regiona / Ye. S. Kulikova // Umnaya tsifrovaya ekonomika. — 2021. — T. 1. — № 1. — S. 28-36. — EDN TMUPGL.

5. Mulyukov, M. V. Otsenka faktorov, vliyayushchikh na indeks ekonomicheskoy svobody v stranakh SNG / M. V. Mulyukov, V. V. Saleyev // Umnaya tsifrovaya ekonomika. — 2022. — T. 2. — № 2. — S. 73-80. — EDN GIFUZJ.

прикладных наук и технологий «Integral» №9/2022

Для цитирования: Дмитриева Е.Ю., Власова Н.Ю. Сущность малого и

среднего предпринимательства в России // Международный журнал

прикладных наук и технологий «Integral» №5/2022

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин