Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обществе. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.
По данным национальных статистических органов, в большинстве развитых стран малые и средние предприятия являются доминирующим сегментом экономики: они производят почти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %.
В ГК РБ предпринимательство характеризуется как самостоятельная деятельность юр и физ лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Петербургский Партнериат малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья»
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юр лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).
Повышение эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно государственные предприятия функционируют в форме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.
Эффективность государственного предпринимательства в современных условиях зависит от:
• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;
• снижения издержек производства и расходов на управление;
• усиления ответственности руководителей УП за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.
Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.
Частное предпринимательство представляет собой экономическую систему, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации:
• единоличное владение — индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность;
• партнерство — возникает в случае, когда в целях ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц;
• корпорация (акционерное общество) —- доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны централизованное управление, длительный срок существования, ограничение ответственности акционеров в соответствии с долой их капиталовложений.
Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), холдинговыми компаниями.
В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство выступает в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса.
С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента РБ от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы; созданы Совет но развитию предпринимательства при Президенте РБ и Межведомственная комиссия поиоддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров РБ. Сложилась определенная инфраструктура поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.
В целом становление малого предпринимательства в Беларуси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.
Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необходимы:
• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;
• повышение эффективности системы государственной поддержки;
• упрощение налогообложения и процедуры получения кредитов;
• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;
• дальнейшее развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновационные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;
• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
• стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях.
Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъектов малого бизнеса, но также наметило структурные изменения в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются существенные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его регионализации.
В общем количестве субъектов малого предпринимательства — юридических лиц свыше 95 % составляют организации частной формы собственности.
Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 — в Минской, 10,8 — Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 —- Витебской, 8,6 — Гродненской, 8,4 — Могилевской области.
По объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %.
Очевидно, что имеющая место динамика никак не корреспондирует со стремительными темпами роста не только зарегистрированных, но и фактически работающих субъектов малого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в развитии предпринимательства являются трансформация количественной динамики данного сектора в качественный рост, повышение его роли и значения в реализации приоритетных направлений соц-эк развития страны.
За последние годы приняты несколько законодательных актов в поддержку предпринимательства. Основными из них являются Указ Президента РБ от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон РБ от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные формы поддержки МОП. В развитие положений названных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона РБ «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого предпринимательства, об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей, об обществах взаимного кредитования субъектов МСП.
Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закреплены в Директиве Президента РБ от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Предприняты серьезные шаги по либерализации действующей системы ценообразования в стране. В целях перехода к рыночным механизмам в ценообразовании сокращен перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ГРцен (тарифов), а также определены органы государственного управления, уполномоченные их регулировать. Упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности отменены следующие нормы: право правительства устанавливать предельные индексы изменения цен; обязательная регистрация цен (тарифов) субъектами предпринимательской деятельности; требование об обязательном составлении экономических расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых.
Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени в республике в целом сформирована система законодательных мер поддержки предпринимательства.
К приоритетным направлениям развития предпринимательства отнесены производственная деятельность в промышленности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозамещающих производств. Активизация инвестиционной деятельности предполагает широкое применение нетрадиционных финансовых источников инвестиций, основанных на залоге недвижимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и отечественных инвесторов. Рост негосударственного сектора предусматривается как за счет создания новых предприятий, разгосударствления и приватизации государственных предприятий в процессе их реструктуризации, так и путем более эффективного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.
Однако необходимы правовая база для передачи части государственно значимых функций частному партнеру и предоставлении ему возможностей для расширения границ вложения своих инвестиций. Таким образом, ГЧП представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализацию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государством. Цели такого взаимодействия носят комплексный характер и направлены на улучшение качества товаров, работ и услуг, привлечение средств для финансирования дорогостоящих проектов.
Анализ законодательства развитых государств свидетельствует о том, что ГЧП может быть реализовано посредством как договорных (договор концессии), так и институциональных форм (имеется в виду создание структур, которые не всегда являются юридическими лицами, для выполнения конкретных проектов). При этом сотрудничество государства и частного сектора также осуществляется но разным моделям в зависимости от инвестиционных обязательств сторон и прав собственности.
Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:
• повышение темпов роста МСП, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной экономики;
• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищенных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;
• усиление роли МСП в качестве конкурента предприятиям-монополистам путем ликвидации необоснованных препятствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;
• разработка в регионах, малых и средних городах, где преобладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специальных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, поступающей из-за рубежа;
• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, предусматривающая по мере снижения инфляционного фона, проведения структурных экономических преобразований реализацию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере
торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию благоприятного климата для стратегических инвестиций. Гарантом осуществления таких проектов станет стабильность правового и налогового режимов, не допускающая ухудшения первоначально установленных условий инвестирования.
Поддержка малого и среднего предпринимательства — реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции РБ и состоит из ЗАКОНа РБ. О поддержке малого и среднего предпринимательства. 14.07.2010, актов Президента РБ и иных актов законодательства.
К субъектам малого предпринимательства относятся:
1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:
особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях — освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;
меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;
упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;
особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Глава 1.Теоретические аспекты малого и среднего бизнеса в России
Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, а именно малых предприятий. В соответствии с принятым Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются — потребительские кооперативы и коммерческие организации, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Критериями на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Средняя численность персонала за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101-250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.[3] Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.
По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными. В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия. По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. По характеру деятельности выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.
По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, то есть малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов. Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность.
Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.
Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации. Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги. В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий, возникает вопрос: «Какие проблемы испытывают малый и средний бизнесы в России?».
29.03.2015 116.74 Кб 11 L_5.DOC
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Власова Наталья Юрьевна
В статье рассмотрена сущность и главные аспекты положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с учётом экономической ситуации, также проанализированы популярные направления развития действующих хозяйствующих субъектов, условия выхода на рынок и перспективы развития новых субъектов малого и среднего бизнеса в концепции государственной поддержки, в заключении сформирован вывод о действительном экономическом и правовом положении предпринимателей в стране.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Власова Наталья Юрьевна
Анализ программ поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе национальной программы «Цифровая экономика 2030»
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Повышение эффективности развития отраслей предпринимательства Европейского Севера России
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
THE ESSENCE OF THE UTILITIES INFRASTRUCTURE OF THE REGION
The article considers the essence and main aspects of the position of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, taking into account the economic situation, also analyzes the popular directions for the development of existing economic entities, the conditions for entering the market and the prospects for the development of new small and medium-sized businesses in the concept of state support, and in conclusion formed conclusion about the actual economic and legal situation of entrepreneurs in the country.
Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»
Научная статья Original article УДК 332.87
СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
THE ESSENCE OF THE UTILITIES INFRASTRUCTURE OF THE REGION
Аннотация. В статье рассмотрена сущность и главные аспекты положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с учётом
экономической ситуации, также проанализированы популярные направления развития действующих хозяйствующих субъектов, условия выхода на рынок и перспективы развития новых субъектов малого и среднего бизнеса в концепции государственной поддержки, в заключении сформирован вывод о действительном экономическом и правовом положении предпринимателей в стране.
Abstract. The article considers the essence and main aspects of the position of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, taking into account the economic situation, also analyzes the popular directions for the development of existing economic entities, the conditions for entering the market and the prospects for the development of new small and medium-sized businesses in the concept of state support, and in conclusion formed conclusion about the actual economic and legal situation of entrepreneurs in the country.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, предпринимательство в России, бизнес, малые предприятия, субъекты предпринимательства.
Keywords: small business, medium business, entrepreneurship in Russia, business, small businesses, business entities
Развитие экономики каждой страны в целом зависит от бизнеса, формирующего дополнительные рабочие места и бюджет государства благодаря налоговым выплатам. Именно поэтому государства особенно заинтересованы в создании дополнительных лояльных условий для открытия новых предприятий и формирования кластера предпринимательства в целом.
В настоящее время особенной экономической ситуации в стране и в мире понятие «предпринимательство» стало приобретать особенный характер. Разберём подробнее.
Предпринимательство сегодня — это систематическая деятельность, основной целью которой является получение материальной выгоды. Малое
предпринимательство от среднего отличает численность сотрудников в штате и размер выручки. Рассмотрим данные аспекты подробнее на примере Российской Федерации [2].
Так, по итогам 2019 года (результаты исследования Doing Business) Россия обогнала на 96 позиций в рейтинге благоприятных условий для ведения бизнеса в различных странах, обойдя такие страны, как, например, Франция, Израиль, что свидетельствует о действенном, эффективном включении государства страны в упрощение деятельности предпринимателей.
Однако, за последние 7 лет доля малого и среднего бизнеса в ВВП в России снизилась на 4,5%, тогда, как, например, в Китае данный показатель ежегодно продолжает расти, увеличиваясь, в среднем на 2,3% в год.
Если обратиться к превалирующим организационно правовым формам бизнеса в стране, то (согласно данным ФНС на октябрь 2022 года) можно отметить преобладание Индивидуальных предпринимателей над другими формами. В общем количестве зарегистрированных компаний более половины составляют индивидуальные предприниматели — 52,20, доля юридических лиц — 47,80%. Есть несколько причин, почему индивидуальных предпринимателей (далее ИП) больше, чем юридических лиц. Разберём более подробно причины такого выбора предпринимателей.
1) Наиболее простая форма регистрации для индивидуальных предпринимателей.
2) Специальные налоговые режимы.
3) Не нужен уставной капитал.
4) Возможность распоряжаться деньгами предприятия.
5) Простой способ закрытия предприятия.
С 2018 года по указу президента в России сформирована и поставлена одна из основных целей — увеличение числа МСП и их доли ВВП минимум на 13% до 2030 года. По итогам октября 2022 г. в Российской федерации насчитывается 213 347 малых предприятий.
Государство особенно заинтересованно в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. Больше 39% общего оборота бизнеса страны приходится на долю МСП и ССП. Почти 40% дееспособных граждан страны трудоустроены на таких предприятиях. Более 200 тысяч предприятий задействованы в малом секторе, около 18 тысяч — в среднем и только 12,6 тысяч в компаниях крупного бизнеса.
Особенно значимыми на 2022 год для России определены отрасли агропромышленная, информационно-технологическая, туристическая и отрасль общественного питания. Например, гранты в размере до 30 миллионов рублей для агропроизводителей присутствующих на рынке от 2 лет.
Для поддержки начинающих бизнесменов государство создаёт благоприятные условия: консультации и бесплатные обучения базовым правовым и налоговым навыкам, выдача субсидий, бизнес-консультирование, участие в международных выставках, льготное кредитование [1].
Начинающий предприниматель малого или среднего бизнеса может рассчитывать на льготную кредитную ставку 10 -15%. А молодые предприниматели в возрасте до 25 лет — получить грант до 500 тысяч рублей, а до конца 2022 года до 1 миллиона рублей для бизнеса в арктической зоне.
Также, следует отметить, что корпорация МСП готова выступить в качестве поручителя для начинающего предпринимателя, если у него нет своих поручителей или нет залоговых средств. ^-компании полностью освобождаются от налога на прибыль для тех, кто ранее оплачивал налог по ставке 3%.
Меры поддержки, как правило, различны от региона к региону, что можно уточнить в областном центре «Мой бизнес». Так, например, начинающие предприниматели ЯНАО активно получают от государства помощь по принципу «зонтичного» механизма: с помощью поручительства предприниматель обеспечивает до 50% суммы кредита либо, найдя поручителей, продлевает кредитные каникулы до 4 месяцев. В Московской
области франчайзи сферы общественного питания могут рассчитывать на компенсацию затрат на производственное оборудование в размере до 300 тысяч рублей. А начинающие франчайзи ХМАО уже на протяжении трёх лет компенсируют затраты на приобретение франшизы путём оплаты паушального взноса государством в размере до 500 тысяч рублей [3].
Для начинающих предпринимателей всех регионов (в зависимости от региона) правительство выделяет от 10 000 до 150 000 рублей, на подготовку документов о трудоустройстве российских и иностранных граждан, оплату государственных пошлин и юридических консультаций.
В развитых странах большую часть ВВП приносят МСП и ССП. Именно небольшие компании помогают росту экономики. Таким образом, проведя анализ данных показателей в России, можно сделать вывод, что данный бизнес-сектор является чрезвычайно значимым для развития экономики регионов и страны в целом.
Уже больше десяти лет в России вводится множество мер государственной поддержки начинающих и уже действующих предпринимателей для их более комфортного существования. Создаются новые налоговые режимы и меры, субсидии и поддержки. Для открытия собственного дела сегодня предпринимателю требуется минимум усилий и вложений. Государство заинтересовано и готово обучить предпринимателей базовым бизнес-процессам, проводить консультации и поддерживать на этапах формирования, открытия МСП и ССП с целью укрепления настоящего экономического положения страны в целом.
1. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 3 (38). — С. 10-14.
2. Заргарян З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2020. — № 2 (77). — С. 53-59.
3. Кочесокова М. К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. — 2019. — № 7. — С. 60-64
4. Куликова, Е. С. Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие региона / Е. С. Куликова // Умная цифровая экономика. — 2021. — Т. 1. — № 1. — С. 28-36. — EDN TMUPGL.
5. Мулюков, М. В. Оценка факторов, влияющих на индекс экономической свободы в странах СНГ / М. В. Мулюков, В. В. Салеев // Умная цифровая экономика. — 2022. — Т. 2. — № 2. — С. 73-80. — EDN GIFUZJ.
1. Abbasova O.M. Sovershenstvovaniye razvitiya predpriyatiy malogo biznesa / O.M. Abbasova // Vestnik Akademii znaniy. — 2021. — № 3 (38). — S. 10-14.
2. Zargaryan Z.S. K voprosu o ponyatii malogo i srednego biznesa / Z.S. Zargaryan // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal’nogo universiteta. — 2020. -№ 2 (77). — S. 53-59.
3. Kochesokova M. K. Rol’ i znacheniye malogo i srednego biznesa v ekonomicheskom razvitii / M.K. Kochesokova // International Journal of Innovative Technologies in Economy. — 2019. — № 7. — S. 60-64
4. Kulikova, Ye. S. Sovremennaya infrastruktura i ustoychivoye sotsial’noekonomicheskoye razvitiye regiona / Ye. S. Kulikova // Umnaya tsifrovaya ekonomika. — 2021. — T. 1. — № 1. — S. 28-36. — EDN TMUPGL.
5. Mulyukov, M. V. Otsenka faktorov, vliyayushchikh na indeks ekonomicheskoy svobody v stranakh SNG / M. V. Mulyukov, V. V. Saleyev // Umnaya tsifrovaya ekonomika. — 2022. — T. 2. — № 2. — S. 73-80. — EDN GIFUZJ.
прикладных наук и технологий «Integral» №9/2022
Для цитирования: Дмитриева Е.Ю., Власова Н.Ю. Сущность малого и
среднего предпринимательства в России // Международный журнал
прикладных наук и технологий «Integral» №5/2022
Источник: cyberleninka.ru