Понятие инфраструктура малого бизнеса

— это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью функционирования которых является создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Это обеспечивается путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направ-лениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном. Наряду с этим осуществляется оказание целого спектра деловых услуг, деловых контактов.

Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения основных задач любого производственного процесса.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура.

Малые предприятия — активные субъекты рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ. Они имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого бизнеса, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий.

01. Как устроена IT-инфраструктура

Поэтому важно создать благоприятные предпосылки для формирования системы инфраструктуры как на региональном, так и на федеральном уровне.

Схема инфраструктурного обеспечения сферы малого бизнеса проиллюстрирована на рис. 2.2. Предлагаемая схема представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых инфраструктурных элементов, функционирующих как единый динамичный комплекс, нацеленный на удовлетворение многочисленных потребностей рынка и создание условий для выполнения социальной миссии перед обществом. Устойчивое функционирование и развитие предприятий малого бизнеса обеспечивается за счет формирования системы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства.

Положительные результаты бизнеса обеспечиваются при использовании концепции управления инфраструктурой малого бизнеса, которая интегрирует в себе процессы планирования, организации, мотивации, контроля и учета.

Важно при создании схемы управления инфраструктурой малого бизнеса постоянно следовать основным принципам ее построения: все звенья модели, количество структур должны быть предельно достаточными и оптимальными, исключающими параллельное дублирование.

Целью инфраструктурного обеспечения малого бизнеса является поддержка субъектов малого предпринимательства, что предполагает организацию доступа к различного рода услугам и формам под-держки, содействие в организационном оформлении заявляемых ими бизнес-инициатив, отборе для дальнейшего сопровождения и финансовой поддержки, с тем чтобы обеспечить рациональное распределение финансовых ресурсов и максимальную отдачу от реализации заявленных проектов.

Характеристика субъектов малого предпринимательства

Рис. 2.2. Инфраструктурное обеспечение малого бизнеса

Важная функция местных органов самоуправления — разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система ин-фраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а с другой — благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.

Большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса создано на региональном уровне, но распределение объектов инфраструктуры малого бизнеса в регионах очень неравномерно.

Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается некая «перенасыщенность» ими, что приводит к дублированию их функций.

Однако необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации система институтов инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

Органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты, отделы), осуществляющие поддержку малого предпринимательства в рамках правительств (администраций), действуют в каждом субъекте Российской Федерации.

Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время система фондов состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства — это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд — заказчик Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Он осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Данные соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их порядка 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяются в основном тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринима-тельства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.

Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», предоставляющий им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определенные преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике не реализуются.

В замысле система фондов создавалась как инфраструктура финансового обеспечения мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Высокий институциональный статус региональных и муниципальных фондов находится в противоречии с теми финансовыми средствами, которые выделяются как на выполнение программ в целом, так и на финансирование деятельности самих государственных (муниципальных) фондов.

Крайняя недостаточность выделяемых на поддержку малого предпринимательства средств не позволяет административным структурам выстроить конструктивные отношения с фондами и сделать их эффективным инструментом реализации государственных и муниципальных программ.

Для действительного укрепления и развития системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, необходимо:

уточнить и законодательно закрепить институциональное по-ложение государственных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе как бюджетополучателей;

разработать требования к условиям и техническому обеспечению государственных фондов, при которых возможна их эффективная деятельность;

определить меру финансового участия и ответственности государства в деятельности фондов;

законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений;

предусмотреть наделение фондов недвижимым имуществом для ведения хозяйственной деятельности в уставных целях;

организовать подготовку и реализацию образовательных программ и планомерную подготовку кадров для работников региональных и муниципальных фондов;

содействовать государственным фондам в расширении сферы их деятельности и номенклатуры услуг, таких, как бизнес- инкубирование, предоставление займов, лизинг оборудования;

разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами;

• установить минимальный перечень услуг, оказываемых госу-дарственными фондами предпринимателям бесплатно или на льготных (за счет бюджетного финансирования) условиях.

Эффективным способом достижения устойчивости малого предпринимательства на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала является развитие системы специализированных кон-сультационных и информационных услуг, обучения в сфере кредитной и инвестиционной деятельности. Эта задача решается через агентства развития малого и среднего бизнеса.

Агентства обладают штатом подготовленных специалистов, необходимым оборудованием и литературой.

Функции информационного обеспечения предпринимательских структур выполняют 31 Региональный информационно-аналитический центр, Единая информационная сеть Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Уникальное средство снижения неудач в бизнесе, увеличения доли выживающего нового бизнеса — бизнес-инкубаторы, специализированные организации, сопровождающие создание и развитие новых предприятий, предоставляя им достаточно широкий перечень услуг на льготных условиях. Число бизнес-инкубаторов растет: если в 1996 г. их было 38, то сейчас — уже более 50.

Совместно с Министерством образования и науки России, Минфином России и Минэкономразвития России разработана концепция создания технопарков. 10 марта 2006 г. принято распоряжение Правительства РФ № 328-р «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высших технологий». В технопарках, создаваемых, как правило, при высших учебных заведениях по индивидуальным проектам на базе исследовательского и преподавательского потенциала вузов с целью его эффективного использования, сочетается научно-техническое и инновационное малое предпринимательство. Отраслевая направленность деятельности технопарков отражает специализацию высших учебных заведений.

Однако позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы инфраструктуры так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода «окружающей среды» для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени «хозяйственной зрелости».

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в российской экономике изначально была призвана решать двуединую задачу:

стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий;

направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям национальной экономики. Однако до последнего времени российская инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла решить ни одной из этих задач в полном объеме.

Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых предприятий и практической результативностью их деятельности. Деятельность указанных институтов — и на федеральном, и на региональном уровнях — неполно и непоследовательно интегрировалась в соответствующие целевые государственные программы.

Читайте также:  Элемент платформ как моделей бизнеса

Финансирование государственных программ поддержки малого предпринимательства как федерального, так и регионального уровня осуществлялось и осуществляется в минимальном объеме и очень неравномерно. Исключением является Москва, финансирующая программы поддержки малого предпринимательства практически в полном объеме. На глазах чахнут, не обретя способности к финансовой самодостаточности, различные институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные в ходе реализации проектов международной помощи. Но часто даже те немногие, еще реально возможные меры поддержки, которые могут быть предоставлены малым предприятиям на местах бесплатно или на льготных условиях, не находят своего адресата. Опросы показывают, что очень многие малые и средние предприятия либо не осведомлены о существовании возможности получения чьей-либо помощи, либо считают эту помощь несущественной для своих практических дел.

По итогам социологического опроса почти всех респондентов (кроме Карачаево-Черкесской Республики, Новгородской, Свердловской областей, г. Москвы) не удовлетворяет деятельность существующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основные причины этого:

слабая финансово-имущественная база объектов инфраструктуры;

ограниченный круг услуг;

отсутствие полной и открытой информации о деятельности объектов инфраструктуры.

Одним из важных направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации является реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие нормы включены в Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 21 июня 2005 г. № 94.

Значительный вклад в решение проблем малого предпринимательства вносят субконтрактационные центры, являющиеся инструментом для корректировки и развития системы субконтрактных взаимоотношений. Они помогают наладить маркетинговую сеть между крупными и малыми предприятиями, способствуют участию малых предприятий в выставках и форумах, в выполнении государственных и субподрядных заказов на уровне регионов. В рамках комплекса мер по поддержке малого предпринимательства необходимо обеспечить дальнейшее развитие сети центров субконтрактации.

Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.

Деятельность системы фондов поддержки малого предпринимательства, состоящей из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов, целесообразно направить на подготовку, отбор и сопровождение проектов для уполномоченных региональных банков и банка-агента «Российского банка развития» при выдаче кредитов под государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства, подготовку предпринимателей, находящихся на начальном этапе развития, к работе с заемными средствами, расширение микрофинансовых услуг с использованием средств фондов, средств бюджетов субъектов Российской Федера-ции и привлеченных средств для формирования кредитной истории и начального капитала субъектов малого предпринимательства.

Источник: finances.social

Понятие инфраструктура малого бизнеса

Адвокатская палата Орловской области

ИНФРАСТРУКТУРА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Область организации промежуточного звена между наукой и производством, малые инновационные предприятия – создание и развитие инновационной инфраструктуры – инновационных (инновационно-технологических) центров, технопарков, а также малых инновационных предприятий, которые взяли на себя функцию доведения научных разработок до готового продукта для реализации на рынке.

При этом междисциплинарный потенциал данной системы не реализован в полной мере с учетом современных тенденций развития единого информационного пространства, требований инновационных процессов, программно-целевого планирования и политики модернизации.

Комплексность исследования и развития концепции предполагается обеспечить посредством ее коммуникативного взаимодействия с современными технологиями административно-процессного управления и ценностными параметрами деятельности организаций: монетарным, экономическим, социальным, маркетинговым, экологическим и другим.

Одна из ключевых проблем предметной области – отсутствие институционализированных каналов располагающих эндаументом и/или широкой базой «доноров», позволяющих заниматься масштабной исследовательской работой для деятельности малых инновационных предприятий.

Организация управления инновационной деятельностью малых предприятий координируется государственными органами власти, посредством проведения инновационной политики в виде инновационных концепций и программ развития по повышению конкурентоспособного потенциала малых предприятий, путем привлечения частных инвесторов к реализации инноваций; создания благоприятных условий стимулирования инновационной деятельности.

Важной проблемой, требующей разрешения, является прямое государственное инвестирование – финансирование из средств федерального или регионального бюджета целевых программ, инвестиционных и инновационных проектов. Расходы государства всегда ограничиваются размерами федерального и регионального бюджетов.

Требует решение проблема многоканального частного финансирования по вложению инвестиционных средств в широкий спектр экономически выгодных и социальных проектов, в которых участвуют предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки, региональные государственные органы управления и др.

Проанализировав динамику количества малых предприятий в России за последние 10 лет (с 2002 года по 2011 год), можно сделать вывод о том, что начиная с 2002 года количество малых предприятий непрерывно растет. За 8 лет количество предприятий увеличилось практически на 720 тыс.ед., что свидетельствует о том, что малый бизнес в России постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.

Одним из ключевых факторов, позволяющих сохранить заданные темпы роста количества малых предприятий является развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса. В России наблюдается прямая зависимость роста числа предприятий малого бизнеса, от роста и расширения инфраструктуры по поддержки малого предпринимательства.

Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса не только не выполняет полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. На сегодняшний день можно сказать, о неудовлетворенности субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства направленные на стимулирование малого предпринимательства не будут достигать необходимого эффекта.

Автор под инфраструктурой понимает комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития и функционирования поселений и межселенных территорий, а инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности является подсистемой в экономической системе.

Еще одно понятие инфраструктуры малого бизнеса, под которым понимается система организаций, оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства на условиях, отличных от коммерческих (льготные кредиты, подготовка кадров, специальные режимы аренды, информационные, консультационные и другие услуги по пониженным расценкам). Инфраструктура призвана предоставлять дополнительные возможности для субъектов малого бизнеса, способствующие преодолению специфических трудностей и проблем, с которыми сталкиваются как начинающие предприниматели, так и предприниматели уверенно стоящие на ногах.

Цель формирования инфраструктуры малого предпринимательства является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения бизнеса. Однако, в настоящее время существует несколько мнений по содержанию структуры инфраструктуры

В создание технологической инфраструктуры вовлечены как государственные, так и коммерческие хозяйствующие структуры, позволяющие создать работоспособную инфраструктуру, обеспечивающую деятельность предпринимательства. Сюда входят инновационные технологические центры, которые ориентированы на оказание различных услуг рентабельным, имеющим перспективы быстрого роста малым инновационным предприятиям. Среди списка услуг, помимо сдачи в аренду помещений с гарантированным энергоснабжением, важную роль играют техническое, информационное и консультационное обеспечение, система охранных мероприятий, а также предоставление системы формальных и неформальных гарантий при поиске и привлечениями малыми предприятиями средств для своего развития.

Кроме того, инновационные технологические центры призваны быть связующим звеном между малыми предприятиями и более крупными образованиями: университетами, академическими и отраслевыми институтами, крупными промышленными предприятиями, в решении самых разных вопросов: от использования результатов фундаментальных исследований до обучения студентов и молодых специалистов и повышения квалификации ведущих разработчиков.

К финансовой инфраструктуре следует отнести все финансовые институты, имеющие прямое или косвенное отношение к прямому инвестированию предпринимательской деятельности. Однако более конструктивные будут те специфические финансовые институты, которые позволяют снижать инвестиционные риски и максимально эффективно использовать свободные денежные ресурсы. В качестве такого инфраструктурного обеспечения выступает венчурный фонд, который позволяет таким инвесторам, как пенсионные фонды, страховые компании и крупные международные корпорации, размещать инвестиции, обеспечивая, с одной стороны, качественный контроль за использованием средств и получение соответствующей прибыли, а с другой – развитие перспективных направлений в рамках стратегических интересов института предпринимательства.

Крайне важную роль здесь играют институты финансовой инфраструктуры, обеспечивающие прямое финансирование на этой стадии и уменьшающие риски (гарантийные фонды). Создание финансовой инфраструктуры в качестве гарантийного фонда позволяет как государству, так и банкам получать дополнительные источники обеспечения предпринимательской деятельности.

В свою очередь банки, имея систему обеспечения, смогут снизить объем средств, отвлекаемых Центральным банком для резервирования необеспеченных кредитов, что позволит им вовлечь в сферу своей деятельности новую перспективную группу клиентов. При этом малые предприятия получают доступ к финансовым ресурсам банка.

Кадровая инфраструктура обеспечения предпринимательской деятельности. Основной риск инвестора в любой стране и любом виде предпринимательства: связан с неадекватным менеджментом. Минимизация этого риска достигается повышением управленческой и предпринимательской культуры, качественным обучением и переподготовкой менеджеров всех уровней, обеспечением их необходимой поддержкой (консалтинговой и информационной).

Читайте также:  Бизнес идеи с минимальными вложениями для маленького города для мужчин

Процесс создания непрерывного цикла повышения квалификации менеджмента определяется и получением новых знаний в ходе обучения и консультаций, и возникновением системы формальных и неформальных связей всех субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

Именно в развитии нематериальной составляющей инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности принимали наибольшее участие международные организации через различные программы технической помощи.

Производственно-коммунальная инфраструктура включает в свой состав продукцию, услуги и объекты производственно-коммунальных отраслей, обслуживающих предприятия и организации малого и среднего бизнеса (транспорт, связь, городское хозяйство, линии энергопередач, дорожное хозяйство, канализация и т.п.) К числу основных проблем, которые свойственны этой подсистеме территориальной рыночной инфраструктуры, можно отнести проблему роста цен на энергоносители, существенную дифференциацию отдельных подотраслей и различных регионов по состоянию соответствующих объектов данной подсистемы.

Институциональная инфраструктура состоит из ряда новых институтов, возникших, в основном, в процессе реформирования отечественной экономики. Системообразующую функцию в ней играют подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, предназначенных по своей компетенции для решения комплекса вопросов по координации и развитию сферы малого и среднего бизнеса.

Информационная инфраструктура включает в себя информационные базы данных, необходимые для принятия взвешенных решений по функционированию и развитию малого и среднего бизнеса. К этой сфере также следует отнести распространение различных схем электронного бизнеса и сервиса, реализуемых в регионах.

Социальная инфраструктура находит в себе отраслевые объекты, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей людей, проживающих и работающих на конкретной территории (торговля и бытовые услуги, объекты образования и здравоохранения, библиотеки и т.д.).

Одна из основных задач территориальных органов власти в сфере функционирования экономической (финансовой) инфраструктуры заключается в том, чтобы разнообразные источники и методы финансово-кредитной политики объединить в систему, позволяющую целенаправленно обеспечивать стимулирование предпринимателей и их участие в развитии местного рынка товаров и услуг. Другой, не менее важной задачей в этой сфере, является поиск и апробация новых подходов к финансовой поддержке предпринимателей.

Рассмотрев мнения авторов, можно сказать, что такие деления имеют право на существование. Но, по нашему мнению, систему инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно разделить на следующие элементы:

– система финансирования малого бизнеса – это и система микрофинансирования, и взаимного кредитования, страхования, и лизинга;

– система, связанная с обеспечением имущественных проблем малого бизнеса – это бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационные центры, производственно-технологические центры и т.д.;

– система консалтинга, информационно-консультационная поддержка по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, патентированию, управлению персоналом, бухгалтерскому и налоговому учету, юридические услуги). Сюда же входит получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных, развитие электронных форм ведения бизнеса с использованием современных информационных технологий, объединения информационных ресурсов предпринимательства;

– система аутсорсинга и аутстаффинга, связанная с привлечением ресурсов, сторонних организаций с целью профессиональной поддержки бесперебойной работы отдельных бизнес-процессов, тем самым, освобождая компанию от необходимости содержать дорогостоящий штат и предоставляя возможность пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов, сюда же входит лизинг персонала;

– система, связанная с подготовкой и переподготовкой, обучением кадров (как специалистов управленческого звена, так и работников рабочих специальностей);

– расширение деловых возможностей малых предприятий – это новый элемент инфраструктуры, которому следует уделять особое внимание в будущем. Развитие межрегиональных и международных связей, способствующее продвижению товаров малых предприятий на межрегиональные и международные рынки, налаживанию различных форм производственной кооперации малых предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями среднего и крупного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечение участия малых предприятий в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конференциях, семинарах, деловых встречах;

– и последний элемент инфраструктуры – это система формирования правовой базы. Данный элемент занимается разработкой законодательно нормативных документов, мониторингом применения законодательства, внесением законодательных предложений по развитию малого бизнеса.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Основная задача, формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, заключается в создании таких условий его функционирования, которые способны обеспечить предпринимательским структурам необходимую норму прибыли. Статистика развитых стран показывает, что существенная часть ВВП как развитых, так и развивающихся стран направляется на развитие инфраструктуры поддержки. При этом возрастает организующая и регулирующая роль местных властей.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

– развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

– обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

– увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

– увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одной из основных задач системы государственной инфраструктуры является координирующая, связующая роль в осуществлении деятельности системы поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом. Для выполнения целей и задач государственной политики, необходимо создание объектов инфраструктуры, которые будут реализовывать поставленные перед ними задачи, связанные с развитием малого бизнеса.

Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при участии государства, имеет ряд недостатков: нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях; неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки; недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг. Одной из основных причин этих недостатков является недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней.

Таким образом, задача инфраструктуры как системы заключается в том, что она должна помогать бизнесу получать ответы на интересующие его вопросы. В законодательстве прописано, что государство помимо заботы о поддержке малых предприятий должно содействовать развитию инфраструктуры поддержки. Государство должно оказывать должное финансирование инфраструктуры, поддерживать ее деятельность для того, чтобы все услуги, которые требуются для малого бизнеса, были доступны предприятиям, которые не имеют для этого свободных средств.

Учитывая вышеизложенное, для дальнейшего формирования инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, считаем, необходимым рекомендовать создание специализированных государственных органов исполнительной власти, отвечающие за развитие и поддержку малого предпринимательства на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В обязанности, которых будут входить, организация согласованности действий всех объектов инфраструктуры, организация встреч представителей инфраструктуры и потенциальных представителей с целью обмена опытом и внедрением нереализованных идей. Только тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных средств и повысить результативность действий государственных органов власти по поддержке сектора малого бизнеса.

Источник: be5.biz

Инфраструктура поддержки малого бизнеса

Для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.

Создание развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.

Целью формирования инфраструктуры развития предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура. На государственном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о министерствах и ведомствах занимаются таки министерства и ведомства: Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный комитет Республики Беларусь по поддержке и развитию малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства и др.

Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, благотворительность и т.п.).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются по сути каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

Читайте также:  Где есть бизнес ланч в субботу

Результатом осуществления программ поддержки малого предпринимательства, в которых центральную часть обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении.

Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь дополняется мероприятиями по развитию предпринимательства в малых и средних поселениях. Субъектам малого предпринимательства, деятельность которых направлена на развитие (расширение) производства товаров (работ, услуг), агроэкотуризма, ремесленничества и народных промыслов, создание новых рабочих мест, планируется оказывать финансовую поддержку; под создание новых и расширение действующих производств предоставлять неиспользуемое государственное имущество; по наиболее востребованным в сельской местности видам бизнеса проводить обучающие семинары, а в д. Комарово-Мядельского района создать бизнес-инкубатор

Государство может принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами.

В частности, объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные и муниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные для коммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т.п.; объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности (для создания бизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий, агентств по развитию предпринимательства и др.)

Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной государственной поддержке. Это означает не только финансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методов косвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры, передача в собственность или пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса).

Для предпринимателей особое значение имеют прозрачность и гласность системы государственной поддержки. Предприниматель должен располагать необходимой информацией о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведения соответствующих информационных, рекламных и пропагандистских кампаний, а также периодической публичной отчетности.

Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

В настоящее время в правительстве Республики Беларусь создана рабочая группа по либерализации законодательства в области предпринимательской деятельности. Эта группа работает над подготовкой нормативной законодательной базы, предусматривающей, в частности сокращение числа процедур и времени на регистрацию и закрытие субъектов хозяйствования, лицензирование, регистрацию собственности, оформление внешнеэкономической деятельности; снижение уровня налоговой нагрузки; обеспечение равноправия для всех субъектов хозяйствования в части доступности и стоимости банковских кредитов и др 1 .

Подводя итог своей работе хочется отметить, что со стороны нашего государства оказывается всесторонняя помощь для успешного развития малого предпринимательства во всех его формах в различных отраслях экономики. Следствием этого должно послужить всестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народа и явиться предпосылкой для выхода Республики Беларусь на уровень таких развитых капиталистических стран как США, Япония, Германия и др.

Современный предприниматель несет в себе традиции, установки и цели деятельности дореволюционной истории и истории, которая предшествовала началу перехода к рынку. Но и советская история не исчезла бесследно, она оставила следы на стиле и характере деятельности современных предпринимателей, на их «генеральных директорах», специалистах, рабочих – на всем сегодняшнем обществе, деятельность которого включает действия и поступки двоякого рода. Во-первых, старые, привычные, унаследованные от предыдущей жизни. Во-вторых, новые, требуемые нынешней жизнью. Наличие такой смеси необходимо, что сказывается в экономической культуре предпринимателей.

В итоге, как показывает опыт зарубежных стран, мелкие и средние фирмы – это важнейшая составляющая хозяйственной системы, без которой экономика не может эффективно функционировать.

В целом можно утверждать, что определенные предпосылки для развития предпринимательства в республике созданы. Принят пакет законов, позволяющий осуществлять предпринимательскую деятельность в различных организационно-правовых нормах. Возникла экономика со смешанной формой собственности. Доля государственной собственности постепенно снижается.

Следует отметить также и непрерывную работу над совершенствованием процедуры регистрации предпринимательской деятельности направленной на дальнейшую ее либерализацию. Работа в этом направлении связана с необходимостью учета динамики изменения международной и внутренней социально-экономической ситуации.

Государство оказывает поддержку тем, кто желает начинать предпринимательскую деятельность, создает собственное дело. Затем – обеспечивает благоприятные и стабильные условия для функционирования бизнеса. И, наконец, обеспечивает защиту прав и безопасность личности и собственности. По существу, речь идет о поддержке процесса саморазвития бизнеса, а не о каких-то «социальных» мерах. Однако решение этой задачи требует большой политической воли и наличия четко сформулированной программы совместных действий государства и предпринимательского корпуса.

У предпринимателей сегодня много дел. Новые задачи, которые они должны решать, рождаются буквально на глазах. Наша отечественная экономика в этом отношении особенно «крепкий орешек», ибо переживает сегодня чрезвычайно трудный переходный этап – от системы централизованного планирования, в которой было все более или менее ясно, к рыночной экономике. В которой тоже уже многое удалось прояснить. Сам же процесс перехода — это поиск и во многом импровизация.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Сумеем ли мы правильно распорядиться нашим наследием и построить всесторонне развитое государство с развитой рыночной экономикой, с высоким трудовым потенциалом и достойным уровнем жизни белорусского народа? Покажет время

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.

2. Балабанов И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениздат, 1991.- 128 с.

3. Ботян А.Н., Верховодко И.И., Кравченко Н.В., Малиновский Е.И. Настольная книга предпринимателя, фирма «Бизнесконсалт», 1992. – 117 с.

4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М: ИНФРА – М, 1997. – 608 с.

5. Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. Практикум по основам предпринимательства: Учебн. Пособие – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие», 2005. – 143 с.

6. Врублевский Б.И. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие – авторская редакция, Гомель, ХЦ НТУ «Развитие», 1993. – 286 с.

7. Герасименко П.В. Экономико-правовая система малого предпринимательства. Монография. – Гомель: Белорусский центр бизнеса «Альтаир», 2002. – 84 с.

8. Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д., Темичев А.М. и др. Предпринимательская деятельность. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. Организационные основы. Мн.: БГПА, 1995. – 228 с.

9. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие/С.И. Мазоль. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 272 с.

10. Моисеева Л. Формирование историко-правового поля предпринимательства/Л. Моисеева//Предпринимательство. 2003. — №3 – с. 92.

11. Основы предпринимательства: Учебник /Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие»», 2005. – 207 с.

12. Основы предпринимательства: Учеб. пособие/ Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддергина и др.; Под общ. Ред.

Э.М. Гайнутдинова. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 182 с.

13. Платонов В.С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.

14. По информации Департамента Минэкономики, Законодательство для предпринимателей станет либеральнее/Журнал «Индивидуальный предприниматель», 2007. №23 декабрь. — с. 121.

15. Сектор по работе СМИ КГК РБ, На учебу в Комарово / Сектор по работе СМИ//Еженедельник «Главный бухгалтер». – 2008.- №10(58) март. – с. 110.

Информация о работе «Сущность предпринимательства и его роль в современной рыночной экономке»

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 57510
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин