Понятие калькуляции в организациях ресторанного бизнеса

В основе хозяйственной деятельности предприятий общественного питания лежит производство и продажа кулинарных изделий собственного производства и продажа приобретенных продуктов питания и товаров.

Номенклатура нормативной и технологической документации, по которой может вырабатываться кулинарная продукция, перечень услуг, их характеристики в зависимости от типа и класса предприятий общественного питания определены в государственных стандартах, выполнение которых является обязательным для предприятий общественного питания всех форм собственности.

Типы предприятий общественного питания различны: это рестораны, кафе, бары, закусочные, магазины-кулинарии. В свою очередь, рестораны и бары подразделяются на три класса: люкс, высший и первый.

Требования к организации бухгалтерского учета являются общими для всех предприятий: это организация правильного учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей на складе и в бухгалтерии, за структурой товарных запасов, за определением фактических расходов и издержек обращения.

Однако для предприятий общественного питания не менее важно правильно рассчитать продажную цену на кулинарную продукцию. Расчет продажной цены блюда или кулинарного изделия называют калькуляцией.

Продажные цены рассчитывают на каждое блюдо или изделие в калькуляционных карточках, которые регистрируют в специальном журнале. Специалиста, рассчитывающего цены на блюда, обычно именуют калькулятором. Для калькуляции продажных цен необходимо знать ассортимент блюд и кулинарных изделий, нормы закладки, цены на сырье и продукты.

Ассортимент блюд определяется по плану-меню, который ежедневно, накануне дня приготовления пищи, составляется заведующим производством. В плане-меню указывают: наименования блюд, номера блюд по Сборнику рецептур, по технологическим картам, планируемое количество блюд.

Перечень действующих нормативных документов, применяемых для калькуляции блюд на предприятиях общественного питания, приведен в письме Роскомторга от 15 июля 1086 г. № 1-806/32-9 «О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания».

В соответствии с этим документом для калькуляции блюд применяются:

— Сборник технологических нормативов (издание 1994-1996 гг.);

— Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России (издание 1992 г.);

— Сборник рецептур блюд диетического питания (издание 1988 г.);

— Сборник рецептур мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий (издание 1986 г.);

— сборник «Торты, пирожные, кексы, рулеты» (издание 1978 г.).

Кроме того, сохранено действие некоторых других рецептур.

Если предприятие выпускает изделия по нетрадиционным технологиям, то оно должно разработать стандарты предприятия. Или же, если предприятие разработало новые фирменные блюда, которые выпускаются только на этом предприятии, то необходимо разработать технико-технологические карты. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения СТП и ТТК утвержден МВЭС России 6 июля 1997 г. и сообщен письмом Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС России от 23 октября 1997 г. № 23-310 «О нормативной документации».

Калькуляционная карточка содержит следующие основные реквизиты: наименование предприятия общественного питания, номер карточки, наименование блюда, номер рецептуры и колонки по Сборнику рецептур блюд, дату утверждения калькуляции, наименование и количество продуктов, входящих в состав блюд по нормам брутто на 100 порций.

Читайте также:  Выращивание боярышника как бизнес

Нормы расхода сырья, которые калькулятор указывает в карточках, определяются по сборникам рецептур блюд. Сборники рецептур блюд содержат нормы расхода сырья, размер отходов при кулинарной обработке продуктов, нормы выхода полуфабрикатов и готовых изделий.

Рецептуры на блюда разработаны в нескольких вариантах, для разных классов предприятий в зависимости от планируемого выхода блюда. Указанные в рецептурах нормы сырья массой нетто являются обязательными для указанного выхода полуфабриката (блюда). Такие нормы применяют при использовании для приготовления блюд из мясных, рыбных и овощных полуфабрикатов.

Закладка же массой брутто зависит об вида сырья (говядина 1-й или 2-й категории, свинина жирная или мясная, рыба крупная , мелкая). Нормы отходов при обработке картофеля и овощей зависят от времени года.

Эти нормы приведены в таблице Сборника рецептур блюд. При отсутствии сырья, указанного в рецептуре, его можно заменить другим в соответствии с таблицей взаимозаменяемости.

Таким образом, количество сырья, которое может быть списано на производство того или иного блюда, закреплено технологическими нормами, которые действуют для предприятий всех форм собственности.

Для более точного расчета цены блюда калькуляцию принято составлять из расчета стоимости сырья на 100 блюд, для гарниров — на 10 килограмм.

При калькуляции мяса по нормам брутто указывают через дробь норму закладки нетто, при использовании для приготовления блюд полуфабрикатов количество сырья берут по норме нетто.

Количество сырья каждого наименования умножают на соответствующую цену, стоимость продуктов суммируют и записывают по строке «Общая стоимость набора».

Общую продажную стоимость делят на 100 и определяют продажную стоимость одного блюда, которую после округления заносят в графу «Продажная цена блюда».

В графе «Выход в готовом виде» указывается вес одного блюда в граммах, при этом для вторых блюд показывают раздельно вес основного продукта, гарнира, соуса (например, 75/150/50); для первых блюд, отпускаемых с мясом, рыбой, фрикадельками, отдельно указывают вес мяса, рыбы или фрикаделек и вес первого блюда (например, 25/500).

Цены на гарниры, соусы калькулируют отдельно.

Специи и соль включаются в себестоимость блюда согласно Сборнику рецептур блюд. Если расход соли и специй в рецептуре конкретного блюда не указан, нормы расхода приведены во вводной части того раздела Сборника, к которому относится это блюдо.

Калькуляционные карточки подписываются заведующим производством, калькулятором, утверждаются руководителем предприятия. Эти лица несут ответственность за правильность исчисления продажных цен.

При изменении состава сырья блюда, цен на сырье исчисляется новая продажная цена блюда, которая отражается в следующей свободной графе калькуляционной карточки.

Цены на одно блюдо, порцию, или изделие округляются до целой копейки. Суммы до 0,4 копеек включительно отбрасывают, а 0,5 копеек и выше принимают за целую копейку. Цена полпорции также округляется до целой копейки.

Пример заполнения калькуляционной карточки приведен в конце статьи в приложении.

Читайте также:  Как оплатить счет в втб бизнес онлайн по реквизитам

Стоимость покупных продуктов и сырья включают в калькуляцию в зависимости от принятой на предприятии общественного питания учетной политики.

Если учет покупных продуктов и сырья ведут по продажным ценам, то сырье и продукты включают в калькуляцию по продажным ценам. Указанная цена формируется путем увеличения покупной цены на величину наценки, установленной на предприятии.

Если же учет продуктов и сырья ведут по покупным ценам, то их стоимость включается в калькуляцию по учетной цене. В этом случае продажная цена всего блюда определяется путем добавления единой наценки к стоимости готового блюда, рассчитанной в ценах приобретения.

Размеры наценки, как при первом, так и при втором варианте учетной политики, могут дифференцироваться в зависимости от вида продукции (товаров), места и времени реализации, потребительского спроса. Они определяются с учетом возмещения издержек производства и обращения, уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и обеспечения рентабельной работы предприятия.

Учет продуктов и товаров по ценам приобретения с добавлением единой наценки целесообразно вести в кладовых предприятий, относящихся к одному типу и классу.

Если предприятие общественного питания имеет подразделения разных типов и классов, то учет продуктов и товаров по ценам приобретения ведут без добавления единой наценки.

При отпуске продуктов из кладовой на производство (кухню), в буфеты, в которых они должны учитываться с применением единой наценки, продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах: по учетным ценам кладовой (для списания с подотчетных лиц) и по ценам, по которым они учитываются и приходуются на производстве, в буфете.

Если уровень наценок не регулируется местными органами власти, то он определяется и утверждается руководителем (собственником) предприятия самостоятельно.

Источник: studbooks.net

Особенности бухучета в общепите

При калькуляции бухгалтер общепита обязан составить расчётные ведомости. То есть подсчитать и документировать данные о затратах предприятия на единицу произведённого продукта.

Блюд в меню всякого уважающего себя заведения множество. Чтобы любое из них стало предметом правильной калькуляции, необходимо:

  • получить полную информацию обо всех блюдах, которые нужно подать в ближайшее время;
  • составить технологическую карту для каждой позиции;
  • знать закупочную цену любого исходного продукта.

Технологическими картами называют документы, где описаны особенности и компоненты блюд. Карта должна быть такой, чтобы её могли по первому требованию предоставить надзорному органу. Как правило, в технологических картах указываются:

  • сроки и условия сохранности блюд;
  • данные о пищевой ценности — белки/жиры/углеводы, калории и т. п.;
  • рецептура, т. е. компоненты и алгоритмы изготовления блюд;
  • внешний вид, украшения, подача;
  • масса готового блюда.

Такой подсчёт невозможен без знания закупочных цен. А к ним ещё следует добавлять затраты на транспортировку, погрузку-выгрузку и другие операции, требующие отдельной оплаты.

Для чего же нужна технологическая карта? Прежде всего, чтобы препятствовать хищениям и порче продуктов в результате халатности. И в том, и в другом случае работникам выгодно завышать нормируемые потери, чтобы скрыть свою вину. Разоблачить их может только инвентаризация, но без технологических карт эту процедуру в ресторанном бизнесе провести невозможно. Именно поэтому составление карт — одна из главных бухгалтерских операций на предприятии общепита.

Читайте также:  Изготовление оригинальной мебели как бизнес

Как учитываются товары и сырьё

Сырьё и товары всегда учитываются по отдельности. Также ведётся отдельный учёт отходов, чтобы избежать лишних затрат. Контроль возвратных, т. е. годных для повторного использования отходов, необходим, чтобы употреблять их в дальнейшем. Пример таких отходов — оставшийся после колки и обрезки шоколад. Требуется также учёт невозвратных отходов, вроде коробок и бутылок.

Они пригодятся и для хозяйственных нужд предприятия, и на продажу.

Суть инвентаризации

На самом деле ничего страшного в инвентаризации нет. Это всего лишь сопоставление остатков сырья и товара на складе с данными их учёта. Таким образом, инвентаризация необходима для определения товарных потерь как нормируемых, так и ненормируемых. В первом случае это естественная убыль продуктов в единицах веса или объёма, во втором — хищение или порча.

За убытки, превышающие допустимый уровень естественных потерь, кому-то приходится отвечать. Правильная бухгалтерия позволяет не только обнаружить убытки, но и выявить, где именно они происходят.

Движение финансов на кассе

Ещё одна обязанность бухгалтера — отслеживать движение денег, которые поступают на счета заведения с каждой банковской карты. Здесь важна работа с чеками для оперативной сверки списанных продуктов и действительно проданных блюд. Кроме того, такой контроль позволяет удостовериться, что все вырученные средства пришли в кассу.

Первое, что требуется от хорошего бухгалтера, — забыть о расчётах на бумаге и даже в Excel. Как и все остальные бухгалтерские операции, контроль финансов могут существенно облегчить системы, автоматизирующие учёт. Это касается данных, связанных с приходом и расходом сырья, начислением заработной платы и пр. Одной из перспективных в этом направлении является система Restlik. Она позволяет:

  • автоматизировать заказы;
  • печатать чеки для кассы;
  • создавать позиции;
  • контролировать товары и сырьё на складах;
  • выдавать льготные карты для лояльных посетителей;
  • проводить инвентаризацию;
  • делать расчёты без доступа в интернет.

С таким обеспечением заметно возрастает скорость приёма заказов и уменьшается число ошибок.

Особенности документооборота

Всякое заведение общепита нуждается в нормальном документообороте. И главной заботой бухгалтера в этом случае является первичная документация, которую нужно сперва разработать, а затем обрабатывать.

Базовый документ, отражающий продажные цены блюд, в бухгалтерии общепита называют калькуляционной карточкой. Её заводят на каждый вид продукции, исходя из того, сколько стоят сырьё и ингредиенты для приготовления 100 блюд. Если позже их стоимость каким-то образом изменится, эти изменения должны отразиться в карточке.

Источник: assistentus.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин