Командная работа — одно из самых прогрессивных направлений в современном менеджменте. Но просто собрать хороших специалистов и привлечь необходимые средства недостаточно. Для этого нужно знать правила и законы командообразования. Как правило, один человек, даже при наличии большого желания и знаний, не может добиться успехов в достижении какой-то общей глобальной цели.
Для такой деятельности организуются рабочие группы. Но группа, состоящая из отдельных людей, имеющих свои взгляды и убеждения, тоже не достигнет желаемого результата, если в какой-то период не превратиться в команду, сплоченную вокруг одной цели, имеющую одинаковые ценности, координирующую свои усилия в процессе деятельности. Команда проходит пять этапов жизненного цикла: формирование, бурление, нормализация, эффективность, спад эффективности. Очевидно, что малоэффективные этапы в этом цикле преобладают. Но исследователи говорят, что эффект деятельности, направленной на достижение конечного результата, даже в этом случае у команды в 10 раз выше, чем у группы.
КАК СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ КОМАНДУ В БИЗНЕСЕ
Без команды даже хорошо организованное и четко функционирующее предприятие не всегда оказывается эффективным, т.к. его сотрудники не имеют четких регламентов взаимодействия и полномочий.
Определение понятия
Существует несколько определений понятия «команда».
«Команда — это группа из двух или более людей, которые регулярно взаимодействуют и координируют свою работу для достижения общей цели».
«Команда — это группа людей, работающих вместе над достижением конкретной бизнес-цели».
«Команда — это способ построения организации с учетом реальных качеств ее сотрудников, во имя максимально эффективного достижения целей организации» и т.д.
Признаки команды
Можно выделить некоторые признаки команды, которые в разных ситуациях не в равной степени существенны для достижения конечного результата.
Так, говоря о совместной работе в команде, не всегда подразумевается, что люди обязательно трудились рядом друг с другом. Они могут быть даже не знакомы друг с другом и работать в разных странах. Но сознание того, что всегда можно рассчитывать на профессиональную и оперативную помощь коллег, делает работу именно «совместной».
Категория «постоянное взаимодействие» тоже может рассматриваться неоднозначно. «Переизбыток» взаимодействия, особенно если оно инициируется руководством, скорее развалит, чем сплотит команду. Но постоянное взаимодействие сотрудников, находящихся в отдалении друг от друга, по телефону или электронной почте – это обязательное условие.
Координация действий, если она превращается в бесконечный процесс выяснения обязанностей, ничего кроме вреда не принесет. Но, в то же время, у сотрудников должна существовать уверенность, что деятельность происходит в рамках определенных договоренностей, а в случае необходимости будет произведена их оперативная корректировка.
Говоря о взаимозаменяемости, иногда ошибочно полагают, что все члены команды должны иметь равные возможности и профессиональную квалификацию. В то время как это значит, что «…все члены команды владеют всей полнотой информации о целях и ходе совместной деятельности по их достижению и могут в любой момент взять на себя ответственность за руководство всей группой».
Что такое КОМАНДА в бизнесе
Случаются ситуации, когда работа даже самой успешной команды может оказаться неэффективной. К ним можно отнести следующее:
— команда может выработать всех устраивающий, а не оптимальный вариант решения проблемы;
— решения могут зависеть от уровня инновационности мышления членов команды;
— командная работа может оказаться неприемлемой в случаях, когда требуется быстро найти решение.
Ссылки
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
Заблуждения в менеджменте. Понятие «команды в бизнесе»
Наткнулся на чрезвычайно интересный словарь заблуждений в менеджменте. Помимо всего прочего, автор этого словаря приводит определение команды:
Команда
1 группа лиц, совместно выполняющих выданное извне задание, под руководством назначенного ответственным за это задание командира; действия команды характеризуются а) конкретностью цели, б) ограниченным временем исполнения (и существования команды), в) определенностью потребных навыков и знаний и г) четким распределением ролей;
2 единственными аналогами команды в бизнесе могут быть аварийные бригады и проектные команды на коротких и малолюдных проектах, во всех остальных случаях понятие команды к бизнесу не применимо;
3 использование термина «команда» в бизнесе свидетельствует о непонимании первым руководителем основ своей деятельности и манипулировании этим непониманием со стороны своего ближайшего окружения; целью такого манипулирования всегда является защита личных интересов в ущерб достижению компанией своей цели.
Я не согласен с некоторыми характеристиками, которые приводит автор. Ниже я раскрою свою позицию.
Во-первых, в первом пункте написано о «командире», как о лице, которое ответственно за выполнение задачи. Не во всех бизнес-командах есть это лицо. Те же самые проектные команды, о которых автор говорит во втором пункте, зачастую, имеют такого человека только на этапе постановки задачи. Остальное — делает команда. Про цели, время и пр. — согласен.
Так что, в таком варианте определение, которое дал автор, неприменимо для команд в бизнесе. Мне кажется, что наиболее удачным определением для команды в бизнесе может служить определение, данное Сандстромом, ДеМюсе и Фатреллом:
Рабочая команда — это взаимозависимая группа людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты.
Более подробно определения команды Вы можете прочитать в этой статье.
Во-вторых, «единственными аналогами команды в бизнесе могут быть. во всех остальных случаях понятие команды к бизнесу не применимо» Весьма спорно. Команды в бизнесе — это не то же самое, что футбольная, к примеру, команда. Называются одинаково, но по-сути разные. Об этом еще Белбин писал.
Однако, автор опирается на свое понимание команд, и говорит, что в бизнесе команд быть не может. Может, еще как!
В-третьих. Автор в третьем пункте пишет о непонимании руководителем основ своей деятельности и пр. Тут он опять же показывает свою некомпетентность в области команд в бизнесе, опираясь на свою неверную трактовку этого понятия. Хотя манипулирование действительно встречается. И это автор с успехом доказал. 🙂
Скоро опишу типы команд в бизнесе. Многое станет понятнее.
Хотите получать новые статьи на почту или читать их в RSS? Подпишитесь! Вы так же можете следить за твиттером Михаила Графского.
Источник: www.grafsky.ru