В настоящее время малое предпринимательство получило достаточно широкое распространение в Российской Федерации. Государство направлено на развитие субъектов малого предпринимательства, так как малые предприятия играют весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка необходимыми товарами, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Государство в свою очередь оказывает поддержку малому предпринимательству в виде грантов, субсидий, гарантий, поручительств, включая консультационную поддержку и обучение кадров для развития субъектов малого предпринимательства. Такая поддержка очень помогает субъектам малому предпринимательству и его росту, также очень необходимо в неактивных регионах Российской Федерации.
Малый бизнес представляет собой самую многочисленную категорию предпринимателей, которые по своему уровню жизни и социальному положению принадлежат к большинству населения, одновременно являясь и производителями, и потребителями различного рода товаров, работ и услуг.
Понятие — «Субъекты малого и среднего предпринимательства».
Таким образом, малое предпринимательство – с одной стороны сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – право на свободное использование гражданами своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
Объект исследования – субъекты малого предпринимательства.
Предмет исследования – взаимодействие и правоотношение субъектов малого предпринимательства.
Цель исследования – изучение субъектов малого предпринимательства .
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
— провести анализ теоретического понятия субъектов малого предпринимательства;
-провести анализ особенности деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации;
— исследовать меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
— определить основные изменения в законодательстве Российской Федерации в отношении субъектов малого предпринимательства.
Для написания данной курсовой работы использованы и изучены следующие материалы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», электронные правовые сайты и иные законы, и документы.
Структура работы: курсовая работа включает введение, 2 главы (5 параграфов), заключение, список использованной литературы. Работа изложена на 43 страницах машинописного текста, имеет 3 рисунка и 2 таблицы.
ГЛАВА 1. « Сущность и характеристика субъектов малого предпринимательства»
1.1 Понятие и критерии субъектов малого предпринимательства
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия и критерий малого предпринимательство необходимо кратко дать понятие предпринимательства или предпринимательской деятельности.
Характеристика субъектов малого предпринимательства
Предпринимательство или предпринимательства деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом [1] , продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированные в качестве предпринимателей в установленном законом порядке [2] . Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток [3] .
В учебниках предпринимательского права, как правило, «под предпринимательством понимается — одна из форм деятельности человека. Деятельность человека — форма проявления его активности, определенное поведение; в более широком плане — использование жизненных сил, человеческой энергии. Предпринять — значит начать делать что-либо, приступить к чему-либо.
Когда мы говорим «предприимчивый человек», то имеем в виду умеющего сделать что-либо в нужный момент, находчивого, изобретательного, практичного человека. Люди, которые осуществляют деятельность в экономической сфере, называются предпринимателями. Без них нет предпринимательства. Предпринимательство (предпринимательская деятельность) в системе современного российского права анализируется и исследуется, главным образом, предпринимательским правом. В то же время не следует забывать, что отношения, связанные с предпринимательством — уникальным, многоплановым, комплексным явлением социально-экономической жизни, — регулируются частично и другими отраслями российского права и законодательства — конституционным, гражданским, административным, налоговым, бюджетным и другими.
В научно-правовой литературе выдвинута идея о наличии в системе права «экономического права, которое представляет собой комплексную мегаотрасль, состоящую из различного набора национальных отраслей права» [4] . Трудно согласиться с подобным доктринальным подходом, поскольку в его основе — соединение самостоятельных отраслей права, регулирующих отдельные виды экономической деятельности. Научную позицию авторов относительно формирования комплексной мегаотрасли «экономическое право России» как результат объединения ныне существующих самостоятельных отраслей права еще можно признать, но не более как теоретические воззрения ее авторов».
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» настоящее время к субъектам [5] малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Субъекты малого предпринимательства должны соответствовать определенным условиям, которые делятся на следующие критерии: виды предприятия, структура уставного капитала, доход, численность работников.
С субъекты малого предпринимательства подразделяются на следующие виды:
— хозяйственные общества, согласно ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) «признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу» [6] . Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества [7] или общества с ограниченной ответственностью [8] . Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования. Граждане и юридические лица являются субъектами гражданского права Российской Федерации.
Хозяйственные общества обязаны пройти государственную регистрацию. Для каждого вида она имеет свои особенности. Достаточно распространенным явлением в современной экономике является хозяйственное общество для достижения желаемых результатов. Организации со схожими целями и видами могут. Стоит отметить, что основным признаком хозяйственных обществ является коммерческая направленность. После того как прибыль получена, каждый участник имеет право получить свою долю в соответствии с пакетом ценных бумаг или степенью участия в уставном капитале [9] .
-Хозяйственные партнёрства — признаются созданные двумя или более лицами коммерческие организации, в управлении деятельностью которых в соответствии с Федеральным законом «О хозяйственных партнерствах» принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством [10] . Это и является отличительной чертой от хозяйствующего общества.
-Производственные кооперативы в соответствии Федеральным законом с Федеральным законом «О производственных кооперативах» признается «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией». [11] ;
— Потребительские кооперативы в признаются основанные на членстве добровольный объединения граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц [12] .
крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. [13] Необходимо отметить, что фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином и осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
Индивидуальные предприниматели – это гражданин, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта [14] .
Таким образом, к видам субъектов малого предпринимательства нельзя отнести государственные, муниципальные и унитарные предприятия.
Следующий критерий основан на показателе уставного капитала общества. Уставной капитал [15] – это все ресурсы организации, необходимые для ее успешного запуска. Сюда включаются денежные средства, ценные бумаги, имущество. Уставный капитал формируется из собственных и инвестиционных средств. Вовлеченные со стороны ресурсы обеспечиваются гарантией возврата за счет уставного капитала. Иными словами, УК показывает первоначальную стоимость активов предприятия [16] . По структуре уставного капитала субъекты малого предпринимательства должны выполнят следующие условия:
— суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и голосующих акций акционерного общества не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает сорок девять процентов;
— акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следующий критерий субъекта малого предпринимательства – это доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для расчета дохода необходимо руководствоваться статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации [17] , согласно, которой доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются, как выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав [18] и внереализационные доходы. [19] Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: от долевого участия в других организациях, в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы), в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам и иные виды, указанные в ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О предельных значениям дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»: [20]
-микропредприятия — 120 млн. рублей;
-малые предприятия — 800 млн. рублей;
-средние предприятия — 2 млрд. рублей.
Таким образом, понятие доход для его правильности расчета определяется Налоговым кодексом Российской Федерации в соответствии, с которым доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации. [21]
Необходимо выделить еще один критерий отнесения к субъектам малого предпринимательства – это численность [22] , который определяется по среднесписочной численности [23] , определения которой утверждены в Приказе Росстата от 19.01.2018 N 20 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
Расчет среднесписочной численности производится за квартал и осуществляется в несколько этапов:
-исчисление среднесписочной численности всех работников за все дни месяцев с начала года, то есть если отчет сдается за 2 квартал 2018 года, то среднесписочная численность считается за январь-июнь 2018 года.
-исчисление среднесписочной численности по сотрудникам с неполной занятостью за все дни месяцев с начала года.
-исчисление среднесписочной численности сотрудников отдельно за каждый месяц.
-исчисление среднесписочной численности по работникам с неполной занятостью за каждый месяц.
Такой алгоритм соответствует порядку определения среднесписочной численности, который Росстат рекомендует применять при заполнении форм статистической отчетности. Для применения в 2018 году этот порядок утвержден приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 [24] .
В свою очередь, предельные значения определены в Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ такие как:
— до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
— от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий.
Рассмотренные выше критерии субъектов малого предпринимательства собраны из Федерального закона [25] по изученному материалу отображены в нижеуказанной таблице 1.
Критерии субъектов малого предпринимательства
Источник: www.evkova.org
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
4) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ, деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ, деятельность заказчиков, указанных в части 1 статьи 161 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 02.08.2019 № 293-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 14.07.2022 № 285-ФЗ)
6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ)
7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)
8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)
9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.04.2020 № 83-ФЗ)
10) программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг) (далее — программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) — комплекс мер по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства — участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее — участники программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых заказчиками, указанными в части 1 статьи 161 настоящего Федерального закона, при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 14.07.2022 № 285-ФЗ)
11) индивидуальная карта развития субъекта малого или среднего предпринимательства — индивидуально определенный перечень мероприятий по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, участнику программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков). (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 14.07.2022 № 285-ФЗ)
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (В редакции федеральных законов от 29.12.2015 № 408-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
11. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
(Подпункт в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек); (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 207-ФЗ)
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 21 и 22 настоящей части; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ)
21) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ)
22) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических л
Источник: www.kremlin.ru
Правоспособность субъектов среднего предпринимательства
Прохорская, А. Ю. Правоспособность субъектов среднего предпринимательства / А. Ю. Прохорская. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11795/ (дата обращения: 06.06.2023).
В статье рассматриваются критерии отнесения к субъектам среднего предпринимательства. Автор анализирует теоретические аспекты правоспособности. По итогам проведенного исследования, автор делает вывод о правоспособности субъектов среднего предпринимательства.
Ключевые слова: субъекты среднего предпринимательства, критерии, правоспособность
При исследовании предпринимательской деятельности разных субъектов обращаются к правоспособности таких организаций, что, по нашему мнению, является обоснованным. В рамках настоящего исследования рассмотрим правоспособность субъектов среднего предпринимательства. Но для начала определим, кто же относится к таким субъектам.
Содержание понятия «субъект среднего предпринимательства» содержится в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и раскрывается через перечисление признаков, при соблюдении которых хозяйствующий субъект может быть отнесен к среднему предпринимательству. Анализ нормы позволяет выделить следующие критерии, при соблюдении которых возможно отнесение хозяйствующего субъекта к среднему:
- критерий юридической принадлежности к определенной организационно-правовой форме: субъект среднего предпринимательства должен быть хозяйствующим обществом или партнерством, производственным кооперативом, потребительским кооперативом, крестьянским (фермерским) хозяйством и индивидуальным предпринимателем;
- критерий независимости: ограничение участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства для хозяйственных обществ и партнерств, а также поддержка стратегически важных направлений развития экономики;
- критерий численности работников: установлена максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сейчас она составляет от 101 до 250 человек;
- критерий доходности: постановлением Правительства РФ устанавливаются предельные значения дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. С 1 августа 2016 года такие значения составляют 2 млрд. рублей;
- критерий легитимации: для отнесения к субъектам среднего предпринимательства необходимо зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определившись с субъектами среднего предпринимательства разберемся с теоретическим понятием правоспособности.
Правоспособность — это способность юридического лица (индивидуального предпринимателя) иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособности посвящена статья 49 ГК РФ: юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Таким образом, цели, для которых создавалось юридическое лицо, род его деятельности определяют то, в какие отношения может вступать такое юридическое лицо, какое имущество может приобретать, какие права может иметь и какие обязанности на него возлагаются. Это определение характеризует специальную правоспособность. Второй абзац части первой рассматриваемой статьи определяет общую правоспособность следующим образом: коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общая правоспособность означает возможность организации осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. В настоящее время большинство коммерческих организаций, не считая унитарных предприятий, имеет общую правоспособность.
Таким образом, общепринятой точкой зрения, основанной на норме права, является разделение правоспособности на общую и специальную. Также выделяют еще ограниченную, исключительную и дополнительную правоспособности, которые не будут рассматриваться в рамках данной работы.
Вопрос о распределении правоспособности остается дискуссионным из-за неоднозначности рассматриваемых норм. Научные деятели условно придерживаются двух точек зрения относительно видов правоспособности коммерческих организаций: 1. Общая правоспособность распространяется на все коммерческие организации, за исключением прямо установленных в законе. 2. Специальная правоспособность присуща всем юридическим лицам, так как они создаются для реализации конкретных целей.
Первой теории придерживаются многие ученые, такие как: В. В. Витрянский [1], А. А. Молчанов [8]. Они полагают, что все коммерческие организации имеют общую правоспособность, что дает им возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Специальная правоспособность подразумевает необходимость закрепления возможности осуществлять некоторые виды деятельности.
Однако не все авторы согласны с первой теорией. В соответствии со второй теорией все юридические лица обладают специальной правоспособностью, что связано с целевым характером создания таких юридических лиц. Такой теории придерживается, например, В. П. Мозолин, который уточняет, что под общей правосубъектностью понимается возможность быть субъектом права в рамках системы права. Специальная правосубъектность подразумевает способность субъекта быть участником ограниченного круга правоотношений [7]. Мы придерживаемся первой точки зрения.
В. В. Лаптев полагает, что «специальная правоспособность дает возможность осуществлять лишь такие виды деятельности, приобретать лишь такие права, которые свидетельствуют предмету деятельности субъекта» [5].
Встречается точка зрения, что возможно изменить общую правоспособность, путем внесения соответствующего ограничения в учредительные документы коммерческой организации [3]. Вопрос о том возникает ли у юридического лица специальная правоспособность, в случае закрепления в учредительных документах отдельных видов деятельность, остается дискуссионным.
Мы считаем, что если учредители коммерческой организации ограничивают виды деятельности, которые могут осуществлять юридические лица, то такое ограничение можно рассматривать как отказ от реализации субъективного права, а не изменение вида правоспособности. Подтверждение своей точки зрения мы находим, например, у Н. В. Козловой [4]. Также существует мнение, что специальная правоспособность юридического лица «может быть установлена только законом или иным правовым актом» [6]. В поддержку такой позиции высказывался Ю. В. Гросул, подчеркивая, что специальный правовой режим не зависит от желания учредителей и связан с закрепленными в законе признаками отдельных видов юридических лиц [2].
Обобщая все вышесказанное можно прийти к выводу, что для коммерческих организаций установлена общая правоспособность. Специальная (целевая) правоспособность распространяется на некоммерческие юридические лица, государственные (муниципальные) унитарные и казенные предприятия, а также на указанные в законе коммерческие организации (например, на кредитные организации, страховщиков и так далее). Общая правоспособность не может быть изменена самостоятельно.
Теперь инкорпорируем полученные выводы на субъектов среднего предпринимательства.