Понятие власти и бизнеса

В России концентрация капитала и собственности осуществляется в специфических условиях и формах: средства производства на основе приватизации собственники получили фактически бесплатно, олигархический капитал накапливается через финансовые потоки, слабо контролируемые государством. В настоящее время практически завершилась гигантская концентрация собственности.

Для реализации своих целей бизнесу (капиталу) присуща энергия высокого напряжения: по выраже­нию К. Маркса, если при 3% доходности он дремлет, при 30% оживает, то при 100% нет такого преступления, которое он не мог бы совершить. В реальной действительности бизнес действует по обстоятельствам, учитывая складывающуюся конъюнктуру внутренней и внешней среды. В благоприятных условиях энергия бизнеса положительно сказывается на темпах экономического роста и социальном климате в стране. В сложных условиях он ищет и находит выгодное применение своему капиталу, не считаясь с национальными интересами страны пребывания. Больше всего бизнес опасается политических рисков, классовой солидарности наемного персонала, принуждения к социальной ответственности.

4.1 Понятие власти | Обществознание ЕГЭ 2023 | Сторум

Россия лишь недавно стала открытой для бизнеса. Первое десятилетие ушло на приватизацию, раздел и частное присвоение общенародной собственности, что и привело к тяжелым последствиям для страны. С переменами начала 1990-х гг. были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд.

Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. Власть и бизнес в унисон считали возможным не учитывать интересы работников и нарушать их права. Бизнес экономил на заработной плате, инвестициях и не мог рассчитывать на авторитет в обществе.

В глобальном измерении интересы государства и бизнеса имеют одну и ту же направленность. Бизнес невозможен без платежеспособного населения. В повышении доходов населения заинтересована и власть, так как ей легче управлять социально благополучным обществом. А социальное благополучие предопределяется состоянием экономики.

В экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль, так как в его распоряжении находятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Правильно организованный, национально ориентированный бизнес — основа благополучия государства (рабочие места, наполнение бюджета и т.д.).

Заинтересованность власти и бизнеса друг в друге является основой их взаимодействия в рамках негласного договора. Только совместными усилиями можно обеспечить единое экономическое пространство, благоприятный деловой климат, сформировать средний класс как политическую опору государства и основу платежеспособного спроса, повысить авторитет страны на международной apeне. Социальное партнерство и социальный мир не обрести без совместных усилий власти и бизнеса.

Содержание взаимодействия власти и бизнеса весьма многообразно: оно охватывает круг вопросов, начиная со стратегии развития страны, реализации общественно полезных программ и заканчивая распределением доходов. Особой актуальностью отличаются такие направления взаимоотношений, как роль государства в управлении экономикой, налоговая нагрузка на бизнес, социальная ответственность бизнеса.

4.1. Понятие власти

В той мере, в какой бизнес действует в интересах общества, государство его поддерживает, идет навстречу в вопросах либерализации экономики, стимулирования малого и среднего бизнеса, оптимизации налоговой нагрузки, не вторгается в сферу рынка. Доверие власти к бизнесу может проявиться и в передаче ему некоторых саморегулируемых управленческих функций. Все это возможно при усло­вии, если бизнес поддерживает государственные приоритеты, выгоду ищет не только для себя, но и для общества, готов делить с властью ответственность за реформы. В такой ситуации дилеммы, кто кого должен контролировать: власть бизнес или бизнес власть, не существует.

Однако реальность может быть иной. Основной интерес бизнеса заключаются в максимизации прибыли, обеспечивае­мой не только законными способами. С одной стороны, для крупного капитала характерна тенденция давления на власть, а с другой — у власти всегда не хватает денег и требования к бизнесу могут повышаться с целью выкачивания из него как можно больше средств.

Власть устанавливает правила поведения для бизнеса, контролирует их выполнение с точки зрения соблюдения социальной ответственности бизнеса перед обществом, государством, наемными работниками.

Бизнес не безропотно воспринимает любое ущем­ление своих интересов со стороны власти, не сидит, сложа руки, он активно стремится влиять на власть, чтобы обеспечить достижение своих целей. При ослаблении власти бизнес набирает силу и старается навязать свои принципы; при усилении власти бизнес ведет себя незаметно. В интересах самосохранения одна или другая сторона идет на уступки, и баланс сил, таким образом, восстанавливается.

Взаимоотношения власти и бизнеса подразделяются на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и непрозрачные (скрытые), общественно значимые и частные.

Формальные взаимоотношения проявляются в участии бизнеса в генеральном соглашении, заключаемом Правительством РФ, объединениями работодателей и профсоюзами; в диалоге с властью специальных организаций, создаваемых бизнес-сообществами, и в некоторых других структурах.

Читайте также:  Машины бизнес класса kia

Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсом. Высшее звено — бизнес-элита, решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти. Для этого используются следующие формы:

• регулярные запросы Администрации Президента РФ в адрес компаний о текущей ситуации;

• сопровождение бизнесменами визитов, поездок руководителей высших органов власти РФ;

• встречи Президента РФ с руководителями — представителями бизнес-сообществ;

• персональные встречи бизнесменов с руководителями высших органов власти РФ.

В бизнес-элиту входят члены Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, члены бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, собственники крупного бизнеса. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, парламенту, министрам, публикуемые в открытых СМИ. В них обычно ставится какая-то конкретная проблема и содержится просьба помочь в ее решении. Например, директора ряда крупных мясокомбинатов просят Президента увеличить объемы ввоза мясосырья из-за рубежа, чтобы расширить собственное производство.

Результатом взаимоотношений обычно является соответствую­щим документ, нормативный акт, открывающий или закрывающий дорогук каким-то действиям сторон в целях удовлетворения (неудовлетворения) интересов другой стороны.

До 2000 г. характерным был прямой контакт Президента РФ, Председателя Правительства РФ, чиновников высокого ранга с представителями бизнеса. В настоящеевремя реализуется принцип равноудаленности бизнесме­нов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями как крупного, так и малого бизне­са, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы и автоно­мии, она интегрируется в реформируемую систему власти. Инициатива переходит к власти, которая предпринимает шаги по восстанов­лению общегосударственных приоритетов.

Наиболее опасным для общества порождением неформальных от­ношений представителей власти и бизнеса является коррупция. За 2005 г. Россия по уровню коррупции переместилась с 95-го на 126-е место в мире, сейчас на 154 месте. Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции. Тем не менее, коррупция среди чиновничества переходит в новую стадию, новое качество.

В непосредственном виде она становится опасной (взятка уголовно наказуема, возможна в условиях непрозрачности отношений, это все же отклонение от нормы). Безопаснее и надежнее паразитироватьна самом крупном бизнесе, т.е. «делать бизнес» на административном ресурсе. В этом случае безвозмездное предоставление административных услуг становится исключением, а возмездное — нормой отношений власти и бизнеса. В этом качестве чиновники — все те же бизнесмены, но не предприниматели, а рантье, они не развивают эко­номику, а паразитируют на ней.

Доходность административного бизнеса весьма высока. Еще в 1990-е гг. государственные служащие выглядели обделенными, обойденными вни­манием. За первое пятилетие нового века многие из них стали вторыми после бизнесменов по масштабам обладания крупной собственностью.

Чем больше раундов по переделу собственности, тем шире круг пре­тендентов на административную ренту. Ее масштабы начинают тяготить бизнес, он пытается найти противоядие, но без ущерба для своих инте­ресов. Естественно, что, прежде всего, надежды возлагаются на совер­шенствование уголовного законодательства, принятие закона о проти­водействии коррупции (попытки предпринимаются в течение 10 лет).

Радикальными мерами борьбы с коррупцией во всех ее проявле­ниях были бы возврат государственной монополии на ТЭК, алко­голь, табак; введение статьи о конфискации имущества в уголовное право; запрет чиновникам на владение собственностью и открытие счетов за рубежом. Однако на такие меры не готовы пойти ни власть, ни бизнес. Поэтому появляются проекты, имитирующую борьбу с коррупцией.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Глава 7. Власть и бизнес

В России концентрация капитала и собственности осуществляется в специфических условиях и формах: средства производства на основе приватизации собственники получили фактически бесплатно, олигархический капитал накапливается через финансовые потоки, слабо контролируемые государством. В настоящее время практически завершилась гигантская концентрация собственности.

Для реализации своих целей бизнесу (капиталу) присуща энергия высокого напряжения: по выраже­нию К. Маркса, если при 3% доходности он дремлет, при 30% оживает, то при 100% нет такого преступления, которое он не мог бы совершить. В реальной действительности бизнес действует по обстоятельствам, учитывая складывающуюся конъюнктуру внутренней и внешней среды.

В благоприятных условиях энергия бизнеса положительно сказывается на темпах экономического роста и социальном климате в стране. В сложных условиях он ищет и находит выгодное применение своему капиталу, не считаясь с национальными интересами страны пребывания.

Больше всего бизнес опасается политических рисков, классовой солидарности наемного персонала, принуждения к социальной ответственности. Россия лишь недавно стала открытой для бизнеса. Первое десятилетие ушло на приватизацию, раздел и частное присвоение общенародной собственности, что и привело к тяжелым последствиям для страны.

Читайте также:  Основным инструментом влияния государства на бизнес является

С переменами начала 1990-х гг. были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. Власть и бизнес в унисон считали возможным не учитывать интересы работников и нарушать их права. Бизнес экономил на заработной плате, инвестициях и не мог рассчитывать на авторитет в обществе.

7.1. Основы взаимодействия власти и бизнеса

  • регулярные запросы Администрации Президента РФ в адрес компаний о текущей ситуации;
  • сопровождение бизнесменами визитов, поездок руководителей высших органов власти РФ;
  • встречи Президента РФ с руководителями — представителями бизнес-сообществ;
  • персональные встречи бизнесменов с руководителями высших органов власти РФ.

В бизнес-элиту входят члены Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, члены бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, собственники крупного бизнеса. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, парламенту, министрам, публикуемые в открытых СМИ. В них обычно ставится какая-то конкретная проблема и содержится просьба помочь в ее решении. Например, директора ряда крупных мясокомбинатов просят Президента увеличить объемы ввоза мясосырья из-за рубежа, чтобы расширить собственное производство.

Результатом взаимоотношений обычно является соответствую­щим документ, нормативный акт, открывающий или закрывающий дорогу к каким-то действиям сторон в целях удовлетворения (неудовлетворения) интересов другой стороны.

До 2000 г. характерным был прямой контакт Президента РФ, Председателя Правительства РФ, чиновников высокого ранга с представителями бизнеса. В настоящее время реализуется принцип равноудаленности бизнесме­нов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями как крупного, так и малого бизне­са, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы и автоно­мии, она интегрируется в реформируемую систему власти. Инициатива переходит к власти, которая предпринимает шаги по восстанов­лению общегосударственных приоритетов.

Наиболее опасным для общества порождением неформальных от­ношений представителей власти и бизнеса является коррупция. За 2005 г. Россия по уровню коррупции переместилась с 95-го на 126-е место в мире, сейчас на 154 месте. Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции. Тем не менее, коррупция среди чиновничества переходит в новую стадию, новое качество.

В непосредственном виде она становится опасной (взятка уголовно наказуема, возможна в условиях непрозрачности отношений, это все же отклонение от нормы). Безопаснее и надежнее паразитировать на самом крупном бизнесе, т.е. «делать бизнес» на административном ресурсе. В этом случае безвозмездное предоставление административных услуг становится исключением, а возмездное — нормой отношений власти и бизнеса. В этом качестве чиновники — все те же бизнесмены, но не предприниматели, а рантье, они не развивают эко­номику, а паразитируют на ней.

Доходность административного бизнеса весьма высока. Еще в 1990-е гг. государственные служащие выглядели обделенными, обойденными вни­манием. За первое пятилетие нового века многие из них стали вторыми после бизнесменов по масштабам обладания крупной собственностью.

Чем больше раундов по переделу собственности, тем шире круг пре­тендентов на административную ренту. Ее масштабы начинают тяготить бизнес, он пытается найти противоядие, но без ущерба для своих инте­ресов. Естественно, что, прежде всего, надежды возлагаются на совер­шенствование уголовного законодательства, принятие закона о проти­водействии коррупции (попытки предпринимаются в течение 10 лет).

Радикальными мерами борьбы с коррупцией во всех ее проявле­ниях были бы возврат государственной монополии на ТЭК, алко­голь, табак; введение статьи о конфискации имущества в уголовное право; запрет чиновникам на владение собственностью и открытие счетов за рубежом. Однако на такие меры не готовы пойти ни власть, ни бизнес. Поэтому появляются проекты, имитирующую борьбу с коррупцией.

Источник: studfile.net

Сущность понятий бизнес и власть

Russian English

В конституции Российской Федерации термины «государственная власть» и «власть нашли применение в ч.1 ст.3. Здесь же говориться о том, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Власть представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Так по мнению русского ученого, специалиста по государственному и международному праву Н.М. Коркунова сущность государственной власти представляет собой совокупность полномочий соответствующих органов, которые выполняют соответствующие функции: «Так как-то, что выполняется органом, называется его функцией, то и те акты власти, на осуществление которых имеет право данный орган власти, также именуются функциями органа власти, а вне отношения к тому или другому органу, их осуществляемому, они именуются и просто функциями власти подобно тому, как и все вообще функции, осуществляемые отдельными органами живого…» [2, с. 250]. Стоит заметить, что сегодня термин «государственная власть» используется в качестве синонима «органов государственной власти».

Читайте также:  Тренинги бизнес как заработать

Федеративное устройство Российской Федерации определяет двухуровневое построение системы государственной власти России. Положения, касающиеся организации системы государственной власти в Российской Федерации, в том числе организации государственной власти в субъектах Российской Федерации определены основам конституционного строя, закрепленными в первой главе Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственная власть в субъектах РФ осуществляется образуемыми ими органами государственной власти. В ст. 10 закреплено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения три самостоятельных ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип распространяется также на региональный уровень организации государственной власти.

Термин бизнес трактуется как: «инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела» [3, с. 695].

В современном обществе бизнес является эффективным инструментом рыночного хозяйства и формой экономической активности населения. Он неразрывно связан с обществом и является одной из составных его частей.

Субъектами бизнеса выступают физические и юридические лица. Бизнес осуществляется в трех основных формах:

  • партнёрства — «…юридическая форма организации предприятия, занимающая промежуточное место между индивидуальным (семейным) предприятием и компанией с ограниченной ответственностью. Все члены несут не ограниченную солидарную ответственность по всем долгам и обязательствам предприятия…»[4, с. 895];
  • акционерного общества (корпорации) – «…хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры отвечают по обязательствам общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, орган управления акционерного общества – совет директоров, избираемый общим собранием» [5, с. 495];
  • индивидуального или частного предприятия — «предприятие, принадлежащее на правах частной собственности гражданину (или членам его семьи на правах долевой собственности). Функционирует на базе личного имущества, полученных доходов и других законных источников. Владелец несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, указанных в учредительных документах» [6, с. 543].

До сих пор в мире не пришли к единым стандартам определений в области малого и среднего бизнеса. В различных странах они отличаются. Согласно данным всемирного банка, существует более 50 показателей, по которым организации признаются субъектами малого и среднего предпринимательства. [7, с. 7]

Проблема отношений бизнеса и власти хорошо описана менеджером столетия, по мнению журнала «Fortune» Джеком Уэлчем. Проводя анализ крупнейшей мировой корпорации – General Electric, он пишет: «Только компания, в которой безупречная честность сочетается с ресурсами для борьбы за правое дело, может позволить себе бросить вызов государству. К счастью, у нас есть и то, и другое» [8, с. 331]

Стоит отметить, что российский бизнес, довольно часто рассматривает государство не как источник дополнительного конкурентного преимущества, а как политическую основу при принятии важных экономических решений, поддерживая существующие институты власти даже в том случае, если их действия не совпадают с бизнес задачами, корректируя или даже отказываясь от проектов, не получившей должной политической оценки и поддержки.

Таким образом, на сегодняшний день решение практически любой проблемы предполагает налаживание работы между самым широким кругом субъектов, и добиться предполагаемых результатов возможно при условии выстраивания верного вектора взаимодействия государственной власти и бизнеса.

Литература

1. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология: Учебное пособие. – М.: ОСЬ-89.-С. 3.

2. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007, с. 77-93.

3. Коркунов Н.М. Книга 3 Общественные условия развития права – С. 250.

4. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 695 с.»

5. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

7. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 543 с.»

8. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 7

9. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса. М.: С. 38

10. Уэлч Д. Джек. Мои годы в GE. М.; Манн, Иванов и Фербер, 2006, С. 33.

« ПерваяПредыдущая12 3 Следующая Последняя »

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник: scienceproblems.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин