Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основными целями государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:
- а) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- б) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
- в) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- г) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- д) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- е) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- ж) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- з) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [2].
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Меры поддержки малого бизнеса
Методами государственного стимулирования развития малых предприятий являются:
- — налоговое стимулирование;
- — субсидирование процентных ставок по кредиту;
- — льготное кредитование;
- — создание фондов поддержки малого бизнеса;
- — развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- — совершенствование областных целевых программ;
- — венчурное финансирование.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства?
Субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:
- а) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- б) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
- в) о числе замещённых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- г) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- д) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
- е) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ж) иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).
Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
- а) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
- б) компенсации затрат, произведенных и документально подтверждённых субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
- а) разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;
- б) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищённым группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;
- в) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
- а) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
- б) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
- в) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
- г) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
- а) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;
- б) содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;
- в) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;
- г) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [6, с. 43].
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях.
Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощённый (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учёта; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малого предпринимательства и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счёт собственных средств, то для малого предпринимательства необходимо финансирование, за счёт привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия.
Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учёт, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока.
Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема — отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого предпринимательства должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счёт принятия программ по поддержке малого предпринимательства. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны [7, с. 27].
До мирового финансового кризиса 2008 года наблюдалась положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к «малым» заёмщикам постоянно снижались. Многие уже не настаивали на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требовали бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта.
Снижались также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают всё это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведёт к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы ещё больше способствовать этому.
Но мировой финансовый кризис, затронувший российский банковский сектор, серьёзно повлиял на реализацию программ кредитования малого предпринимательства. Мировая экономика столкнулась с принципиально новым видом кризиса, который затронул все существующие бизнес-модели и функционирующие коммерческие институты. Для тех малых предприятий, которые функционируют более десяти лет — это уже второй масштабный кризис в экономике Российской Федерации, для тех, кто находится на рынке менее десяти лет — первый. И смогут ли первые и вторые пройти его, зависит не только от способностей предпринимателей, но и от возможности привлечения заёмных средств даже в условиях кризиса ликвидности.
Как же малому бизнесу решать проблемы привлечения ресурсов в новых рыночных обстоятельствах? Ведь в ближайшее время, компаниям, относящимся к сегменту малого бизнеса, не стоит рассчитывать на среднесрочные и долгосрочные кредиты по приемлемым для предприятия ставкам.
Часть экспертов считает, что малый бизнес менее капиталоёмкий, и именно поэтому небольшие компании имеют больше шансов получить в банке кредит на реализацию того или иного проекта. Тем более что малый бизнес нуждается, преимущественно, в краткосрочных займах, которые по своим объёмам невелики. Возможно, в сложившихся условиях на такие кредитные продукты, в краткосрочной перспективе, будут ориентироваться и банки, так как доходность по ним значительно выше, а также есть возможность диверсификации клиентской базы.
Но уже сейчас ряд банков приостанавливают программы кредитования малого бизнеса или предъявляют запретительные требования к заёмщикам. Также в среднем по рынку ставки по кредитам для малого бизнеса увеличились на 1 — 4 %.
На современном этапе развития экономики для российского малого предпринимательства одним из вариантов привлечения заёмных средств может быть использование таких финансовых инструментов как лизинг и факторинг. Для малого бизнеса стоимость данных ресурсов существенно выше, чем стоимость классических кредитов, но в настоящее время это практически единственная альтернатива банковскому кредитованию. При этом лизинговые услуги предоставляют также и микрофинансовые организации, в том числе и государственные фонды, работающие в сегменте микрофинансирования, для которых предоставление поручительств становится всё более перспективным видом деятельности, и порядка 10 % от частных фондов.
Таким образом, можно констатировать, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе кредитование малого бизнеса, доля которого в совокупных портфелях банков и до настоящего момента была невелика и составляла в среднем от 1,5 % до 8,0 %, замедлится. Данная ситуация в настоящий момент и в среднесрочной перспективе обусловлена недостатком фондирования.
Тем не менее, для малого предпринимательства это открывает возможности в использовании новых, для данного сегмента, финансовых инструментов, в том числе при непосредственной помощи, как частных, так и государственных микрофинансовых организаций [8].
Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки малого предпринимательства является льготное кредитование.
Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций /9/.
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
Источник: vuzlit.com
Налоговые стимулы в системе учета малого бизнеса В РФ
Садовникова, В. В. Налоговые стимулы в системе учета малого бизнеса В РФ / В. В. Садовникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81681/ (дата обращения: 27.05.2023).
В статье рассмотрено определение налоговых стимулов в системе учета малого бизнеса Российской Федерации. Определились, что является главным источником дохода государственного бюджета. Затронули вопрос необходимости поддержки малого бизнеса в России. Осветили необходимость поддержания малого бизнеса.
Ключевые слова: налоги, налоговые стимулы, малый бизнес, государственный бюджет, рыночная экономика.
Неоспорим тот факт, что одним из самых важных институтов рыночной экономики является предпринимательство. Правительства всех развитых и развивающихся стран всегда озадачены поддержкой малого и среднего бизнеса из-за его гибкости, что способствует им быстро подстраиваться к условиям быстроменяющийся экономической среды. Данный сектор экономики легко адаптируется к изменениям рынка и подстраивается под них, поэтому обеспечивает себе выживание и сохраняет экономику страны.
Налоги являются главным источником дохода государственного бюджета, так как именно они составляют, по разным оценкам, от 60 до 70 % в структуре всех доходов бюджета Российской Федерации. Именно поэтому, правительство Российской Федерации уделяет пристальное внимание не только системе налогообложения страны, но и источникам налога. Поэтому для повышения благополучного функционирования малого бизнеса необходимо использоваться инструменты налогового стимулирования. [1, c. 289]
Для того, чтобы полностью разораться в проблеме обратимся к такому понятию как налоговое стимулирование. Под налоговым стимулированием мы понимаем действия органов государственной власти или местного самоуправления, которые направлены на установление в законодательстве о налогах и сборах, при котором налоговые льготы и другие налоговые меры совершенствуют экономический или имущественный статус отдельных категорий граждан. [2, c. 479]
В налоговом законодательстве различают основные виды налоговых стимулов:
Рис 1. Основные виды налоговых стимулов [1, c. 15]
Необходимо отметить, что одним из важных законов, который определяет общие положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Еще раз хочется подчеркнуть необходимость поддержания малого бизнеса, а также актуальность исследуемой темы, сказав о том, что государство должно помогать малому бизнесу развиваться и масштабироваться в рамках всей страны. Особенно остро данная проблема стала в этом 2020 году, когда бизнес не просто не мог получать точки роста, а напрямую его выживание зависело от помощи, льгот, предоставленных от правительства и президента РФ.
Поощрение малого бизнеса в России в 2020 году
Доля малого и среднего бизнеса в России стремительно меняется. Не так давно Владимир Путин подписал законопроект, в котором оговариваются изменения для участников тех или иных организаций в уставном капитале компании. И уставной капитал является далеко не единственным критерием того, кого можно относить к малым компаниям.
Необходимо очень внимательно обсудить вопрос о том, что ждет малый бизнес в 2020 году в России?
О чем стоит знать?
Узнать о том, относятся ли уже созданные компании к малому бизнесу, можно по установленным критериям. Для этого их нужно узнать. В первую очередь стоит начать с главного.
В соответствии со словами президента Российской Федерации точно малыми могут считаться те компании, участниками которых являются только организации инвалидов. В таких ООО за отчётный и предыдущий год средняя численность граждан с инвалидностью по отношению к другим работникам должна быть не менее 50 %. Ещё одним важным критерием является тот факт, что в фонде оплаты труда 25 % должно идти на долю оплаты работы инвалидов. Данное изменение было введено в 2019-м году и о нём стоит помнить.
В дальнейшем, рассуждая над тем, что происходит с малым бизнесом в России, можно сказать, что особое внимание нужно обращать на то, что сегодня не используется термин «выручка от реализации». Он заменён на словосочетание «критерий дохода». Соответственно, нововведение позволяет сравнивать лимиты доходов компаний и индивидуальных предпринимателей, которые отражаются в декларациях на прибыль.
Отдельное внимание нужно уделить тому, что малые и средние компании в России должны учитывать доли иностранного капитала при формировании. Есть ограничения, в соответствии с которыми доля уставного капитала от иностранца не должна превышать 49 %, то есть меньше половины. Однако данный критерий не ограничивается в том случае, если компании с иностранными учредителями не являются офшорными, то есть платят налоги в российский бюджет.
Регистрация и отчетность
Обсуждая перспективы развития малого бизнеса в России должное внимание нужно уделить тому, что теперь представителям данной бизнес-категории дадут возможность использовать в качестве юридического адреса именно тот, который предоставляется организациям при открытии соответствующего счёта для расчётов.
Также малые компании по законодательству смогут использовать тот адрес, который предоставляется отделениями почты, что позволит последним несколько уменьшить расходы на аренде соответствующих помещений под офисы. Стоимость данной услуги (естественно, она не будет бесплатная) пока не оглашается, но закон об этом планируется к принятию до 1 января 2020 года.
Субъекты МБ, которые применяют упрощенную систему налогообложения, больше будут не обязаны предоставлять декларации о прибили в службу. Однако при этом они должны использовать онлайн кассы, через которые налоговики смогут получить все необходимые данные. Реализация нововведений запланирована 17 января 2020 года.
Льготы на аренду
Обсуждая перспективный малый бизнес в России нельзя не сказать несколько слов о том, что теперь муниципальное имущество, которое не используется государством, будет передаваться в аренду на льготных условиях как раз субъектам малого бизнеса. Перечень такого имущества будет готов только к 2021-м году, потому что сейчас производится соответствующая инвентаризация, что позволит несколько сэкономить и получить «косвенную прибыль».
Кредитование и льготы
Отдельного внимания заслуживает финансирование малого бизнеса в России 2020 году, и здесь есть некоторые положительные новости. Дело в том, что в соответствии с последними новостями, до 2024 года должна быть реализована программа, направленная на расширение франшиз в секторе малого бизнеса.
Речь в программе идёт о том, что субъекты малого предпринимательства смогут претендовать на получение льготных микрозаймов, которые должны будут идти на приобретение франшизы.
С 1 октября 2020 года планируется внедрение новых субсидий по микрозаймам МФО, которые выдаются субъектам малого предпринимательства. При этом деятельность субсидирования никак не ограничивается местностью, то есть на эти привилегии смогут рассчитывать люди в крупных городах и сельских населённых пунктах.
2022 год должен стать временем, когда появится лизинг для малого бизнеса и ставка по нему будет зафиксирована на уровне не более 8 %.
Прибыльный малый бизнес в России
Обсуждая тему того, что выгодно производить в России малому бизнесу в 2020 году, стоит уделить внимание распространённой тематике франшиз, которые сегодня принято покупать для развития своего предпринимательства.
Наиболее прибыльными из их огромного ассортимента считаются следующие.
- Реализация товаров для животных. Считается, что это дело обладает стопроцентной реализацией. Причём можно взять стандартную франшизу, которая состоит из корма, лотков и других необходимых вещей животным, а потом придумать что-то уникальное– типа подсветки на кошачью тарелку, и достичь успеха.
- Детские аттракционы. Уникальность идеи состоит в её разнообразии и вариантах выбора. Можно создать интерактивную комнату, можно детскую студию, можно музей. В любом случае дети сегодня развиваются, поэтому на то, чтоб сделать свое дело прибыльным, шансы довольно высоки. Но лучше всего для этого выбирать крупный город, а не сельскую местность.
- Обучающие курсы. Сегодня самый прибыльный малый бизнес построен на обучении. Дело в том, что Россия не готова к тому, чтобы развиваться и учиться, главное, найти возможность делать это интересно и грамотно. Именно поэтому при открытии обучающих курсов нужно учитывать большое количество факторов, начиная от аудитории, на который они будут направлены, и заканчивая документацией, которые будут выдаваться по окончании. Тогда прибыль будет обеспечена.
В целом, продолжать список идей можно довольно долго, но нужно сказать, что максимального успеха можно достигнуть в сфере производственных товаров и услуг.
Похожие статьи:
- В России к 2020 году поднялись цены на квартиры
- Маткапитал в 2020 году увеличат до 446,6 тысячи рублей
- Зарплата военнослужащих в 2020 году в России: на сколько повысят
- Электронная маркировка молочной продукции начнется в России 1 июня 2020
Оставить комментарий
Источник: hdroliki.ru