2. Специфика профессиональной позиции психолога-консультанта в организации
- компетентность;
- конфиденциальность;
- сотрудничество с клиентом, поддержку его активности;
- лояльность по отношению к клиенту;
- лояльность по отношению к коллегам.
- научность, заключающуюся в изучении сущности, закономерностей развития теории и практики профессионального консультирования с учетом психолого-педагогических, психофизиологических, медицинских, социально-экономических задач, решаемых в его процессе;
- гуманистическое отношение к личности консультируемого;
- понимание профессиональной консультации как совместной деятельности консультанта и оптанта, основу которой составляют субъект-субъектные отношения;
- ориентация на приоритетность интересов, потребностей, желаний личности по сравнению с запросами общества на специалистов высокой квалификации;
- активизация самостоятельности клиента в вопросах профессионального самоопределения;
- использование диагностического подхода с целью анализа и прогноза профессионального развития консультируемого;
- обучающий и формирующий характер профконсультационной деятельности;
- непрерывность повышения квалификации профконсультантов, их самосовершенствования и саморазвития.
- установление отношений взаимопонимания между психологом и клиентом, включая определение ответственности того и другого;
- получение информации о клиенте (для лучшего понимания клиента);
- анализ информации о клиенте и соотнесение этой информации с целями и проблемами;
- выводы, вынесение консультационного диагноза.
- вмешательства психолога, выбранные на основе диагноза;
- оценка использованных вмешательств.
- у консультанта ограничиваются возможности объективной оценки ситуации, ослабевает эффект «взгляда со стороны»;
- у консультанта, сопереживающего клиенту (например сильно расстроенному из-за потери работы и ее безуспешных поисков), может возникнуть синдром «эмоционального сгорания», то есть наступить эмоциональное и нервное истощение.
- личностно (клинически) ориентированное (ориентировано на улучшение экономических показателей предприятия через индивидуальную работу психолога с отдельными сотрудниками);
- социально-организационное (ориентировано на улучшение экономических показателей предприятия путем влияния на каждого отдельного сотрудника, через усовершенствование организационной структуры и кадровой политики в целом).
Источник: studfile.net
Психологическое консультирование. Как проходит, роли, задачи, типовые проблемы и этапы работы.
СТАДИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Процесс психологического консультирования можно условно разделить на пять стадий:
1.Присоединение (установление контакта).
2.Сбор информации о контексте и осознание желаемого результата.
Пример психологической консультации. Как преодолеть страх консультирования? Сессия-минутка
3.Формулирование и проверка гипотез.
5.Отсоединение (завершение беседы).
В одних случаях эти стадии могут быть пройдены за одну беседу длительностью 1 — 1,5 часа. В других процесс консультирования может потребовать нескольких встреч.
Присоединение (установление контакта)
С целью установления контакта и достижения взаимопонимания консультант должен подняться навстречу клиенту и встретить его в дверях кабинета. Поздороваться, пригласить пойти, показать, где раздеться, затем предложить сесть. При >том лучше, чтобы в кабинете было несколько посадочных мест и клиент мог сам выбрать, где ему удобнее расположиться. Это особенно важно, когда на консультацию приходят несколько человек (например, члены семьи).
Анализ их рассадки имеет большое диагностическое значение, и впоследствии первоначальная рассадка может быть изменена прямыми действиями консультанта с целью перестройки семейного функционирования. Возможные реплики: «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь, где вам удобнее», «Давайте познакомимся. ». После этого рекомендуется назвать себя и собрать краткие сведения о клиенте (имя, возраст, образование, семейное положение). Например:
Психолог. Меня зовут Елена Петровна, я психолог-консультант. Вас зовут.
Клиент. Татьяна.
Психолог. Татьяна, сколько вам лет?
Психолог. Вы учитесь, работаете?
Клиент. Работаю менеджером.
Психолог. Так, хорошо. Вы замужем?
Клиент. Еще не замужем, живу с родителями.
Психолог. Понятно.
Приглашением к сотрудничеству служат фразы: «Слушаю вас внимательно», «Расскажите, что вас сюда привело». Если возникает затруднение, можно использовать фразу: «Расскажите то, что сами считаете важным. А если что-то понадобится узнать мне, я вас сам (а) спрошу, если в этом вдруг возникнет необходимость».
При необходимости клиенту следует объяснить, что такое консультирование, и дать гарантию анонимности.
Сбор информации о контексте и осознание желаемого результата
На этой стадии консультант должен получить ответы на вопросы:
Зачем клиент пришел?
Как он видит свою проблему?
В чемм состоят его возможности в решении проблемы?
В чем состоит желаемый результат (чего он хочет добиться и какой помощи ждет от консультанта) ? Направления работы консультанта таковы:
стимулирование клиента на дальнейший рассказ;
структурирование беседы (стимулирование ее целенаправленного развития);
осмысление того, что говорит клиент.
Для поддержания контакта используются техники нерефлексивного слушания, ободрения и успокаивания с использованием принципа «принятие концепции клиента». Стимулирование клиента на дальнейший рассказ проводится с помощью рефлексивного слушания. Открытые и закрытые вопросы, которые консультант задает клиенту, позволяют получить полезные сведения. Это информация, касающаяся истории возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношений клиента со всеми действующими лицами и их отношений к проблеме; представлений о том, чем вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих; происходивших когда-либо ухудшений или улучшений ситуации их причин; мотивов обращения к консультанту в настоящий момент времени (а не раньше или позже).
Для того чтобы беседа развивалась в таком направлении, необходимо ее структурировать, то есть стимулировать целенаправленное развитие. Структурирование необходимо и клиенту, и консультанту.
У клиента должно быть логическоепредставление о том, что и зачем говорится и обсуждается, чтo способствует концентрации его внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности. Консультанту структурирование позволяет эффективно использовать время: « ели клиент может с легкостью проследить, откуда и как возникают те или иные темы в беседе, с чем связаны вновь появляющиеся идеи, — нет необходимости что-то дополнительно повторять или объяснять.
Например, меняя тему обсуждения, консультант объясняет, чем это вызвано: «Вы рассказали о своей дочери. Но мы обсуждаем семейную ситуацию. Мне бы хотелось, чтобы вы сказали несколько слов о своей матери». Структурированию также помогают краткие комментарии по поводу того, что говорит клиент, подведение итогов содержания. Это позволяет клиенту оценить свой рассказ, проверить, не упущено ли что-то важное, нужно ли что-то добавить.
В течение всего этапа у консультанта происходит осмысление того, что говорит клиент. Этому способствует запоминание имен, названий, дат, деталей с помощью их краткой записи. Осмыслению также помогает повторение вслух или про себя последних перед паузой слов клиента.
В. В. Столин [Столин В. В., Бодалев А. А. 1989] в рамках семейного консультирования рекомендует структурировать «исповедь» (спонтанно высказанные жалобы клиента), базируясь на четырех понятиях: локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос.
Локус жалобы показывает, на кого (субъектный локус) или на что (объектный локус) жалуется клиент. По субъектному локусу выделяют пять основных типов жалоб:
на ребенка (поведение, развитие, здоровье);
на семью в целом (в семье все плохо);
на супруга (поведение, особенности) и супружеские отношения (нет любви, взаимопонимания);
на самого себя (характер, способности, особенности);
на третьих лиц (бабушек, дедушек).
По объективномулокусу можно выделить шесть вариантов жалоб:
-на нарушение поведения или психосоматического здоровья (энурез, страхи, навязчивости);
-на ролевое поведение, которое не соответствует полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, бабушки;
-на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (нормам умственного или социального развития);
-на индивидуально-психологические особенности (медлительность, чувствительность, безволие);
-на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);
-на объективные трудности (с жильем, работой). Самодиагноз представляет собой собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлении о самом себе, о семье и человеческих отношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству и его носителю.
Наиболее распространенные самодиагнозы таковы:
-«Злая воля» — негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений или указание на непонимание этим лицом каких-либо истин.
-«Психическая аномалия» — отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным.
-«Органический дефект» — квалификация лица, о котором идет речь, как психически неполноценного.
-«Генетическая запрограммированность» — объяснение тех или иных поведенческих проявлений плохой наследственностью (применительно к ребенку — со стороны негативно оцениваемого супруга или родственников).
-«Индивидуальное своеобразие» — понимание поведенческих особенностей как проявления устойчивых, сложившихся личностных черт.
-«Собственные неверные действия» — негативная оценка своего поведения в настоящем и прошлом.
-«Собственная личностная недостаточность» — негативная оценка собственных личных качеств (тревожность, неуверенность, зависимость).
-«Влияние третьих лиц» (бабушки, учителя, бывшего супруга в настоящем и прошлом).
-«Неблагополучная ситуация» (сменаработы, развод, смерть).
Проблема — это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Наиболее распространенные проблемы:
«Не умею, хочу научиться» (влиять, терпеть, разрешать конфликты).
«Не понимаю, хочу понять» (ребенка, поведение супруга).
«Не знаю, что делать, хочу знать» (прощать, лечить, уйти).
«Не имею, хочу иметь» (волю, мужество).
«Знаю, как надо, но не могу сделать» (нужны дополнительные стимулы).
«Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию».
Кроме того, возможны глобальные формулировки: «Все плохо, не знаю, как жить дальше».
Запрос — это конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос связаны по форме («Не умею, хочу научиться — научите»). Формы запросов:
Просьба об эмоциональной и моральной поддержке: «Я ведь прав?», «Я — хороший человек?»
Просьба о содействии в анализе: «Я не уверен, что разобрался в ситуации, помогите».
Просьба об информации: «Что известно об этом?»
Просьба об обучении навыкам: «У меня не получается, научите».
Просьба о помощи в выработке позиции: «Можно ли наказывать за это ребенка?»
Просьба в оказании влияния на члена семьи в его интересах: «Помогите сыну избавиться от страха. », «Научите общаться с ребятами».
Просьба в оказании влияния на члена семьи, чтобы сделать его более послушным: «Заставьте его больше любить и уважать меня».
анализа всего этого материала четко формулируются проблема и запрос.
При необходимости для получения недостающих сведений на этом этапе можно провести психодиагностическое исследование.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2491 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Универсальная программа психологического консультирования.
Процесс психологического консультирования в соответствии с общепринятой схемой консультации включает в себя следующие стадии: стадия установление контакта, стадия обозначения проблемы, стадия заключения контракта, стадия целеполагания, стадия принятия консультативного решения, стадия психологического воздействия, завершающая стадия.
1 Установление контакта
Цель — формирование доверительных отношений с клиентом. Важным условием установление контакта является качество присутствия консультанта, то есть его способность к невербальному выражению своей заинтересованности в работе с клиентом.
Поведение консультанта может быть, с одной стороны вербальное, а с другой стороны невербальное. В ходе консультации не исключается зеркальное присоединение к клиенту (установление раппорта). Соотношение вербальных и невербальных средств коммуникации у консультанта должно быть гармоничным. Тон консультативной беседы должен быть простым и естественным.
Ни в коем случае нельзя допускать психологического давления на клиента. Недопустимым также является и позиция полной индифферентности к происходящему. Такое поведение может быть истолковано клиентом как безразличие к его проблемам. Лучшее средство для того чтобы расположить к себе клиента — это избавиться от всяких уловок: относитесь к клиенту с истинным человеколюбием и подлинным интересом.
Поскольку контакт между консультантом и клиентом, зачастую, эмоционально нестабилен — меняется в зависимости от характера протекаемой беседы — консультанту необходимо принимать во внимание настроение диалога и по необходимости менять его в сторону большей конгруэнтности.
Каким образом следует начинать первую встречу и как строить диалог с клиентом, зависит от его состояния и от различных ситуативных обстоятельств (опоздание, ожидание и т.п.). Универсальным методом начала встречи является представление консультанта, небольшой рассказ о себе, о вопросах, которые консультант помогает решить, о цели встречи, продолжительности. Чтобы вовлечь клиента в процесс консультирования можно задать ему вопросы, которые относятся к причинам его посещения психолога, что стало основным мотивом для обращения.
2 Обозначение проблемы
Цель стадии — идентификация и оценка проблемы, с которой пришел клиент. На данной стадии наиболее важным является установление этапа развития проблемы у клиента. Разрешалась ли она ранее, если нет, то следует уточнить период, в течение которого клиент находился с данной проблемой самостоятельно.
На данном этапе консультирования осуществляется знакомство и сбор первичной информации. Информация предоставляется от клиента непосредственно в вербальной форме. Основной запрос, который может быть — утрата смысла жизни, чувство неопределенности, состояние неуверенности относительно будущего.
Специфика российского менталитета заключается в том, что женщины более открыты для работы с психологом, они охотно идут на контакт, отвечают на вопросы. Мужчины, в свою очередь, предоставляют меньше исходной информации в силу сформированной закрытости. На этапе знакомства и сбора информации, установить контакт с клиентом помогают такие техники, как: активное слушание, позитивное поощрение клиента в процессе более детального рассмотрения его проблем, фиксация на переживаемых клиентом чувствах, интепретация высказываний клиента.
На стадии обозначение проблемы, психолог может дать первую лояльную обратную связь клиенту. В ходе консультации, психологу крайне важно направлять беседу на те аспекты проблемы, которые он в силах помочь разрешить. Очень часто клиент маскирует свою проблему псевдопроблемой. Здесь консультанту необходимо отделить псевдопроблему от реальной проблемы клиента, помочь клиенту осознать это.
Сложностью на данной стадии консультирования, выступает то, что отношения «психолог‑клиент» еще не сформировались и не углубились, для того, чтобы стало возможным более полно погрузиться в проблему. Лучшей точкой опоры для понимания поведения становится, как говорит К. Роджерс, компетенция самого клиента. Чрезвычайно важно дать возможность клиенту выразить личную, субъективную точку зрения на проблему.
3 Заключение контракта
Цель стадии — формулирование основных положений о распределении обязанностей, выполнение которых необходимо в процессе консультирования. Следует помнить о распределении ответственности, об условиях психологического консультирования, определение периодичности сеансов консультаций.
На данной стадии возможно использование следующих вопросов со стороны консультанта: «С чем Вы хотите уйти с консультации?», «Каким образом можно будет узнать, что Вы достигли намеченного результата?», «Каким образом можно выяснение о перспективе сохранения позитивных результатов?», «В каком контексте Вы бы хотели получить данный результат?».
4 Целеполагание
Цель стадии — распознание психологической проблемы клиента и формулирование желаемого достижимого результата. Следует помнить, что одним из критериев достижения цели консультирования, наиболее точное формулирование проблемы клиента. На этой стадии консультант выясняет причины формирования запроса, определяет возможные формы помощи.
Многие люди уверены, что переживание экзистенциального кризиса вызвано объективными возрастными причинами, то есть, после 35 лет ощущение неуверенности и неопределенности является нормой для человека. В ходе консультационной работы устанавливается, что такие чувства вызваны отнюдь не возрастными рамками.
Одна из основных причин переживания экзистенциального кризиса заключается в том, что в человеке существует объективный внутриличностный конфликт между т.н. «собственными желаниями и потребностями» и «желаниями и потребностями, формируемыми для него окружающей средой». Говоря на языке психоанализа, этот конфликт можно выразить как противостояние между «Я» и «Сверх-Я».
Один из рассматриваемых примеров консультационной работы выглядит следующим образом. Девушка, 33 года. Разведена. Есть маленькая дочка. На протяжении своего взросления и личностного формирования постоянно ориентировалась на желания и потребности родителей. Процесс сепарирования к 30 годам так и не произошел.
В результате, личность наполнена серьезными противоречиями по отношению к собственной жизни. Происходит борьба между изначальными собственными интересами и интересами родителей, которые она стремилась удовлетворять. И к 33 годам, накопленные противоречия трансформируются в экзистенциальный кризис, сопровождаемый утратой смысла собственной (индивидуальной) жизни. Используемые на данном этапе техники: активное слушание, перефразирование.
5 Принятие консультативного решения
Цель стадии — помочь клиенту сформулировать варианты преодоления экзистенциального кризиса путем возможного развития социально-психологических ресурсов, а затем, критически оценивая их, выбрать наиболее подходящий вариант. В процессе реализации цели, происходит переориентация клиента от привычных моделей поведения и разрешения проблемных ситуаций, на модели поведения, которые соответствуют его запросу.
Решения, которые возникают в процессе консультативной беседы имеют характер терапевтических, и направлены на осознание клиентом того факта, что многие его проблемы, которые и формируют тело запроса, по большому счету, могут являться устаревшими стереотипами и совокупностью предрассудков, не позволяющих клиенту жить более рационально, более творчески и конструктивно.
Консультанту следует иметь в виду, что проблема, которую представил клиент в начале встречи, может выдаваться за псевдопроблему, а реальная проблема может находиться вне поле зрения клиента. Вступая во взаимодействие с окружающей средой, со своей собственной личностью, в процессе консультирования клиент учится отличать свои домыслы от реального положения вещей, и адекватно оценивать реальность.
Эффективность процесса консультирования зависит от успешности расстановки границ, которые определяются дихотомией «идентификация-отчуждение». Адекватная расстановка данных границ предоставляет возможность привести клиента к самому важному и самому трудному явлению — проекции своего «Я» на окружающую действительность. Консультанту необходимо особое внимание обращать на склонность клиента переносить свою проблему на внешний мир, винить, например, в своих бедах кого-то из окружающих.
6 Психологическое воздействие
Цель — помочь клиенту в выявлении своих внутренних ресурсов, устранении фактов, мешающих их использованию, а также решение обозначенной проблемы путем активизации ресурсов. Задача консультанта сводится к тому, чтобы помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Консультант должен выяснить — какими ресурсами обладает клиент для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Необходимо обозначить для клиента важность оценивания собственного поведения, стиля жизни, ценностных ориентаций. На данной стадии необходимо определить идеальное «Я» клиента, то есть каким бы он хотел себя видеть.
Терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым, клиент может получить возможность решения его проблем за счет развития существующей ресурсной базы. Консультация должна быть полностью терапевтически сконцентрированной, то есть каждая минута консультации ориентируется на отклик решения насущных потребностей клиента.
Важно помнить: клиент обратился за психологической помощью в результате переживания экзистенциального кризиса. Его неоднократные попытки самостоятельно решить сложившуюся ситуацию оказались безрезультатными, а болезненные переживания привели в кабинет психолога. Задача консультанта, согласно данной программе консультирования, очевидна — переключение внимания клиента на его ресурсный потенциал. Возможно, переживание экзистенциального кризиса будет снижено в результате акцентирования внимания клиента на семейных ценностях, на необходимости более глубокого вовлечения в происходящие жизненные события.
7 Завершающая стадия (подведение итогов, обратная связь)
Цель стадии — облегчение имеющегося напряжения путем развития собственных психологических ресурсов клиента, окончательное разрешение психологической проблемы, восстановление психологического равновесия.
На данной стадии возможна переформулировка запроса. Это может способствовать более глубокому осознанию мотивов обращения к психологу. Запрос характеризуется определенной динамикой. Например, в начале консультации запрос может быть следующим: «Я утратил смысл в своей жизни», а в конце — «Мне следует разобраться в своих истинных желаниях и ценностях, потому что в определенный период жизни я утратил свою сущность, живя ради своих родителей».
Порой случается, что клиент быстро теряет то, что приобрел в ходе работы с психологом. В этом случае нужно предпринимать специальные шаги, дабы конструктивные решения, принятые совместно с консультантом, не пропали даром. Здесь могут подойти такие вопросы клиенту, которые бы касались его дальнейших планов, поведения в ближайшее время.
Стадия завершения консультативной беседы включает в себя следующие этапы: подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, прояснение и коррекция ожиданий клиента. Характер впечатления клиента о работе с консультантом имеет ключевое значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.
Кроме того, определенное время бывает необходимо выделить для окончательного завершения процесса переживания, полученного в результате консультативной встречи. Может происходить и так, что в ходе повествования клиента из рассказа появляется важный рабочий материал, и происходит отражение связанных с этим рассказом чувств, тогда важной целью конечного этапа консультации становится облегчение эмоционального реагирования.
По крайней мере, пять минут от всего времени консультирования необходимо выделить для подведения итогов. Здесь может быть резюме содержания беседы и уточнение совместно достигнутого понимания основной проблемы клиента. В результате подведения итогов, часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента.
Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. «Как Вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня ?», «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? . В чем именно?» — эти вопросы позволяют обнаружить ожидания клиента и выявить возможные несоответствия с ожиданиями клиента. Консультанту следует помнить, что обратная связь — это потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий, и как следствие, для реализации стратегического плана действий по разрешению проблем клиента.
Кашапов М.М. Консультационная работа психолога: Учебное пособие. Ярославль, 2005. 196 c.
Источник: www.b17.ru